СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В помощь молодым педагогам, студентам педагогических профессий и обучающимся, ориентированных на выбор педагогических профессий.
ОДИ «Летний лагерь»
Автор: Смирнова С.В. ,Трудниченко Н.И.
Вступительное слово
Цель и ситуации использования:
Учебная деловая игра разработана в помощь молодым педагогам в развитии педагогического мастерства и профессионального потенциала. Данная учебная деловая игра целенаправленно сконструированная модель реального процесса, имитирующая профессиональную деятельность вожатого летнего лагеря и направленная на формирование и закрепление профессиональных умений и навыков молодых педагогов.
Актуальность данной формы работы в том, что она помогает активизировать участников профессиональных отношений, ее главное отличие от традиционных форм педагогического взаимодействия (заседания ШМО, педагогический совет, анализ деятельности, посещение уроков, открытые уроки и т.д.). Она способствует более глубокой заинтересованности ее участников в изучении поставленного вопроса, предоставляет им возможность широкого повышения
профессионального мастерства. В учебной деловой игре активно проявляются
такие качества личности, как дисциплинированность, ответственность, чувство
долга, умение взаимодействовать с коллективом, возникает большая эмоциональная включенность игроков в образовательный процесс, и создаются возможности для развития творческой деятельности молодого педагога.
Применение методики учебной деловой игры способствует повышению эффективности профессионального и личностного роста, развитию педагогических способностей и формированию навыков самостоятельности, системности мышления, умению перестраиваться в различных педагогических и жизненных ситуациях.
Решая задачи ОДИ, молодые специалисты ищут разнообразные формы педагогической деятельности, которые отличаются от стандартных. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, ОДИ создаёт возможность проявить себя. Среди различных активных методов, которые используются в практике Гимназии по удержанию молодых педагогов, необходимо выделить деловую игру, так как именно она активизирует профессиональную деятельность, создает комфортное образовательное пространство.
Образовательная цель — освоение молодыми специалистами психолого-педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых
им для работы.
Развивающая цель — формирование профессиональной компетентности педагога в сфере образования, досуга и воспитания детей.
Задачи:
- формирование знаний из области практической психологии, педагогики;
- формирование практических умений и навыков по организации разнообразной деятельности детей и подростков;
- отработка конкретных технологий педагогической деятельности, обучение
их применению в различных ситуациях;
- ориентация участников ОДИ на самостоятельное проектирование собственной деятельности (как индивидуальной, так и деятельности класса);
- развитие лидерских качеств и коммуникативных умений молодых педагогов;
- диагностирование профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста.
Учебная деловая игра предоставляет возможности развить следующие педагогические компетенции:
• активизация мышления участников в заданном направлении;
• длительность и устойчивость творческой активности;
• стимуляция самостоятельного принятия творческих, мотивационно-оправданных действий и решений;
• построение процесса обучения на коллективной основе и по определенному алгоритму;
• повышение эффективности обучения не за счет увеличения объема информации, а благодаря глубине и скорости ее усвоения.
Описание методики:
Форма работы: педагогическая мастерская через проработку кейсов метапредметного характера для формирования и развития soft-skills (критическое мышление, креативность, исследование и изучение, саморегуляция, инициативность, настойчивость, использование информации, системное мышление, эффективная коммуникация, рефлексия и др.) у молодых специалистов, повышение педагогического мастерства.
ОДИ состояла из семи смысловых блоков:
- Лидерство
- Критическое мышление
- Эмоциональный интеллект
- Креативность
- Коммуникативные навыки
- Продуктивность и тайм-менеджмент
- Работа со стрессом
_ Командное развитие, сопричастность к команде.
Игра представляет собой заседания отряда вожатых по различным педагогическим вопросам, моделирует взаимодействуете вожатых друг с другом, в процессе решения проблемных ситуаций.
Основной слоган ОДИ: «Прокачай свои возможности!».
Раздатка 1
Вожатый – профессия – птица,
Труднее ее не сыскать.
С какою другою работой сравнится –
Ребячьи сердца зажигать!
В педагогической системе детского лагеря должность вожатого является основным звеном в системе педагогических должностей. Вожатый является непосредственным организатором и руководителем временного детского коллектива. Успешная организация детей во многом зависит от личности вожатого и уровня его мастерства.
Сегодня слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, физически и нравственно совершенной личностью. Современный вожатый сочетает в себе знания и умения педагога, психолога, социолога.
Педагог будущего должен владеть soft skills компетенциями: иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, уметь работать в команде, эффективно выстраивать коммуникацию, проявлять лидерские качества и принимать оперативные решения, создавать методические инструкции по предметам; решить кейсы с проблемными ситуациями.
Справка: Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) - комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.
Ведущий
Вы являетесь вожатыми нескольких отрядов детей разных возрастов, и составляете вожатский отряд летнего лагеря «Таежный».
Напишите на визитке свое имя, название вашего отряда и возраст детей, которые находятся в вашем отряде, девиз вашего отряда, какой опыт работы педагогическом сообществе у каждого из вас. Данная визитка поможет понять работа с детьми какого возраста вам актуальна на данный момент.
Действовать вы будете в условиях детского летнего отдыха, дети приехали на месяц отдохнуть, поправить здоровье, расширить круг общения, раскрыть личностный потенциал.
Вы взаимодействуете друг с другом, в процессе реализации целей данной конкретной смены лагеря «Таежный».
Вначале вам, как вожатым, необходимо изучить ситуацию: изучите профессиограмму вожатого и отметьте галочкой, те пункты, которыми работа вожатого кажется вам наиболее важной, ценной.
Раздатка 2
Профессиограмма отрядного вожатого
Раздатка 2
Профессиограмма отрядного вожатого
Общее описание профессиональной деятельности (презентация и раздатка)
1. Предмет труда:
- ребенок, подросток, его поведенческие навыки;
- жизнедеятельность детей и подростков в условиях временного коллектива.
2. Цель труда:
- создание условий для духовного и творческого развития личности ребенка,
его оздоровления и отдыха.
3. Профессиональные задачи:
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
- формирование культуры общения во временном коллективе;
- развитие коммуникативных умений детей и подростков;
- совершенствование и раскрытие творческой индивидуальности каждого
ребенка;
- стремление к преодолению конфликтных ситуаций;
- использование возможностей детского коллектива как инструмента
развития личности ребенка, подростка;
- обеспечение содержательного отдыха и оздоровления детей и подростков,
развитие физической культуры, спорта, туризма;
- содействие формированию, закреплению, развитию умений и навыков
самообслуживания.
4. Содержание работы по направленности:
- нравственно-духовное развитие;
- оздоровление;
- организационно-досуговая деятельность.
5. Результаты труда:
- улучшение состояния здоровья, физической выносливости ребят;
- высокий уровень и благоприятная динамика развития ребенка, временного
детского коллектива;
- приобщение их к физической культуре, спорту, туризму;
- определенные навыки и кмения самообслуживания.
6. Специфика труда отрядного вожатого:
- Деятельность отрядного вожатого отличается сложностью и
интенсивностью в течение смены. Участие в профильных сменах, сменах для
детей из групп социального риска повышает сложность и ответственность
воспитательной работы.
7. Основные функции: - воспитательная; - организаторская; - обучающая; - социально-психологическая;
- обслуживающая.
Ведущий
Заседания отряда вожатых проходят регулярно в конце дня, где обсуждаются насущные вопросы дня, происходит анализ проделанной работы, решение трудных вопросов и планирование деятельности на следующий день.
Запишите, пожалуйста, какие, по - вашему мнению, могут возникнуть затруднения у вожатых в процессе взаимодействия с детьми, в процессе организации деятельности и т.д., любые трудности, которые приходят в голову, которые придется решать (конфликты, эмоциональные переживания, стрессовые реакции – плачь, капризы, отказ от деятельности, ). запишите на общий листик.
