ПРАЗДНИК «СПАСИБО, АЗБУКА ТЕБЕ » В 1 «Б» КЛАССЕ
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 2 г.Дубны Маркелова Н.В.
Учитель: - Дорогие ребята! Поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Вы выучили все буквы русского алфавита, научились читать по вашей первой книге – «Азбуке». Но «Азбука» познакомила вас не только с буквами. Её страницы учили вас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.
1 уч: Вставайте дружно всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
2 уч: Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
3 уч: Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
4 уч: В нашей школе есть закон:
Вход неряхам запрещен.
5 уч: Будь вежлив со старшими,
Помни о чести.
В театре, в трамвае, в кино
Веди себя скромно,
Прилично, умно.
6 уч: Старику опорой будь,
Малышей не дай в обиду.
Уступай больному путь
И скамейку – инвалиду.
7 уч: Твой долг – любить и уважать
Родителей – отца и мать.
Быть старшим другом,
Младшим братьям,
И всем, чем можно
Помогать им.
Учитель: - Давайте, вспомним, как всё начиналось…
1 уч: В день осенний, в день чудесный,
В класс несмело мы вошли,
«Азбуки» (для всех подарок)
На столах своих нашли.
2 уч: Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли.
3 уч: Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
4 уч: Тем, кто любит приключенья
Мы откроем свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
5 уч: Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти: -
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Учитель:- Ребята! К нам пришло письмо. От кого оно, как вы думаете? Давайте откроем конверт и прочитаем письмо: «Дорогие ребята! У вас сегодня праздник, вы познакомились со всеми буквами, живущими в моем городе Букв. Это большое событие в вашей жизни, потому что теперь вы сами можете прочесть любую книгу. А книг на Земле великое множество. Вы будете читать книгу за книгой. Но помните первую свою книжку, которая научила вас читать.. Встречайте же мою младшую сестру – «Азбуку».
Ученик: Ждет с волнением и девчонок, и мальчишек
Книга скромная – «Русская Азбука».
Среди ярких, толстых книжек
Эта книга всем нужна:
Учит грамоте она.
Учитель:- Ребята, но что-то Азбука не идет к нам в гости, давайте все вместе позовем её.
Дети: - Азбука, иди к нам!
Азбука: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада повидаться с вами вновь.
(обращается к Первокласснику):
- Хочешь многое узнать –
Научись, малыш, читать.
Первоклассник (недовольно отвернувшись):
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас,
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернет письмо писать.
Азбука: Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Подключаться толку нет:
Насмешишь весь белый свет!
Первоклассник (возмущенно):
Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю, буквы знаю.
Азбука (показывает на вошедшую букву Р): - Эту тоже?
Первоклассник: - Ну а как же?
Скажет каждый во дворе:
Перед нами буква «Рэ».
Буква Р: Я – не рэ, не рэ, не рэ,
Хоть пишусь я во «дворе»!
Ты меня найдешь в «горах»,
«Тундре», «речке», «берегах».
Рокочу я громким громом
И реву звериным ревом –
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква «эр».
Первоклассник (смущенно): - Извините, я не знал,
Но я правильно читал…
(Буква «Р» уходит).
Азбука: - Ребята, я пришла к вам в гости не одна.
33 родных сестрицы, писанных красавицы,
В одном городе живут и повсюду славятся.
- Кто же пришел со мной вместе?
Все вместе: Буквы!
Учитель: - Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он – АЛФАВИТ.
Учитель: - Уважаемая Азбука! Принимай парад войска от А до Я.
1 уч: Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй как строй, да не простой,
Он зовётся Азбукой.
2 уч: Буквы! По порядку алфавита стройся!
Гласные! Здесь!
Согласные! Здесь!
Буквы, не обозначающие звуков! Здесь!
Буквы! По порядку алфавита, рассчитайсь!
А: Буква А, буква А –
Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света:
А похожа на ракету.
Б: Буква Б проснулась рано.
Буква Б – бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
В: Словно букву «В» Алёна
Держит трубку телефона.
Г: Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу и в кочергу
Превратить я Г смогу.
Д: Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е: На дворе – какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ё: Е и Ё – родные сестры.
Различить сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж: Если сноп, как пояском,
Подпоясать колоском,
Сноп соломы на меже
Превратится в букву Ж.
З: З – не просто завитушка,
З – пружина, крендель, стружка.
И: На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
К: Сигнальщик держит два флажка
С флажками он, как буква К.
Л: Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М: Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н: Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
О: В старом дереве дупло
Ну, совсем, как буква О.
П: На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Р: Буква Р – на мачте парус
Вдаль летит, небес касаясь.
С: Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т: Молоток стучит: «Тук-тук,
Букве Т я старый друг».
У: У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Ф: Все мы знаем без подсказки:
Буква Ф, как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Х: Буква Х все ходит, ходит,
Места словно не находит.
