СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий педагогического совета  «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС». Сценарий предусматривает работу в группах, проблемное задание, вопросы на закрепление материала и творческое домашнее задание. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»»

Педагогический совет

«Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»


Цель: организация методического сопровождения реализации ФГОС на всех уровнях обучения.

Задачи:

1. Углубить знания педагогов о сушности и теоретических основах метапредметного подхода в обучении, осмыслить понятие метапредметные результаты.

2. Систематизировать знания педагогов о приемах, технологиях и способах формированию метапредметных (универсальных учебных действий) на всех уровнях обучения.

3. Активизировать взаимодействие педагогов по обмену опытом внедрения метапредметных технологий в учебную практику; творческую и самообразовательную деятельность педагогов.

Проблематика:

  • Метапредметные результаты в школьном образовании как инновация.

  • Какие изменения в общеобразовательной подготовке обучающихся обеспечивает введение метапредметности.

  • Образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения. Формы и методы организации урока с точки зрения метапредметного подхода.

Форма проведения: теоретический семинар





















Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня у нас пройдет первое заседание в цикле педагогических советов на заявленную тему. Для того, чтобы перейти к нашему вопросу я предлагаю вам ознакомиться с информационной справкой «Теория поколений», Таблицей «Сокращение разрыва во времени между научным открытием и его внедрением в производство» и схемой «Требования к результатам освоения основной образовательной программы(ФГОС)» слайды 1-20

После ознакомления с предложенной информацией я прошу вас, работая в группе выполнить следующие задания:

  1. Сделайте 3 вывода на основе предложенной информации.

  2. Сформулируйте проблему исходя из предложенных выводов (в контексте своей профессиональной деятельности)

Решение проблемы предложено нам ФГОС, центральной идеей которых является деятельностное обучение и Метапредметный подход.


Тема педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»


Слайд 21. В условиях реализации новых образовательных стандартов в научной и методической литературе в области образования, в профессиональном словаре современного педагога стали широко использоваться понятия с приставкой «мета»: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметный подход, метадеятельность, метаумения, метапредметность и др.

Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель

“Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнания, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в работах Юрия Вячеславовича Громыко и в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.


Слайд 22.

В работах Юрия Вячеславовича Громыко, метапредметное содержание образования интерпретируется как деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Т. е. «принцип метапредметности» является основой в обучении общим средствам, техникам, способам мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.


СЛАЙД 23-25 Ученый-педагог разделил метапаредметы на четыре большие группы — Знание, Знак, Проблема и Задача.


СЛАЙД 26 Однако с принятием новых стандартов не стали вводить в образовательный процесс метапредметы в таком виде, как предложил их Ю.В. Громыко. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». ФГОС выдвигает определенные требования к метапредметным результатам в начальной школе. Этот список значительно расширяется для среднего и старшего звена.

Слайд 27.

Основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:

  • метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;

  • метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;

  • метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.

Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.

Главные особенности метапредметного подхода в обучении:

    • содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

    • деятельность учащихся организуется не только с целью передачи им знаний, но и передачи способов работы со знанием.

- ориентация на развитие у школьников базовых способностей

В процессе интеграции различных учебных предметов формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.

Слайд 28

В меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса , но смысл урока как дидактической категории изменился в связи с изменяющимися целями и условиями обучения.

Урок понимается как «организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время». В этом определении С.С. Татарченковой следует обратить внимание на то, что учебным материалом учащийся овладевает самостоятельно в процессе деятельности, а задача учителя – организовать эту деятельность. Таким образом, цели, содержательная наполненность, требования к результатам учебной деятельности существенно изменились в свете нового стандарта.

Основными методическими принципами современного (метапредметного) урока являются:

  • субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

  • метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

  • деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

  • рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

  • импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

  • формирование у ученика на каждом этапе урока понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;

  • формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;

  • ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;

  • обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.


СЛАЙД 29

Современный (метапредметный) урок, сохранив свою структуру, существенно изменил содержательную и организационную наполненность привычных этапов.

Структура метапредметного урока

Этап

Цель этапа


Мотивационно-ориентировочный блок

1.

Этап актуализации



обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока

2.

Этап проблематизации

определение учениками собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока


3.

Этап целеполагания

формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания»



Организационно - деятельностный блок

4.