Раздатка 3 лист для записи
Раздатка 4 Ситуации (8 разных, могут повторятся на 20 человек, могут объединиться по проблематике)
Групповая работа, навык находить общее решение, навык иметь опору в коллективе.
Ведущий
Итак, представьте ваше очередное заседание вожатского отряда, у каждого из вожатых возникаеситуация которой он делиться с участниками отряда вожатых
Упр «Знакомство с отрядом»
Ситуация 1: Первое занятие – как справиться с волнением?
Вожатый проводит свое первое занятие с подростками 12-13 лет. Он долго готовился к нему, составил конспект, советовался со старшими коллегами... Кажется, предусмотрел все. Но голос какой-то «чужой», предметов на столе неожиданно много, ученики «слишком внимательно» наблюдают за каждым его действием.
Вопросы педагогу:
Что можно предпринять, чтобы преодолеть волнение? Как снять напряжение?
Ваше решение: |
|
Ведущий
Налицо естественное волнение присущее всем дебютантам. Перед выступлением волнуется артист, перед экскурсией – экскурсовод, и конечно, педагог волнуется перед первым занятием.
Ответ
Прогнозирование: Легкое волнение – необходимый атрибут публичности, оно мобилизует, заставляет быть «в тонусе». Как правило, через несколько минут с ним справляются.
Решение (наставник-ведущий записывает на доске, что предложили МС, добавляет свое): Как же «продержаться» эти несколько минут? Рецепт прост: через простые действия, которые вы сможете контролировать. Вспомните, как учили «смолянок»: спина должна быть прямой, выражение лица – любезным.
Немного подкорректируем: «держите спину» и улыбайтесь, это придаст вам уверенности и чувства собственного достоинства.
Если вы вошли в класс или в помещение для занятий, положите свои вещи на преподавательский стол и стул. Если вы уже в кабинете и вещи приготовлены к занятию, можно слегка к ним прикоснуться.
Каким-то своим движением или взглядом дайте ребятам знак, что они должны встать и поприветствовать вас. И заведенный ритуал встречи – знак уважения к вам, должен соблюдаться впоследствии. Кроме того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
Поздоровайтесь, представьтесь: громко и четко назовите свою фамилию, имя и отчество. Скажите, что рады видеть своих воспитанников, надеетесь на плодотворную работу.
Расскажите ребятам о своих требованиях, критериях, затроньте организационные моменты. Дайте приготовленные карточки и попросите учеников написать на них свои имена и поставить перед собой.
За этими «хлопотами» пройдут несколько минут, в течение которых вы успокоитесь, увидите, что кто-то вам улыбнулся, а кто-то посмотрел с интересом.
Упр решение конфликтных ситуаций
Ведущий: Идет пятый день лагеря, отношения постепенно выстраиваются, дети привыкают к вожатому и друг другу, настраиваются на манеру каждого. Все разные, поэтому моменты, когда возникают конфликтные ситуации неизбежно.
Чтобы открыть персональное лидерство в самом себе, педагог должен очень многому научиться. Уверенность — то, что делает человека убедительным.
Школа — это территория конфликтов второго уровня.
Первый уровень предполагает наличие аргументации, это открытый спор, цивилизованное и полностью управляемое противостояние.
Конфликты второго уровня переключают нас «на личности», сам объект спора уходит на второй план. Такие конфликты скатываются в борьбу за превосходство, доводят человека до мысли победить «любой ценой».
Кем бы мы не являлись: учителями, родителями или даже детьми, конфликт становится неуправляемым, если мы начинаем бороться за правоту, а не за конкретный ресурс. Любой такой конфликт на самом деле является попыткой получить уважение. Именно с этого нужно начать работу.
Обсудим на нашем заседании отряда вожатых что делать при возникновении конфликтов.
Ситуация 2: «Записка» или очередное испытание
На занятии с конца ряда передается записка. Ребята (11-12 лет) молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от педагога. Педагог видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время группа разражается взрывом хохота.
Педагог выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи. Вопросы педагогу:
Способствует ли реакция педагога поддержанию его авторитета в группе? Как бы поступили Вы?
Ваше решение: |
|
Ответ
Ведущий
Если реакция педагога импульсивна и спонтанна, то она не способствует
поддержанию авторитета и разрешению ситуации. Спокойствие и уверенность в поведении помогают нейтрализовать ситуацию.
Прогнозирование: В данной ситуации учащиеся стараются протестировать взрослого и увидеть, какие эмоции он проявит, какие действия будет совершать. Если преподаватель начинает паниковать, кричать, грозить директором, это вызовет протест и негативное отношение со стороны детей. Педагог потеряет доверие и уважение учеников, так как он поддался на провокацию, а дети, ещё не осознавая, но чувствуя, что педагога можно легко спровоцировать, будут продолжать в том же духе.
Решение: Педагог мог бы отнестись к этому с юмором, улыбнуться и выразить своё отношение к ситуации, останавливаясь на положительных и отрицательных моментах. Возможные фразы: «Мне нравится, что такая ситуация показывает, что вы являетесь сплочёнными, верными идее, с таким искромётным чувством юмора» или же: «Не буду спрашивать, искать того, кто это придумал – что сделано, то сделано – давайте извлечём для себя полезные моменты из этого, – попытаемся не следовать «стадному чувству», а будем следить каждый за собой».
На слайд – не зачитывать
Для поддержания личностного компонента педагогического авторитета необходимо помнить о его составляющих:
Любовь к детям и педагогической профессии
Уважение и доверие к учащимся
Внешность педагога и его культура поведения
Умение держать себя перед аудиторией
Обладание правильной и выразительной речью
Педагогический такт
Упр Коммуникативные навыки «Я-высказывание»
Ведущий: Вы знаете по себе: если для вас тема значима, то несмотря на множество факторов: спикер вам не нравится, он путается в листочках, раздражает манера речи и т.д., вы продолжите слушать. Часто спикеры говорят: «аудитория неправильная». Но важно понимать, что в коммуникативном акте большая доля ответственности лежит именно на спикере., насколько он эффективно владеет различными коммуникативными навыками.
Одним из необходимых Soft-Skills компетенций человека является умение говорить от первого лица, про себя, о себе, свое мнение, свою точку зрения, описывать то, как Я лично вижу ситуацию. Позиция от первого, отношение к ситуации с позиции «Я» - это о том, что вы берете на себя ответственность, вы никого не обвиняете и не сваливаете ответственность на другого. Вы не пользуетесь «Ты-высказываниями», а предпочитаете «Я-высказывание», умеете ими пользоваться.
В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения человека. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, человек оставляет за другим возможность самому принять решение, учитывая переживания свои и другого человека. Иными словами: «Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету, ситуации без оценки.
Алгоритм «Я-высказывания»:
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю...», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»).
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула: Ситуация + Я-чувство + Объяснение
Попробуйте актуализировать у себя данный навык через следующее упражнение
На слайде
«Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»
Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»
«Потому что я не люблю...», «Мне бы хотелось...»
(«Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз, пожалуйста, если не трудно, сделай...»
