СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий "По чайному пути"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий "По чайному пути"»

Сценарий образовательного события «По чайному пути»

“А” үзэг – эрдэмэй дээжэ,

Зутараан сай – эдеэнэй дээжэ.

Характеристика образовательного события

«Чаепитие бурят-монголов или в гостях у Зутаран чая»





Фундаментальный

образовательный

объект



Традиция и культура бурят


Форма проведения




Презентация выступлений


Дата проведения



1 марта 2019г.


Участники



Родители, учащиеся, учителя, приглашенные гости: директора и завучи школ района.


Тип события




Проектирование. Здесь выделить два результата. Во-первых, результат деятельностный: форма проектного мышления осваивается школьником как средство организации деятельности; он теперь знает, как это делать. Во-вторых, в коллективе, разрабатывавшем и организовывавшем проект совместно, появляется целостность мышления; человек, который нечто проектирует, становится субъектом этой деятельности.



Цели и задачи




Цель: Выявить особенности чаепития бурятского народа, способствовать сохранению культурного наследия, пропагандировать здоровый образ жизни.

Задачи: познакомить с чайными традициями бурят и свойствами чайного напитка, также с используемыми предметами для приготовления зутарана и показать способ приготовления зутаран чая.



Учебные предметы, на знания, умения и способы действия, на которых опирается событие


Бурятский язык

Литература

История

Технология





Планируемый результат







Участники ОС научатся приготовить зутаран - чай


Предметные : ознакомление участников ОС с рецептом приготовления зутараан –чая, умение правильно готовить чай.

Метапредметные: развитие умения самостоятельно выполнять предложенное задание, использовать рецепт приготовления чая в жизни.

Личностные – формирование познавательного интереса к данному материалу, создание позитивного эмоционального отношения участников ОС к действию.





Вид ресурса


Презентация, видео.

Техническое оснащение: проектор, экран, ноутбук



Актуальность.

Для тункинских бурят зутаран-чай является традиционным напитком. Без него нельзя представить ни праздника Сагаалган, ни каждодневного стола. Но постепенно современная молодежь стала забывать традиции приготовления этого чая, т.е. зутаран-чай можно увидеть только в тех семьях, где совместно проживают с пожилыми родителями. И вот только бабушки, дедушки варят зутаран-чай, а ведь все любят пить этот чай.

Актуальность в том, что необходимо знать и гордиться тем, что является исконно тункинским.

Ход образовательного события:

Звучит музыка игры «Что? Где? Когда?». Ученик выносит черный ящик, в котором пачка чая и зутаран.



1 ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Отгадав эту загадку, вы узнаете, что находится в чёрном ящике:

1.Был листочек зелёным -

Чёрным стал, томлённым,

Был листочек зубчатый –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лощине –

Стал он в магазине.

Что это? Конечно, это чай.

2.В черном ящике находится продукт, который перед употреблением два раза термически обрабатывают, но в пищу употребляют не всё, а лишь остатки от вторичной обработки. Что это? Это тоже ЧАЙ. (Достаёт из ящика пачку чая и показывает гостям.)



3. Сначала очищают от мусора, потом термически обрабатывают, затем измельчают, и продукт готов. Что это? ЗУТАРААН. Правильно.

(Включить проектор)

2 ведущий: Вы уже догадались, наверно, что сегодня мы будем говорить о чае. Итак, начинаем образовательное событие, которое называется «Чаепитие бурят-монголов или в гостях у зутаран чая»

«Чайный лист, подобно листу книжному, открывает перед вами новые мысли, чувства и образы, позволяет отвлечься от повседневной суеты и даёт вам силы для дальнейшего движения к цели», - так говорил китайский мудрец Лао – Цзы.



1 ведущий. Чай является любимым напитком народов разных стран. Он почитаем в туманной Великобритании, его любят на Востоке, без чая трудно представить себе Россию и, конечно, живущих в ней монголоязычных народов. Каждый народ создал свою традицию чаепития, чайные церемонии многих стран представляют собой красивые ритуалы.

2 ведущий. В художественных произведениях Пушкина, Гоголя, Льва Толстого много интересных примеров, которые подчеркивают популярность чая. Лев Толстой был убеждён в пользе чая, т.к. не мог без него работать: «От чая освобождались те возможности, которые дремали в глубине моей души, давая возможность созидать…», - говорил он.

А.С.Пушкин посвятил замечательные строфы в «Евгении Онегине»

( выходит Вика Тохорова и читает)

Смеркалось: на столе блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая,

Над ним клубился лёгкий пар,

Разлитый Ольгиной рукою,

По чашкам темною струёю

Уже душистый чай бежал.

