Сценарий «Праздник осени» в начальной школе.
Цели: проведение культурного досуга, создание благоприятной атмосферы, формирование и развитие эмоциональной сферы обучающихся.
Оборудование: рисунки, плакаты на осеннюю тему, поделки из природного материала, для сценок (бумажные короны с изображением капусты, огурца, помидора, свёклы, морковки, подсолнуха, смородины, чеснока), свежие овощи такие же, корзинка для Осени, маски для зверей: медведь, зайчик, ёжик, белка; жёлтые листочки, костюм для Пугало, благодарности и сладкие призы для детей.
Звучит музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь». Ведущий 1:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Собрались мы в этом красивом зале поговорить об…. Догадайтесь-ка о чем?
Солнышко не хочет землю согревать,
Листья пожелтели, стали опадать.
Часто дождик льется, птицы улетают,
Урожай в саду и в поле убирают.
Кто из вас, ребята, знает,
Это все когда бывает?
Дети. Осенью!
Ведущий 2:Правильно, ребята, пришла к нам золотая осень. Очень красивое, но немного грустное время года...
Стихи рассказывают дети
Ученик 1:
Промелькнуло быстро лето,
Пробежало по цветам.
За горами бродит где-то
И без нас скучает там.
Ученик 2:
Вот и осень половину
Срока своего прошла.
Скоро птицы нас покинут,
Их умолкнут голоса.
Ученик 3:
Девушка Осень гуляет,
Ножкой сбивает росу,
В сумку дары собирает.
Листья вплетает в косу.
Ученик 4:
Может порадовать солнцем,
Может дождём угостить,
Может снежком припорошить,
И серебром угостить.
Ученик 5:
Всем хороша и пригожа,
И плодов у неё не счесть.
Яблоки, шишки, орехи –
Всё в сундуке её есть.
Ученик 6:
И у нас сегодня праздник,
Мы собрались вместе все.
Праздник осени отметить
Взрослым всем и детворе.
(Под музыку входит Осень с букетом осенних листьев в руке.)
Осень:
Вы обо мне? А вот и я! Я – Осень золотая,
Привет осенний вам, друзья!
Рада всех вас видеть я.
Целый год мы не видались,
А сегодня повстречались.
И пришла я не с пустыми руками .
Вот мой главный осенний подарок –
Принесла вам угощенье —
Не конфеты, не печенье.
Фрукты, овощи, рябину —
В них помногу витаминов.
Звучит веселая музыка. На сцену выбегает девочка в костюме Пугало.
Пугало. Привет, друзья! А вот и я! Зовут меня Пугало, а фамилия Огородное.
Состою на государственной службе, охраняю огород.
И чего только у меня на огороде нет! Бананов нет, апельсинов нет.
Зато есть всякие овощи, правда они все время спорят «Кто из нас вкусней, кто из нас важней?».
СПОР ОВОЩЕЙ
Участвуют дети:
Айболит, 1-й ведущий (девочка), 2-й ведущий (мальчик), баклажан, горошек, свекла, капуста, огурец, редиска, морковь, помидор, картошка.
У каждого ребенка на голове шапочка с изображением того или иного овоща; у Айболита - белый халат и докторская шапочка.

1-й ведущий: Баклажаны синие, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи: Кто из нас, овощей, и вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
2-й ведущий: Выскочил горошек - ну и хвастунишка!
Горошек (весело):
Я такой хороший зелененький мальчишка!
Если только захочу, всех горошком угощу.
1-й ведущий: От обиды покраснев, свекла проворчала:
Свекла (важно):
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай —
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая):
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи!
А какие вкусные
Пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно):
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
На зубах хрустит, хрустит...
Я могу вас угостить!
Редиска: (скромно):
Я — румяная редиска.
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо):
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку —
Будешь ты тогда, дружок, крепким,
сильным, ловким!
2-й ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор: Не болтай, морковка, вздор.
Помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!
Дети: Витаминов много в нем.
Мы его охотно пьем!
1-й ведущий: У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый...
Дети: Лук.
Лук: Я — приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг.
Я — простой зеленый лук.
Картошка: Я, картошка, так скромна,
Слова не сказала.
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна...
2-й ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Слышен стук в дверь. Овощи в испуге приседают на пол.
Лук: Кто-то, кажется, стучится.
Входит Айболит.
