СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского собрания Интернет-безопасность и родительский контроль

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий родительского собрания Интернет-безопасность и родительский контроль

Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания Интернет-безопасность и родительский контроль»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1 г. Инты»


Республиканский конкурс методических разработок

«Здоровье. Ответственность. Выбор»







«ИНТЕРНЕТ-БЕЗОПАСНОСТЬ

И

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ»



(для классных руководителей 9-х классов)

номинация

«Работа с родителями (законными представителями)»





Кузнецова Анастасия Викторовна,

учитель технологии и ИЗО,

первая квалификационная категория,

МБОУ «Лицей №1 г. Инты»,

тел. 89121931214



Тема: «Интернет-безопасность и родительский контроль»

Форма проведения родительского собрания: лекция с элементами дискуссии

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся по проблеме безопасного использования ресурсов Интернета.

Задачи:

  • Показать родителям важность и значимость цифрового воспитания детей.

  • Рассказать родителям о правилах общения в Интернете.

  • Ознакомить родителей с источниками информации по проблеме безопасности ребенка в Интернете.

Оборудование:

1. Компьютер с выходом в Интернет

2. Электронная презентация

3. Памятки для родителей «Интернет-безопасность и родительский контроль»

Подготовительная работа:

1. Анкетирование учащихся «Я в сети Интернет».

2. Проведение классного часа по теме «Интернет: хорошо или плохо?» с учащимися класса.

3. Распечатка буклета для родителей класса.


Ход родительского собрания


Тема: «Интернет-безопасность и родительский контроль»


Добрый день. Рада приветствовать вас! Хотим мы этого или нет, но Интернет стремительно ворвался в жизнь наших детей, и это явление требует осмысления.

Давайте порассуждаем, Интернет – это хорошо или нет? Начнем с плюсов… (ответы родителей). Плюсы определили, перейдем к минусам… (ответы родителей).

Видите, как неоднозначно мы с вами смотрим на эту проблему. И наши опасения понятны.

Мы с вами живем в непростой, но очень увлекательный век, век всеобщей информатизации, компьютерных технологий, цифровых инноваций и господства всезнающей, все умеющей, все дозволяющей Сети. Сегодня главное развлечение для ребенка – компьютер. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офисов, медицинских учреждений, школ, прочно входят в наш быт. Современные дети, кажется, «уже рождаются с умением пользоваться компьютером». С одной стороны, это хорошо: виртуальный мир сегодня оказался, по сути, главным источником информации, не нужно идти в библиотеку, стоять перед полками в магазине, достаточно кликнуть мышкой и все, чего вы желаете, будет доставлено в ваш дом. Кроме того, с введением новых образовательных стандартов современная школа отходит от привычных моделей обучения, ребенок теперь сам должен научиться добывать информацию. И в данном случае Интернет становится просто незаменимым орудием для образования. Интернет является прекрасным источником для новых знаний, помогает в учебе, занимает досуг. Но в то же время Интернет таит в себе много опасностей.

  • Предлагаю вам задуматься над следующими вопросами:

  • Интернет-общение в жизни ребенка - это хорошо или плохо?

  • Сколько и как должен общаться ребенок в Интернете?

  • Нужно ли ограничивать общение детей в сети?

  • Важно ли прививать этические понятия ребенку по отношению к общению в Интернете?

На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Перелагаю начать с цифрового воспитания.

Это довольно молодая сфера педагогики, только формирующаяся, но на сегодня очень важная. Чиновники, учителя, политики всех уровней у нас в стране и за рубежом оценивают цифровую грамотность как одну из важнейших компетенций для молодого поколения.

У кого-то может возникнуть вопрос: «А что страшного для моего ребёнка в интернете? Ну, возникают проблемы, так ребенок выключит и забудет». Иногда забыть не получается, и травма остаётся на всю жизнь, уже этого достаточно, чтобы озадачиться защитой ребенка, но вопрос значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы проще было осознать значение цифрового воспитания приведем такой пример.

Вы отправляете своего ребёнка в магазин, даёте ему деньги. Магазин в другом районе и путь не самый безопасный. Вы в таких случаях инструктируете его, по какой улице идти безопасно, а по какой нет. Запрещаете общаться с посторонними, доставать и показывать деньги, а в непредвиденных случаях говорите о том, как звать на помощь. Вы расскажете, что купить в магазине, как правильно выбрать товар и как оплатить. Ещё обратите внимание на то, какую сдачу должны дать. Вы инструктируете своих детей, потому что в этом есть необходимость.

