СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Осень в Болдино"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель тематического развлечения: воспитание патриотизма, любви к России, гордости за родное откчество через поэзию А.С. Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста "Осень в Болдино"»

«Осень в Болдино».

Сценарий осеннего праздника по произведениям А. С. Пушкина для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:

Воспитание чувство патриотизма, любви к России, гордости за родное Отечество через поэзию А. С. Пушкина.

ТАНЕЦ С ЛИСТЬЯМИ «ОСЕННИЙ ВАЛЬС»


Ведущий: Здравствуйте дорогие дети, уважаемые гости!

 Сегодня в этот осенний день мы собрались с вами,

чтобы встретить праздник осени и познакомить вас с произведениями А.С. Пушкина, посвящёнными осенней поре,

рассказать о том, как поэт любил это время года.

Он говорил об этом так:

«…Осень… любимое моё время…пора моих литературных трудов».

Послушайте такие стихотворные строчки, принадлежащие Пушкину:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной.

Но была в жизни Пушкина особая осень –осень,

Которую он провёл в деревне Болдино

Ксюша: В солнечный, яркий, осенний денек

Кружится сорванный ветром листок.
Падают, падают листья кругом,

Землю покрыв золотистым ковром.

Ваня: Осень наступает незаметно,

Осторожным шагом к нам идет.
Разрисует листики на ветках,

Птичек перелетных соберет.

София: Приходит осень в свой черед.

В ней каждый месяц, без сомненья,
Нам дарит то, что ждем весь год,

Чудесный праздник – день осенний!


ПЕСНЯ «Осень снова к нам пришла» ф.

1.Осень, осень, осень снова к нам пришла, осень, осень, осень чудная пора

В золотом наряде парки и сады, осень, осень ждали с нетерпеньем мы.


2.А в лесу чудесно, просто красота, и тропинка тянется прямо вдоль пруда

На ветвях калины ягоды висят, за пенёчком прячутся шляпки опят.


После исполнения дети садятся на свои места.

Дима О.: Ложится осень желтыми коврами,

Застыли мраморные статуи в саду.
И тонкой паутинкой над прудами

Запрыгали дождинки на пруду.



Арина: И снова муза Пушкина запела,

И снова на душе отрадно и светло.
Отправимся мы Пушкинское время,

Отправимся мы в Царское село.


Вед: Осень восхваляли многие поэты, но особенно любимым это время года было у великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина! 

Уже прошло более 200 лет со дня рождения поэта, но дух его произведений, его сказок живет в каждом русском человеке.

Недаром его называют «солнцем русской поэзии». 

Послушайте, как красиво и образно писал Пушкин об осени

Виолетта: Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,
Леша: Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.

Лиза: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,
Василиса: В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы..
Злата: Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,

Из годовых времён я рад лишь ей одной.

Вед. : Но была в жизни Пушкина особенная осень- осень, которую он провёл в деревне Болдино.

В связи с предстоящей свадьбой (нужны были деньги) Пушкин

1 сентября выехал в Болдино, чтобы продать имение, подаренное ему отцом. В эти дни свирепствовала страшная болезнь –холера.

На многие города был наложен карантин, и поэтому Александр Сергеевич в течение трёх месяцев не мог выехать из Болдина.

Пушкин в это время работал много и плодотворно. В Болдине им написано огромное количество стихотворений, закончен роман в стихах «Евгений Онегин», созданы «Сказка о попе и работнике его Балде», «Метель», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери».

Когда вы подрастёте, то обязательно познакомитесь с этими произведениями.

Что способствовало такому интенсивному творческому труду? Погода? Природа? Тишина и уединение?. Сам Пушкин в те дни писал в письме своему другу и издателю:


«Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня!

Вообрази: Степь да степь, соседей ни души, езди верхом,

сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я наготовлю тебе всячины и прозы, и стихов».

