ПРАЗДНИК БУКВАРЯ
Цель:
В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»
Задачи:
1. Поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся.
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению, уважительного отношения к старшим, сверстникам и родителям.
Оборудование: доска оформлена ( напечатаны предложения с пропущенными словами, , кроссворды), костюмы: Буратино «Букваря» и «Литературного чтения» на груди обложка с их картинками (формат ватмана сложенного пополам)
Дети входят в зал под музыку песни «Наша школьная страна» (слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова).
Дети занимают свои места. Азбука
1: Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь,
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
Мне теперь не до игрушек:
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И детсаду подарю.
2: Я бросила куклу,
Играть не хочу.
Мне некогда очень,
Я буквы учу.
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала я:
«Мама моя».
3: Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего.
4: Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтеры,
Комбайнеры и актеры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы –
Вместе: Все они когда-то тоже
Начинали с букваря!
Учитель. В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книжки.
Да, букварь - начало всех начал. Дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Сегодня у нас праздник. Мы изучили свою первую в жизни книгу – «Букварь», научились читать и писать.
Вы эту книгу полюбили,
Вы в ней все буквы изучили,
И как мне радостно сказать:
Вы все умеете читать!
-
А началось все так: еще не умея читать, на первых уроках грамоты вы учились слушать и слышать слово, а помощниками были звуки. Давайте поиграем с ними. Составьте пару. (схема картинка) (корзина, вертолет, яблоко, мыльница, морковь, цыпленок, печенье, вишня, дятел, … )
Учитель
Загадаю вам загадки,
Отгадайте их, ребятки!
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Правильно, это книга - источник знаний.
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там дорогу проведет. (Карандаш)
- Верно! Это - приятель ваш –
Проворный черный карандаш.
Черные, кривые,
От рождения все немые,
Станут в ряд –
Сейчас заговорят. (Буквы)
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Азбука, от А до Я, смирно!
Гласные?
Гласные буквы: Здесь!
Учитель: Согласные?
Согласные буквы. Здесь!
Учитель:
Буквы, которые не обозначают звуков, здесь? Ъ и Ь: Здесь!
Учитель: Буквы-значки, как бойцы на парад, в четком порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называется все...
Дети. Алфавит!
Выходят «буквы». Инсценируется сценка «Спор букв
Спор букв
Поспорили буквы, кто из них главнее.
и Я:— Я самая главная, потому что Я — это я.
А:— И ничего ты не главная, ты стоишь в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа, ааа... Я самая главная!
, …. , …… )У, О, Э, И, Ы:— И мы тоже поем,
(Илья) М:— Какие же вы главные, если из вас можно построить всего одно слово — АУ, а вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МЫ, МИМО, МУ-МУ
( ) твердый знак:
— Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им слиться. Все мы делаем одну общую работу: составляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. Что вы умеете делать, певцы?
А, О, У, Э, И, Ы: — Мы, обозначаем гласные звуки.
Ъ :— А что вы еще делаете?
— Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.
И— А я, — показываю мягкие!
— Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастунишка, что умеешь делать? — спросил Ъ у буквы Я.
— Я... работу?.. Н-н-н-е знаю, — ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы — Ю, Е, Ё,
— Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, — сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.
— А что же вы умеете делать? — переспросил Ъ.
— Мы умеем делать три работы, — сказала буква Ю.
— Какие же?
— Первая работа — мы обозначаем гласные звуки [aj, [oj, [у], [э] — сказала буква Ю.
~ Вторая работа, — сказала буква Е, — мы обозначаем, что перед нами мягкий согласный звук.
— А третья работа, — перебила буква Ё, — мы можем обозначать сразу два звука: [йа], [йу], [йэ], [йо].
—Ну, вы совсем молодцы: три работы делаете! — похвалил их Ъ.
Под музыку «буквы» уходят со сцены.
1: Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
И учитель учит нас.
2: Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки.
В каждом слове слышишь звуки.
Звуки эти разные - гласные, согласные.
3: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
4: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5: ССС - змеиный слышен свист,
ШШШ - шуршит опавший лист,
ЖЖЖ - шмели в лесу жужжат,
РРР - моторы тарахтят.
6: Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явилась на урок.
7: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, читать,
И постепенно, понемногу
Мы научились все считать.
Исполняется песня "Расстаемся с букварем"
Учитель. Интересно было учиться по букварю.
Игра «Новое слово» слайд 2
Переставляя буквы в указанном порядке, дети образуют другие слова:
куст – 3 4 2 1 (стук)
огни – 3 1 2 4 (ноги)
кони – 1 4 3 2 (кино)
карета – 3 2 1 4 5 6 (ракета)
камни – 1 2 3 5 4 (камин)
волос – 5 3 2 1 4 (слово)
навес – 3 4 5 1 2 (весна)
Игра «Любимая буква»
Заранее попросите детей нарисовать на листе бумаги формата А 4 портрет своей любимой буквы. На празднике делается выставка портретов букв. Каждый по очереди должен рассказать о своей любимой букве по вопросам. Ответом должно быть слово на эту букву.
Как зовут тебя? С кем ты дружишь?
Где ты живешь?
Что она любит кушать?
В какие игры играет;
Что она любит делать;
Какие растения ей нравятся;
Какие у нее любимые имена;
С какими животными и птицами она дружит?
Много пословиц и поговорок вы узнали. Какие из них вы запомнили?
После ответов детей учитель открывает запись на доске с пословицами и поговорками: слайд 3
Поспешишь – людей насмешишь.
Семеро одного не ждут.
И готово, да бестолково.
Какие труды, такие и плоды.
Труд кормит, а лень портит.