Упражнение ОТВЕТ
«Ты-высказывание» | «Я-высказывание» |
Ты никогда меня не слушаешь! | Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю. |
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? | Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов. |
Вечно ты хамишь! | Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. |
Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! | Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать. |
Раздатка упражнение
«Ты-высказывание» | «Я-высказывание» |
Ты никогда меня не слушаешь! | |
Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? | |
Вечно ты хамишь! | |
Ты всегда ужасно себя ведешь! | |
Ты всегда без спросу берешь журнал со стола! | |
Своя ситуация | |
Раздатка подсказка
Алгоритм «Я-высказывания»: 1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»). 2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»). 3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю...», «Мне бы хотелось...»). 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»). 5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение). Формула: Ситуация + Я-чувство + Объяснение | Алгоритм «Я-высказывания»: 1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»). 2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»). 3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю...», «Мне бы хотелось...»). 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»). 5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение). Формула: Ситуация + Я-чувство + Объяснение |
Раздатка подсказка
Алгоритм «Я-высказывания»: 1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»). 2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»). 3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю...», «Мне бы хотелось...»). 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»). 5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение). Формула: Ситуация + Я-чувство + Объяснение | Алгоритм «Я-высказывания»: 1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»). 2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»). 3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю...», «Мне бы хотелось...»). 4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»). 5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение). Формула: Ситуация + Я-чувство + Объяснение |
Упр Продуктивность
Ведущий: Программа лагеря предусматривает развитие у резидентов качеств успеха при помощи ежедневных тренингов, мастер-классов, работы творческих мастерских и научных клубов. Ваши дети записались на занятия в клуб «Наш край».
Ситуация 3: Очень много теории или теоретический «беспредел»
Начинающий педагог подошёл по программе к большой теоретической теме. Он старательно готовится к каждому занятию, подбирает материал, но не видит отклика обучающихся. Дети не делают записей, не задают вопросов, отвлекаются или «клюют» носом. У педагога складывается впечатление, что ребята его не понимают и не воспринимают.
Кроме того, педагог заметил, что с каждым разом к нему на занятия приходит все меньше детей.
Вопросы педагогу:
Что должен предпринять педагог, чтобы сохранить группу и вернуть интерес детей к занятиям? Какие приемы, на ваш взгляд помогут активизировать детей?
Ваше решение |
|
Комментарий наставника:
Оценка: Действительно, теоретический материал воспринимается хуже, чем практический, с этим сталкиваются и опытные педагоги.
Прогнозирование: Чтобы поддерживать интерес к предмету педагог должен быть на пике актуальности, а теоретический материал должен подаваться воспитанникам как подготовка к чему-то практическому и значимому для них: предстоящим праздникам, выставкам, сезонным изменениям, конкурсам…
Решение: Одним из действенных приемов, являются «Творческие задания». Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.
Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:
Круглый стол, дискуссия, дебаты
Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака)
Деловые и ролевые игры
Case-study (анализ конкретных ситуаций)
Мастер класс
Сам педагог должен быть в курсе популярных новинок литературы и видео и по возможности демонстрировать свою осведомленность.
Посещение выставок, внесение в кабинет новинок литературы, иллюстраций, фото, тематической литературы даёт толчок к новым идеям, оживляет интерес к предмету.
Помочь сделать теоретический материал нескучным помогут интерактивные методы, видеоматериалы: тематические презентации, лучше авторские; видеосюжеты, подобранные по нужной теме, с показом иллюстраций, фото или слайдов.
Возможно, педагогу стоит попрактиковаться также в приемах и методах преподнесения теоретического материала и его содержании, освоив которые, он сможет значительно сэкономить время и на занятиях и на подготовку к ним.
Поддержанию интереса способствуют:
прямое обращение к аудитории, диалог к ней
использование новой, неожиданной информации
провокация (несогласие с первоначальной информацией, чтобы подготовить слушателя к конструктивным выводам)
прогнозирование («стимулирование аппетита»: рисуете мрачную картину будущего, затем показываете, как этого избежать)
использование юмора, контраста, парадокса
создание эффекта присутствия («представьте себе…») негромкая речь
Упр тайм-менеджмент
Ведущий: Часто бывает, для оптимизации деятельности необходимо записываться к тому или иному специалисту или, покрайней мере, предупредить заранее, спросить, когда можно подойти. Это не только вежливо, но и оптимально для работы. Вы не можете прийти к программисту, к врачу, когда вам захочется, и потребовать срочно решить вопрос. У него есть «спринт» — временной промежуток, отведенный под определенные задачи. И чтобы попасть в список задач, вам нужно поставить вопрос очень и очень заранее.
Уважение к себе и своим силам — вот что должно лежать в основе здорового планирования. Тайм-менеджмент — это не какие-то определенные приемы, которыми вы пользуетесь, это философия отношения к вашему собственному времени. Уважительного отношения, которое начинается с позиции: «Мое время ограничено и уже распределено».
Ситуация 1: Двадцать пять часов в сутки…
Педагог, прекрасно знающий свой предмет, тратит на подготовку очередного занятия всё своё свободное время. Он тщательно прописывает все конспекты, придумывает новые формы организации занятий, готовит раздаточный материал и т.д. Это происходит изо дня в день.
Занятия походят успешно, ребята довольны, педагог получает удовлетворение от полученного результата, но постепенно чувствует себя всё более усталым. Домашние жалуются, что он уделяет им мало времени. Вопросы педагогу:
Как педагогу сократить время на подготовку к занятию без потери качества? Как распределять своё время?
Ваше решение |
|
Комментарии наставника:
Оценка: Первый год работы по программе всегда самый тяжелый и энергозатратный, потому, что накапливается огромное количество материала, который можно затем использовать. Понимание этого должно сгладить эмоциональное напряжение педагога.
Прогнозирование: Конечно, изнуряя себя подготовительной работой, педагог рискует «перегореть» или «выгореть» и не закончить учебный год в заданном ритме. Этого нужно избежать.
Решение: Прежде всего, надо в течение недели заполнять таблицу по распределению своего времени:
| Дата |
|
|
Вид деятельности |
| Время выполнения | Потраченное время |
|
|
|
|
В графе вид деятельности надо писать, что педагог делает. Например, «написание конспекта», или «поиск информации в интернете», или «разговор с коллегой по телефону», или «обед». Фиксировать нужно всю деятельность: как деятельность, касающуюся подготовки к занятиям, так и другую. В графе «Время выполнения» пишется временной промежуток. Например, 11.05 – 11.45. Временные промежутки должны следовать без разрывов. В графе потраченное время пишем количество затраченных на конкретную деятельность минут.
Анализ этой таблицы позволит педагогу понять, на какой вид подготовки он тратит больше всего времени, как часто он отвлекается, действительно ли время уходит на подготовку, или других дел он просто не замечает.
Сокращая время на подготовку, педагог должен экспериментировать. Например, если у него уходит большое количество времени на поиск интересных фактов по теме? Эту обязанность по одной из тем можно поручить ребятам в виде творческого домашнего задания. Или можно выделить себе строго фиксированное время (с будильником) на этот вид деятельности, и ограничиться лишь той информацией, которую удастся найти за этот промежуток. Написание конспекта можно попробовать заменить составлением плана занятия.
Больше использовать практико-ориентированных форм занятий, на которых ребята сами и ищут, и обрабатывают информацию, а педагог помогает и контролирует.
Ситуация 2: Забот «полон рот»
Рабочий день педагога насыщен мероприятиями, как плановыми, так и внеплановыми: совещания, педсоветы, поручения, конкурсы, итоговые мероприятия, родительские собрания и многое-многое другое. Администрация старается максимально привлечь молодого, перспективного педагога ко всем событиям.
Прошла только половина учебного года, а усталость уже невероятная. Ему хочется, чтобы сутки растянулись на 27 часов или по какой-то причине отменили парочку совещаний на этой неделе.
И вот он опять, готовится весь вечер к занятиям, а муж уже по привычке сам разогревает вчерашний ужин. Вопросы педагогу:
Дайте совет молодому педагогу по управлению временем. Как бы Вы вышли из сложившейся ситуации?
Ваше решение |
|
Комментарии наставника:
Оценка: Очевидно, мы столкнулись с ситуацией, когда у педагога отсутствует планирование собственной деятельности и не выстроены приоритеты.