Точно так же и в социальных сетях. Здесь есть свои опасные и неопасные улицы-сайты, желающие отобрать деньги вашего ребёнка, хулиганы, педофилы и прочие тёмные личности.

А может быть и следующая ситуация. Представим, что мы выезжаем на трассу, где нет никаких правил. Каковы наши шансы доехать до места назначения без происшествий? Согласитесь, практически нулевые.

Вот так и в Интернет-пространстве. Без правил движение в нем опасно! Кто, по вашему мнению, выполняет для детей роль регулировщика в интернете? (ответы родителей). Совершенно верно, законные представители. Родители – самые заинтересованные люди в этом вопросе. И тогда естественно возникает следующая проблема: как сделать дорогу наших детей в просторах Интернета безопасной?

Для этого необходимо понять, что угрожает нашему ребенку в Интернете? Давайте посмотрим.

Ещё десять лет назад Интернет представлял собой большую библиотеку текстов, картинок и видео. Вы играли в простые сетевые игры, а продвинутые игры вы покупали на дисках. Сегодня интернет — это система дистанционной работы, учёбы, развлечений, супер и гипермаркеты, а ещё социальные сети и мессенджеры, через которые ваш ребёнок поддерживает тысячи социальных связей. Дети пишут в сутки от 30 до 600 сообщений в формате текста, фото или видео. Посчитайте, сколько в час ребёнок отправляет сообщений, исключив учебное время, сон! И проводят в сети до 5 часов! Это не общение с коробкой дисплея, а настоящая виртуальная жизнь.

Итак, какие опасности подстерегают ваших детей при бесконтрольном выходе во всемирную сеть Интернет?

На картинке представлены опасности, которые подстерегают детей в сети. Вы, конечно, понимаете, что наши дети сталкиваются и с тем, что относится к ограничениям 18+ и их последствиями. В открытом доступе, хотим мы этого или нет, ведется пропаганда насилия, азартных игр, наркотических препаратов, пропаганда экстремизма, сектантства, национализма. Мы, как родители, отчетливо осознаем опасность всего этого и следим, чтобы наши дети были ограждены от подобной информации.

Но!!! Иногда бывает и так, что дети наносят вред сами себе своим поведением в Интернете.

Предлагаю обратиться к статистическим данным. Проблема защиты детей в Интернете находит самый широкий резонанс, и это не случайно. Взгляните на статистические данные:

  • около 50% детей выходят в Сеть без контроля взрослых;

  • 19% детей иногда посещают сайты 18+, еще 9% делают это регулярно;

  • 38% детей просматривают страницы о насилии;

  • 16% детей просматривают страницы с расистским содержимым;

  • 25% пятилетних детей активно используют Интернет;

  • 14,5% детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет, 10% из них ходили на встречи в одиночку, а 7% никому не сообщили, что с кем–то встречаются.

Только вдумайтесь в эти статистические данные! И это число постоянно растет. А ведь не исключено, что и Ваш ребенок может оказаться в Интернет-зависимости, которая на сегодняшний день приравнивается к болезни.

Проблемой игромании в России врачи занимаются последние семь-восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти-шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра – это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом.

Играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мысли человека.

Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в онлайн и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Социальная сеть в этом ряду занимает свое особое место. Она не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.

Виртуальный мир отличается от реального мира, и проблемы, с которым сталкиваются дети в сети, отличаются как по сути, так и по методам их решения. Посмотрим на основные «цифровые» проблемы поколения.

Проблемы, с которыми сталкивается юное поколение:

1. Издевательство в сети над ребенком со стороны ровесников и незнакомцев

2. Воровство аккаунтов, денег и личных данных.

3. Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д.).

4. Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психическому состоянию.

Задумайтесь над следующим фактом: за десять лет человечество накопило информации в триллионы раз больше, чем за последние несколько сотен лет. Мы находимся в мощнейшем информационном потоке, и наши дети в первую очередь. Психологи говорят о так называемом клиповом мышлении.

