СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий праздника ко Дню Победы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспользуйтесь готовым сценарием, чтобы успеть подготовиться и провести в детском саду праздничное мероприятие ко Дню Великой Победы в Великой Отечественной войне. Дошкольники исполнят парадный марш, покажут тематические инсценировки, почтут память погибших минутой молчания и исполнят танцевальную композицию. В сценарии – стихотворения, песни, танцы на военную тематику.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника ко Дню Победы»

Как помогала людям музыка в годы Великой Отечественной войны.

Сегодня в преддверие 75- той годовщины со Дня Победы над фашизмом, мы вспоминаем об огромной силе музыкального искусства и её воздействия на боевой дух советского народа в годы страшной и тяжёлой войны.

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создавали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно – ораториальные, и камерные, и оперы, и в первую очередь песни.

«Там, где переходы и завалы,

Рваная колючка на столбах,

Умирали наши запевалы

С недопетой песней на губах».

М. Дудин

Боевая песня шагала всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня была верным помощником бойца, украшала досуг в часы затишья между боями, сближая воинов. С песней солдат отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

Один из Ветеранов Великой Отечественной войны, в своих воспоминаниях о войне рассказывал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. После трудного дня, мы сидим на нарах, мерцает скупой огонёк коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны…

С первых же дней войны, песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.

Одна из самых замечательных песен начальных дней войны – песня «Священная война» композитора А. Александрова сразу же завоевала всеобщее внимание. В её эпически суровом складе было заключено поистине общенародное осознание патриотического долга. Эта мощная монументальная песня «Священная война» сразу была взята на вооружение нашей армией и всем народом! Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

      Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия.  

    Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

– Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать - не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

  Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.

     В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке?  В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

   Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня песня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.   Автор «Священной войны» А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках – песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Её пели повсюду – на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро, по радио, после боя кремлевских курантов, эта песня звучала как мощный призыв к борьбе с фашизмом.

Большую популярность завоевали и другие песни военных лет. Не было, пожалуй, человека, который не знал бы песен М. Блантера «В лесу прифронтовом», «Жди меня». В золотой фонд советской песенной культуры вошли так же «Песня смелых» В. Белого, «Ой туманы мои, растуманы» В. Захарова, «Шумел сурово брянский лес», С.Каца, «Песня о Днепре» М. Фрадкина, «Песня защитников Москвы» Б. Мокроусова, «Вася – Василёк», «Где орёл раскинул крылья» А.Новикова, «В землянке» К.Листова, и многие другие.

     В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.   Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на сцену вновь и вновь своих любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко. (видео - диск Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

   Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрельевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп.

     Весной 1940 года в московском театре «Эрмитаж» проходили гастроли, известного польского оркестра Генриха Гольда «Голубой джаз». Пианист джаза,   композитор Ежи Петербургский на одном из концертов исполнил свою новую мелодию, написанную им во время недавних гастролей в Днепропетровске. Присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М. Галицкий обратил внимание; на эту яркую, очень напевную мелодию и тут же в зале, записал в своем блокноте возникший в его поэтическом воображении текст:

Синенький, скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты говорила, Что не забудешь

Ласковых, радостных встреч...

Встретившись после концерта с Ежи Петербургским в гостинице, поэт показал ему свои черновые наброски. Было решено, что песня, пожалуй, получится, но текст, следует дополнить еще несколькими куплетами. Через несколько дней она была полностью готова, и на очередном концерте ее впервые исполнил солист «Голубого джаза» Станислав Ландау. Новая песня, названная авторами «Синий платочек», сразу понравилась москвичам. С этого дня она обязательно исполнялась в каждом концерте оркестра Генриха Гольда. Вскоре «Синий платочек» стал широко известен и его включили в свой репертуар многие мастера песенной эстрады. Клавдию Ивановну Шульженко «Синий платочек» не взволновал. Она вспоминала: «Синий платочек» в том, довоенном, варианте мне понравился – легкий, мелодичный вальс, очень простой и сразу запоминающийся, походил чем-то на городской романс, на песни городских окраин, как их называли. Но текст его меня не заинтересовал: показался рядовым, банальным». Так и не попал «Синий платочек» в довоенный репертуар Клавдии Ивановны.

