| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Сценарий родительского собрания
«Богата ли ваша духовная жизнь семьи?»
Подготовила: студентка ГБПОУ КК ЕПК
группы Ш-22
Щегунова Вера
Ейск, 2024
Тема: «Богата ли ваша духовная жизнь семьи?»
Цель: создание условий для повышения педагогической культуры родителей и законных представителей в области воспитания своих детей; показ необходимости духовного развития как ребёнка, так и всей семьи в целом; повышение педагогического кругозора родителей и законных представителей для грамотного подбора методов и приемов нравственного воспитания.
Задачи:
1. Оказать помощь родителям и законным представителям в поиске методов и приемов духовного воспитания и нравственного развития своего ребёнка.
2. Повысить педагогическую культуру у участников родительского собрания в области познания и воспитания младших школьников.
3. Показать родителям необходимость духовных и нравственных традиций в семье.
Уважаемые родители, здравствуйте. Перед началом нашего родительского собрания предлагаю подумать над словами В. И. Сухомлинского: «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке».
Согласны ли вы с данным высказыванием? А как вы думаете, должны ли мы быть духовно-нравственными; обязаны воспитывать в своих детях такие черты, как доброту, уважение, милосердие? Если да, то почему? Совершенно верно, кто готов озвучить тему сегодняшнего собрания? Правильно, сегодня мы будем обсуждать такую проблему, как духовная жизнь семьи и развитие нравственности у младшего поколения, а точнее у наших детей.
В первую очередь, воспитание – это процесс формирования у детей навыков поведения, привитые семьёй, школой, и проявляющиеся в общественной жизни.
А нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и нравственные качества, необходимые человеку в обществе. Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность, а не будет нравственности - не будет никаких результатов воспитания. Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. По этой причине необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.
А теперь предлагаю вам выполнить упражнение под названием: «Да/Нет» и определить уровень актуальности обсуждаемой проблемы в каждой семье, ответив на следующие вопросы:
Анкета для родителей
Ф.И.О. родителя___________________________________________________
Ф.И. ребёнка_______________________________________класс__________
1. Часто ли ваш ребенок использует грубые слова в своей речи?
Да
Нет
2. Часто ли вы замечаете, что ваш ребёнок не помогает сверстникам?
Да
Нет
3. Слышали вы когда-нибудь оскорбления в свой адрес или в адрес других окружающих людей от своего ребенка?
Да
Нет
4. Во время трудной ситуации в семье ребёнок проявляет попытки разрешения данной ситуации?
Да
Нет
5. Наблюдали ли вы за своим ребёнок плохие поступки по отношению к сверстникам или к взрослым?
Да
Нет
Уважаемые родители, посчитайте, пожалуйста, сколько получилось у вас ответов «нет» под зелёным кружком и сколько ответов «да» под красным кружком.
Интерпретация результатов:
1) Если большая часть ваших ответов были под зелёным кружком, то в вашей семье происходит духовно-нравственное развитие своего ребёнка.
2) Если большая часть ваших ответов были под красным кружком, то ваш ребёнок обладает антинравственными чертами личности. Вы замечаете, что ребенок совершает отрицательные и крайне неуважительные поступки по отношению к окружающим и близким людям. К сожалению, ваша семья не развивает своего ребёнка в нравственной и духовной сфере.
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания её значимости.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Ребёнок в домашней обстановке чувствует моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, уважительный тон в общении – благоприятная среда в семье для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действительность нравственных поступков формируется у детей с помощью примеров взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы нравственные установки воспитания не расходились с реальностью.
Уважаемые родители, а теперь предлагаю вам выполнить упражнение «Найди выход». Ваша задача заключается в том, чтобы разобрать в парах проблемные ситуации, которые могут произойти в любой семье. Вы должны выявить педагогическую проблему и пути её решения. На данное задание отводиться 5 минут. Можете приступать к выполнению.
Ситуация 1. Младший школьник Иван проигнорировал просьбу своего одноклассника о помощи. В результате чего мальчик повредил себе руку, ведь не мог самостоятельно достать головной убор со своего шкафчика. На его плечо упала ваза с цветком, находящаяся рядом с его аксессуаром.
А сейчас я вас познакомлю с мнением педагога по данной ситуации.
Проблема: Младший школьник Иван проигнорировал просьбу о помощи своего одноклассника, в результате чего мальчик поранился, пытаясь самостоятельно достать необходимую ему вещь.