Давайте представим осень, которая так вдохновила поэта на творчество

(показ слайдов с осенними картинами. Дети читают стихи)

Варя: Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле

И скроется за край окружных гор…

Ульяна: Печальны лес и дол завялый,

Проглянет день- и уж темно,

И, будто путник запоздалый,

Стучится буря к нам в окно…

Маша: Уж осени холодною рукою

Главы берёз и лип обнажены

Она шумит в дубравах опустелых;

Там день и ночь кружится жёлтый лист,

Стоит туман на волнах охладелых,

И слышится мгновенный ветра свист…

Сережа: И дни бегут, желтеют нивы;

С дерев спадает дряхлый лист;

В лесах осенних ветра свист певиц пернатых заглушает;

Тяжёлый пасмурный туман нагие холмы обвивает…


Исп. песня «Уж небо осенью дышало»

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу:

Приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.


Вед. : В Болдине Пушкин записал много русских народных песен –среди них песни «Как у нас было на улице», «Не беленька берёзонька». Возможно, песня крестьянских девушек из романа «Евгений Онегин» была тоже подслушана им в деревне и по- своему изложена.

В саду служанки, на грядах, сбирали ягоду в кустах

И хором по наказу пели (наказ, основанный на том,

Чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели

И пеньем были заняты: затея сельской остроты!)

Предлагаю спеть хороводную песню и хоровод завести.




Исп. «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»


Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки,

Разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые!

Затяните песенку, песенку заветную,

Заманите молодца к хороводу нашему.

Как заманим молодца, как завидим издали,

Разбежимтесь, милые, закидаем вишеньем.

Вишеньем, малиною, красною смородиной.

Не ходи подслушивать песенки заветные.

Не ходи подсматривать игры наши девичьи.


Ведущая: — Скажите, ребята, а вы любите сказки? (Ответы детей.)

Был Пушкин маленьким когда-то

Любил играть, как вы, ребята.
И петь любил, и танцевать,

И вечером под сказки тихонько засыпать.

А сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна.

Анри: Старушка вот давным-давно жила и няней Пушкину была.
А сколько сказок уж она насочиняла
Да все их маленькому Саше рассказала.
А Саша вырос и поэтом стал,
Волшебные истории в стихах переписал.

Ярослав: Он сделал это не напрасно: послушай, как звучит прекрасно:
«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.
Вика: И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.
Пойдет направо – песнь заводит, налево – сказки говорит.

Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит…».

Вед:  Да, именно эти сказки маленький Саша готов был слушать бесконечно!

Они переносили его в волшебный мир сказок.

Гаснет свет… Входит Арина Родионовна, в руках свеча.

Звучит романс «Не пой, красавица» (музыка С. Рахманинова, слова А.С. Пушкина).

Арина Родионовна: — Ох-хо-хо, пусто как в доме без батюшки Александра Сергеевича-то. Одолела меня грусть-кручина, и поговорить мне бедной не с кем. (Вздыхает.)

Подходит к столику, берет портрет поэта, ласково, с любовью смотрит на него

Вед: — Извините, пожалуйста…

Арина Родионовна (вздрогнув): — Ой, да тут в гостиной кто-то есть! Дай-ка разгляжу получше. (Берет свечку.) Ой, а ребят-то сколько собралось!

Вед: — Здравствуйте, Арина Родионовна!

Арина Родионовна: — Здравствуйте, люди добрые. С чем пожаловали?

Вед: — Дорогая нянюшка, тут собрались дети, которые очень любят творчество А.С. Пушкина, а особенно его сказки. Они знают, что вы рассказывали маленькому Саше их великое множество.

Арина Родионовна: — Ваша правда. Значит, говорите, любите и знаете сказки Александра Сергеевича?

Дети отвечают.

Арина Родионовна: Но в начале для порядка, загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски! Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья. Приготовились? Вниманье!

Арина Родионовна подходит к столу с сундуком.

