Организационный момент: Здравствуйте, присаживайтесь,ребята.. Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. я уверена, у нас всё получится. и желаю вам рабочего настроения, уважительного отношения к ответам одноклассников и только отличных и хороших оценок.
На прошлых уроках мы с вами говорили о жизни и деятельности людей одной из древнейшей цивилизации мира. Сегодня мы вновь отправляемся в страну мифических героев – Древнюю Грецию. Но прежде, чем мы познакомимся с новой темой урока давайте вспомним
природно – географические условия Греции.
Индивидуальная работа учащихся у доски
В какой части света расположена Греция?( Греция расположена на юге Европы,
На каком полуострове? (Греция расположена в южной части Балканского полуострова и на прилегающих к нему и к побережью Малой Азии островах .
Какими морями омывается? Омывается Средиземным морем, в том числе: Ионическим, Эгейским морями, а южное побережье Крита — Ливийским морем.)
Какой самый крупный остров у берегов Греции?( Крупнейшим островом Греции как по площади, так и по численности населения является Крит, расположенный в 100 км к юго-востоку от полуострова Пелопоннес.
Много ли полноводных рек? Больших и полноводных рек в Греции нет. Со всех сторон, кроме северной, её омывают моря. На морях много островов, самый крупный из них — Крит.
(Плодородной почвы на территории Греции? В Греции плодородной земли немного.
Какой климат? По большей части на территории Греции царит средиземноморский климат с жарким сухим летом и мягкой дождливой зимой.
Исходя из природно – климатических условий, а так же ранее изученного материала назовите основные занятия греков.
Ответы учащихся.( Главным занятием греков было земледелие, хотя пригодных земель было недостаточно. В основном выращивали ячмень, оливки и виноград, немного пшеницы. Своего хлеба грекам не хватало, и зерно ввозили из других стран. На горных склонах пасли коз и овец. Из козьего и овечьего молока делали сыр, из шерсти и шкур – одежду и обувь.)
Выращивали виноград и оливки;
мореплавание и морская торговля;
разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);
ремесло;
войны (борьба за господство в Эгейском море).
-Ребята, давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?( Мы познакомились с сдвумя поэмами известного поэта Илиада и Одиссея)
-Кто автор данных поэм? ( Гомер).
-Когда были написаны данные поэмы по предположению ученых? ( в 8 в. до н. э.)
Давайте вспомним некоторых действующих лиц поэмы. (Ахиллес и Гектор,Одиссей и ?????
Ребята, скажите, кто кроме людей является героями поэм?
Послушайте внимательно стихотворение, для того, чтобы узнать о ком оно.
С древнейших пор взгляд неподкупно строгий
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял, сей человечий быт -
Понять решили – из чего он состоит.
Кроме людей героями поэм являются Боги. В Илиаде – Гефест сковал меч Ахиллесу.В Одиссее – бог Посейдон преследовал Одиссея, вызывал бурю ,шторм в океане в пути его
Вопросы классу:
- В какое количество богов верили греки? (13)
- В какой стране ранее вами изученной тоже верили в нескольких богов? (Египте)
- А какой народ, в отличие от древних греков, египтян верил только в одного бога, создавшего весь мир?( древние евреи создали монотеистическую религиозную систему - культ единого божества, являющегося всеблагим творцом всего сущего.
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О( богах и религии)
И так тема сегодняшнего урока Тема урока: «Религия древних греков»
- Дайте определение понятию “религия”. (Это вера человека в сверхъестественные силы)
- Почему появляются религиозные верования? (Человек не мог объяснить явления природы)
План урока:( на доске записан)
Где жили боги.
Как греки представляли себе богов.
Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали.
Отражение в религии общественных отношений.
Для достижения цели мы будем работать с учебником, раздаточным материалом, анализировать отрывки из мифа, заполнять таблицу на листочках.
Попытаемся извлечь нужные сведения из картин. Работать с картой и текстом учебника. Дополнительным раздаточным материалом.
А теперь Вопросы классу:
Работа с картой с. 115 учебника. Настенной картой.
1. Найдите гору Олимп. В какой части Греции она расположена? Олимп находится на северной части.побережье материковой части Греции, недалеко от Эгейского моря.
2. Посмотрите на южную часть Греции (Олимпия), найдите подобное название
Т.о. в Греции есть 2 места с похожим названием: одно – это гора Олимп на Северной Греции, где согласно верованиям, на вершине Олимпа находились дворцы богов.
Другое место – Олимпия, в Южной Греции, где греки раз в 4 года устраивали знаменитые спортивные игры. которые были учреждены в честь Зевса.
Т.о. боги жили на горе Олимп.
А как же появились в Греции боги?
По греческим мифам (определение) в начале жизни существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.
. В истории Древних Богов было несколько поколений. Три поколения богов.
Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.
Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. И он стал пожирать своих родившихся детей. Но одного сына удалось ---------------- спрятать от него и спасти .Это был Зевс.
Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса. Храм является Одним из Семи чудес света.( А познакомитесь вы с Семью чудесами света при завершении курса История древнего мира)
Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Ребята. А сейчас, на основании дополнительного материала, мы более подробно познакомимся с Богами Древней Греции. ???????????????
Посмотрите на рис с . 135 .и скажите
Какие ещё низшие божества существовали у древних греков?( Низшие божества греческой мифологии:
Сатиры - демоны плодородия, олицетворяли низменное начало в человеке.
Нимфы - олицетворения жизненной энергии стихий, покровительницы различных природных явлений.)
Работа с документом С.131.
Вопрос классу. –
1. На кого были боги похожи своей внешностью? На людей
-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)
- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. ( Верили в силу человека. Греки верили, что боги, как люди, могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)
Какую же роль играла религия в жизни греков?( религия занимали важное место в жизни древних греков. Они представляли собой основу духовного измерения жизни греков и влияли на все сферы культуры и общества. Мифологические рассказы о греческих богах и героях переплетались с религиозными обрядами и верованиями, оказывая сильное влияние на мировоззрение и поведение древних греков.)
Повторение и закрепление изученного.(Заполнение таблицы.) Проверка таблицы
- Вот и состоялось знакомство с олимпийскими богами. А теперь я хочу узнать, как вы усвоили новый материал? Правильно ли заполнили таблицу? Напишите ответ на три вопроса , на выполнения задания даю 2-3 мин. Работаем в парах, в одиночку.потом проверяем работу соседа по парте это тем кто работал один.если ошибоки ставим на полях значки минус и плюсы.Заполните остальные ячейки дома, изучив параграф 30 и иллюстративный материал на с.тр.У кого есть ошибки, то при выполнении домашнего задания ещё раз поработайте с таблицей и исправьте их.
Таблица. А теперь давайте ответим на главный вопрос нашего урока .
Каким стихиям и занятиям боги покровительствовали?.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.
Домашнее задание 30 параграф на пересказ, , завершить заполнение таблицы.
Выставление и комментирование оценок по количеству набранных жетонов за участие на уроке.
Наш урок окончен, и я хотела бы узнать: с каким настроением вы уйдете. Перед каждым из вас лежат 2 карточки- рисунка. Поднимите тот, который соответствует вашему настроению.
Рефлексия. Смайлики. Поднимают руки.Слайд
Спасибо за урок.