СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий родительского собрания по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене; оценка адаптационного периода в классе; решения и профилактика проблем.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий родительского собрания по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»»

Сценарий родительского собрания

по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Выполнила:

Волкова Л.И.

МОУ ГСОШ

Пояснительная записка


Актуальность.

Цель мероприятия: создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене; оценка адаптационного периода в классе; решение и профилактика проблем;

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;

- ознакомить родителей с психологическими особенностями периода адаптации;

- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

- привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации.

Основная часть

План родительского собрания

1. Переход из начальной школы в среднюю – это второй кризисный этап в школьной жизни.

2. Какими должны быть пятиклассники?

3. Признаки успешной адаптации

4. Признаки дезадаптации.

5. Чем можно помочь?

6.Наши школьные успехи

7.Об использовании мобильных устройств связи

8.О запрете курения в здании и на территории школы.

9.Общие вопросы


Ход мероприятия:

1.Вступительное слово классного руководителя:

Уважаемые мамы и папы! Наше собрание хочется начать с эпиграфа английского писателя, драматурга Джона Уэбстера


«Люди вместе могут совершить то, чего

не могут в одиночку: единение умов и

рук, сосредоточение сил может стать

почти всемогущим»

Джон Уэбсте

Переход из начального звена в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе- одним из труднейших периодов школьного обучения. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов. Для реализации этой задачи мною запланировано родительское собрание по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»


Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

У большинства подростков возникает еще одна сложность– потеря интереса к учебе.

Переход из начальной школы в среднюю – это второй кризисный этап в школьной жизни.

В чем особенность адаптации этого момента?

Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.

Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но – действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или секции, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию. В нашем классе посещают кружки и секции:


Посещение обучающимися учреждений дополнительного образования

Детско-юношеская спортивная школа (секция)

Школа искусств

Дом культуры (название кружка)

Школьные кружки

Внеуроч-ная деятель-ность

Не посеща-ют кружки

футбол

хоккей

Волейб.

баскетб

Фигурное катание

борьба

Художественный

Музыкальныйе

Танцевальный

пение

Театральный

Бокс

ЮИД-юные инспекторы движен.

Совет школьников (ученический)

Театральный




2

3

6

0

1

0

3

2

4

0

0

2

4

1

0


28

8



Какими должны быть пятиклассники?

Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;

  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.


Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребёнка процессом обучения;

  • ребёнок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.

  • Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребёнка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребёнка и т.д.), сообщите об этом классному руководителю.

  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общайтесь со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.

  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.

  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.

  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.

  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.

  • Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.




Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями.


Нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища.


Подводя итог выше сказанного, я провела с ребятами Анкетирование Удовлетворенность учащихся школьной жизнью.  

Анкета
удовлетворённости учащихся школьной жизнью


Фамилия, имя

Класс


Дорогой друг, в нашей школе проводится исследование удовлетворённости жизнедеятельностью учебного заведения. Твои ответы станут основой для улучшения жизни школы. Прочитай утверждения и оцени степень согласия с их содержанием. Поставь знак «+» в соответствующую ячейку таблицы.


№ п/п

Утверждения

Варианты ответов

Совершенно
согласен

Согласен

Трудно
сказать

Не согласен

Совершенно не согласен

4

3

2

1

0


Я иду утром в школу с радостью







В школе у меня обычно хорошее настроение







В нашем классе хороший классный руководитель







К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации







У меня есть любимый учитель







В классе я всегда могу высказать своё мнение







Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей







У меня есть любимые школьные предметы







Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни







На летних каникулах я скучаю по школе







Сумма баллов



Спасибо за ответы.


Утверждения или по другому вопросы, на которые отвечали учащиеся, вот они перед вами

А вот те же вопросы, но уже с результатами. И сейчас я вам их озвучу.


По этой же анкете я составила показатели удовлетворенности каждого учащегося школьной жизнью

Степень удовлетворенности высокая ______ учеников

Степень удовлетворённости средняя – _____ учеников

Степень удовлетворенности низкая – ______ ученика


По данной диаграмме мы видим, что уже к концу 1 четверти 5 класс школьной жизнью можно сказать удовлетворён

Я думаю, что к концу 4 четверти показатели высокой удовлетворённости школьной жизнью увеличатся, а низкая степень будет сведена к нулю.

Обобщая всё вышеперечисленное можно сказать:

Изменить «природу» мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.

И сейчас мы вам это продемонстрируем.

Наши школьные успехи, наша школьная жизнь
за 1 четверть!!! (Презентация).