«Зимушка-зима». Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе
Цель:
• воспитание эстетического отношения к природе путем интеграции поэзии, живописи ,воспитывать любовь к классической музыке
Задачи:
• развивать умение передавать характер музыки через выразительное пение и музыкально – ритмические движения;
,закрепить знания о композиторах, жанрах музыки, продолжать знакомить с терминами балет,симфонический оркестр,уметь классифицировать музыкальные инструменты
• совершенствовать ритмический слух;
• формировать у детей чувство эмоционального удовлетворения от творческой деятельности;
• учить детей приемам самомассажа, релаксации.
Ход занятия:
Муз. рук. Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро-нам шепчут цветки!
Доброе утро журчат ручейки
Доброе утро-нам птица поет!
Доброе утро!-шепчет нам кот!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Муз. рук-ль Вот хозяюшка зима
В гости к нам пришла сама.
В ярких звездочках, сережках,
Да в серебряных сапожках!
Рукавом махнет налево-
И поляна побелела.
Ручкой правою махнет-
Горы снега возведет.
Ну а мы пойдем гулять
Ножками снежок топтать.
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым
Поднимай повыше ногу проложи другим дорогу.
А теперь бочком, бочком друг за другом все бегом
Ножка ножку догоняла все бочком за ней скакала.
Муз. руков. - Ребята я получила очень интересное письмо и хочу его сейчас прочитать вам. Хотите узнать, что в нем написано?
Дети. Да.
Муз. рук-ль (Читает) Здравствуйте ребята! Мы живем на острове Чунга-Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели зимы.
Какая она зима? Напишите нам о ней или нарисуйте, пожалуйста!
До свидания! Жители острова Чунга-чанга!
Муз. рук-ль. Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга-чанга узнать,что такое зима, и какая она бывает. Мы расскажем о зиме в
наших песнях, играх, рисунках. В конце занятия вложим рисунки
в большой конверт и отошлем жителям острова. Договорились?
Для этого мы отправляемся в путешествие с подружкой зимы Снежинкой ,которая поможет узнать,как композиторы,поэты и художники
изображали в своих произведениях Зиму
Итак,отправляемся в путешествие!
РИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «Отправляемся в поход!»
(Дети стоят в кругу)
Собираться нам пора(хлопают в ладоши)
В путешествие,друзья(хлопают по коленям)
Ждет нас Зимушка-Зима(руки полочкой,пальчик к щеке,качают головой)
Ждут метели,ждут снега(моторчик,руки вверх и в стороны)
Ждут нас дальние края(козырек вправо-влево)
И глубокие моря(Плывут)
Отправляемся в поход(шагают)
Нам не нужен самолет(руки в стороны,летят)
Нам не нужен паровоз(имитируют движение поезда)
Ущипнем себя за нос!(щипают за нос)
А теперь закрой глаза!(садятся,закрывают глаза)
Отправляемся! Ура!(выпрыгнуть вверх)
-Ну вот мы оказались в зимнем лесу!
.Зима-настоящая волшебница
Она околдовывает всех,кто подвдастен ее чарам. Поэт Федор Иванович Тютчев
пишет:
Ребенок.
Чародейкою Зимою
Околдован,лес стоит
И под снежной бахромою
Неподвижною,немою
Чудной жизнью он блестит
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой
В нем нечто не затрепещет
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой
Муз. рук-ль Ребята, а знаете ли вы, что зимний пушистый снег – это бывшие снежинки, замерзшие сейчас на зимнем ветру. Снежинки легкие,воздушные, музыку их танца почти невозможно услышать, но ее можно придумать. Сегодня мы вместе с нашей Снежинкой с вами послушаем музыку вот этого композитора (показываю портрет П. И. Чайковского) Как же егозовут?
Дети. Петр Ильич Чайковский.
Муз. рук-ль Конечно же, это русский композитор Петр Ильич Чайковский. И сегодня мы послушаем «Вальс снежных хлопьев». (Слушание «Вальс снежных хлопьев». П. И. Чайковского)
Муз - рук-ль. Ребята, а подскажите мне, а какие основные жанры в музыке вы знаете?
Дети - Песня, танец и марш.
Муз. рук-ль. А какому жанру относится это произведение?
Дети. Это танец.
Муз. рук-ль. А какой это танец?
Дети. Это танец - вальс.
Муз. рук-ль. Правильно это танец вальс. Вальс – это плавный, красивый танец с кружащей мелодией и определённым ритмом. Само слово “вальс” происходит от слова “кружиться”.
Муз. рук-ль. Вам понравилась музыка? Какая она была по характеру?
Дети. Сказочная, волшебная.
Муз. рук-ль. Ребята, а давайте с вами поиграем в игру. Я вам буду называть характеры музыки. А вы будете ловить в ладошки только те характеры, которые относятся к этому произведению (называю характер музыки) - сказочная, решительная, торжественная, волшебная, строгая, суровая, кружащаяся, сильная, полетная, изящная, сердитая, маршевая, воздушная, волнующая.
Муз. рук-ль. Как вы думаете музыку исполнял один муз. инструмент или много?
Дети. Музыкальных инструментов было много.
Муз. рук-ль. «Вальс снежных хлопьев» исполнял симфонический оркестр. А какие инструменты симфонического оркестра вы знаете?
Дети: Скрипка, флейта, фортепиано, труба, туба, виолончель, ударные.
