«Осень в Болдино».
Сценарий осеннего праздника по произведениям А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Воспитание чувство патриотизма, любви к России, гордости за родное Отечество через поэзию А. С. Пушкина.
ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ «ОСЕННИЙ ВАЛЬС»
Ведущий: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости!
Сегодня в этот осенний день мы собрались с вами,
чтобы встретить праздник осени и познакомить вас с произведениями А.С. Пушкина, посвящёнными осенней поре,
рассказать о том, как поэт любил это время года.
Он говорил об этом так:
«…Осень… любимое моё время…пора моих литературных трудов».
Послушайте такие стихотворные строчки, принадлежащие Пушкину:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной.
Но была в жизни Пушкина особая осень –осень,
Которую он провёл в деревне Болдино
Ксюша: В солнечный, яркий, осенний денек
Кружится сорванный ветром листок.
Падают, падают листья кругом,
Землю покрыв золотистым ковром.
Ваня: Осень наступает незаметно,
Осторожным шагом к нам идет.
Разрисует листики на ветках,
Птичек перелетных соберет.
София: Приходит осень в свой черед.
В ней каждый месяц, без сомненья,
Нам дарит то, что ждем весь год,
Чудесный праздник – день осенний!
ПЕСНЯ «Осень снова к нам пришла» ф.
1.Осень, осень, осень снова к нам пришла, осень, осень, осень чудная пора
В золотом наряде парки и сады, осень, осень ждали с нетерпеньем мы.
2.А в лесу чудесно, просто красота, и тропинка тянется прямо вдоль пруда
На ветвях калины ягоды висят, за пенёчком прячутся шляпки опят.
После исполнения дети садятся на свои места.
Дима О.: Ложится осень желтыми коврами,
Застыли мраморные статуи в саду.
И тонкой паутинкой над прудами
Запрыгали дождинки на пруду.
Арина: И снова муза Пушкина запела,
И снова на душе отрадно и светло.
Отправимся мы Пушкинское время,
Отправимся мы в Царское село.
Вед: Осень восхваляли многие поэты, но особенно любимым это время года было у великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина!
Уже прошло более 200 лет со дня рождения поэта, но дух его произведений, его сказок живет в каждом русском человеке.
Недаром его называют «солнцем русской поэзии».
Послушайте, как красиво и образно писал Пушкин об осени
Виолетта: Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,
Леша: Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
Лиза: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Василиса: В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы..
Злата: Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной.
Вед. : Но была в жизни Пушкина особенная осень- осень, которую он провёл в деревне Болдино.
В связи с предстоящей свадьбой (нужны были деньги) Пушкин
1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь –холера.
На многие города был наложен карантин, и поэтому Александр Сергеевич в течение трёх месяцев не мог выехать из Болдина.
Пушкин в это время работал много и плодотворно. В Болдине им написано огромное количество стихотворений, закончен роман в стихах «Евгений Онегин», созданы «Сказка о попе и работнике его Балде», «Метель», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери».
Когда вы подрастёте, то обязательно познакомитесь с этими произведениями.
Что способствовало такому интенсивному творческому труду? Погода? Природа? Тишина и уединение?. Сам Пушкин в те дни писал в письме своему другу и издателю:
«Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня!
Вообрази: Степь да степь, соседей ни души, езди верхом,
сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я наготовлю тебе всячины и прозы, и стихов».
Давайте представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество
(показ слайдов с осенними картинами. Дети читают стихи)
Варя: Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле
И скроется за край окружных гор…
Ульяна: Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день- и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно…
Маша: Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист…
Сережа: И дни бегут, желтеют нивы;
С дерев спадает дряхлый лист;
В лесах осенних ветра свист певиц пернатых заглушает;
Тяжёлый пасмурный туман нагие холмы обвивает…
Исп. песня «Уж небо осенью дышало»
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван тянулся к югу:
Приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
Вед. : В Болдине Пушкин записал много русских народных песен –среди них песни «Как у нас было на улице», «Не беленька берёзонька». Возможно, песня крестьянских девушек из романа «Евгений Онегин» была тоже подслушана им в деревне и по- своему изложена.
В саду служанки, на грядах, сбирали ягоду в кустах
И хором по наказу пели (наказ, основанный на том,
Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели
И пеньем были заняты: затея сельской остроты!)
Предлагаю спеть хороводную песню и хоровод завести.
Исп. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»
Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые!
Затяните песенку, песенку заветную,
Заманите молодца к хороводу нашему.
Как заманим молодца, как завидим издали,
Разбежимтесь, милые, закидаем вишеньем.
Вишеньем, малиною, красною смородиной.
Не ходи подслушивать песенки заветные.
Не ходи подсматривать игры наши девичьи.
Ведущая: — Скажите, ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей.)
Был Пушкин маленьким когда-то
Любил играть, как вы, ребята.
И петь любил, и танцевать,
И вечером под сказки тихонько засыпать.
А сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна.
Анри: Старушка вот давным-давно жила и няней Пушкину была.
А сколько сказок уж она насочиняла
Да все их маленькому Саше рассказала.
А Саша вырос и поэтом стал,
Волшебные истории в стихах переписал.
Ярослав: Он сделал это не напрасно: послушай, как звучит прекрасно:
«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.
Вика: И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
Пойдет направо – песнь заводит, налево – сказки говорит.
Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…».