Прогнозирование: Затрачивая чуть больше времени на планирование, вы можете сократить срок исполнения и сэкономить время и силы в целом. Планируйте своё время! Планирование времени позволяет наметить шаги достижения поставленных целей и спрогнозировать, сколько времени на это потребуется.
Решение: Для начала просто составьте список дел в течение каждой недели. Распределите дела по дням недели более равномерно.
Ранжирование дел: «горит» – «может подождать». Что-то требуется выполнить прямо сейчас, что-то может подождать. Планирование дня (планировать следующий день накануне, а утром при необходимости внести соответствующие коррективы). Рациональное использование ежедневников и электронных записных книжек.
Важно оптимизировать процесс выполнения дел из написанного списка. Существует такое понятие, как переключение: когда вы отвлекаетесь от одного недоделанного дела в пользу другого.
При выполнении небольшого дела, количество переключений должно быть минимальным. Например, если вы обещали перезвонить, то гораздо экономнее с точки зрения времени и душевных сил перезвонить сразу.
В процессе выполнения долгосрочной и большой задачи количество переключений должно быть велико, иначе вы только устанете.
Лучше садиться за важную работу с утра – это самое продуктивное время для сложных дел. А второстепенные дела откладывать на вечер.
Умейте сказать нет! Набирать список поручений до бесконечности нельзя. Когда-нибудь Вам придётся отказаться от очередного задания, объяснив, как Вы заняты. Наверняка, Ваш отказ воспримут спокойнее, чем Вы предполагали.
Обязательно отдыхайте! Если Вы не будете прогуливаться по свежему воздуху, проводить время с близкими и духовно обогащаться (например, с помощью своего хобби), Вы будете успевать всё меньше, а уставать всё больше. Полноценный отдых – залог хорошей работы!
Упр Управление изменениями и техники управления стрессом
Ведущий: Избегать неопределенности — не значит ее «обхитрить», иметь план на все случаи и быть подготовленным к любым обстоятельствам, «подстелить соломку» везде невозможно.
Менее стрессовой и более правильной является другая позиция — быть толерантным к неопределенности, проявлять гибкость, быть готовым пересмотреть свои прежние взгляды, приобретать новый опыт, пропустить ситуацию сквозь себя или позволить ей пройти мимо.
Нет волшебной таблетки, которая спасет от стресса, но вы сможете пользоваться техниками, с помощью которых стресс можно снять, можно восстановить энергию. Важно осознавать, что вы живой человек. Есть ситуации, на которые вы можете влиять, и есть независящие от вас. Тратить ресурсы на второй вариант не стоит.
Важно помнить, что внутри каждого обязательно найдется голос, который будет направлять фокус нашего внимания на негатив. Но только вы сами можете принимать решения о ситуации, повышая свою ценность. Представьте, что обувь вам постоянно натирает. Стресс действует ровно так же. Если мы не останавливаемся, не перестанем себя подгонять, сами не даем себе времени на восстановление, получится только мозоль.
Ситуация 2. Неожиданные слезы
На занятии в обычном общении с обучающимися, школьница 13 лет вдруг заплакала (возможно, обиделась на что-то, возможно, что-то вспомнила…).
Её слёзы привлекают внимание других ребят. Необходимо срочно принять какие-нибудь меры.
Вопросы педагогу:
Как Вы поступите в такой ситуации? Как одновременно уделить внимание плачущей девочке и не «потерять» остальных воспитанников?
Ваше решение: |
|
Оценка: Учитывая то, что Вам нужно одновременно продолжить занятие и успокоить девочку, ситуация не простая.
Прогнозирование: Ситуация должна оставаться под Вашим контролем во всех аспектах: плачущая девочка, остальные воспитанники, продолжение занятия.
Решение: Если девочка идет на контакт, лучше посадить ее рядом с собой и продолжить занятие, отвлекая ее Вашей ролью педагога и взглядом на группу детей со стороны преподавателя. Акцентировать внимание детей не ребёнка в такой ситуации не нужно.
После занятия или в перерыве нужно поговорить с ребенком, чтобы выяснить причину слез. Если девочке нужна помощь (возможно, психологическая), оказать ее. Если происшедшее не в Вашей компетенции, привлечь родителей и специалистов.
Если это что-то серьезное и девочка на грани нервного срыва, занятие нужно прервать, отправив кого-то из детей за коллегами, которые смогут помочь или за дежурным администратором. При этом отправленному с поручением ребенку, нужно точно указать, в каком кабинете, на каком этаже и кого искать.
Остальным детям, если позволяет ситуация, дать индивидуальные задания, сосредоточив свое внимание на девочке. Можно предложить ей воды, задать несколько вопросов. Все нужно делать не громко и деликатно.
Если контакта с ребёнком нет, она не отвечает на Ваши вопросы или говорит, что все в порядке, припомните ее поведение на других занятиях. Поводом для разговора с родителями и с узкими специалистами может стать частая смена настроения от полного уныния к яркому выражению радости; повторяющиеся потоки слёз без объяснения причин; неадекватные реакции – ощущение, что ребёнок отвечает не на поставленный ему вопрос, а на какойто другой.
Презентация Техники работы с стрессом:
1. Записывайте свои проблемы
Беспокойство из-за развивающейся ситуации ухудшает кратковременную память, расходуя мощность вашего мозгового «процессора». Записывая проблемы, вы перестанете снова и снова прокручивать их в голове и выявите истинные источники стресса. В результате высвободятся ресурсы вашей кратковременной памяти, и вы сможете действовать эффективнее, когда в этом возникнет необходимость.
2. Смотрите смешные видеоролики, фильмы и т.д.
Смех не только помогает развеяться и прочищает мозги, но и уменьшает стрессовую реакцию. Он снижает давление и частоту пульса, улучшает циркуляцию крови, расслабляет мышцы и способствует выработке эндорфинов, что усиливает творческие способности и продуктивность.
Отключитесь на 10 минут. Приготовьте себе чашечку кофе и поболтайте с коллегой.
4. Попробуйте метод прогрессирующей мышечной релаксации
Эта техника релаксации снимает мышечное напряжение, возникающее в результате стресса. Вам нужно напрягать, а затем расслаблять основные группы мышц в течение пяти секунд на каждую. Это поможет замедлить дыхание и сердцебиение, стабилизировать кровяное давление и расслабиться.
В 1929 году Эдмунд Якобсон опубликовал книгу «Прогрессирующая релаксация», в которой утверждал, что тело реагирует на стресс посредством мышечного напряжения. Это напряжение, в свою очередь, усугубляет тревогу и стресс, в результате чего возникает порочный круг. Мышечная релаксация снижает напряжение и несовместима с беспокойством.
Когда вы напрягаете мышцу (например, плотно сжимаете кулаки) и удерживаете ее в напряжении, мышца утомляется. Когда вы ослабляете напряжение, мышца расслабляется сама собой, после напряжения следует расслабление.
Существует девять основных мышечных групп, которые необходимо задействовать в данном упражнении на релаксацию:
Кисти и предплечья;
Плечи;
Лоб;
Лоб с надбровьями, нос и щеки;
Рот, подбородок, передняя шейная область;
Задняя поверхность шеи;
Верхняя половина туловища;
Мышцы, поднимающие ноги, когда пальцы направлены книзу;
Мышцы, поднимающие ноги, когда пальцы направлены на себя.
Никогда не напрягайте мышцы до ощущения боли. Вам нужно достичь явного мышечного напряжения, не переступая болевого порога.
Сядьте, устройтесь как можно удобнее и закройте глаза. Начните с нескольких глубоких естественных вдохов.
