«Осенний Георгиевск»
Развлечение для детей подготовительной группы
Цель: содействовать знакомству детей с культурой народов Кавказа. Создавать условия для развития артистизма, активности, творчества. Воспитывать любовь к своей малой родине.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Ставропольском крае, городах-курортах, виртуальная экскурсия на Хлебокомбинат «Георгиевский». Просмотр слайд - фильма «Мой край». Оформление уголков патриотического воспитания в группах. Оформление в детском саду и посещение мини-музея «Мы живем на Кавказе». Просмотр видеофильмов, слушание в аудиозаписи национальной музыки и песен. Разучивание национальных танцев. Подготовка национальных костюмов. Беседа о дружбе «Георгиевск – город разных национальностей».
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, декорация ярмарки: карусель, прилавки и короба с товаром, костюмы и элементы костюмов для детей.
Действующие лица:
Взрослые: Ведущий
Корреспондент
Дети: Царица Екатерина Алексеевна
Князь Потёмкин
Суворов Александр Васильевич
Паж
Продавцы, покупатели, повара
Ход проведения
Под песню «Осенний вальс» в исполнении Константина Дерр (в записи), дети вбегают в зал и выполняют упражнение с осенними листьями. По окончании останавливаются полукругом.
1 ребенок.
К нам осень пришла – золотая пора,
Красивым ковром всё вокруг убрала. Деревья украсила пёстрой каймой,
Кругом засияла нарядной листвой.
На праздник осенний всех нас позвала,
Плоды урожая для нас собрала.
2 ребенок.
Осень в город невидимкой потихонечку вошла
И волшебную палитру с собой в город принесла.
3 ребенок.
Краской красною рябину разукрасила в садах.
Брызги алые калины разбросала на кустах.
4 ребенок.
Желтой разрисует осень тополя, ольху, березки.
Серой краской дождик льётся, солнце золотом смеётся.
5 ребенок.
Клён оранжевый стоит и как будто говорит:
«Посмотрите же вокруг – всё преобразилось вдруг!»
6 ребенок.
Опустила осень кисти и глядит по сторонам:
Яркий, добрый, разноцветный праздник подарила нам.
Дети исполняют песню «Осенняя», музыка и слова Е. Шаламоновой // Музыкальный руководитель, - 2007, - № 4. – С. 34. По окончании рассаживаются настульчики.
Неожиданно вбегает Корреспондент, увешанный фотоаппаратами.
Корреспондент. Нашёл! Наконец-то нашел!
Ведущая. Простите, а Вы кто? Как сюда попали, кого ищете?
Корреспондент. Я – американский журналист. Приехал сделать репортаж о вашем городе.
Ведущая. Вы приехали вовремя. Как раз сегодня у нас осенний праздник и мы можем рассказать Вам о своём городе. Что именно Вас интересует?
Корреспондент. Всё меня интересует, с самого начала.
Ведущая. Ну, если с самого начала, тогда мы не только расскажем о своём городе, но и покажем.
Звучит «Менуэт» Л. Боккерини. Выходит Паж.
Паж. Её императорское Величество, царица Малой, Белой и всея Руси, Екатерина Вторая Алексеевна!
В
полуоткрытый занавес выходит царица. Позади неё идут князь Потёмкин и Суворов. Царица обходит зал, важно садится на трон.
Царица.
Нынче издаю Указ.
Ох уж этот мне Кавказ!
Крепость будем водружать,
Чтобы горцев не пущать!
Князь Потёмкин, поспешай!
Да коня свого седлай!
Дам два месяца я срок,
И проверю лично всё!
Потёмкин.
Где же крепость строить мне?
Царица.
Места мало на земле? От Моздока до Азова крепости поставьте. На славу постарайтесь, голубчики. А тебе, князь Александр Васильевич, крепость ту с инспекцией посетить.
Да смотрите мне, на века строите!
Встаёт с трона и обходит зал под менуэт. Остановившись, обращается к Потёмкину. А как крепость назовём, решили?
Потёмкин. Георгиевском, ваше Величество, в честь Георгия Победоносца – защитника и заступника земли русской!
Царица. Так тому и быть!
Царица взмахивает веером и под менуэт уходит, за ней уходят Потёмкин и Суворов.
Паж. Её императорское Величество, царицу Малой, Белой и всея Руси ждут великие государственные дела(уходит, занавес за ним закрывается, трон убирается).
Слайд 1. Георгиевская крепость.
Выходят дети и читают стихи:
1-йребёнок.
Приказ царицей строгий дан,
И дело закипело.
800 пехотинцев кабардинского полка
Браво взялись за дело.
2-й ребёнок.
Подкумок - река! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
3-й ребёнок. Ты отражала в беге вод
святую крепость, город новый,
Что строил русский наш народ
На берегу твоём суровом.
4-й ребёнок.
Так город рос и развивался,
В нём малый бизнес зарождался:
Пивоваренный, по обработке кож,
Кирпич, что выпускался, был тоже хорош.
5-й ребёнок. А в начале 19-го века в Георгиевске стали еженедельно устраивать базары и учреждаются три ярмарки: весенняя (Никольская), осенняя (Покровская) и зимняя (Евдокимовская).
6-й ребёнок. Слава о них по всей России матушке шла!
Корреспондент. О, ярмарки, это очень интересно! Расскажите, пожалуйста.
Ведущий. Мы не только Вам расскажем, но ещё и всё покажем.
Звучит музыка, шум базарной площади, продавцы зазывают народ.
1 ребенок.
Народ собирается, ярмарка открывается.
Идите ногами, смотрите глазами,
Берите руками, платите деньгами!
2 ребенок.
Продаётся лук, капуста, кабачки, всё очень вкусно!