Этап моделирования

построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей

5.

Этап конструирования

переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных)


6.

Этап презентации

соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» - совместную действительность


3

Рефлексивно – оценочный блок


выявление

ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания


оценка

степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся


оценка

качества созданных на уроке образовательных продуктов



Слайд 30 Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов

Предмет (традиционный подход)

Метапредметный подход

Базовые сведения по одной науке

Сведения из разных наук

Узкая направленность

Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне

Знания разрознены

Формирование целостной картины мира

Недостаточно философское осмысление мира обучающимися

Философское осмысление мира обучающимися

Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем

Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем

Предметоцентризм

Интегративность

Предметность

Предметность + надпредметность





Слайд 31-32. Признаки метапредметного урока

  • обязательным элементом урока является целеполагание;

  • присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации;

  • создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач;

  • активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика;

  • на уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;

  • рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

  • способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.

Слайд 33.

Требования к заданиям на уроке

- проблемный и поисковый характер.

- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Продуктивные заданияэто задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.

Репродуктивные задания - нацелены лишь на предметные результаты

Зачем же нужны продуктивные задания? Они формируют у школьников умение работать с информацией, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы, проводить наблюдение, строить на их основе гипотезы, делать выводы и предположения, увязывать свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний.

Продуктивные задания предпочтительнее выполнять в следующем порядке: осмыслить задание, найти нужную информацию,

преобразовать эту информацию в соответствии с заданием,

создать необходимый продукт,

сформулировать и дать полный ответ вместе с представлением созданного продукта.

На каждом из перечисленных этапов формируются универсальные учебные действия.

На этапе осмысления – регулятивные – через организацию своей деятельности, постановку цели, представление плана работы.

Познавательные универсальные учебные действия вырабатываются на этапе поиска информации через его организацию, соотнесение результатов условиям задания.

На этапе преобразования информации – познавательные и личностные – через выделение главного, преобразование найденной информации в соответствии с заданием.

Коммуникативные универсальные учебные действия формируются на этапе представления полученного продукта через донесение своей позиции до зрителя, совместную работу с другими учащимися в команде.

Чтобы составить продуктивные задания, необходимо придерживаться некоторых принципов. Эти задания должны соответствовать целям урока, метапредметному действию или личностному результату, который мы хотим формировать на данном уроке. При составлении целесообразно выбрать информационные единицы минимума содержания, с которыми школьники будут работать на данном уроке. В основе любого такого задания – действие учеников, в соответствии с этим надо задать четкую форму устного или письменного исполнения задания.

Предлагаются следующие начала формулировки продуктивных заданий:

Проанализируйте…

Докажите…

Объясните…

Сравните…

Создайте схему или модель…

Исследуйте…

Оцените…

Придумайте на основе…

Составьте алгоритм…

Найдите и исправьте ошибки…

Представьте в виде…

Слайд 34

Результат – продукт деятельности: стихи, рассказы, стенд, выставка, реклама, исследование, инструкция (алгоритм) по применению, видеоролик, презентация, тест, газета, схема, текст, изображение, формулировка задачи.

Слайд 35.

Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов в образовательном процессе является использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.

Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая способствует формированию у школьников критического мышления через интерактивное включение в учебный процесс, формирует культуру работы с информацией.

  • Проектный метод обучения, направленный на активизацию самостоятельной поисковой деятельности учеников: проектирование, стимулирование познавательного интереса, развитие исследовательских умений и навыков.

  • Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая помогает воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, развивает творческое воображение с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

  • Технология «Дебаты», содействующая развитию коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

  • Технология проблемно-диалогового обучения – результат: умение мыслить критически и аналитически, самостоятельно искать соответствующие источники информации и ресурсы, необходимые для решения стоящей проблемы; стимулирует познавательную активность, способствует развитию умений и навыков по решению проблем, повышению качества обученности учащихся; рост количества участников занимающихся исследовательской деятельностью.

- Кейс – технология, которая развивает способность замечать существенное, отличать главное от второстепенного; приобретается опыт, приближенный к реальности, конкретными ситуациями на рабочих местах;

вырабатываются рациональные способы мышления и поведения, а также коллективного взаимодействия; формируется умение эффективно использовать в дальнейшем принцип проб и ошибок, своевременно исправлять допущенные ошибки и извлекать из них полезные уроки на будущее.