Началась Великая Отечественная война. Часто во время концертов бойцы просили Клавдию Ивановну Шульженко исполнить  довоенные, сугубо «мирные» лирические песни, и, конечно же, «Синий платочек». Поэтому певица включила в свой репертуар и эту песню.

     Однажды весной 1942 года  после концерта, беседуя с бойцами, Клавдия Ивановна познакомилась с   сотрудником газеты   Михаилом Александровичем Максимовым. Когда речь зашла о любимых песнях и, в частности, о «Синем платочке», артистка сказала: – Песня популярна в народе, у нее простая, запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии.

   Лейтенант М. А. Максимов не был поэтом, да и в газете работал всего лишь два месяца.   Но слова К. И. Шульженко его очень взволновали, и он воспринял их как личное задание, вернувшись с концерта певицы, сразу же принялся работать над новым текстом песни. Было это 9 апреля 1942 года. К утру текст был готов. «Мне сразу понравились простые, берущие за душу слова, – вспоминала К. И. Шульженко. – В них было много правды. У каждого из защитников нашей Родины, у каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдание, лишения, за разлуку с которой он будет мстить врагу...  

Строчит пулеметчик

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

       С новым текстом «Синий платочек» и вошел в историю песен Великой Отечественной войны

Осенью 1941 года Илья Френкель написал строки (со слайда) «Какая строчка родилась первой? Вероятно «будем вспоминать» говорил поэт. Значит, будем живы.

  Стихи привлекли многих композиторов. Однако в золотой фонд войны вошел вариант мелодии, созданный композитором Модестом Табачниковым. «Давай закурим – моя первая и самая любимая песня. С неё началась моя творческая жизнь на фронте» - рассказывал композитор.

   Песня стала наиболее известна с 1943 года, когда Клавдия Шульженко включила её в свой репертуар. Если бы в годы войны композитор Модест Табачников и поэт Илья Френкель не сочинилы более ни одной песни, то и тогда имена их, безусловно, остались бы в памяти благодаря песне «Давй закурим».  Трудно поверить,  но песню «Тёмная ночь», которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно.

В 1942 году режиссер Леонид Луков на Ташкентской киностудии снимал фильм «Два бойца». Картина рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат — уральского сталевара Саши Свинцова и одесского сварщика Аркадия Дзюбина. Эти роли исполняли замечательные артисты советского кино Борис Андреев и Марк Бернес. По замыслу постановщика фильм должен был сопровождаться только симфонической музыкой. Но по ходу съемки Луков почувствовал, что без песни не обойтись, «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни», — признался он композитору Никите Богословскому, который писал музыку для фильма. И режиссер стал объяснять, какой представляется ему эта песня и почему она здесь нужна.

— Луков так зримо обрисовал ситуацию, — вспоминает композитор, — так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу, без остановки, сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике — небывалый. Песня пришла сама, откуда-то из глубины сознания.

       Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Владимира Агатова. Они понравились всем. Фильм «Два бойца» был закончен в октябре 1943 года. Но уже до этого «Темная ночь» стала широко известной.

— Еще до окончания съемок меня направили на фронт для помощи фронтовым ансамблям, — рассказывает Н. Богословский. — К моему удивлению, сразу по прибытии в армию я повсюду слышал «Темную ночь», непонятно как сюда попавшую. И только потом выяснил, как это произошло. Дело в том, что я, обуянный нетерпением, легкомысленно показал песню своему давнему Другу Леониду Утесову, не предупредив, что она из не готового еще фильма, и он стал петь «Темная ночь» повсюду, а в первую очередь на фронтах, куда часто выезжал с концертами.

      «Темная ночь» получила всеобщее признание. Ее пели везде — на фронте и в тылу, пели пехотинцы и моряки, партизаны и десантники, рабочие и колхозники.

     С тех пор, как создан фильм, прошло более шести десятилетий. И конечно, картина эта, когда-то пользовавшаяся большим и заслуженным успехом, сейчас уже редко идет на нашем экране. Но песню из фильма распевают и поныне.

 "В землянке" муз. К.Листова, сл. А.Суркова

    Вначале были стихи, которые автор не собирался публиковать и уж совсем не рассчитывал, что они станут песней

“Это были шестнадцать “домашних” строк из письма моей жене Софье Антоновне", – вспоминал Алексей Александрович Сурков.  Написал их Сурков действительно в землянке, «в белоснежных полях под Москвой», в районе Истры, в конце ноября 1941 года под живым впечатлением очень трудного дня, когда автору — корреспонденту фронтовой газеты — пришлось вместе со штабом одной из гвардейских частей вести тяжелый бой с гитлеровцами.

