СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий музыкальной гостиной «Звучат русские народные инструменты»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкальной гостиной «Звучат русские народные инструменты»»


МБОУ «Специализированная школа №2 им. Д.И. Ульянова

с углубленным изучением английского языка

г. Феодосии Республики Крым»








Сценарий

музыкальной гостиной

«Звучат русские народные инструменты»















Автор: Асанова Ф.А.

учитель музыки






г. Феодосия, 2024


Структура:

  • Организационный этап: создает психологический настрой воспитанников.

  • Всесторонняя проверка знаний: кроссворд, разно уровневые задания, помогает выявить уровень знаний воспитанников по данной проблеме, активизировать их творческую и мыслительную деятельность.

  • Изучение нового материала: знакомство с В. Андреевым, создателем первого народного оркестра, с историей создания концертных балалаек, их разновидностей.

  • Практический этап: способствует усвоению знаний о строении музыкальных инструментов, плоскостной форме, декоративному украшению, развивает творческое мышление и мастерство.

Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.

Задачи:

  • Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества.

  • Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух; внимание, память интонационно - стилевые представления, творческие способности.

  • Воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к народной музыке.

Музыкальный репертуар: обработки русских народных наигрышей и мелодий.

Программное обеспечение: компьютерная презентация “Звучат русские народные инструменты. Его величество оркестр»

Оборудование: Гусли, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, компьютер.



















Ход мероприятия. Слайд 1.


Учитель. Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.


Кто сложил её – не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!


А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России –

Столько в рощицах берёз.


Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России –

                Никому не сосчитать! Слайд 2.

Р.Н. Песня «В амбар за мукой» исполняет ученица 3Б Васильева Анна.


1. Мы сегодня очень рады! Слайд 3.

Мы приветствуем всех вас.

Всех – знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых,

Самых- самых дорогих.

Тихо-тихо рядом сядем –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде:

Разноцветном, расписном!

Учитель: здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя!  

Я рада вас приветствовать на нашей музыкальной гостиной, и приглашаю вас отправиться с моими помощниками в интересное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

А чтобы узнать тему сегодняшней музыкальной гостиной, мы отгадаем кроссворд.

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки!  Слайд 4.

  1. У него рубашка в складку. Любит он плясать в присядку.
    Он и пляшет и поёт – Если в руки попадёт.
    Сорок пуговиц на нём с перламутровым огнём
    Весельчак и буян Голосистый мой… (баян)

  2. Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка.
    Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка. (домра)

  3. Чьи мы слышим перекаты.  Словно гром гремит – раскаты.

    В ряд пластинки – будто щётка, а звучит сейчас -    (трещотка) 

  1. Деревянные сестрички, 
    друг о друженьки стучат, 
    всю округу веселят… (ложки)

  2. Он по виду брат баяну, где веселье, там и он.
    Я подсказывать не стану, Всем знаком… (аккордеон).

  3. В руки ты её возьмешь, то растянешь, то сожмёшь.
    Звонкая. Нарядная, Русская, двухрядная.
    Заиграет, только тронь. Как зовут её... (гармонь).

  4. До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си – 
    Прилетели воробьи
    На мою тетрадку сели
    И мелодию запели… (ноты)

  5. Ой! Звенит, она звенит. Всех игрою веселит!
    А всего – то три струны Ей для музыки нужны.
    Кто такая, отгадай-ка,это наша… (балалайка).


- Какое слово получилось по вертикали? (народный) Слайд 4.



–А что может быть народным? Что вы ребята называли, баян, балалайка, домра? (инструменты) Слайд 5.

Верно, сегодня мы продолжим раскрывать тайны звучания этих инструментов. С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты. К сожалению, история не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные инструменты. Но, тем не менее, они дошли и прекрасно сохранились до наших дней.

5 слайд  Ребята, посмотрите на экран, какие инструменты изображены на картинке? (домра, балалайка………)

6 слайд  Мы знаем, что все музыкальные инструменты делятся на группы, по способу звучания. Давайте распределим инструменты по группам: струнные, духовые, клавишные, ударные. Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?   7слайд.  И так, тема нашей музыкальной гостиной звучит так:

«Звучат русские народные музыкальные инструменты»

А знаете ли вы, что такое оркестр? Попросту говоря – это хор музыкальных инструментов, который характеризуется двумя простыми словами «много» и «вместе».

1. - А знаете, ребята, что оркестры бывают разные. Симфонический оркестр – в его состав входит от 80 до 100 музыкантов, это самый большой из оркестров.

2. - А я знаю джазовый оркестр, он исполняет джазовую музыку, а еще бывает духовой оркестр – в этом оркестре играют только духовые и ударные инструменты.

3. - Также есть камерный оркестр. Слово «камера» с латинского языка переводиться «комната». Значит комнатный оркестр, т.е. небольшой,

в составе камерного оркестра не больше 25 музыкантов.

Учитель. - Мы сегодня будем говорить об оркестре русских народных инструментов. В его составе только русские народные инструменты.

Слайд 7.

р.н. песня «Посею лебеду на берегу»

Д. Рубцова и оркестр рус нар инструментов.


Слайд 8-9. Учитель. Не могу не сказать несколько слов о выдающемся деятеле искусств, реформаторе русских народных инструментов, создателе и руководителе первого оркестра русских народных инструментов. Общественный деятель, педагог, композитор, дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике. Это Василий Васильевич Андреев.

