Урок-праздник «Спасибо, Азбука!»
Цель:
формирование личности, способной к творческой деятельности.
Задачи:
- обобщить знания учащихся по чтению и русскому языку в занимательной форме,
- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь), радость творчества совместного дела,
- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе, потребности в самовоспитании
- содействовать развитию внимания, мышления, памяти, воображения, эстетического вкуса, культуры речи,
- мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению,
- способствовать сотрудничеству с родителями по выработке у детей стремления к более тесному общению с книгой.
Оборудование:
Празднично украшенный класс: шары, плакаты
Ход праздника:
- Приглашается 1-а класс (входят под музыку)
1. 1.Внимание! Внимание!
Здравствуйте, уважаемые зрители,
Детишки, педагоги и родители!
Праздник начинается,
Сюда все приглашаются.
2.Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
3.Сегодня день торжественный у нас,
Он, знаю, никогда не повторится.
Хоть много предстоит еще учиться,
Но самый главный - первый класс!
4.Наш просторный первый класс,
Светлый и веселый,
Ты сегодня тоже рад,
Что пошли мы в школу.
5. Пусть зовут нас семилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.
6.Любим светлый, чистый класс,
Это раз!
Здесь читаем мы слова,
Это два!
Ну, а в третьих, я Катюшке
Сам уже пишу записки.
И бабуля говорит:
«Мой внучонок вундеркинд!»
7. Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать.
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про звезды, ивы вдоль реки,
Не обойтись без Азбуки!
8.Если хотите в школе учиться,
С азбукой надо вам подружиться.
9.Азбука - первая книга моя!
Как не любить мне за это тебя?
Складывать буквы меня ты учила,
Радость открытий ты мне подарила.
10.Нас научила азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
И к ней любой из нас привык.
11.Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал…
Видно, сказочный волшебник
Эту книгу написал.
2. Презентация «Азбука» 1-й ученик 5 класса:
-Ребята, в самая древняя русская учебная азбука относится к 11 в. Наши далёкие предки – славяне-братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. Её назвали кириллицей. Потом в неё вносили разные изменения. И постепенно появилась та самая азбука, которой мы пользуемся сейчас.
2-й ученик 5 класса:
-В 1574 году была составлена и напечатана первая «Азбука» на Руси Иваном Фёдоровым. Слово «азбука» - это древнерусское слово, составленное из первых букв русского алфавита - «аз» и «буки» . Отсюда и пословица: Сперва аз да буки, а там и науки.
3-й ученик 5 класса:
-Слово «алфавит» происходит от названия первых букв греческого алфавита «альфа» и «вита». Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Все буквы в славянском алфавите имели не только название, но и свое значение, свой смысл. Три первые буквы «аз», «буки», «веди» можно прочитать так: «Я буквы знаю».
4-й ученик 5 класса:
Отгадайте загадку:
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это…» (Звуки!)
5-й ученик 5 класса:
Их мы слышим и произносим. Как же хочется их увидеть! Ребята, как это сделать?
6-й ученик 5 класса:
Для этого существуют специальные значки – буквы алфавита, с их помощью можно обозначить звуки нашей речи.
7-й ученик 5 класса:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все…АЛФАВИТ!
-Молодцы! Ну, а теперь вы сами справитесь. С праздником, ребята!
3. Первоклашки вам расскажут
И, конечно же, покажут,
Что нам азбука дала,
Как учила нас она.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом слове слышим ЗВУКИ!
Звуки эти разные-
Гласные, согласные.
Дружат гласная с согласной
Составляют вместе…СЛОГ
Ма — и- ша ,а вместе Маша
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются…СЛОВА.
Ты- и – ква , а вместе “тыква”
Со- и – ва –всего “сова”.
Соединили мы два слова
И ПРЕДЛОЖЕНИЕ готово.
Дождь идёт.
Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В сказку нас с тобой ведут…
Но как запомнить буквы, звуки?
Эх, хорошо бы взять их в руки,
Погладить, вместе их собрать
И хорошенько поиграть!