    Так бы и остались они в домашнем архиве поэта, не приди в редакцию фронтовой газеты “Красноармейская правда” композитор Константин Листов, которому позарез нужно было “что-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут Сурков вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что... песня из этого яркого лирического стихотворения не выйдет...

     Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции и под гитару спел свою песню “В землянке”. Всем показалось, что песня “вышла”. После опубликования в “Комсомольской правде” стихов и мелодической строчки песню подхватили и запели всюду, несмотря на то, что больше она нигде не публиковалась и одно время была даже под запретом.

 “Некоторым блюстителям солдатской нравственности, – заметил по этому поводу Сурков, – показалось, что строки “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага” упаднические, разоружающие. Просили и даже требовали, чтобы про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее дальше от окопа. Но портить песню было уже поздно...”

Да, «Землянка», — произведение лирическое, чуть-чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.  Смуглянка  Музыка А. Новикова, слова Я. Шведова

     У этой песни не простая судьба, нелегкий путь она прошла прежде, чем получила «путевку в жизнь». Осенью 1940 года  поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали 7 песен для одного концерта о молдавских партизанах для Киевского ансамбля песни и пляски. В  том числе и была написана «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Композитор сочинил музыку с необычным ритмом, и Шведову пришлось немало поработать.  Все песни в ансамбле звучали, но «Смуглянка» по каким-то причинам не исполнялась.

   Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали.

— Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай.

   Как-то в 1944 году Новикову позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров и спросил, нет ли у того новых песен. Композитор принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку», которую прихватил с собой на всякий случай. К великому  удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.

    Казалось бы, все в порядке: «Смуглянка» принята, ансамбль начал ее репетировать. Однако с ней что-то не ладилось. Солист, хор и оркестр в отдельности звучали хорошо. А когда их сводили вместе, чего-то не хватало. Словом, песня не получалась.

— Ну, значит, не судьба, — решил композитор.

Но через некоторое время его вновь пригласили на репетицию, и солист Николай Устинов попросил переложить песню для баритона (первоначально она была написана для тенора). И тут случилось чудо — песня отлично зазвучала. Александров со свойственной ему решительностью включил ее в программу концерта.

— Концерт этот проходил в Зале имени Чайковского, — вспоминал композитор. — Когда наступила очередь «Смуглянки», я от волнения почти ничего не слышал. Пришел в себя только когда в зале раздались громкие аплодисменты и крики «бис»! Песню повторили три раза. Самое любопытное, что концерт транслировался по радио, по тому самому радио, где в свое время категорически отвергли песню о любви, свидании, расставании...

       «Смуглянка» полюбилась бойцам, и хотя в ней говорилось о партизанах гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя

 Соловьи

Музыка В. Соловьёва-Седого, слова А. Фатьянова

Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в нее. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца:

Ведь завтра снова будет бой —

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, не до любив,

От наших жен, от наших нив.

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Музыку «Соловьев» написал постоянный соавтор Фатьянова, композитор Василий Соловьев-Седой. ...Это было в конце 1944 года. Соловьев-Седой, ненадолго приехавший в Москву, остановился в гостинице «Москва». Однажды утром дверь его номера открылась и на пороге появился Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся, с медалью на выцветшей гимнастерке. Оказывается, он только что приехал из освобожденного нашими войсками венгерского города (ему дали отпуск на несколько дней) и привез с собой написанные на фронте стихи. Среди них были и «Соловьи».

— Я не спал после этого дня два, — вспоминал композитор, — не мог сладить с необычайным волнением, охватившим меня. Еще шла война, еще лилась кровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Но я уже знал, что в самые тяжелые дни, в самое суровое время солдату нужна разрядка. Нужны, конечно, рассказы о мужестве, о героизме, но нужна и лирика. И так уж получилось, — продолжал он, — что в один присест я написал песню.