Вспомним наше школьное детство. Вспомним путь из школы домой. Наверняка, вы в сопровождении нескольких друзей идете по улице. На ходу обсуждаете события школьного дня, говорите, кто в кого влюбился, кто подрался или как намазали клеем стул «Марь Иванне». Вокруг дома, деревья, прохожие. Так вы добирались до двери своего дома, где выбирали один из пяти телеканалов, ставили пластинку или читали книгу. Согласитесь: эти воспоминания наполнены теплотой.

А теперь посмотрите на современного ребёнка. Он тоже идёт с друзьями, но кроме физически присутствующих, его сопровождает ещё с десяток в виртуальном мире. Они на ходу переписываются, созваниваются. Обсуждать им приходится больше, поскольку вовлечены благодаря Интернету в значительно большее число событий (вспомните 600 сообщений в сутки). При этом они ещё делятся ссылками, рисунками, видео, фото, делают селфи, играют в онлайн, просматривают бесконечные ленты пабликов... В это время в наушники играет музыка, вокруг рекламные щиты, неоновые вывески... И вот ваш ребёнок добрался до двери вашего дома, а вместе с ним домой приходят десятки виртуальных друзей, общение не прекращается, терабайты рекламы, новостей, информации... А что ждет его дома? Конечно, компьютер, куча игр и все продолжается с новой силой.

Это новый информационный мир, в котором ребёнок находится сам по себе. И поведение в этом мире отличается. При таком мощном информационном потоке совершенно по-другому работает мозг. Он начинает поверхностно анализировать поступающую информацию. В результате образуется клиповое мышление, неспособность к глубокому анализу. Мир воспринимается не как целостное, а как последовательность несвязанных между собой событий. Поставщики информации уже с начала 2000 годов активно стали ориентироваться на нового потребителя и стали создавать контент из небольших блоков, часто сменяющих друг друга без логической связи. Вот они бестолковые современные фильмы и мультфильмы для детей.

Для получения нового эмоционального переживания обладатель клипового мышления вынужден постоянно искать все более кричащие заголовки новостей, вирусные ролики, слушать более эмоциональную музыку. Зависимость от эмоций – одна из причин интереса детей к недетскому контенту и суицидальным группам, которые позволяют получать более сильные переживания.

Клиповое мышление снижает способность к анализу, как следствие снижается усвоение знаний и падает успеваемость, делает человека более податливым к манипуляциям и склонным к популизму. В чем же причина формирования клипового мышления? Это естественная защита мозга от информационного перегруза.

Информационный перегруз – одна из главных проблем цифрового воспитания молодого поколения. К сожалению, информационная диета – крайне сложная задача. Это в первую очередь целеполагание в поиске информации. Здесь возможно отвлечение на такие оффлайн-активности, как кружки, секции, волонтерство, которые сформируют у ребенка четкие потребности в информации и его заходы в сеть с определенной целью. Знакомить с новыми полезными и позитивными ресурсами, онлайн-квесты, онлайн-кружки, которых становится все больше. Но с некоторыми аспектами клипового мышления, такими, как бесцельная прокрутка ленты новостей, сложно бороться без применения технических средств.

Мы с вами и подошли к такому определению как «Цифровой слепок личности»

Чтобы было понятнее, обратимся к знакомому вам явлению. Вы все знаете о том, что такое кредитная история. И сколько неприятностей приносит испорченная кредитная история! Существует похожее понятие – «цифровая репутация». И она создается самим пользователем социальных сетей.

«Цифровая репутация» – это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация, размещенная в интернете, может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни.

«Цифровая репутация» – это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете. Она позволяет сформировать психологический портрет человека, что очень часто используют сегодня специалисты по набору персонала. Кандидаты научились давать ожидаемые ответы на вопросе хедхантеров, по этой причине последние все чаще прибегают к анализу профиля в социальной сети. Такой факт известен, наверное, многим из вас: 82% работодателей прибегают к изучению цифровой репутации претендента на рабочее место в их компании. Особенно точный анализ осуществляется на основе детского цифрового портрета, поэтому уже сегодня ребенок закладывает проблемы в будущем, размещая жестокие шутки у себя на стенке в ВК или «тролля», говоря языком подростков, кого-то из ровесников. К сожалению, дети мало задумываются о своей настоящей и будущей «цифровой репутации».

Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети. Обсуждения, фотографии, комментарии –все это оставляет след в сети. Так формируется уникальный «цифровой портрет».

Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.

Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающие люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред.

И я предлагаю посмотреть на часто встречающиеся в Интернете ситуации глазами работодателя.

