СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий образовательного события «Современный взгляд на картину В.Решетникова «Опять двойка» сквозь призму времени»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательное событие – это форма совместной организации и реализации образовательной деятельности учителей, учащихся и их родителей.

Цель образовательного события: Научиться работать в группе не только со своими сверстниками, но и с родителями и учителями; уметь донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к мнению других.

Основными задачами являются:

1. Организация совместной деятельности учителей и родителей по обеспечению условий развития разносторонних интересов учащихся в свободное от учёбы время;

2. Построение доверительных отношений между учениками и их родителями, родителями и учителями, учителями и учениками;

3. Интерес к причинно-следственным связям, попытки самостоятельного объяснения полученных оценок и нахождения путей их исправления;

4. Рефлексия.

Материалы и оборудования: ПК, проектор, интерактивная доска, мультфильм «Новые приключения нашего специального корреспондента «Мурзилки», иллюстрация картины Ф.Решетникова «Опять двойка», фломастеры, ватманы,  задания для индивидуальной и групповой работы. Карта эксперта и наблюдателя.

Участники: учителя, учащиеся 7-11 классы, родители.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий образовательного события «Современный взгляд на картину В.Решетникова «Опять двойка» сквозь призму времени»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п.Огорон

Зейского района Амурской района










Сценарий образовательного события

«Современный взгляд на картину В.Решетникова «Опять двойка»

сквозь призму времени»


Методическая разработка (сценарий) воспитательного мероприятия













Автор: Дамдинова Соелма Цыбеновна-

учитель биологии, химии, географии














Сценарий образовательного события

«Современный взгляд на картину В.Решетникова «Опять двойка» сквозь призму времени»

Пояснительная записка

Новые образовательные стандарты предполагают изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. В современных условиях одной из широко используемых форм внеклассной деятельности становится образовательное событие.

По Б.Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связанокак раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность… Событие нельзя понимать как случайность и предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание». Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А.С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события.

Образовательное событие – это форма совместной организации и реализации образовательной деятельности учителей, учащихся и их родителей.

Цель образовательного события: Научиться работать в группе не только со своими сверстниками, но и с родителями и учителями; уметь донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к мнению других.

Основными задачами являются:

1. Организация совместной деятельности учителей и родителей по обеспечению условий развития разносторонних интересов учащихся в свободное от учёбы время;

2. Построение доверительных отношений между учениками и их родителями, родителями и учителями, учителями и учениками;

3. Интерес к причинно-следственным связям, попытки самостоятельного объяснения полученных оценок и нахождения путей их исправления;

4. Рефлексия.

Материалы и оборудования: ПК, проектор, интерактивная доска, мультфильм «Новые приключения нашего специального корреспондента «Мурзилки», иллюстрация картины Ф.Решетникова «Опять двойка», фломастеры, ватманы, задания для индивидуальной и групповой работы. Карта эксперта и наблюдателя.

Участники: учителя, учащиеся 7-11 классы, родители.

Из числа гостей назначить наблюдателей и экспертов, выдать карту эксперта и наблюдателя.

Структура мероприятия

Данное образовательное событие состоит из двух туров. Первый тур – индивидуальная работа с двумя вопросами для учащихся, родителей и учителей, время выполнения 30 минут. Второй тур – групповая работа, рассчитанная на 45 минут. По истечении времени группа, состоящая из учащихся зачитывают свои лучшие сочинения, а группы учителей и родителей выражают свое мнение по данной теме, после чего группы переходят к защите работы своей группы. Начинаем обсуждения и плавно переходим к рефлексии.

Ход образовательного мероприятия

  1. Вступительная часть

- Здравствуйте, ребята!

- Добрый день уважаемые родители, коллеги!

Просмотр мультфильма «Новые приключения нашего специального корреспондента «Мурзилки» продолжительность 09.05 минут.

Давайте вспомним, есть ли среди нас человек, который получал двойку за время учебы хотя бы раз. Как вы думаете, что чувствует? что делает? для того, чтобы исправить двойку. Было ли стыдно перед ровесниками, родителями, учителями.

Перед вами картина советского художника Ф.П.Решетникова «Опять двойка», созданная в 1952 году.

