Сценарий открытого мероприятия «День гражданской обороны»
Цели и задачи:
1. Формирование и развитие у обучающихся устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям;
2. Практическая проверка готовности обучающихся действовать в экстремальной ситуации;
3. Формирование жизненно — важных прикладных умений и навыков;
4. Укрепление здоровья обучающихся;
5. Формирование и развитие у обучающихся чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости.
Время и место проведения:
Мероприятие проводится _____________20__ года в ____________часов в спортивном зале.
Руководство проведением:
Общее руководство подготовкой и проведением состязания возлагается на учителей физической культуры __________________________________________________________________и классных руководителей __________________________________________.
Участники состязаний:_____________________________________________
Состав команды: __________________________________________________ Награждение: Команды - участницы награждаются грамотами.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами проведем штабную тренировку по гражданской обороне. Но прежде, чем мы начнем, давайте заглянем в историческую справку и узнаем, что же означает гражданская оборона. Гражданская оборона - это система мер, направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих во время военных действий. Создана она была 4 октября 1932 года и называлась общесоюзная система противопожарной обороны, а в 1961 году была переименована в гражданскую оборону. В настоящее время это отлаженная и эффективно работающая система, оказывающая экстренную помощь при форс-мажорных ситуациях не только в нашей стране, но и за рубежом. В ее состав входят противопожарная служба, войска гражданской обороны, авиация, поисково-спасательные подразделения, работающие в круглосуточном режиме реагирования на чрезвычайные происшествия. Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства. ГО обеспечивает оборонное строительство и безопасность населения страны. Сейчас, когда в любую минуту может остро встать вопрос: «Жить или не жить?», главная задача видится в том, чтобы обучающиеся владели специальными знаниями, умениями и навыками выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных; правильных действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках, защищать свое Отечество. Программа соревнований:
1. «Разминка».
Цель: развитие ловкости, быстроты и смекалки.
Организация.
Команды построены в колонны по одному перед стартовой линией. На противоположной стороне площадки, против каждой команды стоит кегля или заменяющий её предмет (ориентир).
У первого участника колонны противогаз в походном положении.
Ведущий:
Объяснение: что означает «походное положение»?
Для приведения противогаза в походное положение необходимо надеть сумку с противогазом через правое плечо так, чтобы она находилась на левом боку, а застёжка находилась от себя, подогнать при помощи пряжек плечевой ремень так, чтобы верхний край сумки был на уровне поясного ремня, проверить надёжность противогаза, сложить противогаз в противогазную сумку. При необходимости противогаз может быть закреплён на поясе при помощи тесьмы.
Почему противогаз на левом боку? Потому что справа предполагается оружие.
Проведение.
По свистку ведущего, первый номер стартует, обегает кеглю, возвращается назад и передаёт противогаз следующему участнику, который также снаряжает противогаз в походное положение и выполняет то же самое и т. д. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.
2. «Одевание противогаза».
Цель: Контроль и закрепление знаний и навыков учащихся, по правилам безопасного поведения при угрозе отравления. Путем создания атмосферы соперничества между командами научить быстро, принимать правильные решения и действовать в соответствии с возникшей ситуацией.
Ведущий:
Объяснение: как правильно одеть противогаз?
Порядок надевания противогаза:
1. По команде «Газы!» задержать дыхание, не вдыхая воздух.
2. Закрыть глаза.
3. Достать противогаз из противогазной сумки, левой рукой доставая противогаз, а правой держа сумку снизу.
4. Выдернуть клапан из фильтра.
5. Перед надеванием противогаза расположить большие пальцы рук снаружи, а остальные внутри.
6. Приложить нижнюю часть шлем - маски на подбородок.
7. Резко натянуть противогаз на голову снизу вверх.
8. Выдохнуть.
9. Необходимо, чтобы после не образовалось складок, очковый узел должен быть расположен на уровне глаз.
10. Перевести сумку на бок.
Организация.
Выполняется всей командой одновременно. Учащиеся выстраиваются на одной линии. Противогазы в походном положении.
Проведение.
По команде судьи "Газы", учащиеся надевают противогазы. Время засчитывается по последнему участнику.
По команде «Отбой», учащиеся снимают противогазы.
Оценка: «отлично» - 10 с, «хорошо» - 11 с, «удовлетворительно» - 12 с.
Оценка снижается на один балл:
1) при надевании противогаза не закрыл глаза и не затаил дыхание.
2) после надевания противогаза не сделал резкий выдох.
3) надел шлем-маску с перекосом так, что очки находятся не против глаз.
Укладка противогаза:
1. фильтрующе-поглощающую коробку кладут в сумку;
2. складывают шлем-маску, взяв одной рукой за очковый узел, а другой перегнув шлем-маску вдоль, закрывают его одно стекло;
3. затем перегибают шлем-маску пополам, закрывая таким образом другое стекло.
3. «Переходной трап».
Цель: развитие быстроты, ловкости и расчетливости, использование в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с равновесиями.
Организация.
Выстраиваются колоннами по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами 2-3 м. в 10- 15 м перед каждой колонной ставят кеглю, а в середине этого промежутка продольно устанавливают гимнастическую скамейку. Первый игрок колонны получает гимнастическую палку.
Проведение.