  1. Нецензурная брань. Вы понимаете, что звездочками я закрыла нецензурную лексику. Любому человеку и потенциальному работодателю ясно, как будет строить диалог с другими людьми (возможно, и с клиентами компании) тот, кто привык к подобному способу общения.



Предполагаю, что вы с легкостью ответите на вопрос. Нужен ли такой работник? Ответ очевиден.

  1. Пристрастие к алкоголю и наркотикам. Вот следующая ситуация. Это еще одна конкретная страничка Интернет-пользователя. Думаю, что интересы этого потенциального работника прозрачны и очевидны, если он размещает такие свои фотографии.



  1. Комментарии к соцсетям. А это скриншоты страниц других пользователей. Несмотря на то что администрация сайтов регулярно удаляет информацию по пропаганде экстремизма, она появляется у некоторых вновь и вновь. Нужно понимать, что простой лайк или бездумный комментарий может с легкостью разрушить будущее человека, который так отреагировал на призывы к насилию.



  1. Смайлики. А здесь-то что не так? Оказывается, работодатели рассматривают это как проблему человека, который не умеет формулировать свои мысли. И такой работник тоже никому не нужен!


Мы все желаем хорошего будущего для своих детей. Кто-то станет депутатом, дипломатом, госслужащим, работником спецслужб, педагогом. И в самый непредвиденный момент неразумная информация, размещенная когда-то в Интернете, может стать компроматом, работать против людей. И наша задача – предупредить детей о возможных последствиях, вооружить их правильными знаниями.

Еще одной проблемой, которую хотелось бы рассмотреть, является размещение персональных данных в открытом доступе. Сегодня принят ряд законов о защите персональных данных, но без обучения детей и без участия родителей сложно решить эту проблему. Защита персональных данных позволяет сохранить инкогнито пользователей, не нанести вред его цифровой репутации, а также защититься от криминала в реальном мире, поскольку дети с легкостью публикуют, когда дома нет никого, какие ценности есть в квартире.

В нашей стране прерогатива воспитания ребенка – целиком и полностью сфера родителей. Никто, согласно Гражданскому и Семейному кодексам, не имеет прав на воспитание ребенка, кроме родителей или официальных представителей (опекунов). Вы даете право школам обучать, библиотекам выдавать книги, секциям проводить занятия спортом, заключая с ними договор.

Сеть Интернет позволяет любому желающему общаться с вашим ребенком. Вы не можете регулировать эти социальные связи, между тем, по данным исследований, дети сталкиваются с интернет-угрозами достаточно часто. Более трети детских гаджетов были заражены вирусами, треть детей встречали сексуальные изображения, сцены жестокости, четверть теряла контроль над аккаунтом в социальной сети. Около 5% стали объектом сексуальных домогательств.

Вы прекрасно понимаете, что эти цифры могут быть иного порядка, поскольку дети не всегда классифицируют действия людей, с которыми они общаются в сети.

Вот основные советы по защите «цифровой репутации»:

1. Подумай, прежде чем что-то публиковать и передавать у себя в блоге или в социальной сети;

2. В настройках профиля установи ограничения на просмотр твоего профиля и его содержимого, сделай его только «для друзей»;

3. Не размещай и не указывай информацию, которая может кого-либо оскорблять или обижать.

Накануне родительского собрания мы в классе провели анкетирование детей о пользе и вреде сети Интернет. Вопросы, на которые отвечали дети:

  1. Кто из вас в отсутствии родителей имеет доступ в Интернет?

  2. Сколько времени проводите за компьютером?

  3. Каким сайтам и компьютерным играм отдаете предпочтение?

  4. Кто из вас зарегистрирован в социальных сетях?

  5. Сколько у вас там друзей?

  6. Со всеми ли вы знакомы лично?

  7. Что становится для вас решающим, добавить или не добавить в состав друзей незнакомого человека?

  8. Кто лично встречался с теми, кто входит в перечень ваших друзей на личной страничке сети?

  9. Считаете ли вы, что Интернет представляет угрозу?

После обработки анкет получили следующие результаты. В основном дети не считают, что Интернет представляет угрозу. За компьютером с выходом в сеть Интернет проводят от 1 до 3 часов. Многие имеют личные странички на сайте «В контакте», ведут переписку с друзьями, знакомыми, играют в сетевые игры.

