СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытия "Декады наук" в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие прошло в 2022 году в МБОУ СОШ №9 г. Каспийска Республика Дагестан. Разработано и проведено руководителем ШМО учителей начальных классов Нестеровой Е.А.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытия "Декады наук" в начальной школе»

Сценарий открытия «Декады наук» в школе.

(Данное мероприятие прошло в 2022 году в МБОУ СОШ №9 г. Каспийска Республика Дагестан. Разработано и проведено руководителем ШМО учителей начальных классов Нестеровой Е.А.)

Выходят первоклассники.

Отчего сегодня в школе

Очень суетливо вдруг?

Потому, что мы сегодня

Отмечаем День Наук!


Без наук мы никуда,

ни туда и ни сюда.

Чтоб стать геологом, врачом иль космонавтом

С детских лет науки нужно изучать нам.


Законы физики, таблицу умноженья.

Английский, химию сегодня учим мы.

И знаем точно, что науки эти

Нам всем и каждому нужны!


Я живу в России, и русский – мой язык.

Нет его красивей, я к нему привык.

Хоть язык мой трудный, я его люблю:

Я пишу диктанты, правила учу.


Чтоб нести в народ культуру

Надо знать литературу

Книги мудрые читать

Мир духовный развивать!


Математика – наука сложная:

Как умножить, как сложить?

Нам дорога к этим знаниям проложена,

Без тебя нам, математика, не жить!


Города, пустыни, страны,

Реки, горы, океаны

Всё узнаешь не спеша

С географией дружа


Те, кто физики не знает

Очень многое теряет

Все природные явленья

объяснит без промедленья


Все про наше прошлое знаем мы теперь,

В прошлого события открыта нами дверь.

Спад, подъем, расцвет страны, сражения, виктория-

Все секреты рассказал нам предмет история


Можем на английском кое-что понять,

Можем на немецком песни распевать.

Можно путешествовать в разные страны,

Если ты знаешь язык иностранный.



Посмотрите на девчонок, как стройны и грациозны!

Аэробикой и бегом занимаются серьезно.

И мальчишки как один с атлетической фигурой!

Знать, недаром есть предмет под названьем физкультура.


Компьютеры, дисплеи, и виртуальный мир,

И Интернет, который всех нынче покорил!

Ах, 21 век! Прогресс, размах, фантастика-

Все это дарит нам наука информатика



Школа, здравствуй! Мы знакомы!

Я -твой ученик.

Ты – мир знаний, тайн, открытий!

Школа наша – наш учитель!

Какое могучее слово!

Рад повторять его

Снова и снова- Школа!

Ее мне, как Родину- мать,

хочется с буквы Большой написать.


(Песня о школе)


(звучат фанфары)

ВЕДУЩИЕ

-Добрый день, дорогие друзья!

- Мы рады приветствовать вас на открытии Декады Наук!

-Декады Наук проводятся в нашей школе уже давно, но суть их осталась неизменной- изучение наук с интересом, увлекательно и весело.

Казалось бы, одно и то же

Который день, который год.

И вновь, как в юности, тревожит

Очередного дня приход.


Любой урок, любая встреча

Всех кладов на земле ценней,

Ведь каждый школьный миг отмечен

Неповторимостью своей.


В нашей школе много учеников, но ни один из них не может самостоятельно достичь совершенства в своих познаниях. Конечно, им помогают наши учителя – великие магистры наук!

Спасибо вам, учителя,

Ведь заняты вы делом очень важным.

На вас издревле держится Земля-

Вы для нее растите юных граждан.


Вы щедро учите тому,

Что, словно воздух, всем нам нужно в жизни.

Терпенью, чтенью, счету и письму

И верности родной своей Отчизне.


Когда пришли мы в школу к вам,

Нас приняли заботливые руки.

Вы нас ведете, как по этажам,

Все выше, выше, в светлый мир науки.


Слово для приветствия предоставляется директору школы Селимхановой Гульнаре Магомедрасуловне.


Гимнастический номер (сестры)

Сценка Ломоносов (см. Приложение)



Русский труден, но без него

плохое было бы житьё.