По сигналу учителя первые игроки колонн бегут вперед, вскакивают на скамейку и правым боком, приставными шагами проходят её до конца, соскочив с неё, добегают до своей кегли, огибают её слева и, возвращаются к скамейке, продвигаются по ней левым боком, миновав её, добегают до второго игрока своей колонны, протягивают ему свободный конец гимнастической палки, и парой, двигаясь к концу колонны с разных сторон, проносят палку под ногами остальных игроков, которые перепрыгивают через палку толчком обеими ногами. Затем первый игрок остается в конце колонны, а второй, выполняя то же самое игровое задание, пока не выполнят то же самое все игроки колонны. Когда первый участник вновь окажется во главе колонны и получит палку от последнего, он поднимает её над головой в знак завершения командного задания. Запрещается опускать или отпускать один конец палки при проносе её под ногами. Упавший со скамейки, должен вернуться на начало скамейки и продолжить переправу. Выигрывает команда, завершившая задание первой.
Вариант-пояснение: палка для балансирования; противогаз в походном, либо в боевом положении.
4. «Сигналы бедствия».
Цель: развитие чувства товарищества, взаимопонимания, артистизма.
Ведущий: В чрезвычайных ситуациях люди могут быть лишены всех средств связи, находиться в пределах - только видимости. Тогда, передать информацию можно с помощью сигналов: действиями и жестами.
Организация:
Каждая команда делится на 2 части и расходится в противоположные стороны спортивного зала. Команда (пострадавшие) читает задание и должна передать эту информацию противоположной стороне только жестами и действиями, не используя слов. У команды на противоположной стороне зала (спасателей) находятся на отдельных листах «Медикаменты», «Пища», «Вода», «Скорая помощь», «Носилки». (На подготовку 1-2 минуты). На стульях каждой половины команды лежат листочки с записями.
У пострадавших:
Задание команде № 1: у нас находится пострадавший, у него травма ноги. Нам нужны медикаменты, пища и вода.
Задание команде № 2: у нас находятся пострадавший, у него травма руки и ног. Ему нужна машина скорой помощи.
Задание команде № 3: 2 человека не способны двигаться. Нам нужны медикаменты и носилки.
У спасателей:
«Медикаменты», «Пища», «Вода», «Скорая помощь», «Носилки» (можно разрезать по отдельности).
Проведение:
По сигналу ведущего, участники берут листы с заданиями. Пострадавшие – жестами, действиями (пантомима), объясняют спасателям, сколько у них пострадавших, какие части тела повреждены и какие средства им необходимы. Спасатели определяют, что нужно пострадавшим, и если команда готова к принятию решения, поднимают руку. Спасатели прибегают к пострадавшим и сверяют необходимое с доставленным.
Конкурс со зрителями Литературная викторина. Уважаемые гости, вы знаете много сказок: автoрских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Вопросы зрителям: (за правильный ответ - 1 балл) 1. Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели? (Маша в сказке «Три медведя») 2. Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным? (Буратино) 3. Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ: не слушал старших, пил грязную воду? (Братец Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Ивaнyшка”) 4. Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними. (Красная шапочка или Колобок) 5. Какой сказочный персонаж не слушал маму и открыл дверь чужим? (Козлёнок в сказке “Волк и семеро козлят”) 6. Какой сказочный персонаж не слушал старших и зацепил свои сани за впереди идущий транспорт? (Кай из сказки “Снежная королева”)
5. «Переправа на лодках».
Цель: развитие чувства товарищества, быстроты, ловкости, координации.
Ведущий: Наводнение. Необходимо переправить на другой берег пострадавших от наводнения.
Организация.
Команды выстраиваются в колонну по одному за общей стартовой линией. На противоположной стороне зала, стоят кегли (ориентиры).
Проведение.
По сигналу первый участник, одевает на себя обруч (садится в лодку) надевает обруч на второго участника и они вместе бегут к противоположной стороне зала, где первый остаётся, а второй бежит за третьим и т.д. Выигрывает команда, закончившая переправу первой.
6. «Транспортировка пострадавших».
Цель: развитие чувства товарищества, быстроты, ловкости, координации, силы.
Организация.
Команды делятся следующим образом: на старте – юноши, на противоположной стороне – девушки. Три противогаза находятся у юношей. Противогазы в походном положении.
Проведение.
По команде двое юношей берут противогаз для девушки и бегут на противоположную сторону. Отдают один противогаз девушке. Они вместе одевают противогазы и юноши сцепив руки в замок и посадив на них "пострадавшего" переносят пострадавшую на руках назад. Выигрывает команда, закончившая транспортировку первой.
7. «Тушение очага возгорания».
Цель: развитие ловкости, быстроты и смекалки.
Организация.
Участники выстраиваются в шеренгу на вытянутые руки вдоль всего зала. На линии старта находятся три мяча (вода) и ведро. На другой обруч (очаг возгорания).
Проведение.
По сигналу первый участник укладывает один мяч в ведро и передаёт следующему и т.д. до тех пор, пока мяч (вода) не окажутся в обруче (очаге возгорания). Далее пустое ведро передают назад, и всё повторяется вновь. Выигрывает команда, потушившая пожар первой.
8. «Оказание первой медицинской помощи».
Цель: развитие навыков оказания первой медицинской помощи.
Организация.
Команды делятся следующим образом: 6 юношей на одной половине площадки. Из них двое пострадавших, четверо санитаров. Четыре девушки на другой половине площадки (медсёстры).
Проведение:
По сигналу ведущего, четверо юношей на носилках переносят двоих пострадавших на противоположную сторону по очереди. Там им девушки оказывают первую медицинскую помощь (наложение шины на предплечье, наложение повязки на ладонь). Кроме быстроты выполнения задания, оценивается правильность наложения повязок.
Подведение итогов соревнований.