На этом пути стоит серьезно задуматься о родительском контроле. Зачастую родители не до конца осознают значение гаджетов в жизни современного подростка. Многие воспринимают компьютер или смартфон как игрушку. Но это не так. Устройство является неотъемлемой частью этого поколения.

Мы уже рассматривали, как изменилась роль сети за последние десять лет. Современный ребенок уже не видит разницы между реальным и виртуальным миром. Сегодня можно говорить о том, что наши дети живут в дополненной реальности, где органично переплетаются оба мира. Но жизнь в дополненной реальности невозможна без терминала (компьютера, планшета, смартфона, плеера).

Потеря или поломка устройства выхода в дополненную реальность может привести не только к психологическим потерям, но и к физическим, поскольку эти устройства содержат «цифровой след» вашего ребенка, включая персональные данные.

Я сама мама, у меня дочь девятиклассница, и мне хорошо знакома одна из форм родительского контроля – это использование защищающих программ. Посмотрите на слайд – их достаточно много!

Кто-то может возмутиться, сказать, что у них с детьми доверительные отношения. Никто не спорит, так и должно быть. Вспомним русскую пословицу «Доверяй, но проверяй» – в помощь нам «Родительский контроль».

Давайте вместе сформируем критерии защиты наших детей:

  • Контроль активности в сети (защита от поиска вредной информации)

  • Контроль за использованием программ (регулирование использования ПО на компьютере и мобильных устройствах)

  • Контроль времени использования устройств (ограничение времени использования устройства выхода в сети)

  • Определение местонахождения ребенка (установление геолокации устройства)

  • Контроль активности в социальных сетях (контроль публикаций в соцсетях и общения)

  • Отслеживание звонков и смс (сбор статистики о звонках и смс ребенка)

  • Уведомление родителей (мгновенная передача на ваше мобильное устройство в случае нарушения режима)

Необходимо установить одну из программ родительского контроля.

Наша обязанность – защитить детей от негативного контента.

Благодарю вас за внимание. Уверена, что с такими родителями, как вы, дети будут в безопасности. Хочу пожелать вам и вашим детям хорошей дороги! И на память о нашей встрече дарю вам информационные буклеты по этой трудной теме.

Список использованной литературы

  1. Бирюков, А.А. Информационная безопасность: защита и нападение / А.А. Бирюков. - М.: ДМК Пресс, 2013. - 474 c.

  2. Громов, Ю.Ю. Информационная безопасность и защита информации: Учебное пособие / Ю.Ю. Громов, В.О. Драчев, О.Г. Иванова. — Ст. Оскол: ТНТ, 2017. — 384 c.

  3. Ефимова, Л.Л. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: Монография / Л.Л. Ефимова, С.А. Кочерга. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. — 239 c.

  4. Запечников, С.В. Информационная безопасность открытых систем. В 2-х т. Т.2 — Средства защиты в сетях / С.В. Запечников, Н.Г. Милославская, А.И. Толстой, Д.В. Ушаков. — М.: ГЛТ, 2018. — 558 c.

  5. Кузнецова, А.В. Искусственный интеллект и информационная безопасность общества / А.В. Кузнецова, С.И. Самыгин, М.В. Радионов. - М.: Русайнс, 2017. - 64 c.


Интернет ресурсы

  1. Безопасность детей в Интернете URL: http://www.microsoft.com/rus/childsafety

  2. Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт.[Электронный ресурс]. URL:http://ideti.org/

  3. Безопасный интернет: для кого и от кого?URL: http://www.mobilereview.com/статьи/2012/kidsafeinet.shtml

  4. Горбачева Е. В. Административноправовое обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних. [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com/content/administrativnopravovoeobespechenieinformatsionnoibezopasnostinesovershennoletних#ixzz2IZYiXTYN

  5. Грег Шипли. Основы безопасности ИТ. [Электронный ресурс] URL:

  6. http://www.ccc.ru/magazine/depot/03_04/read.html?0501.htm

  7. Дети и интернет, какие опасности скрывает всемирная паутина. / Методическое пособие для родителей. URL-адрес: http://www.pandia.ru/text/77/115/462.php

  8. Детская безопасность в Интернете. [Электронный ресурс]. URL-адрес: http://www.debotaniki.ru/2012/09/detskayabezopasnostvinternete/

  9. Дети в Интернете: кто предупрежден, тот вооружен. URL-адрес: http://do.znate.ru/docs/index26385.html



Приложение 1