Подходите, поглядите и в корзинку положите!
3 ребенок.
Вот орешки, вкусные орешки!
Сладкие, на меду! Давай в шапку накладу!
4 ребенок.
На мой товар полюбуйтесь, только не торгуйтесь:
Ложки золочёные, узоры кручёные.
5 ребенок.
Кому валенки, кому лапоточки?
А кому и сапожки на заказ в армянской слободе сошьют!
6 ребёнок.
А какие сапоги шьёте на заказ?
7 ребенок.
Отличные сапоги – покажем вам сейчас.
Д
ети в армянских костюмах исполняют танец «Кочари».
8 ребенок.
Хороша пляска складом, а песня – ладом.
9 ребенок.
Хорошо говорить врозь, а петь вместе.
Все дети, располагаясь свободно по залу, исполняют песню «Ярмарка», аранжировка и слова Л. Волокитиной // Музыкальный руководитель. – 2004. - № 4. – С. 76.
10 ребенок.
Девки, бабы, не зевайте! Полушалки выбирайте!
У нас без обману, товар без изъяну,
Шёлк, атлас, канифас, весь девичий припас.
10 ребенок.
А откуда платки привезли?
9 ребенок.
Да вот, рукодельницы из Павлова Посада привезли товар на Георгиевскую ярмарку. Эй, девицы-рукодельницы, покажите свой товар!
Девочки исполняют «Танец с платками» под песню «Во саду ли, в огороде» в исп. Н. Кадышевой.
11 ребенок.
Всех приглашаю, кто знаком
С гончарным русским ремеслом.
Посуда наша для щей и каши
Не бьётся, не ломается,
Порчи не подвергается.
Девочка (идёт грустная)
На родник с кувшином я ходила,
И его нечаянно разбила.
Не с чем по воду ходить,
Не в чем воду мне носить.
12 ребенок.
Девица, сюда иди, на кувшин мой погляди. Покупай, не жалей, сколько хочешь воды лей!
(девочка покупает кувшин)
Девочка.
Отнесу покупку скорее домой
И наполню кувшин родниковой водой.
Девочка с кувшином проходит вперед, продавец идет за ней. Звучит музыка лезгинки, мальчик приглашает девочку на танец.
Танец «Лезгинка».
13 ребенок.
Кому пирожки? Горячие пирожки!
С пылу, с жару, гривенник за пару!
Спешите и торопитесь! Не бойтесь – не объедитесь!
Попробуйте, ну-ка! По пятаку штука!
14 ребенок.
Подходи, не зевай, хлеба покупай! Караваи, калачи, пышки горячи!
Булки, лепёшки в печи сидели,
На вас глядели, да в рот захотели.
15 ребенок.
А из какой муки хлеб пекли?
16 ребенок.
Ставрополье – «житница России» - хлеборобный край.
Мука – высокого качества, что захочешь, выпекай!
Пекарь (ребёнок).
А ну-ка, хлопцы, покажите, какой нынче урожай!
Мальчики выносят «мешки с мукой», складывают их.
Пекарь.
Хватит нам мучицы этой
На большущий каравай!
Мальчики исполняют «Танец Пекарей».
По окончании танца дети подходят, покупают каравай.
Ребенок.
Как товары раскупили, так и ярмарку закрыли.
Все дети проходят вперёд, на середину зала, каравай отдают ведущей.
Слайд 2. Современный Георгиевск.
Ребенок.
Хоть прошло годов немало,
Крепости как не бывало.
Но, Георгиевск, стоит,
Здесь часто ярмарка шумит.
Ребенок.
Пусть мы прожили ещё мало,
И сразу всё тут не поймешь.
Но нам зато сказала мама,
Что лучше места не найдёшь!
Ребенок.
Где могут быть на одном месте
И Палестина, и Шанхай?
Мы повзрослеем с тобой вместе,
Расти наш город, процветай!
Дети исполняют «Песню о Георгиевске», слова и музыка Л.Б.Погребенной.
Корреспондент. Спасибо, дети, я восхищён и обязательно расскажу своему народу о вашем замечательном городе и вашем гостеприимстве.
Ведущая. А мы хотим, чтобы наш гость увёз в свою страну этот знаменитый каравай.
Ребенок.
А здешний хлеб известен всем давно. Для человека радостен, как праздник.
По всей Европе славилось зерно,
Выращенное на Северном Кавказе.
Ребенок.
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
Ребенок.
И хлеб-соль, это русский обычай,
Из далёкой пришёл старины:
Уваженье гостям, радость встречи,
Словно символ людской доброты.
Ребенок.
Дорогих гостей встречаем
Вкусным пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы Вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Гость принимает каравай.
Корреспондент. Какой чудесный каравай!
Ведущая. А хотите узнать, кто испёк этот каравай?
Корреспондент. Очень интересно было бы узнать, где пекут такие караваи?
Ведущая. Ребята, скажите, откройте секрет нашему гостю.
Ребёнок. А испекли этот каравай на хлебокомбинате «Георгиевский».
Слайд 3. Хлебокомбинат «Георгиевский». Видео с участием главного технолога.
Технолог. Ребята, а вы пробовали вот такие крендельки? Нет? Их испекли пекари специально для вас, к празднику. Они уже ждут вас в группе. Угощайтесь!
Ведущая.
Вот и закончился праздник осенний!
Хорошее у всех настроение?
Корреспондент. Я очень тронут вашим вниманием. Разрешите сделать фотографию на память?
Гость фотографируется с детьми.
Корреспондент. А теперь мне нужно торопиться на самолёт. Гуд бай!
Гость уходит.
Ведущая. Закончился чудесный праздник! Пойдём и мы в свою группу, вымоем руки, и будем угощаться крендельками.
Под музыку дети покидают зал.