Упражнения на релаксацию
1. Первая группа мышц, над которой вы будете работать — это мышцы кистей и предплечий. Сожмите кулаки, расположив большие пальцы сверху. Одновременно выверните руки, чтобы создать напряжение в предплечьях. Отметьте напряжение в кистях и предплечьях. Теперь расслабьте сразу все — и кисти, и предплечья. Дайте напряжению уйти.
2. Затем следуют плечевые мышцы, расположенные в верхней части рук. Вдавите локти в спинку стула так, чтобы ощутить напряжение в этих мышцах. Не вдавливайте их до боли, старайтесь вызвать только напряжение. Теперь резко расслабьте их, избавившись от напряжения.
3. Лучше начать с области лба. Следующей группой будут мышцы лица. Это область, в которой накапливается огромное напряжение, вызванное стрессом. Держа глаза закрытыми, как можно выше поднимите брови. Опустите, повторите несколько раз.
4. Сейчас займемся областью глаз и носа. Крепко зажмурьте глаза, одновременно наморщивая и подтягивая к ним нос. Теперь разом расслабьте лицо. Повторите несколько раз.
5. Давайте теперь обратимся к третьей области лица, рту. Сжав челюсти, постарайтесь опустить уголки рта, чтобы получить перевернутую клоунскую улыбку. Вернитесь в прежнее состояние. Повторите несколько раз
6. Теперь вам предстоит поработать над областью шеи и плеч. В этой зоне концентрируется излишек напряжения, обусловленного стрессом. Опустите подбородок так, чтобы он почти касался груди. Прочувствуйте напряжение, которое вы вызываете в шее. Теперь резко расслабьте шею, освободите ее. Повторите несколько раз.
Поднимите и опустите плечи. Повторите.
7. Следующей зоной является срединная часть туловища. Глубоко вдохнув, отведите плечи назад, пытаясь свести лопатки, и одновременно прогнитесь. Почувствуйте напряжение в области живота и груди, вызванное задержкой дыхания. Вернитесь в прежнее положение, повторите несколько раз.
8. Две последние группы относятся к мышцам ног. Сначала поднимите ноги перед собой, как будто хотите убрать их со стула Теперь, не меняя положение ног, вытяните пальцы по направлению к полу. Почувствуйте напряжение, Теперь расслабьте ноги и дайте им мягко упасть на пол. повторите несколько раз.
9. Наконец, поднимите ноги снова и удерживайте их перед собой. На этот раз тяните стопу на себя так, чтобы пальцы смотрели в потолок. Ощутите напряжение, которое появилось в ногах.
Таков полный комплекс напряжения/расслабления девяти мышечных групп.
Не стремитесь к тому, чтобы все мышцы расслабились одинаково. Мышцы, которые особенно трудно расслабить, в конце концов будут задействованы, когда релаксация других мышц приобретет тотальный характер.
Сводный перечень мышечных групп
Кисти и предплечья — сжать кулаки, положив большие пальцы сверху.
Верхние мышцы рук — вдавить локти в спинку стула.
Лоб — поднять брови.
Глаза, нос, щеки — зажмурить глаза, наморщить нос.
Рот, подбородок, шея — осторожно сжать зубы в задней части ротовой полости, сделать перевернутую клоунскую улыбку, опустив книзу уголки губ.
Шея и плечи — вдавить подбородок в область адамова яблока.
Срединная часть туловища — медленно, глубоко вдохнуть, наполняя легкие снизу доверху, отвести лопатки сзади и прогнуть спину.
Ноги — поднять ноги, пальцы смотрят в пол.
Ноги — поднять ноги, пальцы смотрят в потолок.
5. Перекусывайте, но не объедайтесь
Иногда можно и побаловать себя лакомством, здоровый перекус способствует небольшому повышению сахара в крови и, как следствие, хорошему настроению, ешьте медленно, наслаждаясь каждым кусочком.
7. Глубоко дышите
Вдохните на четыре счета, а затем так же на четыре счета выдохните.
8. Слушайте музыку
Музыка - мощнейший инструмент в борьбе со стрессом, помогающий снизить частоту пульса, кровяное давление и уровень вредных гормонов стресса, повышает настроение и самооценку.
9. Смотрите в окно
Найдите несколько минут, чтобы просто посмотреть в окно и помечать. Любование помогает расслабиться и замедлить сердцебиение.
10. Вспоминайте о том, что вас вдохновляет в течение дня.
11. Звоните друзьям
Разговор с любимым/близким человеком запускает так называемый «релаксационный отклик», в стрессе позвоните другу или маме.
12. Займитесь каким-нибудь умиротворяющим хобби
Решите судоку, потратьте десять минут на вязание, поухаживайте за растением. Отвлекитесь, сосредоточиться на любимом занятии, тем самым снизить уровень тревожности и стресса.
Вместо того, чтобы бороться со стрессом, просто снижайте его уровень любыми способами.
Упр профессиональный и личностный потенциал
Ведущий: Представьте, после заседания вожатых к вам подошел один из вожатых и попросил помочь.
Ситуация 3: «Тёмная лошадка» или как проявить способности
Начинающий педагог чувствует себя не вполне комфортно в коллективе. Он неплохо проводит занятия, но умеет и больше. Например, хорошо обобщает и интересно преподносит материал и для взрослой аудитории, хорошо поёт и сочиняет стихи, имеет организаторские способности. Однако в коллективе о его талантах никто не знает. Педагог загружен не сложной, но рутинной работой.
Его предложения по организации и проведению каких-то мероприятий не воспринимаются коллегами, будто его не слышат. Хотя схожие предложения некоторых коллег сразу берутся на вооружение.
Вопросы к педагогу:
Дайте педагогу совет. Что надо предпринять, чтобы другие педагоги стали к нему прислушиваться? А задания администрации носили и творческий характер?
Ваше решение: |
|
Оценка: Очевидно, педагог еще не успел проявить себя в новом коллективе, поэтому ему пока поручается лишь педагогическая работа, на которую он и приглашен. Дискомфорт вызван отсутствием признания, не хватает подпитки чувства собственной значимости.
Прогнозирование: Заметив таланты и способности нового педагога, коллеги и администрация будут их с удовольствием использовать.
Решение: Педагогу стоит пока сконцентрироваться на своих занятиях. Многочисленные таланты, которыми он наделён, могут быть применены и здесь. А дети –очень благодарная аудитория.
У педагога обязательно появиться возможность проявить себя, если он примет участие в каком-нибудь конкурсе. Так он сможет демонстрировать свои навыки, не боясь прослыть выскочкой, а добившись высоких результатов, получит признание коллег. Тогда ему будут поручать и другую творческую и интересную работу.
Важно не хвататься за все подряд, сконцентрироваться на одном мероприятие и выполнить свою задачу достойно.
Однако, для работы в команде мало проявлять свои сильные стороны, гораздо важнее видеть чужие и дать проявиться им.
Упр Эмоциональный интеллект
Ведущий: Нельзя научить тому, чего не умеешь сам - практически все личностные результаты учеников невозможны без сформированного Эмоционального Интеллекта учителя.
Вам будут представлены Маркеры уровня ЭИ, про ранжируйте их по уровням:
А. Низкий уровень Б. Средний уровень В. Высокий уровень.
Маркеры уровня ЭИ
1. «Я понимаю, что тебя это расстраивает, но мы договорились о правилах раньше, поэтому я не могу с этим согласиться».
2. «Ну какая может быть любовь у подростков?! Глупости одни!».
3. «Я чувствую раздражение и понимаю, что он провоцирует конфликт, но отвечу шуткой и сведу спор на нет».
4. «С этими людьми невозможно работать, они ничего не понимают».
5. «Я в восторге! Было понятно, что ты справишься, но, чтобы так здорово, не ожидал!».
Правильные ответы.