Муз. рук-ль. Правильно, молодцы! А посмотрите, пожалуйста, на фланелеграф и скажите, какие инструменты не играют в симфоническом оркестре.
(на фланелеграфе изображения инструментов, дети должны убрать лишние)
Дети. Балалайка, деревянные ложки и гармонь не играют в симфоническом оркестре. Это народные инструменты.
Муз рук-ль: Давайте попробуем составить раасказ по знакам-
символам,которые изображены на таблице(Ответы детей)
Вед:Пожалуй из всех времен года только Зима обладает такой красотой и волшебной силой Куда же сейчас приведет нас наша Снежинка? Она привела нас в мир красок Давайте посмотрим как изображают художники Зиму(на экране демонстрируются картины «Зима» Дубровского, « Лес зимой» Крыжицкого, «Зима» Саврасова)
Что общего в этих картинах,какое настроение их объединяет?
(Зима торжествует,снег сверкает,шапки снега повисли на деревьях,
настроение радости)
Муз.рук:Подходят ли эти картины к музыке,которую мы только что
послушали?
(Ответы детей)
Муз. рук-ль. Ребята, а вы зимой любите на улице гулять?
Дети:Да!
Итак ,снежинка повела нас гулять на природу
Муз. рук-ль. Тогда я вам предлагаю пойти на зимнюю прогулку.
Пальчиковая мгра«Зимой во дворе»
Мы во двор пошли гулять, (ритмично сжимаем пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
В санки садились
С горки покатились (ритмично сжимают пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)
Бабу снежную лепили (имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (имитировать движения по тексту)
С горки катались, (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой)
И в снегу валялись, (поворачивать ладошки то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли
М.Р.А теперь разогреем наши горлышки и споем распевку
«Снеговик» и прохлопоаем ее ритм Какие бывают звуки по
длительности?(ответы детей:длинные и короткие)
Раз и два, раз и два
Лепим мы снеговика.
Мы покатим снежный ком
Кувырком, кувырком.
(Проиграть еще раз ,прохлопывая ритм ,используя таблицу )
Муз. рук-ль: Ребята, всегда ли зима холодная, суровая, снежная? А какая еще бывает зима, вы догадались?
Дети: Веселая, задорная, бодрая, озорная
. Муз. рук-ль: Да, зима приходит к нам веселая, игривая, бойкая.
Поэт Петр Андреевич Вяземский, встречая зиму,восклицает :
Здравствуй,в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы
Словно яркие лучи
,,,Здравствуй,русская молодка,
Раскрасавица-зима
Белоснежная лебедка
Здравствуй,матушка-зима!!
Дети исполняют песню «Снежная песенка»муз.Львова-Компанейца
Музыкальный руководитель: Что-то мы засиделись, я предлагаю немного поиграть.
Становитесь все в кружок
Поиграем мы в снежок.
Какие зимние забавы вы любите?
Дети: (отвечают)
Музыкальный руководитель: Есть игра, которую любят и взрослые и дети, это игра в снежки. Давайте слепим снежок и поиграем с ним. Сейчас мы выбирем ведущего считалочкой: Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы в снежки играть.
Дать один снежок, выбранному ребенку, остальные дети лепят воображаемый снежок. Выполняют движения под слова:
Давай, дружок лепи снежок,
Еще разок, лепи снежок.
По рукам снежок катаем,
Воеводу выбираем.
Воевода, воевода выходи из хоровода (ребенок у которого остался снежок, поворачивается к двум детям около которых остановился, вытянув руку со снежком перед собой,
Раз, два, три – не воронь
А беги как огонь. (двое этих детей бегут в разные стороны, кто быстрей возьмет снежок.)
Муз.Рук: А сейчас выполним массаж
«Наступили холода»
Да-да-да, наступили холода. (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да превратилась в лед вода. (провести большими пальцами по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду, я не поскользнусь на льду. (указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду-ду-ду, я на лыжах в лес пойду. (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды, вижу на снегу следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» энергично растереть)
Ди-ди-ди, ну заяц, погоди! (погрозить пальцем).
Муз. рук-ль. Как хорошо мы погуляли с вами. Ребята, а вы не забыли, что нам надо еще нарисовать рисунки чтобы отправить их в письме жителям острова Чунга- чанга! Снежинка напоминает нам об этом! Я думаю самое время сейчас начать эту работу. Садитесь, пожалуйста, за столы.
Воспитатель. Очень красива зима в своем белоснежном убранстве. Посмотрите на картины (зимние пейзажи) художников. Ребята, а какая бывает зима?
Дети. Зима бывает разная - суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая. Но бывает и красивая, белоснежная веселая, волшебная, чудесная.
Воспитатель. Правильно ребята. За красоту зимы люди придумали ей ласковые названия. Какие?
Дети. Зимушка-зима, зима-волшебница, гостья-зима.
Воспитатель. Вспомним, как выглядят деревья и кусты зимой? Чем покрыта земля? С чем можно сравнить мягкий пушистый снег?
Дети. С ватой.
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам нарисовать свою картину зимы.
Муз. рук-ль. Теперь когда высохли ваши рисунки, мы их вложим в большой конверт и отправим жителям острова Чунга- Чанга!
Дети:В нашем музыкальном зале мы и пели и плясали
Скажем на прощание : «До свидания!»