Пути решения: Родители должны провести побеседовать с Иваном о том, почему так важно помогать другим окружающим людям. Попытаться привести личные примеры о помощи и поддержки другим из своего личного опыта. Кроме того, показать младшему школьнику негативные последствия, которые могут произойти из-за пренебрежения.
Ситуация 2. Третьеклассница Катя сообщает своим родителям о том, что их вызывают в школу. На вопрос родителей о том, по какой причине им необходимо прийти к её классному руководителю, она начала говорить следующее: «К нам сегодня перешёл новый мальчик, но он был таким небрежным и неопрятным! У него коричневые и кудрявые волосы, по всему лицу какие-то темные пятна. Всему классу он не понравился! А учительница ещё сказала ему, чтобы он сидел со мной за одной партой. Конечно же, я не могла допустить такого и пролила на парту воду. Он удачно её не заметил и вымазал штаны, в результате чего его отправили домой. Я не понимаю, почему вызывают вас в школу, ведь он заслужил это!».
Теперь также предлагаю познакомиться с мнением педагога по второй ситуации.
Проблема: Ученица плохо восприняла своего нового одноклассница и в результате чего испортила ему одежду.
Пути решения: Третьеклассница Катя негативно отнеслась к внешности своего нового одноклассника, что говорит о том, что она не обладает такими качествами, как уважение, милосердие и толерантность. Родителям в свою очередь необходимо поговорить с ребёнком о том, почему нельзя так поступать и к чему это может привести.
Ситуация 3. Младший школьник Анатолий обращается к взрослым на ты, проявляет к окружающим людям неуважение. Во время посещения общественного места может позволить себе использовать некультурную речь.
Теперь также предлагаю ознакомиться с мнением педагога по данной ситуации.
Проблема: Ученик Анатолий не проявляет уважительного отношения к окружающим людям, не проявляет нравственную культуру, совершает антисоциальные поступки.
Пути решения: Родителям необходимо провести воспитательную беседу о том, почему необходимо каждому члену общества проявлять культуру общения.
Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Именно они являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Поэтому нам необходимо подавать нашим детям правильный пример духовно-нравственного человека, а также ежедневно их воспитывать и развивать только в лучшую сторону.
А теперь предлагаю вам создать памятку, которая поможет вам подобрать эффективные методы и приёмы воспитания и развития у своего ребёнка духовно-нравственных основ. Ваша задача заключается в том, чтобы верно закончить все 5 предложенных вами предложений.
Памятка для родителей
1. Если ваш ребёнок начинает некультурно общаться со сверстником, то необходимо _______________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Если вы часто слышите от своего ребёнка критику в адрес других людей, то вы в первую очередь _______________________________________________
__________________________________________________________________
3. Ваш ребёнок стал часто не воспринимать в серьёз проблемы членов семьи, по этой причине вы_________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Во время прогулки по парку ваш ребёнок проигнорировал просьбу пожилого человека уступить место на лавочке, вы стали_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Вы стали замечать, что ваш ребёнок стал плохо относиться к своим одноклассницам, а именно оскорблять их и критиковать. Чтобы решить данную ситуацию, вы стали__________________________________________
__________________________________________________________________
Уважаемые родители, сегодня наше родительское собрание подходит к концу. О чём мы с вами сегодня говорили? Должны ли мы воспитывать у детей духовно-нравственную основу? А необходимо ли нам быть нравственными, если хотим воспитать данное качество у своего ребёнка? С примерным решением родительского собрания вы можете ознакомиться на слайде.
Примерное решение родительского собрания:
1) Использовать памятки для коррекции детского проявления некультурного общения с окружающими людьми.
2) Устранять причины антисоциальных поступков, а также разрешать конфликтные ситуации, которые возникли из-за недостатка духовных качеств.
3) Вовремя наблюдать и корректировать поведение своего ребёнка.
В конце нашего общения я предлагаю вам выполнить последнее задание на сегодня «Термометр». Вам необходимо с помощью стикеров, которые лежат на первой парте, отразить ваши эмоции и ощущения от сегодняшней встречи. Если вы считаете, что наша встреча была продуктивной и вам все было понятно – приклейте зелёный стикер к термометру, где показан улыбающийся смайлик. Если встреча для вас осталось незавершенной или у вас остались какие-то вопросы – приклейте красный стикер к термометру, где показан грустный смайлик.
До свидания!