Но видно это трудно слишком,
Ведь буковки живут лишь в книжках!
Но как запомнить? Их так много!
Конечно, в школе нам помогут.
Дети исполняют песню «Чему учат в школе»
Азбука: Тридцать три родных сестрицы,
Буквы все от А до Я.
Ну ка буквы, стройтесь в ряд! Все сейчас заговорят!
4. Стихи о буквах
А
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Б
Буква Б с большим брюшком.
В кепке с длинным козырьком.
В.
Буква В есть в слове « вол»,
Я её легко нашёл!
Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!
Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Е
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове «ёж»
Ты легко её найдёшь.
Ж.
Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
И
И - игрушки,
И - игра.
Любит игры детвора.
Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
К.
Буква К, как куколка
Славненькая буковка!
Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама»!
Н
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
О
О – похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
П.
П- прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Р
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
С
С- свистит, словно свисток,
Удирайте со всех ног!
Т
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
У
Замычит бурёнка : «Му-у!»
Узнаёте букву У?
Ф
Я в лесу нашёл фиалку-
Только рвать фиалку жалко!
Х
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Ц
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц , как будто цапля
На одной ноге стоит.
Ч
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Ш
Я шуршу, как будто шина
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Щ
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Ъ
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик –Ъ,
Чтобы не облиться.
Ы
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Ь
Нарисуем Ь нежно капелькой
Вот так.
Букву капелька смягчит-
Слово мягко прозвучит.
Э
Этот дом похож на ваш-
У него один этаж.
Буква Ю
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Я
Ты твердишь всё: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Азбука: В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.
Гласные тянутся с песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
Но не желают свистеть и ворчать.
Буквы гласные мы любим
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём!
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист.
Шшш – шуршит опавший лист.
Жжж – шмели в саду жужжат.
Ррр – моторы тарахтят.
Песня «Азбука»
5. Сценка про буквы.
А сейчас мы расскажем вам одну поучительную историю. Слушайте и смотрите. Однажды не поладили между собой буквы гласных и согласных звуков. Разошлись они в разные стороны. Сбились буквы согласных в кучку, хотели поговорить – и никак!
Кашлянули:
- КХ! КХ!
Чихнули:
- ПЧХ!
Хмыкнули:
- ХМ!
Зачем – то позвали кошку:
- КС, КС, КС!
И заскучали… Вдруг:
- ТС-С!
Показалось им, что кто-то где-то рыдает. Прислушались согласные.
- А-А-А! О-О-О!
Кричали гласные. Они плакали как маленькие дети:
- УА! УА!
Аукали:
- АУ! АУ!
И тогда согласные крикнули, или, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:
- БДМ! ВСГД! ВМСТ!
И услышали радостное, но такое же непонятное:
- У-Е, Е-А, Е-Е!
Заключили буквы мир, снова стали рядом и внятно сказали:
-БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!
И с тех пор больше никогда не разлучались верные друзья!
6. Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать,
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил вас читать.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Мы все буквы изучили, Можем мы слова читать
И «спасибо» вот за это нужно азбуке сказать!
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!
Не печалься, азбука,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братишке.
Был наш путь не очень долгим –
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Тот, кто любит приключенья,
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Голос из-за угла: "Как это нет?! Чего вы врете?" (Дети разбегаются)
-Ой, кто это? Кто это сказал?
-Это я, Нафаня.
-Нафаня... в наших классах такого ученика нет. Ты из какого класса, мальчик?
-Из какого класса? Да вы чё? Я вообще нигде не учусь, не учился, и учиться не собираюсь! Зачем мне голову забивать всякой ерундой?
-Что значит "ерундой"? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за шесть месяцев узнали – читать, писать научились!
-Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочтешь!
-Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок, сколько их в книгах написано, твоя бабуся не знает.
-Неправда. Давай поспорим, что знает, и я знаю!
-Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду называть сюжет или героя, а ты отгадывай.
Нафаня. Давай, называй. (Даёт неверные ответы)
Игра "Угадай сказку»
1.С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
О ком эта сказка? ( обо мне)
2.Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется...