Не составишь телеграмму

И открытки не отправишь,

Даже собственную маму

С Днем Рожденья не поздравишь!


Сценка «На уроке математики» (4 класс)

-Петров, сколько будет: четыре разделить на два?

-А что делить, Михаил Иванович?

-Ну, допустим, четыре яблока.

-А между кем?

-Ну, пусть, между тобой и Сидоровым.

-Тогда три мне и одно Сидорову

-Почему это?

-Потому что Сидоров одно яблоко мне должен!

-А сливу он тебе не должен?

-Нет, сливу не должен.

-Ну вот, сколько будет, если четыре сливы разделить на два?

-Четыре. И все Сидорову.

-Почему четыре?

-Потому что я сливы не люблю.

-Ответ неправильный!

-А сколько правильно?

-А вот я сейчас тебе правильный ответ в дневник поставлю.

-Да, математика важна,

В жизни ох как будет нужна!


Танец «лезгинка»(3 класс)

Выходят дети.

Вот и все,

Что мы успели

Вам сегодня показать.

Но впереди у нас декада

И мы хотим вам всем сказать:


Желаем вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условье.


Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет!


Сценка ЛОМОНОСОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ)

«Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова» Так сказал о Шергин.

Имя Ломоносова знают во всем мире. Уже при жизни его научные работы были признаны европейскими учеными как выдающиеся. Но путь в науку у Ломоносова был долог и труден. Давайте проследим, как крестьянский сын стал первым русским академиком.

III. Рассказ

Слайд № 2:

Напротив города Холмогор Архангельской губернии широко разлилась Северная Двина,омывая берега девяти островов. На одном из них – на Курострове в деревне Мишанинской 19 ноября 1711года у промышленника-помора Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.

Слайд № 3:

С десяти лет был Михайло с отцом во многих плаваниях, учился у него труду поморскому промысловому и науке мореходства. Много впечатлений давали эти плавания, ещё больше вопросов вызывали у него явления окружающего мира. Почему сверкают сполохи северного сияния? Почему прилив сменяет отлив?

Слайд № 4:

посоветовал смышлёному пареньку освоить грамоту и сам помочь вызвался. Как говорится, сперва аз да буки, а там и науки. Так выучился читать и писать Михайло сначала у соседа Шубина, а потом у дьяка Семёна Сабельникова.

«Вратами учености» для Ломоносова стали «Грамматика» М. Смотрицкого, «Арифметика» Л. Магницкого Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

Слайд № 5:

По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. И поэтому он читал в уединенных местах, терпел стужу и холод.

Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха, то и дело ругалась.

Заветная мечта Ломоносова - учиться.

Сценка: (выступление ребят 1 группы и их родителей)

Звучит русская лирическая песня. ( Использовала запись «Песня о Печоре» в исполнении Северного русского народного хора)

Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть.

На фоне музыки:

Мальчик идет, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.

Мальчик и отец:

– Татка, у солнца свет самородный?..А звёзды?..А край земли близко?...А пошто немцы говорят несходно с нами?

– Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

Мальчик уходит за ширму.

Ведущий: прошло время…

Выходит юноша – повзрослевший мальчик.

– Татко, а латинскому языку где учат?

– В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…

– Ну…Сей день не без завтра…

– Слав Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…

– Татенька! А все господа многограмотны.

– Ври больше! На что благородному господину читать да писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как “Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!”

– Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

– Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

– Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

Отец расстроенным голосом, чуть не плача:

Ну, сын… Люди-те, люди-те скажут: “У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…”

– Татенька, не плачь!.. Воля твоя…

Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит.

Слайд №6:

– Зимой 1730 года ушёл Михайло из дома. Ушёл в Москву вместе с проходящим мимо рыбным обозом. Имел на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.

Слайд № 7: Путь Ломоносова в Москву.

Стихи (читают ребята 2 группы):

Той страстной верности науке

Дивятся люди до сих пор…

Шел, от мороза пряча руки,

В Москву ходок из Холмогор.

Крутая вьюга заметала

Обоза северного след.

И ничего еще не знала

Москва про университет.