Ц: Стул чинил сегодня мастер,
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул,
Стал на Ц похожим стул.
Ч: Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш: На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Щ: Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ: Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.
Ы: Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Все мы знать её должны.
Ь: Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Э: Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Ю: На арене укротитель,
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм грозно встал лицом.
Я: И сказала буква Я:
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит –
Гол! Закончен алфавит».
(Песня «Азбука»)
1 уч: Ты эти буквы заучи. Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи ко всем хорошим книжкам.
2 уч: В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку!
3 уч: Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах,
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от А до Я.
Азбука: Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда они – ваши верные друзья и помощники.
(Слышится стук в дверь).
Учитель: - Кто там? (входит Буратино). Здравствуй, Буратино!
Буратино (рассеянно): - Здравствуйте, здравствуйте!
Учитель: Буратино! Ты, кажется, хотел бы прочитать, что здесь написано? (кивает). Так в чем же дело? Ты не умеешь читать?
Буратино: - Ах, ребята, я очень хотел научиться читать, но по дороге мне встретился Лентяйкин… (опускает голову, вздыхает).
Лентяйкин (вбегает, одет небрежно) Лентяйкин? Это я! Кто меня вспомнил?
Учитель: -Так это ты Лентяйкин? Ну и вид у тебя!
Лентяйкин: (зевает, рассматривает зал, ребят) - И зачем вы тут собрались? Вам не лень? (ответы детей). Лучше бы повалялись на диване… Зачем эта школа? Чему в ней могут научить?
(Песня «Чему учат в школе»).
1 уч: Ежедневно по утрам заниматься надо нам.
2 уч: Мы с доски не сводим глаз, а учитель учит нас.
3 уч: Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Эти звуки разные –
Гласные, согласные!
4 уч: Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребенка качать.
5 уч: А согласные согласны шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь.
6 уч: С-с-с – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж – шмели в саду жужжат,
Р-р-р – моторы тарахтят.
7 уч: Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
Ма- и –ша, а вместе – Маша
К нам явилась на урок.
8 уч: Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
Ты- и –ква, а вместе тыква,
Со- и –ва, итак, - сова.
9 уч: Соединили мы два слова
И предложение готово!
Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза.
10 уч: Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу,
Мы научились все читать.
Лентяйкин: - Подумаешь! Какие буковки? Да, что в них толку? Одни большие, другие -меньше – какая разница? А то еще придумали: «гласные, согласные» (подходит к согласным).
– Ну, эти еще ничего – симпатичные! А эти? (подходит к гласным).
- Ну, что в них такого? Подумаешь, кружок! (О). Или эти - две палки! (У). Калитка какая-то! (И) Вот уж без них вполне можно обойтись!
Учитель: - Нет, Лентяйкин, ты ошибаешься! Попробуй-ка прочитать хоть одно слово без гласных!
Лентяйкин: Ну и попробую! (подходит к плакату на котором буквы: М – Р, пытается прочитать, заходит с разных сторон).
Учитель: - Эх, ты! Посмотри, как ребята просто справятся с этим! Какую гласную надо поставить, ребята? (И). И какое слово получилось? (Мир).
Азбука: - Да, ребята, на моих страницах живут в мире и согласии все буквы, а иначе и нельзя! Только в дружбе сила!
Лентяйкин: - Подумаешь, одно слово прочитали и рады!
Азбука: - Нет, Лентяйкин, я убедилась, что эти ребята знают все буквы. (поднимает 4-5 букв, дети хором называют их). Они умеют читать слова и даже целые предложения. Хочешь убедиться?
Лентяйкин: - Хочу!
Учитель: - Внимание! Внимание! Начинаются соревнования: делимся на две команды.
1 состязание «Звуки-помощники»:
- Я читаю слова, а вы внимательно слушаете их, выделяете шепотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить новое слово.
(Шапка-Карандаш-Очки-Лук-Автобус) – (ШКОЛА).– Молодцы, ребята!
2 состязание «Собери слово из слогов».
ДО ВО ПАД (ВОДОПАД)
ОДУ ЧИК ВАН (ОДУВАНЧИК)
МОР ХО МУ (МУХОМОР)
РО СМО ДИ НА (СМОРОДИНА)
3 состязание «Отгадай загадки»:
1. В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след. (РУЧКА)
2. Если ты меня отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж. Что же это?.. ( КАРАНДАШ)
3. Разноцветные сестрицы заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой, носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. (КРАСКИ)
4. На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... (ПЕНАЛ)
5. Я люблю прямоту и сама прямая.
Сделать ровную черту всем я помогаю. (ЛИНЕЙКА)
6. Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я.
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (ЛАСТИК)
7. Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (КНИГА)
4 состязание «Собери пословицу»

5 состязание «Узнай сказку или сказочного героя»:
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (КРАСНАЯ ШАПОЧКА)
Кто работать не хотел,
а играл и песни пел?
