СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий праздника "Прощание с букварем" Подобраны стихи, игры со словами. сценки.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника»

ПРАЗДНИК БУКВАРЯ

Цель:

В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»

Задачи:

1. Поддерживать у учащихся интерес к знаниям.
2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся. 
3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению, уважительного отношения к старшим, сверстникам и родителям.

Оборудование: доска оформлена  ( напечатаны предложения с пропущенными словами, , кроссворды), костюмы: Буратино «Букваря» и «Литературного чтения» на груди обложка с их картинками (формат ватмана сложенного пополам)


Дети входят в зал под музыку песни «Наша школьная страна» (слова К. Ибряева, му­зыка Ю. Чичкова).

Дети занимают свои места. Азбука

1: Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,

Потому что не ленюсь.

Мне теперь не до игрушек:

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И детсаду подарю.

2: Я бросила куклу,

Играть не хочу.

Мне некогда очень,

Я буквы учу.

Из них я сама

Составляю слова,

Из них написала я:

«Мама моя».

3: Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы б не знали ничего.

4: Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтеры,

Комбайнеры и актеры,

Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы –

Вместе: Все они когда-то тоже

Начинали с букваря!

Учитель. В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книжки.

Да, букварь - начало всех начал. Дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Сегодня у нас праздник. Мы изучили свою первую в жизни книгу – «Букварь», научились читать и писать.

Вы эту книгу полюбили,

Вы в ней все буквы изучили,

И как мне радостно сказать:

Вы все умеете читать!

- А началось все так: еще не умея читать, на первых уроках грамоты вы учились слушать и слышать слово, а помощниками были звуки. Давайте поиграем с ними. Составьте пару. (схема картинка) (корзина, вертолет, яблоко, мыльница, морковь, цыпленок, печенье, вишня, дятел, … )

Учитель

Загадаю вам загадки,

Отгадайте их, ребятки!

  1. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Правильно, это книга - источник знаний.

  1. Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там дорогу проведет. (Карандаш)


- Верно! Это - приятель ваш –

Проворный черный карандаш.

  1. Черные, кривые,

От рождения все немые,

Станут в ряд –

Сейчас заговорят. (Буквы)

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком.

А для тебя они ключи

Ко всем хорошим книжкам.

Азбука, от А до Я, смирно!

Гласные?

Гласные буквы: Здесь!

Учитель: Согласные?

Согласные буквы. Здесь!

Учитель:

Буквы, которые не обозначают звуков, здесь? Ъ и Ь: Здесь!


Учитель: Буквы-значки, как бойцы на парад, в четком по­рядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит и называет­ся все...

Дети. Алфавит!

Выходят «буквы». Инсценируется сценка «Спор букв

Спор букв

Поспорили буквы, кто из них главнее.

и Я:— Я самая главная, потому что Я — это я.

А:— И ничего ты не главная, ты стоишь в конце алфавита. А я в самом начале. И еще я пою: ааа, ааа... Я са­мая главная!

, …. , …… )У, О, Э, И, Ы:— И мы тоже поем,

(Илья) М:— Какие же вы главные, если из вас можно построить всего одно слово — АУ, а вот вместе со мной можно построить слова МАМА, МЫ, МИМО, МУ-МУ

( ) твердый знак:

— Я знаю, что я не самая главная буква: никакого отдельного звука не обозначаю. Но и я иногда приношу пользу: могу разделять звуки, не даю им слиться. Все мы делаем одну общую работу: состав­ляем слова. И в этой работе мы помогаем друг другу. Что вы умеете делать, певцы?

А, О, У, Э, И, Ы: — Мы, обозначаем гласные звуки.

Ъ :— А что вы еще делаете?

— Еще мы показываем, что перед нами стоят твердые согласные звуки.

И— А я, — показываю мягкие!

— Ясно! Все вы делаете две работы. Молодцы! А ты, хвастунишка, что умеешь делать? — спросил Ъ у буквы Я.

— Я... работу?.. Н-н-н-е знаю, — ответила буква Я. Тогда выскочили, держась за руки, три буквы — Ю, Е, Ё,

— Это наша сестра, но она еще ничего не понимает, — сказала буква Ю и взяла за руку букву Я.

— А что же вы умеете делать? — переспросил Ъ.

— Мы умеем делать три работы, — сказала буква Ю.