«Какая прелесть эта балалайка» - писал П.И. Чайковский. Немало добрых слов сказано о ней Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, А.П.Чеховым и другими писателями и поэтами. Народ слагал о ней загадки, пословицы, поговорки.


Слайд 10.

1.Балалайка, балалайка,
Я в тебя влюбленная,
Потому что ты родная,
Русская, народная.

2. Всем известна балалайка
С незапамятных времён!
Ну, а вот, пойди, сыграй-ка!
Не умеешь? Не учён?
Слайд11.

3.Три струны на балалайке,
Но красиво как звенят,
И в дому и на лужайке
Созывают в круг ребят

4.Ты и нынче зря робеешь!

Ты одна на всю страну!

Так задиристо умеешь

Тронуть русскую струну!

И. Штраус Полька "Трик-Трак"

Исполняет Анастасия Тюрина 7 лет. В сопровождении Национального академического оркестра русских народных инструментов им. Осипова



Слайд 12.

Домра – душа оркестра русских народных инструментов. Именно ей отводится почетное право исполнять главные партии. Нелегким и тернистым был путь развития и усовершенствования домры. Сегодня нам не кажется странным, когда на сцену концертного зала выходит музыкант с домрой в руках.

  1. Домра, как забытая царица,
    Что жила когда-то на Руси.
    Балалайки старшая сестрица,
    Звуком ладным в голубой выси,

  2. Разносила на потеху миру,
    В скоморошьих озорных руках
    Складных песен звонкую сатиру
    В старых сказках, баснях и стихах

  3. Домра - инструмент важнейший
    Красивый, с голосом нежнейшим.
    Когда ты струн рукой коснешься,
    В старинный мир перенесешься!

  4. В ней чуткость, радость, доброта,
    И всех созвучий красота!
    То загрустит, то засмеется!
    Вся прелесть звуков ей дана,
    И дарит чудо нам она

А. Цыганков "Интродукция" и "Чардаш"


Слайд 13. Учитель: хорошо знакомые слова: «Какая ж песня без баяна?» из популярной лирической песни выражают суть нашего отношения к этому широко распространенному музыкальному инструменту. Главное, видимо, в том, что баян, обладает замечательным голосом, способным проникновенно «спеть» задушевную песню. Как говорят в народе, тронуть за душу. Его глубокий, густой, «дышащий» звук, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств: от глубокой печали до безудержного веселья.


1.Этот истинный волшебник
Покоряет все сердца
Он Бояна есть преемник
Древне-русского певца.
2.Звук баяна нежный, чистый
В сердце как родник журчит
Хрип басов, тон бархатистый
Болью радостной звучит.
3.Он хозяин настроенья
В душу может проникать
Вызвав смех иль восхищенье
Будет вами управлять

Слайд 14.

Муз.номер.


Слайд 15.

Учитель. Гусли – один из древнейших инструментов планеты. Их история началась в незапамятные времена, точную дату появления на свет определить невозможно. Русские гусли, очевидно, получили свое название от славянского слова «гусла», что так и переводится – тетива. Данный инструмент на Руси был всеобщим любимцем. Под него плясали, пели, отмечали праздники, проводили кулачные бои, рассказывали сказки.

2.Мастерство изготовления передавалось от отца к сыну. Древесина, которую предпочитали в качестве основы – ель, клен-явор. В XV-XVII веках гусли стали постоянными спутниками скоморохов. Их использовали в процессе уличных представлений. Когда скоморохи оказались под запретом, исчезли и используемые ими инструменты. Возродилось русское творчество с приходом к власти Петра Великого.

3 Новую жизнь народному инструменту подарили в XIX веке энтузиасты В. Андреев, Н. Привалов, О. Смоленский. Они сконструировали целый ряд моделей, от клавишных до щипковых, которые вошли в состав оркестров, исполняющих исконно русскую музыку.

Звучит самая красивая музыка на гуслях

«Русь Великая исполняет Анастасия Ермолаева.



Ложки – старинный ударный музыкальный инструмент славянского происхождения. Игральный набор составляют 2-5 штук: одна штука комплекта выглядит массивнее, превосходит остальные размером, называется игровой, остальные – веерные.

Отличие музыкальной модели от столовых приборов – толстостенность, высокая прочность, помогающая извлекать низкие звуки. Привлекательный вид инструменту придавала красочная роспись поверхности.

XIX век – период возрождения исконно русских музыкальных инструментов. Музыкальные ложки стали полноценными участницами народных инструментальных оркестров. Появились виртуозы, выступающие сольно, сопровождающие игру на ложках сложными трюками, танцами, песнями.

Есть ложки для каши
И есть для варенья,
Которые кормят
Вкуснятиной нас.

А есть для веселья
И для развлеченья,
С которыми люди
Пускаются в пляс!

Они не для гречки,
Они не для риса,
Не любят, чтоб супом
Их пачкали зря,

Плохие хозяйки,
Но что за актрисы!
Как щелкают ловко
В руках ложкаря
Образцовый театр ложкарей «Холмичи». Попурри.





Учитель.

Концерт окончен

Музыка вдруг смолка

Но так ли это?

Кажется, сейчас она звучит

И будет долго-долго

Еще звучать для каждого из нас.

И будет звать в неведомые дали,

Звенеть, искриться радугой-дугой

Порой бывает музыка полна,

Что кажется, как солнце, негасима

Как океан, безбрежною она.

И каждый день с волненьем

Будем ждать,

Когда мы вместе дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнем опять!

Наш концерт подошел к концу. Спасибо за внимание. До новых встреч.