1 ведущий. Наш замечательный поэт Дамба Жалсараев написал стихотворение «Песнь чая». Читает ученик 6 класса Андыков Валерий.

Песнь чая.

Называют кто старым, кто древним напитком меня,

Я же крепок и свеж становлюсь с каждой новой заваркой, -

Так старинная песня, на струнах искусных звеня,

Открывается гранью, досель небывалой и яркой.

Что ни день, людям я отдаю аромат свой и пыл,

У крестьян и учёных – у всех доброй пользуюсь славой.

Поговорку: «Откуда взять сил, коли чаю не пил!»

Сочинили в Сибири давно, а народ там не слабый.

После первого «Здравствуй» и перед последним «Прощай»

И почётного гостя, и путника, друга и брата

Чаем щедро поят. «Дому друг – тот, кто выпил в нём чай», -

Утверждает пословица – гостеприимство бурята.




2 ведущий. Монголы применяли один из древнейших способов приготовления чая. Он распространен среди киргизов, калмыков и бурят. Такой способ заваривания чая в России распространился в конце 17 века, тогда его называли «богдойский чай». В состав напитка, кроме плиточного зелёного чая, входят молоко, масло, жареная мука или зерно, соль.

1 ведущий. Издавна зутаран-чай считается традиционным бурятским напитком. Рецепт его приготовления передается из поколения в поколение от матери к дочери.

(Ученица 7а класса Байминова Сарюна читает стихотворение «Зутараан сай»)

Зутараантай үдхэн сайгаа

Зугаалжа һуужа уухадам,

Заримдаа теэбээм

Заажа хэлэгшэ һэн даа.

Эжын һайхан сайгаар

Хүн боложо ябанат,

Эжын үлгын һайгаар

Хүлдэ ороо гээшэт.

Үдэр бүхэнэй ханимнай

Үдэшэ үглөөгүй һанадагнай

Юушье эдибэл уудагнай

Юунһээш үлүү ундамнай –

Зутараан сай!

2 ведущий. Для того, чтобы сварить зутараан-чай, надо сначала приготовить сам зутаран, т.е. обжарить зерно и растолочь в ступе. Наша творческая группа была в гостях у ученика 8 класса Холонгуева Дава. Дава с бабушкой, _Верой Бадмаевной, показали нам мастер-класс по приготовлению зутаран. И мы также были вовлечены в этот процесс. Всё это мы сняли на видео. Это видео представляем вашему вниманию… (Показ видео)

1 ведущий. Теперь покажут вам приготовление зутараан-чая. (Практическая работа)

(На столе плитка, на ней кастрюля с кипятком, рядом в пиалах готовая заварка зелёного чая, зутаран, молоко, соль, топленное масло. Девочка комментирует и показывает как варится чай. Рассказ о свойствах зутаран –чая.)

( 1 л. кипячённой воды 25г. зеленого чая, 50г. зутараана, 200г. молока, ½ чайной ложки соли, 1 чайная ложка топленного масл.)

Когда девочка скажет: « И вот чай готов! «А» үзэг – эрдэмэй дээжэ, зутараан сай – эдеэнэй дээжэ”, входят девочки с подносом и разносят чай гостям.)

2 ведущий: Зутараан сайһаа хүртэгты!

Аяга сай эдеэнэй дээжэ,

Буряад зоной ёһо заншалаар

Бэе бэедээ һайниие хүсэел.

Сагаан эдеэнэй дээжэһээ хүртэе,

Зутараан сайһаа заатагүй амсая!


(показ видео с песней “Эжын шанаһан сай”)



1 ведущий. А теперь хотим предложить небольшую викторину о чае.

  1. Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев и сталивести себя странно, заметно живее, чем обычно)

  2. Сколько времени прошло с тех пор, как открыли чай? (Примерно 5000 лет)

  3. Родина чая? (Китай)

  4. В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены-чаеманы – Англия, потом Ирландия. Китай на 10 месте.)

  5. В какой стране меньше всего пьют чай? (В Индии – 280 грамм на душу населения, а в России – 350грамм)

  6. Самая пригодная для заварки чая вода? (Вода, которая только начинает закипать, когда со дна чайника идут белые пузыри)

  7. Из каких растений, цветов растений можно заваривать чай? (Роза, иван-чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый лист, малина, жасмин, шиповник)

  8. Самый полезный чай? (Зелёный чай)

  9. Чем полезен солёный чай? (Полезен при головных болях)

  10. Что первым бросают в заварник, прежде чем заварить чай? (Взгляд, чистая ли посуда)



Рефлексия.

Смайлики.