— Какие же?

— Первая работа — мы обозначаем гласные звуки [aj, [oj, [у], [э] — сказала буква Ю.

~ Вторая работа, — сказала буква Е, — мы обозначаем, что пе­ред нами мягкий согласный звук.

А третья работа, — перебила буква Ё, — мы можем обозначать сразу два звука: [йа], [йу], [йэ], [йо].

—Ну, вы совсем молодцы: три работы делаете! — похвалил их Ъ.

Под музыку «буквы» уходят со сцены.

1: Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

И учитель учит нас.

2: Ель, то-пор, ло-па-та, ру-ки.

В каждом слове слышишь звуки.

Звуки эти разные - гласные, согласные.

3: Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестренку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

4: А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

5: ССС - змеиный слышен свист,

ШШШ - шуршит опавший лист,

ЖЖЖ - шмели в лесу жужжат,

РРР - моторы тарахтят.

6: Дружат гласная с согласной,

Составляют вместе слог.

МА и ША, а вместе МАША

К нам явилась на урок.

7: Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, читать,

И постепенно, понемногу

Мы научились все считать.

Исполняется песня "Расстаемся с букварем"

Учитель. Интересно было учиться по букварю.

  1. Игра «Новое слово» слайд 2

Переставляя буквы в указанном порядке, дети образуют другие слова:

куст – 3 4 2 1 (стук)

огни – 3 1 2 4 (ноги)

кони – 1 4 3 2 (кино)

карета – 3 2 1 4 5 6 (ракета)

камни – 1 2 3 5 4 (камин)

волос – 5 3 2 1 4 (слово)

навес – 3 4 5 1 2 (весна)

  1. Игра «Любимая буква»

Заранее попросите детей нарисовать на листе бумаги формата А 4 портрет своей любимой буквы. На празднике делается выставка портретов букв. Каждый по очереди должен рассказать о своей любимой букве по вопросам. Ответом должно быть слово на эту букву.

  • Как зовут тебя? С кем ты дружишь?

  • Где ты живешь?

  • Что она любит кушать?

  • В какие игры играет;

  • Что она любит делать;

  • Какие растения ей нравятся;

  • Какие у нее любимые имена;

  • С какими животными и птицами она дружит?


Много пословиц и поговорок вы узнали. Какие из них вы запомнили?

После ответов детей учитель открывает запись на доске с посло­вицами и поговорками: слайд 3

  • Поспешишь – людей насмешишь.

  • Семеро одного не ждут.

  • И готово, да бестолково.

  • Какие труды, такие и плоды.

  • Труд кормит, а лень портит.

Вы все знаете сказку "Три поросенка". Три брата построили дома из хвороста, соломы и кирпича. Какую пословицу вы бы сказали двум братьям, построившим дома из хвороста и соломы? (Готово, да бестол­ково. Какие труды, такие и плоды.)

У ч и т е л ь. На уроках обучения грамоте вы познакомились с мно­гозначными словами. Найдите такие слова в стихах.

Надо дать ребенку!!!!

1-й ученик.

Бросил палку кверху Мишка:

- Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.

Дети называют слово «шишка» и определяют два его значения: шишка ели и шишка на голове.

2-й ученик.

Не жалейте пятачка, -

Говорит корова –

Вы купите молочка –

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке!

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки.

Дети называют, какие значения имеет слово «пятачок».

Учитель. Вы также узнали, что есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а называют разные предметы. Мы их назы­ваем словами-близнецами. Помните их?

Дети называют: коса, лук, лисички.

Найдите такие слова в рассказе Сладкова «Овсянка».

Два ученика инсценируют рассказ.

Встретились два друга: Алеша и Вова. Алеша сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Вова, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! - добавил Алеша

- И я люблю! - сказал Вова

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это вкусная? Как это с молоком? - удивился Алеша

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Алеша

- Как это про что? Про овсянку! - ответил Вова

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! - изумился Вова

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про та­кую, что-ли? - рассердился Алеша и добавил: - Айда ко мне, мою ов­сянку слушать!

- Айда! - согласился Вова, - а потом ко мне - мою овсянку ку­шать!

И друзья побежали.


Учитель. Почему мальчики долго не понимали друг друга?

Ученики. Мальчики говорили о разных предметах: об овсянке -каше и об овсянке — птице.