- Квест – технологии, которые развивают навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию; учатся формулировать проблему, планировать деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

- Игровые технологии, которые способствуют успешному формированию навыков речевого общения, положительных эмоций, творческой активности; повышению качества знаний учащихся, снижению нагрузки (единство эмоционального и рационального в обучении).

  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), которая формирует умения работать сообща на единый результат, воспитывает толерантность, уважительное отношение к другому человеку, точке зрения, позиции.

  • ИКТ-технологии - результативность: сформированы навыки работы с информацией, умения её преобразовывать и представлять; успешная адаптации личности в современном информационном обществе, рост качества результатов обучения и воспитания, сформированность целостного мировоззрения школьника, рост числа участников Интернет-проектов.


Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.

СЛАЙД 36-43

На каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные (метапредметные) действия


СЛАЙД 44

Таким образом, метапредметный подход в образовательном процессе, и, как следствие, метапредметные результаты обучения являются основополагающими направлениями профессиональной деятельности педагога;

для достижения эффективных метапредметных результатов обучающихся, существует необходимость формирования и отработки у них системы универсальных учебных действий, перечень которых четко прописан в нормативном документе под названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования», который в свою очередь является неотъемлемой частью Федеральных государственных образовательных стандартов.


Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:

– причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

– компоненты метапредметного содержания в обучении;

– смысл термина «универсальные учебные действия»;

– различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;

– уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;

– этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

– понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

– требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего образования.

Применяя метапредметный подход, каждый учитель должен ориентироваться на развитие у школьников таких базовых способностей как:

- мышление

- воображение

- целеполагание

- понимание

- действие

Итоги

Слайд 45

Собери предложение

1 группа

1) Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладеет системой знаний, но освоит…. (универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире).

2 группа

1) Метапредметный урок - это урок, на котором…

 происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.

- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ

3 группа

Метапредметный урок - это урок, целью которого является….

 - ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,

 - умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

 - создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

 - формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

4 группа

Метапредметный урок - это урок, с помощью которого...

происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

- можно подготовить ребенка к реальной жизни; 

- в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:

- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).

- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности); 

- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.


Слайд 46 Домашнее задание

1. На ШМО рассмотреть следующие вопросы:

- причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;

– компоненты метапредметного содержания в обучении;

– смысл термина «универсальные учебные действия»;

– различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;

– этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;

– понятие рефлексии, как образовательной деятельности;

– требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего образования.

2. Организовать взаимопосещение уроков в рамках ШМО ( график сообщить до 22.11.19)

3. Подготовить и защитить проект «Метапредметный подход на различных этапах урока» (выбрать любые 2 этапа) – февраль 2020












Приложение 1

Структура метапредметного урока как образовательной ситуации

Этап

Цель этапа


Мотивационно-ориентировочный блок

1.

Этап актуализации



обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока

2.

Этап проблематизации

определение учениками собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока


3.

Этап целеполагания

формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания»



Организационно - деятельностный блок

4.

Этап моделирования

построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей

5.

Этап конструирования

переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных)


6.

Этап презентации

соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» - совместную действительность


3

Рефлексивно – оценочный блок


выявление

ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания


оценка

степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся


оценка

качества созданных на уроке образовательных продуктов



Приложение 2

1. Мотивация к учебной деятельности. Мотивировать ребенка к учебной деятельности — значит:

- актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»);

- создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»);

- дать ученику уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»).

Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные метаумения, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивные метаумения), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативные метаумения).

2. Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания. Дети выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой. Задание должно быть интересно ученику, увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.

Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами. На этом этапе формируются познавательные логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные метанавыки формируются, когда учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации учащимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные метаумения.

3. Выявление причины затруднения. Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, учащиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие познавательные метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные метаумения связаны с выражением своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументацией своего мнения и позиции в коммуникации, учетом разных мнений, координированием разных позиций, разрешением конфликтов.

4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения. На этом этапе учащиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники (ресурсы) и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем дети самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование. Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными метадействиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных метанавыков, связанных с умением работать в группе.