Итак, начинаем работу.

I тур. Индивидуальная работа ученикам, родителям и учителям. Время:30 минут.

Индивидуальная работа для детей: 1) написать сочинение - рассуждение по картине «Опять двойка»,

2) ответить на вопрос, как вы поступите, если получите двойку?

Индивидуальная работа для родителей: 1) выразите свое мнение по картине:

2) что вы предпримите, если ваш ребенок получит двойку?

Индивидуальная работа для учителей: 1) выразите свое мнение по картине;

2) что вы обычно делаете, когда ваши учащиеся получают двойку?

II тур. «Групповая работа», время для выполнения 45 минут. Создаются 3 группы: учащихся, родителей и учителей.

  1. Каждый из вас должен рассказать свой вариант сочинения в своей группе.

  2. Придумать новый сюжет картины на современный лад и нарисовать на бумаге.

  3. Ответьте на вопрос, что такое результаты ученика и как их оценивать?

  4. Защита работы своей группы по теме: «Опять двойка сквозь призму времени».

(По окончании 45 минут каждая группа защищает свою работу)

Итак, каковы же причины плохой оценки?

Ответы:

Дети: «Не успели подготовиться, были заняты другими делами».

Родители: «Ребенок плохо понял тему, а я ему объяснить не могу».

Учителя: «Ребенок часто отвлекается на современные гаджеты и много времени проводят в Интернете (различных социальных сетях, играх).

Рассказ учителя «История картины Ф.Решетникова «Опять двойка»

Картина Федора Решетникова «Опять двойка» была в жизни каждого советского школьника: репродукции висели в классах и мелькали в книгах, и сочинения по этой теме не избежал никто. Успех полотна как нравоучителя понятен: сюжет трактуется легко и мысль о том, что такое хорошо и плохо, считывается прямо. Но и у этой картины есть свои секреты.

Сюжет

Семья встречает мальчика, который принес очередной неуд. Внешний вид ребенка выдает, чем он занимается вместо уроков: дворовые баталии, коньки, беготня. Мальчика радостно встречают собака и младший брат, которые хотят играть. Мать же смотрит с грустью, старшая сестра — с осуждением.

Большинству советских школьников известна картина Фёдора Павловича Решетникова «Опять двойка». Многие ученики попадают в подобную ситуацию, когда получена плохая отметка, и нужно о ней сообщать родителям.

Данное полотно очень удобно для описания тем, что оно многоплановое. Интересно наблюдать, как устроен советский интерьер, отражающий образ жизни простых рабочих людей послевоенного времени (Картина написана в 1952 году).

Эта семья живёт не так уж плохо: в комнате хорошая мебель, ковёр на полу, велосипед у младшего мальчика. Дети неплохо по тем временам одеты. Видимо, семья не лишилась отца во время войны, и у детей есть всё необходимое, чтобы хорошо учиться. Но, как видно, старший мальчик не оправдывает ожиданий родителей. Он опять принёс из школы неудовлетворительную оценку.

Самое главное в картине – это невероятно выразительные фигуры и лица людей. Художник изобразил семью, которая встречает загулявшего двоечника. Из школы он вернулся не сразу, опасаясь наказания.

Старшая сестра, несомненно, отличница и активистка, уже успела сделать уроки и теперь осуждающе и строго смотрит на брата-двоечника. Он стоит посредине комнаты, ото всех отвернув глаза. Ему всё же стыдно за собственный проступок. Но, к сожалению, он повторяется уже не в первый раз, потому что мать устала от такого поведения сына.

Сидя на стуле, она с укором и сожалением смотрит на старшего сына. С одной стороны в её взгляде просматривается желание наказать ребёнка, а с другой видна жалость к нему.

А младшему братишке, который ещё не знает, что такое школа, весело от всего происходящего. И только верный пёс рад приходу хозяина. Ему совершенно безразлично, что он принёс в дневнике.

Художник изобразил эмоции и чувства, образ жизни детей тяжёлого послевоенного времени, которые помнят тяготы войны.

«Опять двойка» — показательное произведение «академического бытового жанра». Герои четко делятся на хороших и плохих, поэтому мальчик — по одну сторону, а положительные, сочувствующие персонажи — по другую.

