Развлечение "Весёлые Святки у Марфуши"
Задачи:
Воспитание в детях эмоционального отклика на русские народные обычаи, игры.
Развитие музыкальных и творческих способностей воспитанников.
Развитие навыков связной речи с помощью сказочных персонажей.
Формирование интереса к русским народным традициям.
Предварительная работа: разучивание музыкально–игрового материала, предварительные беседы о народных обрядах в группе, на музыкальных занятиях.
Оборудование: декорации русской избы, стол, самовар, бублики, платочки, атрибуты для игр, фонограммы музыкальных произведений.
Действующие лица: Марфуша, Коляда, Лиса, Медведь, Авсень.
Ход развлечения.
Ряженые в группе приглашают детей в гости к Марфуше.
Дети входят в зал и рассаживаются под народную музыку.
В центре зала декорации русской избы. За столом сидит Марфуша.
Марфуша: Мне сегодня грустно очень,
Не идут ко мне друзья.
Нынче Святки наступили,
И без праздника нельзя.
Напекла я пирогов
И давно накрыла стол,
Заварила чай душистый
Из водицы самой чистой,
Только грустно мне одной! (вздыхает, пьёт чай)
Начинает играть музыка, в зал входит Коляда.
Коляда: Вот и Коляда пришла,
Отворяй-ка, ворота!
Пришли Святки, весёлые колядки!
И ты, Марфуша, не грусти,
Гостей в горницу веди.
Вставайте, ребята, беритесь за руки!
Пойдём в гости к Марфушечке,
Будем колядовать, будем Святки прославлять!
Танец «Рождество»
Дети берутся за руки, идут за Колядой, выполняют танцевальные движения, затем встают в полукруг.
Марфуша (с поклоном): Добро пожаловать, гости дорогие!
Коляда: Запевайте-ка, ребятки, праздничную колядку.
Дети поют колядку, играют на муз.- шумовых инструментах.
Колядка «Коляда накануне Рождества»
В зал, запыхавшись, вбегает Авсень.
Авсень: Тороплюсь я, к вам бегу,
Отдышаться не могу!
Вот подстава, я в ударе,
Праздник уж в самом разгаре!
Коляда: Здравствуй, брат мой, Авсень! А что за праздник-то у нас, ты знаешь?
Авсень: Так это же все знают!
- Святки – самый длинный из праздников,
Любит он шалунов и проказников!
Можно шумно веселиться,
Забавляться и резвиться,
Можно в костюмы зверей нарядиться,
В гостях у соседей в них появиться.
От Рождества и до Крещенья,
Разрешено колядовать,
И различные угощенья
Получать и раздавать!
Нужно много петь, плясать,
Праздник громко прославлять!
Как у вас прекрасно в зале,
Всюду музыка звучит.
А я так громко пел сегодня,
Даже голос мой охрип!
Коляда: Ты, Авсень, посиди,
Чаем горло полечи.
А мы про зимушку споём,
Хоровод свой заведём!
Песня «Приходи к нам, Зимушка»
Коляда: Чем, хозяюшка, нас одарите?
Что, Марфушечка, нам подарите?
Кувшин молока или каши горшок?
Кусок пирога или денег мешок?
Марфуша: Не плясали и не пели,
Угощенья захотели!
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте.
Коляда: Петь да плясать каждый может! А ты лучше поиграй с нами!
Марфуша: Что же, можно и поиграть!
Игра «Шляпочка».
Дети становятся в круг. Один ребёнок находится в центре круга, надевает шляпку, ребята водят хоровод, произносят слова:
«Марфа на базар ходила,
Марфа шляпочку купила,
Стали мы её просить:
«Дай немножко поносить!»
Марфуша: «Поносите, поносите,
Поносите, но верните!» (грозит пальцем)
Затем Марфуша выбирает приемника, которому передаёт шляпку, музыка меняется. Во время игры в круг заходит Лиса.