5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения. Учащиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный. Это решение фиксируется во внешней речи и/или в виде схемы (знаково). Этот способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате затруднение должно быть преодолено, что также фиксируется. Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства. Разумеется, по-прежнему актуальны логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, установление причинно-следственных связей. Учащийся строит логически непротиворечивую цепь рассуждений, учится выражать свои мысли полно и точно. Среди коммуникативных метаумений на этом этапе первостепенное значение приобретают следующие: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.

6. Проверка эффективности найденного способа деятельности. Учащиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах или фронтально. Помимо вышеперечисленных метаумений, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.

7. Самостоятельная работа и самопроверка. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные метаумения: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

8. Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.







Приложение 3

Собери предложение

 происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.

- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.

- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.

- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ





 - ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,

 - умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

 - создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.

 - формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

- ребенок не только овладеет системой знаний, но освоит…. универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире



происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

- можно подготовить ребенка к реальной жизни; 

- в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:

- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).

- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности); 

- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.



Поколение GI (1900–1923 г.р.)

«поколение победителей»

«осень»

Две революции, 1905 и 1917 годов, гражданская война, две эпидемии (холера и испанка), НЭП, первые пятилетки, стахановское движение, коллективизация, электрификация.

Почти безоговорочно верят в светлое будущее и в социалистическую идеологию, отличаясь при этом завидным трудолюбием, оптимизмом и высокой ответственностью.

Молчаливое поколение (1923–1943 г.р.)

«художники»

«приспособленцы»

«зима»

Воспитанные в условиях сталинских репрессий,

Второй мировой войны, послевоенной разрухи, голода

Молчаливы, исполнительны и чрезвычайно терпеливы. Уважение к закону у них возведено в фетиш, как и уважение к должности и статусу человека.

Поколение

Беби-Бумеров (1943–1963 г.р.)

«идеалисты»

«весна»

Бум рождаемости.

Росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в страшной войне и покорила космос.

В основе их характера лежит психология победителей:

нет непреодолимых барьеров, каждый барьер – это личный вызов. Это оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей, трудоголики. Главное – победа, при этом бумер предпочитает работать в команде. Вместо картошки они уже сажают цветы. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека являются активность и любознательность. Потеря активности для них равносильна смерти.





Поколение Х

(1964–1984 г.р.) «кочевники»

«лето»

Холодная война, закрытость страны, война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся в это время по стране бум разводов.

Гибкие в отношениях с людьми. Постоянная занятость родителей-трудоголиков на работе сделала их более самостоятельными. Для родителей задача заботы о подрастающем поколении вовсе не стояла в приоритетных. Поэтому Х-ы в детстве могли самостоятельно колесить по городу, они сами разогревали себе обед, с детства умели готовить яичницу. Все это привело к тому, что, став взрослыми, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. К чужой помощи X прибегает крайне редко и неохотно. Он индивидуалист, противник всяческой толпы, тусовок. Главная ценность для него – возможность выбора. Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления. При этом Х-ы довольно циничны и прагматичны.

Поколение Миллениум поколением Сети или Y (1985–2000 г.р.)

«поколение большого пальца»,осень» «Герои»

«осень»

Сейчас только вступает в фазу активной жизни. Как и положено, они очень похожи на поколение GI.

Распад СССР,

частые теракты,

новые эпидемии.

И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий

У-и наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие, им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно живут в условиях виртуальной реальности, в блогах и искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. Они лучше других разбираются в моде. Это поколение брендов, а цель жизни – получение удовольствия в максимальных размерах






Поколение Z (c 2000 г.р)

цифровое поколение, «потерянное поколение» «приспособленцы»

«зима»

 

Живут во времена экономического кризиса. Вертикаль власти крепнет, государственный аппарат получает все большую силу и мощь. Мелкие компании поглощаются крупными сетями, слабое погибает, сильное крепчает. А общество ждет новых крупных терактов, террористической войны и новых страшных эпидемий вроде птичьего гриппа или атипичной пневмонии.

Поколение Z-это дети возрастных родителей Поколения X и молодых родителей Поколения Y. То, что предыдущие поколения называли «новыми технологиями» или «технологиями будущего», для поколения Z-это уже их настоящее. Именно это, прежде всего, отличает их от Поколения Y, так как детство Y прошло ещё до технологического бума.



17