А. Низкий уровень | Б. Средний уровень | В. Высокий уровень |
2. «Ну какая может быть любовь у подростков?! Глупости одни!» (не задумывается о чувствах других людей или не придает им значения)
| 3. «Я чувствую раздражение и понимаю, что он провоцирует конфликт, но отвечу шуткой и сведу спор на нет» (способен сделать паузу между эмоцией и реакцией, выбрать эффективную стратегию, но не компромисс, чтоб было полезно всем.) | 1. «Я понимаю, что тебя это расстраивает, но мы договорились о правилах раньше, нам необходимо придерживаться договоренности, чтоб не было никому во вред» (при необходимости умеет сказать твердо, но не обидно) |
4. «С этими людьми невозможно работать, они ничего не понимают» (в своих неудачах обвиняет других) |
| 5. «Я в восторге! Было понятно, что ты справишься, но чтобы так здорово, не ожидал!» (искренне радуется за других и умеет это показать) |
Ситуация 2. Cрыв занятия
Во время занятия в группе подростков 12-14 лет, чтобы удержать дисциплину, педагог повышенным тоном сделал замечание обучающемуся, на что в ответ…услышал песенку из рекламы coca-cola «Лето к нам приходит». Кто-то из ребят засмеялся. Вопросы педагогу:
Что бы Вы предприняли в данной ситуации, какими были бы Ваши действия?
Ваше решение: |
|
Оценка: С точки зрения поведения обучающегося, ситуация нетривиальная, но не критичная.
Прогнозирование: Молодой человек захотел пошутить, вспомнив навязчивую рекламу. К этому тоже нужно отнестись с юмором, не теряя достоинства.
Решение: Может в Вашем коллективе растет будущий специалист по рекламе или PR? Может быть, стоит это использовать в «мирных целях», выведя разговор на медийные проблемы, сделав маленький перерыв в ходе занятия?
Вот тут-то и обнаружиться вся «глубина» прецедента: сможет ли он, сказав «а», сказать что-то еще? Или поймет, что лучше было бы промолчать. Скорее, так и будет.
Вы же сможете показать в очередной раз свой кругозор и осведомленность и выйти из ситуации, не потеряв авторитета и не унизив воспитанника! Он это оценит!
Если этот молодой человек нарушает дисциплину регулярно, придётся искать к нему особый подход. Возможно, всё дело в подростковом возрасте и в стремлении юноши привлечь к себе внимание. Тогда надо поручить ребёнку отдельное задание, выполнив которое, он окажется в центре внимания сверстников, и похвалить его.
Возможно, такая реакция результат поведения педагога, который ведёт себя неуважительно по отношению к детям: кричит или называет глупыми и т.д. Тогда педагогу следует пересмотреть своё взаимодействие с ребятами.
Выяснить причину детского непослушания можно по тем чувствам, которые при этом испытывает взрослый. Для этого педагогу надо проанализировать свои эмоции:
Чувство досады, раздражения свидетельствует о том, что ребенок ищет внимания.
Чувство гнева говорит о борьбе ребёнка за самоутверждение.
Чувство обиды – ребенок ищет мести.
Чувство беспомощности обычно является сигналом того, что ребенок потерял веру в собственный успех.
Озабоченность или тревога – вероятнее всего ребенок ищет поддержки.
Зная причину, всегда можно найти выход.
Ситуация 4: Трудный подросток
Один из подростков Вашей группы привлекает к себе повышенное внимание: шумит, встревает в разговор, не слушается. Данное поведение не является для него характерным.
Вопрос педагогу:
Ваши действия… Стоит ли обращать внимание на такое поведение подростка? Если да, то как?
Ваше решение: |
|
Комментарий наставника:
Оценка: Скорее всего, подросток, подсознательно привлекающий внимание педагога демонстративным поведением, нуждается в помощи взрослого.
Прогнозирование: Эмоциональные реакции, крик, скорее всего, приведут к закреплению таких форм поведения. Игнорирование не позволит выяснить причин, мотивов такого поведения.
Решение: Педагогу необходимо реагировать на акты демонстративного поведения подростка в группе эмоционально сдержанно. Преподаватель, конечно должен выражать свое недовольство поведением ребёнка, не выходя из себя.
Можно выделить несколько причин вызывающего поведения у детей:
Невоспитанность (как частное проявление – эгоизм, избалованность).
Органическое поражение центральной нервной системы (ММД, СДВ).
Реакция протеста на сложившиеся обстоятельства.
Гормональные изменения в подростковом возрасте.
Поскольку данное поведение не является для юноши характерным можно исключить первые две причины. В случае гормональных корней непослушания оптимальной стратегией станет сочетание такта, спокойствия в общении с подростком с настойчивостью в выполнении своих требований.
Если педагог подозревает, что на поведение подростка повлияла какая-то душевная драма, надо предпринять попытку приватного разговора с молодым человеком. Выстраивать такой разговор надо в формулировках «Я – высказываний». Например, «Я обеспокоен(а) твоим изменившимся в последнее время поведением. Мне кажется, что у тебя что-то произошло. Я готов(а) помочь тебе…»
Даже если подросток не готов сразу открыться, он будет знать, что есть взрослый, готовый его выслушать и понять.
Раздаточные материалы Участникам выдаются кейсы с описанием условий и сценарием игры.
Интерпретация полученных результатов
Ведущий: наше заседание вожатых походит к концу, решено и отработано много важных актуальных для вас моментов. В процессе заседания у каждого из вас появляются разные возможности, в том числе заседания предоставляют возможности актуализировать, развить, закрепить разнообразные педагогические компетенции, а так же гибкие навыки, необходимые не только педагогу, но и человеку разных специальностей.
Рефлексия:
Укажите номера навыков, которые, на Ваш взгляд, являются гибкими и полезными для всех профессий.
1. Создавать комфортную психологическую среду
2. Подбирать технологии обучения
3. Применять формирующее оценивание
4. Выстраивать коммуникацию со всеми участниками профессиональных отношений
5. Использовать в работе различные платформы
6. Работать в режиме неопределенности, уметь поддержать себя и коллег.
Укажите навыки, которые, на Ваш взгляд, являются самыми необходимыми Soft-Skills компетенциями педагога
Топ самых необходимых Soft-Skills компетенций
Базовые коммуникативные навыки, которые помогают человеку
развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно
вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими. Эти
навыки нужны всем.
Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать
свое состояние, время, процессы.
Навыки эффективного мышления: управление процессами в голове,
которые помогают сделать жизнь и работу более системными.
Управленческие навыки, которые требуются людям на этапе, когда
они становятся руководителями любых бизнес-процессов и предпринимателями.
Коммуникация
умение слушать
умение работать с информацией, владение медийными технологиями
убеждение и аргументация
нетворкинг: построение и поддержание бизнес-отношений
ведение переговоров
проведение презентаций
базовые навыки продаж
самопрезентация
публичные выступления
командная работа
нацеленность на результат
деловое письмо
клиентоориентированность
Управление собой
управление эмоциями
управление стрессом
управление собственным
развитием
планирование и целеполагание
тайм-менеджмент
Энергия / Энтузиазм /
Инициативность / Настойчивость
Рефлексия
Использование обратной связи
Мышление
системное мышление
креативное мышление
структурное мышление
логическое мышление
поиск и анализ информации
выработка и принятие решений
проектное мышление
тактическое и стратегическое мышление (для руководителей)
Управленческие навыки
управление исполнением
планирование
постановка задач сотрудникам
мотивирование
контроль реализации задач
наставничество (развитие сотрудников) - менторинг, коучинг
ситуационное руководство и лидерство
ведение совещаний
подача обратной связи
управление проектами
управление изменениями
делегирование
Предпринимательские навыки
бизнес-планирование,
финансовое моделирование,
понимание маркетинговых
процессов,
навыки продвижения бизнеса,
управление репутацией
Методы развития навыков
Самообучение — самостоятельное изучение информации о моделях успешного
поведения. Сюда мы можем отнести и чтение литературы, и самостоятельное
изучение разных материалов (статьи, блоги, мануалы тренингов), прослушивание
вебинаров.