Марфуша: Ну, какие молодцы!
Как плясали, удальцы!
Вижу здесь у нас Лиса,
Что придумала она?
Лиса: Сею-вею, посеваю,
С Рождеством всех поздравляю! (рассыпает крупу)
Что смутился весь народ?
Вас Лиса давно уж ждет!
Я сегодня не хитра,
Я сегодня так добра.
Буду сеять-посевать
И подарки собирать.
Марфуша: Что-то ты хитришь, кума!
Лиса: Ты, Марфуша, неправа!
Я желаю, чтобы счастье и веселье
Было в доме круглый год,
Чтоб гостей невпроворот!
Будем праздник отмечать
Предлагаю станцевать!
Танец «Новогодняя считалочка»
После танца дети садятся, в зал входит Медведь.
Медведь: Здесь по лесу я гулял,
И владенья проверял.
Слышу, музыка звучит,
И никто из вас не спит.
Лиса: Ах ты, батюшки, сосед,
Уж не виделись сто лет.
Марфуша: Ты, Потапыч, не стесняйся,
К столу пройди и угощайся.
Медведь: Неудобно без подарка,
Наша милая хозяйка.
Марфуша: Ну, так это не беда!
Повеселишь нас, Миша?
Медведь: Да!
Лиса: Много знает он потех,
Будут шутки, будет смех!
Сценка «Топтыгин»
Лиса (дает платочек медведю):
Ты, Топтыгин, попляши
И всем людям покажи,
Как старушки пляшут
Да платочком машут.
Медведь танцует с платочком.
А как наши девочки белятся-румянятся,
Да на вечорки собираются?
Медведь прихорашивается.
А ну, Миша, покажи, как бабуся на праздник блины пекла,
Да вся угорела, головушка у неё заболела.
Медведь показывает.
Покажи-ка теперь, как старый дед ногами стучит,
На парнишек ворчит.
Медведь топает ногами.
Лиса: Молодец, мишутка! (Гладит медведя по голове)
А теперь покажи как дядьки на работу идут.
Медведь задрав нос и убрав руки за спину, ноги выбрасывая вперед не спеша идет.
А как они с работы домой возвращаются?
Медведь довольный бежит на месте.
Марфуша: Вот потеха, как потеха!
Люди падают от смеха!
Медведь и Лиса делают «воротики».
Лиса: А посмотрите все сюда –
Вот — «царские врата»!
Кто сквозь них пройдет–
Волшебной силы наберет.
Красны девицы еще краше станут,
Добры молодцы удаль нам покажут.
Игра «Золотые ворота»
Ряженые берутся за руки, образуя символические врата. Дети проходят через «ворота» под музыку и выстраиваются шеренгами друг против друга (девочки–мальчики).
Коляда: А поиграть сейчас хотите?
Всех вокруг развеселите? (детиотвечают)
Авсень: Ну, тогда мы сейчас проверим, - кто веселее, девочки или мальчики?
Игра «Хи-хи-хи, ха-ха-ха»
Марфуша: Ну, как, Авсень? Весёлые у нас ребята?
Авсень: Даже и не знаю, кто веселее? Все - молодцы!
А теперь проверим, кто ловчее – «Девчушки - веселушки» или «Молодцы-удальцы».
Проводятся эстафеты.
После игр дети садятся на стулья.
Медведь: Ох, и славный же народ
В этом садике живёт!
Лиса: А нам с Мишей в лес пора,
До свиданья, детвора!
Марфуша: Спасибо вам, ряженые,
За ваше настроение да развлечение!
Вы меня развеселили и умением удивили.
За игру и за веселье принимайте угощенье!
Детям раздают угощение.
Коляда: Мы ходили, поздравляли,
Всех в округе величали.
Добра, счастья всем желали,
Святки с вами отмечали!
А теперь пришла пора
Нам прощаться, детвора!
Все: С Новым годом! Со всем родом!
Дети с воспитателем уходят в группу.