(Чиполлино, а не Буратино)
3.Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала.
Кто читал такую книжку?
Знает девочку-малышку?
(Дюймовочка, а не Чиполлино,)
5.Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он сам, того не ведая
Несет её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки …
(Дюймовочка)
6.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,
Это доктор...(Бармалей)
7.Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.
До сих пор лицо горит!
Кто он?...
(Мойдодыр, а не Айболит),
8.Был он тучкой грозовой,
С Пятачком ходил домой.
Больше всех любил он мёд,
Крошка маленький ...
(не Енот, а Винни Пух)
-Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребенка. Скажу бабусе, она вам еще покажет!
-Оставайся с нами. Узнаешь много интересного и полезного.
Песня «Песня первоклассника»
7. Как сегодня мы довольны,
Обучаясь в нашей школе,
Мы ни капли не устали,
Много нового узнали.
Как садиться, как вставать,
Как с соседкой не болтать,
Как здороваться, прощаться,
Как с пеналом обращаться,
Как держать в покое руки –
Нет трудней для нас науки!
Нас в школу приглашают
Задорные звонки.
Мы были малышами,
Теперь – ученики.
Теперь встаем мы каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Ровно в восемь тридцать,
Утром каждый раз,
Очень много школьников
Входят в первый класс.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мне учиться очень нравится.
Отвечать я не боюсь.
Я могу с задачей справиться,
Потому что не ленюсь!
В школе прозвенел звонок,
Снова начался урок.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем мы слова читать.
И постепенно, понемногу
Мы научились их писать.
Я чернилами сначала
Только палочки писала,
А теперь в тетрадь гляжу
Буквы смело вывожу.
Подрастет сестренка Маша,
Для нее куплю тетрадь,
Дам ей ручку, карандашик,
Усажу ее писать.
Ну-ка , милочка, пиши,
Да старайся, не спеши!
Выручайте, палочки,
Палочки – считалочки,
Становитесь по порядку
В мою первую тетрадку.
За строку не вылезать!
Спинку пряменько держать!
Что же вы не слушаетесь?
Что же плохо учитесь?
Что стоите как попало?
Мне опять за вас попало.
Игрушки присмирели,
Грустят, глядят нам вслед.
Как жалко, что в портфеле
Для них местечка нет.
Мы теперь ученики, нам не до гулянья,
На дом задали крючки – первое задание!
Вот мы с мамой над столом дружно распеваем:
« Вниз ведем, ведем, ведем – пла-а-авно закругляем!»
Но противные крючки с острыми носами
У меня из-под руки выползают сами!
Телевизор не глядим, сказки не читаем,
Три часа сидим, сидим – пла-а-авно закругляем!
Вечер. Поздно. Спать идем. Сразу засыпаем,
И во сне: ведем, ведем, пла-а-авно закругляем.
Помню ребус нам задали
Мама с бабушкой решали,
Папа с дедушкой решали,
Попросили дядю Колю –
Был отличником он в школе,
И профессор дядя Слава,
И артистка тетя Клава,
И мой лучший друг Алешка,
И мой младший брат Антошка –
Всем подъездом мы решали
Так его не отгадали.
Впереди длинна дорога,
Сразу не пройти никак,
Но у школьного порога
Делаем мы первый шаг.
Учитель: Ну, что ж, ребята! Вот и закончилось наше последнее путешествие по страницам Азбуки. Давайте все вместе попрощаемся с ней. «Спасибо, моя первая книга!»
Но перед вами открывается чудесный мир книг, в котором вы откроете для себя новых друзей, узнаете много интересного.
Песня «Наша мама»
Родители:
Все начинается со школьного звонка.
Мечта, наука, дружба - что хотите!
Все это будет поздно или рано,
Все впереди, ребята, а пока
Все за руки крепко возьмитесь!
Хотите все на свете знать?
Хотите знанья получать?
Живите честно и с добром,
Берегите школу, как свой дом!
Награждение под песню «Дорогою добра»