Поиск обратной связи (feedback)— получение обратной связи от коллег, руководителей, наставников и экспертов с открытого рынка об успешности своего
поведения в аспекте конкретного навыка.
Обучение на опыте других и ментворкинг — выделение моделей успешного поведения в работе человека, обладающего высоким уровнем развития данной
компетенции и работа с наставником.
Специальные задания (фоновые тренинги) — самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие в вас выбранные
личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки.
Развитие в процессе работы — поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в ваш профессиональный функционал.
Многоугольник ролей педагога в новом образовательном ландшафте:
Тьютор
Куратор
Ментор
Наставник
On-line педагог
«Посредник» нейро-сети
Раздатка 4
Упр «Знакомство с отрядом»
Ситуация 1: Первое занятие – как справиться с волнением?
Вожатый проводит свое первое занятие с подростками 12-13 лет. Он долго готовился к нему, составил конспект, советовался со старшими коллегами... Кажется, предусмотрел все. Но голос какой-то «чужой», предметов на столе неожиданно много, ученики «слишком внимательно» наблюдают за каждым его действием.
Вопросы педагогу:
Что можно предпринять, чтобы преодолеть волнение? Как снять напряжение?
Ваше решение: |
|
Упр решение конфликтных ситуаций
Ситуация 2: «Записка» или очередное испытание
На занятии с конца ряда передается записка. Ребята (11-12 лет) молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от педагога. Педагог видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время группа разражается взрывом хохота.
Педагог выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи. Вопросы педагогу:
Способствует ли реакция педагога поддержанию его авторитета в группе? Как бы поступили Вы?
Ваше решение: |
|
Упр Продуктивность
Ситуация 3: Очень много теории или теоретический «беспредел»
Начинающий педагог подошёл по программе к большой теоретической теме. Он старательно готовится к каждому занятию, подбирает материал, но не видит отклика обучающихся. Дети не делают записей, не задают вопросов, отвлекаются или «клюют» носом. У педагога складывается впечатление, что ребята его не понимают и не воспринимают.
Кроме того, педагог заметил, что с каждым разом к нему на занятия приходит все меньше детей.
Вопросы педагогу:
Что должен предпринять педагог, чтобы сохранить группу и вернуть интерес детей к занятиям? Какие приемы, на ваш взгляд помогут активизировать детей?
Ваше решение |
|
Лидерство
Упражнение 1. «Мои лидеры»
Упражнение учит учиться у других
Назовите не менее трех лидеров, с которыми вам приходилось встречаться.
Оцените их как лидеров, выбрав оценку «хорошо» - «удовлетворительно» - «плохо».
Назовите три основные черты каждого из них.
Выберите из них те, которые повлияли на ваши взгляды.
Игра «Слепой художник»
Хотите проверить свои лидерские способности? Можно поиграть в игру-упражнение на управленческие навыки.
Один человек – художник, второй – руководитель процесса. Художнику завязывают глаза и предлагают работать на листике, флипчарте, доске, дав в руки инструмент. Руководитель должен четко объяснять, что делать, задумав и сообщив публике, что он хочет получить в итоге. Художник должен просто четко выполнять команды. В течение 10 минут должен получиться рисунок. Художнику открывают глаза и сообщают, что он рисовал.
По окончанию нужно провести обсуждение.
Вопросы руководителю:
Насколько трудно было озвучить задачу и корректно давать указания?
Какие сложности возникали?
Какие качества важны для лидера?
Вопросы художнику:
Насколько просто было довериться руководителю?
Какие сложности возникали?
Какие качества ждет исполнитель от лидера?
Главный совет всем, кто решил стать лидером – не останавливайтесь. Повышайте веру в себя и следуйте к цели.
Критическое мышление
В современном мире, переполненном информацией, умение критически мыслить становится не просто полезным навыком, а необходимостью. Критическое мышление — это один из ключевых навыков XXI века, который помогает детям анализировать информацию, делать обоснованные выводы, принимать осмысленные решения и формировать собственное мнение.
Но что же такое критическое мышление на самом деле? Это не один конкретный навык, а целый набор мыслительных навыков, которые работают вместе. Этот набор включает в себя:
критическое мышление для детей
Наблюдение и описание — умение внимательно смотреть, замечать детали и точно передавать увиденное без интерпретаций
Рассуждение и интерпретация — осмысление полученной информации
Формулирование вопросов — умение задавать точные и глубокие вопросы
Построение связей — соединение разрозненных фактов в единую картину
Исследование точек зрения — рассмотрение вопроса с разных сторон
Распознавание сути — выделение главного среди множества деталей
Особенность этих навыков заключается в том, что в процессе критического мышления они работают не по отдельности, а совместно, дополняя и следуя друг за другом. Например, чтобы сделать точные выводы, ребенку сначала нужно внимательно наблюдать, потом описать увиденное, проанализировать и сравнить с уже известной информацией.
«Вижу. Думаю. Удивляюсь»
Польза: Помогает ребенку научиться отделять факты от предположений и избегать поспешных выводов.
Где использовать: При рассматривании изображений, чтении книг, просмотре видео или наблюдении событий.
Инструкция:
Выберите с ребенком предмет или изображение для исследования.
Попросите ребенка ответить на три вопроса по порядку:
«Что ты видишь?» (только описание без оценок)
«Что ты думаешь об этом?» (мысли и предположения)
«Что тебя удивляет или что тебе интересно узнать об этом?» (вопросы)
Совет: Обратите внимание ребенка, что при ответе на первый вопрос нужно описывать только видимые факты, а не свои мысли о них.
«Смотрю 2 раза»
Польза: Развивает внимательность и учит замечать детали, которые упускаются при первом взгляде.
Где использовать: При рассматривании изображений, предметов, видео или прослушивании музыки (тогда упражнение можно назвать «Слушаю 2 раза»).
Инструкция:
Предложите ребенку внимательно рассмотреть предмет или изображение в течение 30 секунд.
Попросите назвать 10 характеристик или деталей увиденного.
Затем предложите посмотреть на тот же объект еще раз и найти еще 10 новых деталей.
Совет: Можно добавить обсуждение на тему, почему некоторые детали остались незамеченными при первом рассматривании.
Стрессоустойчивость
Упражнение 2. «Волшебный эликсир»
Цель: поиск внутренних ресурсов личности.
Оборудование: ручка, лист бумаги.
Тренер. Все мы помним мультфильмы о приключениях отважных галлов Астерикса и
Обеликса, пользующихся волшебным эликсиром, сваренным друидом Панорамиксом, в борьбе с
римлянами.
Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни мечтал воспользоваться подобным эликсиром.
К счастью или сожалению рецепт зелья был утерян, но средство для восстановления сил,
поднятия жизненного тонуса, улучшения качества жизни существует.
Подумайте и запишите минимум 10 идей, как вы можете восстановить свои силы, или
какие способы восстановления сил используете уже сейчас. Способы должны быть реальны и
осуществимы. По окончанию работы проведите вертикальную линию.
Перечитайте еще раз способы восстановления сил и рядом со своими примерами
запишите цвет, с которым у вас ассоциируется каждый пункт, затем проведите еще одну
вертикальную линию и проранжируйте цвета по степени привлекательности для вас. Присвойте
самому привлекательному для вас цвету значение 1, менее привлекательному - 2, еще менее
привлекательному – 3 и так далее.
Посмотрите на последний столбик, где у вас находятся числа-оценки привлекательности
цветов. Давайте составим ТОП-3 самых эффективных силовостановителей для вас.