Картошка: Это доктор Айболит!
Айболит: Ну, конечно, это я.
Что вы спорите, друзья?
Баклажан: Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит: Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее.
Ведущий 1: И действительно все овощи важны и полезны. Но их еще необходимо с поля убрать.
Игра «ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!» (1 А)
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют две команды. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Перевозить по одному овощу.
Осень. Вырастить такой замечательный урожай можно, если приложить к этому знания и много- много труда.
О труде люди сложили много пословиц и поговорок. Я хочу посмотреть, знаете ли вы их.
"Закончи пословицу"
1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Делу время, а … (потехе час).
3. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)
4 Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
Осень. Какие вы молодцы.
Ведущий: Осень, дети приготовили стихи для тебя.
Они старались, волновались, хотели тебе угодить, порадовать.
Осень: Я с удовольствием послушаю.
Ведущий 1: Приглашаются ребята 1 А класса.
Выходят ребята и читают стихи.(1 А класс)
Осень: Дождику вы рады?
Дети :Не хотим, не надо!
Осень:
Вижу я на горизонте
Туча по небу летит
Поскорей раскрою зонтик,
От дождя он защитит.
Всех, всех под зонтик спрячу,
Как же может быть иначе?
Осень:
А после дождя всегда бывают лужи. Сейчас мы с вами поиграем в игру перейди лужу.
Ведущий 2: Приглашается 1 Б класс.
Игра « Перейди лужи»
Мы оделись и пошли на огород, но по пути очень много луж. Дойти до огорода нам помогут вот такие вот калоши. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.
Осень: Молодцы, ребята! Справились.
Ведущий 1: В платье золотистом
Осень к нам явилась в зал,
Как прекрасная царица –
Спасибо, Осень, что сейчас ты с нами,
И даришь нам такую щедрость красок.
Исполнение песни «Разноцветная осень»
Разноцветная осень к нам в окошко стучится,
Собираются в стаи перелетные птицы.
Улетают далёко, за моря – океаны,
Где палящее солнце, очень жаркие страны.
Осень, осень – золотой листопад.
Осень, осень – разноцветный наряд.
Последние листья словно в танце кружатся
И ковром разноцветным на землю ложатся.
Разноцветная осень – нам другого не нужно,
Осень – это прекрасно, и немножечко грустно.
Осень, осень – золотой листопад.
Осень, осень – разноцветный наряд
Ведущий 2: Ребята сейчас и мы с вами нарядим деревья в пёстрые наряды.
Игра «Наряди дерево» (2 А класс)
Оборудование: 2 ветки дерева – сухостоя, бумажные листочки, для каждой команды. На ветках дерева прикреплён пластилин туда, где будут крепиться листочки.
Две команды:
Дети встают в две колонны. Листочки разбросаны по залу1команда-кленовые , 2команда- дубовые. По команде ведущего, первые участники находят листочек, бегут к дереву, прикрепляют листочек, бегут обратно и передают эстафету следующему участнику. И так до тех пор, пока не прикрепят все листочки.
Ведущий 1:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нем!
Что же это за дом такой, как вы дымаете?
Ведущий 2. А пригласил нас в гости вместе с Осенью Старичок-Лесовичок.
Осень:
Старичок-Лесовичок приглашает нас в путешествие в осенний лес и огород. Путешествуя по осеннему лесу, мы будем выполнять все задания Листовичка. А как лучше путешествовать по лесу?
Дети: Пешком.
Осень: Почему?
Дети: Чтобы всё рассмотреть, заметить, полюбоваться красотой осеннего леса.
Осень: Как называются остановки для отдыха у туристов?
Дети: Привалы.
Старичок- Лесовичок: Вот и мы с вами, путешествуя по лесу, сделаем несколько привалов. На каждом привале нас будут ждать мои помощники,лесные жители. А кто в лесу живёт? А что в лесу растет?
Ответы детей
Старичок- Лесовичок: А вот и лес! Мы долго шли до него, очень устали и вот первый привал - он называется "Листопадный". А что такое листопад?
Почему он происходит?
Ответы детей
Старичок- Лесовичок: А кто же встретит нас на этом привале, отгадайте:
Ранним утром в октябре,
Дворник ходит во дворе.
Подобрал он все иголки,
Что упали возле ёлки.
Дети: Ёжик.
Ёжик: А вот и первое задание: отгадайте, о каких деревьях идёт речь?