— Там под елкою высокой белка песенки поет,
Да все золото грызет, изумрудец вынимает
И в мешочек опускает. И засеян двор большой
Золотою скорлупой. (Орешки белочки, «Сказка о царе Салтане».)

ИГРА «РАЗБЕРИ ОРЕХИ».

Двое детей с завязанными глазами разбирают шишки и орехи.

Арина Родионовна: С этим заданием вы легко справились. А белка та проказница была: песни распевала да народ веселила.

Ведущая: А ну-ка, музыканты, ложки расписные быстро разбирайте,
Народ повеселите, весело играйте.

ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ»

 (русская народная песня «Во саду ли, в огороде»).

Арина Родионовна: Она не простая: чешуей сверкает, плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Арина Родионовна читает загадку на фоне музыки К.Сен-Санса «Аквариум».

Арина Родионовна: В какой сказке золотая рыбка исполняла желания? А вы хотите поймать волшебную рыбку?

АТТРАКЦИОН «ПОЙМАЙ ЗОЛОТУЮ РЫБКУ».

Ведущая:А сейчас посмотрим, как рыбку золотую будут ловить наши папы! Они ведь у нас заядлые рыбаки!!!

Арина Родионовна: Попробуйте отгадать следующую загадку…

— Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто, будто медом налилось –
Видно семечки насквозь! (Яблоко, «Сказка о мертвой царевне».)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «ЯБЛОЧКО».

Дети стоят в хороводе, передают яблочко, с остановкой музыки ребенок с яблочком выходит и выполняет произвольные танцевальные движения.


Арина Родионовна:

— Эта дева не простая, да красавица какая,
Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает. (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане».)

Ведущая: Ах, царевна, словно пава, так красива, величава.
И ей девицы под стать будут тоже танцевать.

Исполняется РУССКИЙ ХОРОВОД.

Арина Родионовна: Кто ходит по цепи кругом? Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит? (Ученый кот.)

А теперь следующее задание «Вопросы ученого кота».

ВОПРОСЫ УЧЕНОГО КОТА ДЕТЯМ:

— Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян.)
— В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – кем?(Поварихой в «Сказке о царе Салтане».)
— Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде».)
— Сколько было братьев у Царевны-Лебедь? (Тридцать три.)

ВОПРОСЫ УЧЕНОГО КОТА РОДИТЕЛЯМ:

— Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (Тридцать лет и три года.)
— С чем пришёл невод в первый, второй и третий разы? (В первый – с тиной, во второй – с травой морской, в третий – с золотой рыбкой.)
— Кто подарил царю Додону золотого петушка? (Звездочёт в «Сказке о золотом петушке».)
— Царевна-Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона три чуда. Назовите эти чудеса! ( Первое: Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт, а орешки непростые все скорлупки золотые. Второе: В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. Третье: Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. Это «Сказка о царе Салтане».)
— Князь Гвидон в сказке три раза превращался в насекомых. Назовите их! (В комара, муху, шмеля в «Сказке о царе Салтане».)
— Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица? (Говорящее зеркальце в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».)
— Назовите кличку собаки семи богатырей. (Соколко.)

Арина Родионовна:  Вижу, что хорошо вы, дети, сказки Александра Сергеевича знаете. В моем сундуке осталась лишь одна сказочная вещица:

— Золотую эту птицу посадил Додон на спицу.
Коль сидит та птица смирно, то вокруг царя все мирно. (Золотой петушок.)

Отдаёт подарки детям: леденцовые петушки

Арина Родионовна: Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.
Читайте Пушкина всегда- вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года вы радость сказки!

(Прощается и уходит.)

Исп. песня Берёзка в Болдине 16, 9-18

Читают на фоне музыки («Отзвуки вальса» — музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»).

Даша: Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада! Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады. Твои стихи читать мы будем снова!

Ведущая: Мы Пушкину наш праздник посвятили,

Наполнив зал чудесными стихами.
О Пушкине сегодня говорили

Поэзии волшебными устами

Под музыку Свиридова «Метель» дети уходят из зала.