Учитель: На страницах букваря мы читали, стихи, рассказы, загадки, пословицы, которые учили нас правильно себя вести. А сейчас мы вспомним некоторые странички: слайды 4,5,6

Учитель.

Он однажды появился

В деревянной мастерской.

Папа Карло потрудился

Над игрушкою смешной. (Буратино) слайд 7

Входит Буратино.

Буратино. Ой-ой, кто тут меня вспоминает? Как здесь много мальчиков и девочек. Сегодня я продал свою «Азбуку» и на выручен­ные деньги купил билет в театр. Я не хочу учиться в школе. Мне жаль папу Карло: не понимаю, зачем ему надо, чтоб я учился? Ведь можно и так прожить!


Учитель.. Ребята, давайте попробуем объяснить Буратино, зачем нужно учиться и для чего нужна «Азбука».

Следуют ответы детей.


Буратино. Ну и оставайтесь здесь учиться, а я лучше пойду в те­атр. Вот мой билет. (Показывает большой красочный билет, затем подходит к двери, но не может из нее выйти.)

Ой-ой-ой! Что же это такое?


Учитель . Что случилось, Буратино? Покажи-ка свой билет. Здесь что-то написано... Возьми билет и прочти на нем, что надо сде­лать, чтобы попасть в театр.


Буратино. Как же мне быть? Я ведь не умею читать!


Учитель. Ребята, давайте поможем Буратино. Кто прочтет, что написано на билете?

Один из учеников читает: «Выполни два задания. Первое: спой пес­ню о школе».


Буратино. Как же мне не везет! Это, наверное, песня про школу. Я же не учусь в школе и песню эту не знаю.

Учитель. Ребята, выручим Буратино, споем песню? (Дети поют песню)

Исполняется песня "Чему учат в школе"(слова М. Пляцковского, В. Шаинского).

Буратино. Ну, спасибо, ребята! Теперь-то я, наконец, попаду в театр.

Подбегает к двери, открыть не может, падает.

Учитель. Опять неудача, Буратино? Послушай, на билете ведь еще что-то написано.

Буратино рассматривает билет.

Ребята, кто поможет Буратино справиться со вторым заданием?

Дети по очереди читают стихи.

1-й ученик.

Щука в озере плыла,

Червячка сняла с крючка.

Наварила щука щей,

Пригласила пять ершей.

Щи у щуки хороши.

Сколько рыбок ели щи? (6)

Буратино. Как же мне быть? Ведь я считать не умею. Помогите мне, ребята! Выручайте еще раз!

Дети помогают Буратино считать.

2-й у ч е н и к.

На диване у Танюшки

Примостилися игрушки:

Пять матрешек, Буратино

И веселый Чиполлино

Помоги Танюшке

Сосчитать игрушки! (7)

3-й ученик.

У пенечков пять грибочков

И под елкой три.

Сколько будет всех грибочков,

Ну-ка, посмотри! (8)

Буратино. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли, и я тоже за­хотел учиться, но у меня нет «Азбуки». Может, вы поможете мне найти ее!

Учитель. Ну как, ребята, согласны?

Все. Согласны.

Буратино.

Как я рад!

Кто не знает Буратино?

Нос мой острый, нос мой длинный!

Вот работу я задам

Деревянным башмакам! (Начинает приплясывать.)

Учитель. Давайте, ребята, станцуем вместе с Буратино.

Все танцуют танец утят.

Учитель: А на смену букварю к ребятам идет новый ученик –

 « Литературное чтение», он поведет ребят дальше по стране Знаний.

Учитель.. Ребята! Страна Знаний - чудесная страна, в ней живут не только все буквы русского алфавита, там Буратино найдет свою «Азбуку», а вы - новый учебник чтения.

Учитель. Куда же ты, Буратино? А спектакль? Ты забыл о своем билете в театр?

Буратино. Не забыл, но... Мне так хочется поскорее догнать ре­бят.

Давайте сделаем так: я возьму свою «Азбуку» и пойду учить алфа­вит, а ребята...

Учитель.

А ребята получат дипломы.

о том, что мы букварь Прочли,

Полный курс науки Прошли.

А теперь без передышки

Мы прочтем любые книжки!

Учитель вместе с Букварем и его друзьями вручает детям удосто­верения.

Праздник заканчивается играми, чаепитием.