1.Что же это за девица-
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.(Ель)
2. В белом сарафане
Встала на поляне,
Летели две синицы-
Сели на косицы.(Береза)
3. Этой бабке сто лет, горба у неё нет,
Высоконько торчит, далёконько глядит,
Придёт смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой.(Сосна)
Ведущий 1:
Игра «Кто быстрее сорвёт листок»(2 Б кл.)
По полу по кругу разложены листья (их количество на один меньше, чем игроков). Дети бегают по кругу, пока играет музыка. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить листик. Кто не успеет, тот выбывает из игры с одним листком. Побеждает игрок, который схватит самый последний листик.
Ежик: Ай да молодцы ребята!
Ведущий 2:
Танец с листочками(4 А и 4 Б классы).
Старичок-Лесовичок: А вот и второй привал он называется " Грибной ". Что же за помощник на этом привале?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Белка: Ребята! Вы любите собирать грибы? Вы их всегда правильно собираете, давайте проверим. Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая называется «Съедобный – несъедобный»
Я буду называть грибы.
Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!
Съедобный-хлопайте,
Несъедобный-топайте
Теперь будьте внимательны.
Масленок
Поганка
Боровик
Дождевик
Волнушка
Хлопушка.
Шампиньон
Лисичка
Подберезовик
Сыроежка
Свинушка
Груздь
Рыжик
Чижик
Опёнок
Слоненок.
Белка: Молодцы! Раз вы хорошо знаете съедобные грибы, предлагаю пойти в лес за грибами!
Ведущий 1:
Игра "Собери грибы" (4 А кл.)
Две команды . У первого игрока в руках корзинка. По сигналу он бежит до карточек с грибами, берет «гриб» (а там может быть и ядовитый гриб) и кладет его в корзинку. Затем бежит назад и передает корзинку следующему игроку. И так, пока не перенесут все съедобные грибы.
Старичок-Лесовичок: Мы очень хорошо поработали, а теперь давайте проведём физкультминутку "Опенок".
Влез опенок на пенёк,
Постоял один денёк,
На ветру качался,
Низко- низко наклонялся,
Тоненький - тоненький,
Ножки, как соломинка,
А потом склонился
И совсем свалился.
Ведущий 2 :
А наши ребята знают грибные частушки
Частушки грибные (1Б)
Белка : Молодцы, ребята порадовали!
Старичок-Лесовичок: А вот и третий привал "Ягодный". Что же за помощник у меня на этом привале?
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь)
Медведь: Назовите лесные ягоды.
Дети: Черника, земляника, ежевика, брусника, клюква.
Медведь: Когда они поспевают?
Дети: В основном летом.
Ведущий 1:
Игра: « Собери ягоды»(4 Б класс)
В игре участвуют две команды.
Дети делятся на две команды. Каждой команде нужно собрать ягоды в свою корзину, кто больше. Собираем по одной ягодке, эстафету нужно передать друг другу. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются овощи и ягоды. По сигналу дети начинают собирать ягоды в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше .
Медведь: А какие ягоды мы можем встретить сейчас?
Дети: Рябину, калину, клюкву, бруснику.
Медведь: Ребята, кто-то из мальчишек набрал рябины и стал ею кидаться. Старичку-Лесовичку это очень не понравилось. Как вы думаете, почему?
Дети: Ягоды рябины - это корм для птиц зимой.
Ведущий 2:
Игра "Улетели птицы"
Ведущий читает стихи, дети внимательно его слушают и, если слышат "лишнее" слово, начинают хлопать в ладоши.
Улетели птицы:
Голуби, куницы.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи
Чибисы, ежи.
Улетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди и утки
И спасибо шутке.
Ведущий 1:
Урожай собрали, птиц проводили.
Но какой же привал без хорошей песни.
ПЕСНЯ ПРО ОСЕНЬ. (Исполняют 2А и 2 Б классы).
Ведущий 2:
Наше путешествие по осеннему лесу подошло к концу. Вы так старались, все задания выполнили: и признаки осени вспомнили, и грибы, и животных. Лесовичку и его помощникам вы очень понравились.
Осень: Хорошо мне у вас на празднике, ребята. Но пришла пора расставаться.
А я хочу поблагодарить детей которые нарисовали рисунки и сделали поделки.
ВРУЧЕНИЕ ГРАМОТ.