В котомке – лук и корка хлеба,

Но он предвидел эту быль,

Когда в распахнутое небо

Вонзится твой высокий шпиль.

Когда смирится космос грозный

Разымет атомы рука,

И встанет он, одетый в бронзу,

Перед Россией на века! (В. Виноградский)

Слайд № 8:

В Москве он назвал себя сыном холмогорского дворянина и был принят учиться в Славяно-греко-латинскую академию (или Спасские школы). Крестьянских детей в академию не принимали. Но сомнений в том, что он дворянский сын, не было. Михайло показал отличные знания математики и грамоты. Его, 20 - летнего юношу, зачислили в первый класс академии со школьниками, которым было всего 12-13лет!

Слайд № 10:

Сценка (выступление ребят 3 группы и их родителей)

Входит Михайло в класс. Школьники шушукаются, хихикают, смотрят удивленно.

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?".

Ведущий: Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, будто на чудо стали смотреть.

- Да он лучше учителей всё знает, - шептались школяры.

Слайд № 11:

Ученикам на жизнь давали деньги - три копейки в день. Одну копейку Ломоносов тратил на хлеб, вторую на квас. А третью - на прочие надобности.

Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий. А через год спустя так освоил латынь, что мог на ней даже сочинять стихи. Освоив языки, Михайло открыл для себя новый мир-мир книг, хранившихся в библиотеке. У него появилась возможность читать летописи, книги по философии, физике и математике.

Слайд № 12:

Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.

Слайд № 13:

Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот его отправляют в Германию для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.

В Россию он вернулся специалистом во многих науках.

Слайд № 14:

По возвращению в Россию, Ломоносов преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие.

Он написал «Российскую грамматику» – первую научную книгу о русском языке. Она стала популярным учебником русского языка в 18 веке.

Слайд 15:

Главное место среди наук Ломоносов отводил химии.

Эту науку он преподавал студентам, стал профессором (академиком) химии и создал первую в России химическую лабораторию.

Слайд № 16:

Опыты в лаборатории помогли ему сделать большие научные открытия. Ломоносов сделал свыше 4тысяч химических опытов, чтобы научиться изготовлять разноцветное непрозрачное стекло – смальту. Он возродил древнее искусство мозаики.

Слайд № 17:

Ломоносов-художник создал несколько мозаичных картин.

Самая знаменитая картина - «Полтавская баталия»(битва)

Слайд № 18:

Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование оптических приборов различного назначения. Зеркальный телескоп и «ночезрительная труба»

Слайд № 19:

Крупнейшим достижением Ломоносова в астрономии было открытие атмосферы на Венере.

Слайд № 20:

Одним из главных дел жизни Михаила Васильевича Ломоносова стало основание первого в России университета в Москве. Так с 1755 года в России появился первый университет, который носит имя Ломоносова в честь его основателя.

Рассказ продолжает учитель:

Слайд № 22:

Первый русский учёный-естествоиспытатель, химик и физик, астроном, географ, металлург, геолог, поэт.

О нём пишут книги и снимают фильмы.

Но по-прежнему трудно до конца понять: как сын неграмотного крестьянина, живший в России в 18веке, смог преодолеть все препятствия на своём пути и стать великим учёным, прославившим русскую науку? Какая же тайна заключена в судьбе Ломоносова?

Ребята, как вы думаете? (дети высказывают свое мнение)

Слайд № 23:

Может быть, разгадка в том, что он любил задавать вопросы? Всю свою жизнь он внимательно смотрел вокруг, и ему было интересно, почему происходит то, другое, третье? Сначала он находил ответы на свои вопросы в книгах или спрашивал у своих учителей.

Но пришло время – и он стал отвечать на свои вопросы сам, щедро делясь знаниями с другими. Ведь настоящие учёные совершают свои открытия, чтобы подарить их людям.

Я желаю вам, дорогие ребята, быть такими же любознательными, активными в учебе, стойкими в преодолении трудностей. И, может быть, через несколько десятков лет страна узнает имена новых ученых, изобретателей, поэтов и писателей, и я буду гордиться вами!

Слайды:

Россияне гордятся своим великим земляком .