Вы все знаете сказку "Три поросенка". Три брата построили дома из хвороста, соломы и кирпича. Какую пословицу вы бы сказали двум братьям, построившим дома из хвороста и соломы? (Готово, да бестолково. Какие труды, такие и плоды.)
У ч и т е л ь. На уроках обучения грамоте вы познакомились с многозначными словами. Найдите такие слова в стихах.
Надо дать ребенку!!!!
1-й ученик.
Бросил палку кверху Мишка:
- Падай в шапку с ели, шишка!
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
Дети называют слово «шишка» и определяют два его значения: шишка ели и шишка на голове.
2-й ученик.
Не жалейте пятачка, -
Говорит корова –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
- Нам по целой кружке!
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
Дети называют, какие значения имеет слово «пятачок».
Учитель. Вы также узнали, что есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а называют разные предметы. Мы их называем словами-близнецами. Помните их?
Дети называют: коса, лук, лисички.
Найдите такие слова в рассказе Сладкова «Овсянка».
Два ученика инсценируют рассказ.
Встретились два друга: Алеша и Вова. Алеша сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Вова, - у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! - добавил Алеша
- И я люблю! - сказал Вова
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это вкусная? Как это с молоком? - удивился Алеша
- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Алеша
- Как это про что? Про овсянку! - ответил Вова
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?! - изумился Вова
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что-ли? - рассердился Алеша и добавил: - Айда ко мне, мою овсянку слушать!
- Айда! - согласился Вова, - а потом ко мне - мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Учитель. Почему мальчики долго не понимали друг друга?
Ученики. Мальчики говорили о разных предметах: об овсянке -каше и об овсянке — птице.
Учитель: На страницах букваря мы читали, стихи, рассказы, загадки, пословицы, которые учили нас правильно себя вести. А сейчас мы вспомним некоторые странички: слайды 4,5,6
Учитель.
Он однажды появился
В деревянной мастерской.
Папа Карло потрудился
Над игрушкою смешной. (Буратино) слайд 7
Входит Буратино.
Буратино. Ой-ой, кто тут меня вспоминает? Как здесь много мальчиков и девочек. Сегодня я продал свою «Азбуку» и на вырученные деньги купил билет в театр. Я не хочу учиться в школе. Мне жаль папу Карло: не понимаю, зачем ему надо, чтоб я учился? Ведь можно и так прожить!
Учитель.. Ребята, давайте попробуем объяснить Буратино, зачем нужно учиться и для чего нужна «Азбука».
Следуют ответы детей.
Буратино. Ну и оставайтесь здесь учиться, а я лучше пойду в театр. Вот мой билет. (Показывает большой красочный билет, затем подходит к двери, но не может из нее выйти.)
Ой-ой-ой! Что же это такое?
Учитель . Что случилось, Буратино? Покажи-ка свой билет. Здесь что-то написано... Возьми билет и прочти на нем, что надо сделать, чтобы попасть в театр.
Буратино. Как же мне быть? Я ведь не умею читать!
Учитель. Ребята, давайте поможем Буратино. Кто прочтет, что написано на билете?
Один из учеников читает: «Выполни два задания. Первое: спой песню о школе».
Буратино. Как же мне не везет! Это, наверное, песня про школу. Я же не учусь в школе и песню эту не знаю.
Учитель. Ребята, выручим Буратино, споем песню? (Дети поют песню)
Исполняется песня "Чему учат в школе"(слова М. Пляцковского, В. Шаинского).
Буратино. Ну, спасибо, ребята! Теперь-то я, наконец, попаду в театр.
Подбегает к двери, открыть не может, падает.
Учитель. Опять неудача, Буратино? Послушай, на билете ведь еще что-то написано.
Буратино рассматривает билет.
Ребята, кто поможет Буратино справиться со вторым заданием?
Дети по очереди читают стихи.
1-й ученик.
Щука в озере плыла,
Червячка сняла с крючка.
Наварила щука щей,
Пригласила пять ершей.
Щи у щуки хороши.
Сколько рыбок ели щи? (6)
Буратино. Как же мне быть? Ведь я считать не умею. Помогите мне, ребята! Выручайте еще раз!
Дети помогают Буратино считать.
2-й у ч е н и к.
На диване у Танюшки
Примостилися игрушки:
Пять матрешек, Буратино
И веселый Чиполлино
Помоги Танюшке
Сосчитать игрушки! (7)
3-й ученик.
У пенечков пять грибочков
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков,
Ну-ка, посмотри! (8)
Буратино. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли, и я тоже захотел учиться, но у меня нет «Азбуки». Может, вы поможете мне найти ее!
Учитель. Ну как, ребята, согласны?
Все. Согласны.
Буратино.
Как я рад!
Кто не знает Буратино?
Нос мой острый, нос мой длинный!
Вот работу я задам
Деревянным башмакам! (Начинает приплясывать.)
Учитель. Давайте, ребята, станцуем вместе с Буратино.
Все танцуют танец утят.
Учитель: А на смену букварю к ребятам идет новый ученик –
« Литературное чтение», он поведет ребят дальше по стране Знаний.
Учитель.. Ребята! Страна Знаний - чудесная страна, в ней живут не только все буквы русского алфавита, там Буратино найдет свою «Азбуку», а вы - новый учебник чтения.
Учитель. Куда же ты, Буратино? А спектакль? Ты забыл о своем билете в театр?
Буратино. Не забыл, но... Мне так хочется поскорее догнать ребят.
Давайте сделаем так: я возьму свою «Азбуку» и пойду учить алфавит, а ребята...
Учитель.
А ребята получат дипломы.
о том, что мы букварь Прочли,
Полный курс науки Прошли.
А теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Учитель вместе с Букварем и его друзьями вручает детям удостоверения.
Праздник заканчивается играми, чаепитием.