Вед: Да, именно эти сказки маленький Саша готов был слушать бесконечно!
Они переносили его в волшебный мир сказок.
Гаснет свет… Входит Арина Родионовна, в руках свеча.
Звучит романс «Не пой, красавица» (музыка С. Рахманинова, слова А.С. Пушкина).
Арина Родионовна: — Ох-хо-хо, пусто как в доме без батюшки Александра Сергеевича-то. Одолела меня грусть-кручина, и поговорить мне бедной не с кем. (Вздыхает.)
Подходит к столику, берет портрет поэта, ласково, с любовью смотрит на него
Вед: — Извините, пожалуйста…
Арина Родионовна (вздрогнув): — Ой, да тут в гостиной кто-то есть! Дай-ка разгляжу получше. (Берет свечку.) Ой, а ребят-то сколько собралось!
Вед: — Здравствуйте, Арина Родионовна!
Арина Родионовна: — Здравствуйте, люди добрые. С чем пожаловали?
Вед: — Дорогая нянюшка, тут собрались дети, которые очень любят творчество А.С. Пушкина, а особенно его сказки. Они знают, что вы рассказывали маленькому Саше их великое множество.
Арина Родионовна: — Ваша правда. Значит, говорите, любите и знаете сказки Александра Сергеевича?
Дети отвечают.
Арина Родионовна: Но в начале для порядка, загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски! Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья. Приготовились? Вниманье!
Арина Родионовна подходит к столу с сундуком.
— Там под елкою высокой белка песенки поет,
Да все золото грызет, изумрудец вынимает
И в мешочек опускает. И засеян двор большой
Золотою скорлупой. (Орешки белочки, «Сказка о царе Салтане».)
ИГРА «РАЗБЕРИ ОРЕХИ».
Двое детей с завязанными глазами разбирают шишки и орехи.
Арина Родионовна: С этим заданием вы легко справились. А белка та проказница была: песни распевала да народ веселила.
Ведущая: А ну-ка, музыканты, ложки расписные быстро разбирайте,
Народ повеселите, весело играйте.
ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»
(русская народная песня «Во саду ли, в огороде»).
Арина Родионовна: Она не простая: чешуей сверкает, плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Арина Родионовна читает загадку на фоне музыки К.Сен-Санса «Аквариум».
Арина Родионовна: В какой сказке золотая рыбка исполняла желания? А вы хотите поймать волшебную рыбку?
АТТРАКЦИОН «ПОЙМАЙ ЗОЛОТУЮ РЫБКУ».
Ведущая:А сейчас посмотрим, как рыбку золотую будут ловить наши папы! Они ведь у нас заядлые рыбаки!!!
Арина Родионовна: Попробуйте отгадать следующую загадку…
— Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто, будто медом налилось –
Видно семечки насквозь! (Яблоко, «Сказка о мертвой царевне».)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЯБЛОЧКО».
Дети стоят в хороводе, передают яблочко, с остановкой музыки ребенок с яблочком выходит и выполняет произвольные танцевальные движения.
Арина Родионовна:
— Эта дева не простая, да красавица какая,
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает. (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане».)
Ведущая: Ах, царевна, словно пава, так красива, величава.
И ей девицы под стать будут тоже танцевать.
Исполняется РУССКИЙ ХОРОВОД.
Арина Родионовна: Кто ходит по цепи кругом? Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит? (Ученый кот.)
А теперь следующее задание «Вопросы ученого кота».
ВОПРОСЫ УЧЕНОГО КОТА ДЕТЯМ:
— Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян.)
— В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – кем?(Поварихой в «Сказке о царе Салтане».)
— Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде».)
— Сколько было братьев у Царевны-Лебедь? (Тридцать три.)
ВОПРОСЫ УЧЕНОГО КОТА РОДИТЕЛЯМ:
— Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года.)
— С чем пришёл невод в первый, второй и третий разы? (В первый – с тиной, во второй – с травой морской, в третий – с золотой рыбкой.)
— Кто подарил царю Додону золотого петушка? (Звездочёт в «Сказке о золотом петушке».)
— Царевна-Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона три чуда. Назовите эти чудеса! ( Первое: Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт, а орешки непростые все скорлупки золотые. Второе: В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. Третье: Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. Это «Сказка о царе Салтане».)
— Князь Гвидон в сказке три раза превращался в насекомых. Назовите их! (В комара, муху, шмеля в «Сказке о царе Салтане».)
— Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица? (Говорящее зеркальце в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».)
— Назовите кличку собаки семи богатырей. (Соколко.)
Арина Родионовна: Вижу, что хорошо вы, дети, сказки Александра Сергеевича знаете. В моем сундуке осталась лишь одна сказочная вещица:
— Золотую эту птицу посадил Додон на спицу.
Коль сидит та птица смирно, то вокруг царя все мирно. (Золотой петушок.)
Отдаёт подарки детям: леденцовые петушки
Арина Родионовна: Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.
Читайте Пушкина всегда- вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года вы радость сказки!
(Прощается и уходит.)
Исп. песня Берёзка в Болдине 16, 9-18
Читают на фоне музыки («Отзвуки вальса» — музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»).
Даша: Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада! Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады. Твои стихи читать мы будем снова!
Ведущая: Мы Пушкину наш праздник посвятили,
Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили
Поэзии волшебными устами
Под музыку Свиридова «Метель» дети уходят из зала.