К братцу третьему потом
прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
и называется…. («ТРИ ПОРОСЕНКА»)
Подарит новое корыто, и новый дом,
и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё,
и в море зыбком растает…. (ЗОЛОТАЯ РЫБКА)
Удивляется народ:
едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется… («ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ»)
Сидит в корзине девочка
у Мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда ответь!
Названье этой книжки… («МАША И МЕДВЕДЬ»)
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый ….. (ЧЕБУРАШКА)
Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, простодушный
И румяный… (КОЛОБОК)
С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (БУРАТИНО)
6 состязание «Прочитать предложения и исправить ошибки»
1.Тает снег.Течёт Ручей.
На Ветвях полно врачей (ГРАЧЕЙ)
2. Синеет море перед нами,
Летают Майки над волнами. (ЧАЙКИ)
3. Врач напомнил дяде Мите,
Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять Цапель перед сном. (КАПЕЛЬ)
Учитель: - А сейчас, ребята исполнят ЧАСТУШКИ.
1 уч: Мы частушки вам споем,
Просим не смеяться,
Мы артисты молодые
Можем застесняться.
2 уч: Маша в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла.
И под музыку запела
Про знакомые дела.
3 уч: В поезд входят три юнната.
Ух, народу сколько тут!
Занимай места ребята,
А то бабушки займут.
4 уч: Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы мама убрала,
Только я еще мала.
5 уч: А наш Толик ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
6 уч: Дима очень умный парень,
Может всё он смастерить,
Только «Здравствуй» и «Спасибо»
Не умеет говорить.
7 уч: Форма новая одета,
Белая рубашечка,
Полюбуйтесь на меня
Какой я первоклашечка.
8 уч: Ох, дала списать задачки
На контрольной Колечке
И теперь у нас в тетрадках
У обоих двоечки.
9 уч: В школу я иду с цветами,
Маму за руку держу,
Из-за пышного букета
Я дверей не нахожу.
10 уч: Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Учитель:
Ну, что, Лентяйкин, убедился, что ребята знают не только буквы, слоги, но и умеют читать слова и предложения? А есть в классе ребята, которые уже и книги сами читают: Агаподченко Женя, Генс Ладислав, Батялин Дима, Снятков Саша, Симаков Даниил, Нестеров Гоша и другие.
Азбука: - Спасибо вам, ребята! Мне очень понравился ваш праздник.
Лентяйкин: - Подождите! Подождите! (подбегает к учителю и что-то шепчет на ухо).
Учитель: - Ребята! Лентяйкин просит у нас Азбуку.
Дети: - Для чего?
Лентякин: - Я больше не хочу лениться, хочу читать, писать, узнавать новое. Не хочу быть Лентякиным. Пожалуйста, дайте мне Азбуку.
Учитель: - Ну, хорошо! Иди, приведи себя в порядок, а Азбука тебя подождет здесь! Торопись!
(«Песня «Если хочешь много знать»)
Азбука: - Молодцы, первоклассники! Читать научились, подружились с моими буквами, умеете отгадывать загадки, составлять слова и рассказы. Умеет дружно работать с другими ребятами.Вы так хорошо читали, пели, отгадывали героев любимых книг, что даже Лентяйкину захотелось познакомиться с «Азбукой». Спасибо, вам, ребята, но делу время, а потехе – час. Сегодня я прощаюсь с вами, ребята, но мои буквы останутся с вами в каждой книжке на каждой страничке, в ваших тетрадках, в письмах и открытках, в афишах и на экранах телевизора. Останутся с вами и мои друзья – сказочные герои .Пора нам расставаться. Но не грустите. Я к вам пришлю свою сестру «Родную речь» - по которым вы продолжите учиться читать, узнаете очень много интересного.
(На сцене появляется Лентяйкин, ему вручается «Азбука» и они прощаются и уходят, махая детям рукой).
Учитель: Прочли вы Азбуку до корки,
Вам по чтению – пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения…
И теперь без передышки,
Вы прочтете любые книжки…
Так что в путь, дружок! Не робей!
Не грусти! Не жалей,
Что закончил Азбуку.
Я желаю всем вам
Унестись в эту неведомую даль,
Научиться дружить…
И в беде помогать,
И решительными быть.
- На этом наш праздник закончен. Благодарю всех! А напоследок, ТАНЕЦ.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ
Семь раз отмерь
Как аукнется
Что написано пером
Кто грамоте горазд
так и откликнется.
не вырубишь топором.
тому не пропасть.
один раз отрежь.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ
Семь раз отмерь
Как аукнется
Что написано пером
Кто грамоте горазд
так и откликнется.
не вырубишь топором.
тому не пропасть.
один раз отрежь.