Контекст

Идею картины «Опять двойка» Решетников нашел в своей семье. Прообразом мальчика стала дочь художника Люба. У нее случались двойки, и в такие момента она, приходя домой, всегда норовила проскользнуть незамеченной на кухню. Ее расстроенное лицо, виноватый взгляд Решетников и сохранил для героя картины. Сам художник считал, что плохая оценка — это расстройство не только лично ребенка, но и родных, и близких, и всей страны.Прототипом главного героя картины была дочь Решетникова

Картина писалась с натуры, очень трудно. Сохранились воспоминания Решетникова о том, как долго художник кормил собаку бутербродами, чтобы заставить ее стоять в нужной позе.

«Опять двойка» стала второй частью «художественной трилогии» Решетникова: первая — «Прибыл на каникулы», третья — «Переэкзаменовка». И точно так же, как на картине «Опять двойка» видна репродукция «Прибыл на каникулы», в левом углу «Переэкзаменовки» видна репродукция полотна «Опять двойка».

Судьба художника

Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву отправился в Арктику на «Челюскине», где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом, с юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.

Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние 13 лет жизни художник был вице-президентом Академии.

  1. Рефлексия

Мнения учащихся, родителей и учителей к плохой оценке.

Прийти к общему мнению, что двойка - это сигнал, на который нужно обратить внимание родителям, а учителя всегда готовы и призывают родителей к сотрудничеству. Ведь успех ребенка - это и дальнейшая устроенность ребенка в любой сфере человеческой деятельности.

Оценка наблюдателей и экспертов.

Просмотр продолжения мультфильма, продолжительность 12 минут.

Подведение итогов.

  • Понравилось ли вам событие? (Можете оценить свою работу, работу своей группы, насколько удовлетворительной была ваша совместная деятельность, довольны ли вы результатами и что можно было бы изменить или сделать по-другому?).

  • Ответы детей

  • Мнение учителей. Как вам наше событие? Может, мы что-то упустили?

  • Мнение родителей. Стоит ли проводить такие события? Ваши пожелания.

Выводы: Таким образом, тот опыт, который мы сегодня получили, приводит нас к осмыслению и осознанию, превращает его в средство для достижения новой, уже более высокой цели. При этом бой из участников образовательного события - это реально действующий участник, а не зритель: каждый выражает свои мысли, действует, сопереживает. Тема события ограничивает ресурсы содержанием и временем, но, тем не менее, ребенок имеет неограниченные возможности. Событие выступает как средство расширения пространства и возможностей каждого участника образовательного процесса для его субъектного действия.

Спасибо всем за плодотворное сотрудничество.
































Приложение 1

Мультфильм «Новые приключения нашего специального корреспондента «Мурзилки».

Приложение 2

Иллюстрация картины В.Решетникова «Опять двойка»

Приложение 3

ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАБОТЫ ГРУППЫ

Ф.И.О. эксперта № группы


п/п

Вопросы

Ответ»

Да/нет

1

Формулировка задачи в группе


2

Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания и т.д.)




3

Согласуют ли учащиеся между собой выбор ответа?


4

Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы и т.д.)


5

Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждения своих решений, помощь друг другу по запросу и т.п.)


6

Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся и т.п.)



Приложение 4

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместной работы


п/п

Критерии

Баллы от 0-5

1

Наличие элементов целеполагания


2

Планирование


3

Распределение заданий и обязанностей по выполнению работы


4

Соответствие содержания работы:


5

Представление результатов


6

Конфликты и их разрешение


7

Особенности поведения и коммуникации ученика


По каждому критерию отмечаются результаты наблюдений за каждой группой. При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения работы. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.

1. http://www.maam.ru/detskijsad/-obrazovatelnoe-sobytie-sposob-integraci-obrazovatelnogo-prostranstva-dlja-uspeshnogo-razvitija-i-socializaci-vospitanikov; 2.

2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/09/18/statya-sobytiynyy-podhod-kak-sposob-razvitiya-detey

3.http://diletant.media/articles/34350676/

4..http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-fedora-reshetnikova-opyat-dvojka/


8