Послушать ее авторы позвали обслуживающий персонал гостиницы и генерала Соколова, жившего в соседнем номере. Приняли песню хорошо, только генерал предложил одну поправку:

— Почему у вас поется «пусть ребята немного поспят»? Речь ведь идет о солдатах! Это очень хорошее русское слово — «солдат», и не надо его стесняться. Оно овеяно славой, это слово. Мы на время позабыли о нем — война напомнила. Ну и надо петь — «пусть солдаты немного поспят»!..

Авторы последовали совету генерала. И с этой поправкой песня пошла в жизнь. Начиналась она, вопреки традиции, с припева:

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят...

День победы. В марте 1975 г. поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.

    Буквально за несколько дней до окончания конкурса В. Г. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.

      Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого  против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чем немедленно стало известно на Гостелерадио.

    Причина была в музыке и в её авторе. Поэт В. Г. Харитонов был ветераном войны, песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы. А Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по эстрадным шлягерам.

  По мнению руководства Союза композиторов, а также теле- и радио - начальников, Д. Тухманов никак не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба.

   Был и второй «минус» — в музыке песни «День Победы» были услышаны   элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Песню не пропускали в эфир — ни на радио, ни на телевидении.

    Некоторые из бывших начальников Гостелерадио, которые сейчас рассказывают о том, как они стали «крёстными отцами» песни «День Победы», на самом деле были теми цензорами, кто не пропускал песню в эфир. А без эфира песня как бы и не существовала.

     Первым исполнителем песни «День Победы» был Леонид Сметанников. Он исполнил её на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Но её вырезали.

       Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз — на «бис». После чего эту песню стала петь вся страна.

«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.

Обобщение темы: Какое действие оказала музыка во время Вов на людей?

И сейчас, спустя десятилетия, песня эта продолжает волновать сердца людей, остается нестареющим гимном любви и верности солдатскому долгу.

В суровые годы войны большое значение приобрела военно – духовая музыка. Иногда её можно было услышать в концертах военно – патриотической музыки за рубежом для населения освобождённых городов. Вместе с этим заметно возросло значение военной музыки в воспитании войск, возросли её общественно – организующие функции при различных торжественно – церемониальных мероприятий и народных празднеств. Усилилась её культурно – просветительская роль как специфической разновидности советского музыкального искусства в целом.

Дирижеры военные, капельмейстеры бравые,

С давних лет служба в армии стала вашей судьбой.

В Измаиле с Суворовым и с Петром под Полтавою

Шла военная музыка на парады и в бой!

И вновь, как встарь, давая всем пример,

На плац, всегда подтянутый, выходит офицер.

Оркестр и он – стоят лицом к лицу,

И музыка военная играет на плацу.

Дирижёры военные, взгляд задумчиво хмурили,

Сочиняли урывками забывая о сне,

Марш «Славянки прощание», вальс «Насопках Маньчжурии,

На парад к сорок первому, ко Дню Победы ведёт!

(Ф. Лаубе)

Ярким шедевром того времени является Седьмая симфония Д.Шостаковича. Несмотря на настойчивые предложения эвакуироваться, Шостакович остается в осажденном Ленинграде, неоднократно просит зачислить его в народное ополчение. Зачисленный, наконец, в пожарную команду войск противовоздушной обороны, он внес свой вклад в оборону родного города.

      7-я симфония, законченная уже в эвакуации, в Куйбышеве, и там же впервые исполненная. К первому исполнению симфонии в осажденном Ленинграде командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров приказал огневым ударом подавить вражескую артиллерию, чтобы канонада не мешала слушать музыку Шостаковича. И музыка этого заслуживала.  

   9 августа 1942 года, осажденный немцами Ленинград. В этот день в Большом зале филармонии впервые была исполнена Седьмая симфония Д.Шостаковича.  Ленинградская симфония была написана в блокадном городе Дмитрием Шостаковичем как ответ немецкому нашествию, как сопротивление российской культуры, отражение агрессии на духовном уровне, на уровне музыки.

  На репетициях с каждым днем было все меньше и меньше музыкантов, кто-то болел, кто-то не мог передвигать ноги, кто-то умирал от голода. Первый концерт с исполнением симфонии давали только 15 музыкантов, но музыка гремела, звучала по всему городу по радио.

      Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальная Седьмая симфония Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.Начало формыКонец формы


Используемая литература:


1. Музыкальна энциклопедия;

2. Большая советская энциклопедия;

3. Сборник песен военных лет. М. – 1979г.