Подчеркните горизонтальной линией занятие рядом с цифрой 1, 2 и 3 – эти идеи досуга
помогут вам не только получить удовольствие и заряд положительных эмоций, но и
восстановить силы.
Примечание. Часто учащиеся отмечают такие занятия как: «посидеть в телефоне»,
«поиграть в компьютерную игру» и т.п. Важно обсудить с учеником что именно привлекает его в
выбранном занятии. Зачастую «посидеть в телефоне» и «поиграть в компьютерную игру» - это
пообщаться с друзьями-единомышленниками на интересующие темы (чаты по интересам,
сетевые интернет-игры). После более детальной беседы можно сделать акцент на других
способах подобного общения, поиска единомышленников за приделами интернет сети, привлечь
подростка к кружковой или проектной деятельности
Разрешение конфликтов
1. "Телефонный разговор"
Цель: развитие навыков активного слушания и улучшение понимания различных точек зрения.
Описание: Участники разбиваются на пары и садятся лицом друг к другу. Один из них рассказывает историю или делится своим мнением о какой-то ситуации, а другой внимательно слушает. После этого второй участник должен передать услышанное, используя свои слова, чтобы убедиться, что он правильно понял суть. Затем игроки меняются ролями.
2. "Конфликтные карточки"
Цель: отработка навыков медиации и разрешения конфликтов.
Описание: Участникам раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций. Они разбиваются на группы по три человека: двое участников представляют стороны конфликта, а третий выступает в роли медиатора. Медиатору предстоит помочь сторонам найти общее решение, задавая вопросы и предлагая альтернативы. После окончания упражнения участники могут обсудить, какие стратегии оказались наиболее эффективными.
3. "Позитивное переосмысление"
Цель: переосмысление конфликтных ситуаций и поиск позитивных аспектов.
Описание: Участники разбиваются на группы и обсуждают конфликтные ситуации, с которыми они сталкивались. Задача каждого участника — найти позитивные аспекты в этих ситуациях, например, возможности для личностного роста, новые знания или укрепление отношений. Это упражнение помогает участникам научиться смотреть на конфликты с другой стороны и осознавать, что из них можно извлечь пользу.
Эмоциональный интеллект
Игра «История одного шарика»
Цель игры
Научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Как играть
Попросите малыша надуть яркий воздушный шарик.
Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:
— ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
— он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
— он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно.
Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
На что обратить внимание
Желательно, чтобы надувал шарик, а затем выпускал из него воздух ребёнок, но если потребуется, помогите с этой частью задания.
Спрашивайте малыша, бывали ли у него ситуации, в которых он чувствовал себя как этот шарик (эмоции могут быть и радостными, не обязательно упоминать страх, досаду или стыд).
Креативность
Ассоциации
Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте к нему как можно больше ассоциаций. Нам попалось слово «зеленый». Вот ассоциации к нему: «трава», «поляна», «лес», «огурцы», «арбуз», «деньги».
2
Неожиданные связи
Снова откройте словарь и возьмите два любых слова. В нашем случае — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.
Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета.
Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».
Я-высказывание
«Я - высказывание»
как средство для профилактики конфликтных ситуаций
Я - высказывание позволяет сообщить партнеру о своих переживаниях, не
разрушая атмосферу доверия и дух партнерства. Позволяет передать суть и при
этом не задевать самооценку собеседника, и, более того, тот, кто высказывается,
принимает ответственность за свои эмоции на себя.
«Я - высказывание» передает другому человеку ваше отношение к
определенному предмету без оценки.
При использование «Я - высказываний» необходимо:
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей
напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой
ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я
не люблю…», «Мне бы хотелось...»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе
стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы
(объяснение).
Формула «Я - высказывания»: Описание ситуации + Я - чувство + Пожелание
Описание ситуации + Я – чувство + Пожелание
«Когда я вижу, что...»,
«Когда это происходит...»
«Я чувствую...»,
«Я огорчаюсь...»,
«Я не знаю, как реагировать...»
«Мне бы хотелось...»,
«Возможно, тебе стоит
поступить так...»,
«В следующий раз сделай...»
Противоположность «Я - высказываний»
- «Ты - высказывания» ("ты-канья").
«Ты - высказывание» «Я - высказывание»
Ты никогда меня не
слушаешь!
Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я
говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее
к тому, что я говорю.
Что ты все время
разговариваешь
параллельно со мной?
Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает
одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос – задай его.
Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у
тебя возникнет меньше вопросов.
Вечно ты хамишь! Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и
не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть
более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь
постараюсь быть более терпимой.
Ты всегда ужасно себя
ведешь!
В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое
поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в
следующий раз будь более сдержан.
Ты всегда без спросу
берешь журнал со стола!
Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал,
мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее
время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но
предварительно спроси меня, можно ли это сделать.
Тим билдинг
1. Две правды и одна ложь
Размер команды: от 3 человек
Время: 2–3 минуты на человека
Правила игры. Попросите всех в группе рассказать о себе два факта и одну ложь. Чем экзотичнее факты (например, «Я прыгал с парашютом в Коста-Рике») и чем достовернее ложь (например, «У меня две собаки»), тем веселее будет игра. Все эти утверждения можно собрать в презентацию, в которой будет по одному слайду для каждого участника, или же играть без подготовки. Попросите каждого участника представить три таких утверждения о себе и предложите группе проголосовать, чтобы выбрать, что из этого является ложью.
Чем полезно это упражнение. Эта игра хорошо подходит для групп, участники которых пока плохо знают друг друга. То, о чём вы рассказываете, впоследствии может стать темой для разговоров (например, «А что ещё ты делала в Коста-Рике?»), которые помогут составить более полное представление о тех, с кем вы работаете.
2. Монетка за твои мысли
Размер команды: от 5 человек
Время: 2–3 минуты на человека
Правила игры. Вам понадобится коробка с монетами. Самая старая монета должна быть отчеканена не раньше года рождения самого молодого сотрудника (тут не получится похвастаться старыми коллекционными монетами). Попросите каждого участника достать монету из коробки и поделиться историей, воспоминанием или чем-то важным, что с ним произошло в году, когда была отчеканена эта монета. Это может быть что угодно, от воспоминания о том, как вы научились ездить на велосипеде, до истории о том, как вы устроились на свою первую работу.
Чем полезно это упражнение. Это весёлый вариант простого упражнения для снятия психологического напряжения, которое даёт всем возможность рассказать коллегам что-то личное. Можно дать всем возможность рассказать по несколько историй, если они получаются короткими, или слушать длинные истории, чтобы больше узнать о каждом из коллег.
3. Картинки настроения
Размер команды: от 5 человек
Время: 2–3 минуты на человека
Правила игры. Эта игра требует небольшой подготовки, так как вам понадобится набор картинок. Можно собрать вырезки из газет и журналов, плакаты или открытки, а также распечатать картинки из интернета (проще всего искать их в Pinterest). На картинках должны быть пейзажи, города, люди, формы или животные разных цветов и в разных ракурсах.
Разложите картинки и попросите коллег выбрать по одной картинке, соответствующей их настроению. Когда все сделают свой выбор, предложите сотрудникам рассказать, что они видят на изображении, какие чувства оно вызывает, и почему они его выбрали.
Чем полезно это упражнение. Это упражнение — хороший способ начать совещание или семинар, поскольку позволяет прощупать настроение в группе необычным и креативным способом. Необязательно просить участников выбирать картинку по их настроению — с помощью этого метода можно попробовать узнать, что люди ожидают от семинара, их чувства в отношении текущего проекта или о том, как им хотелось бы закончить день. Как говорится, показать проще, чем рассказать, и это упражнение помогает многим людям выражать свои чувства.
4. Упражнение «Одно слово»