Сценарий родительского собрания
по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Выполнила:
Волкова Л.И.
МОУ ГСОШ
Пояснительная записка
Актуальность.
Цель мероприятия: создание условий для осознания родителями и детьми важности проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене; оценка адаптационного периода в классе; решение и профилактика проблем;
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
- ознакомить родителей с психологическими особенностями периода адаптации;
- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
- привлечь внимание родителей к серьёзности проблемы адаптации.
Основная часть
План родительского собрания
1. Переход из начальной школы в среднюю – это второй кризисный этап в школьной жизни.
2. Какими должны быть пятиклассники?
3. Признаки успешной адаптации
4. Признаки дезадаптации.
5. Чем можно помочь?
6.Наши школьные успехи
7.Об использовании мобильных устройств связи
8.О запрете курения в здании и на территории школы.
9.Общие вопросы
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово классного руководителя:
Уважаемые мамы и папы! Наше собрание хочется начать с эпиграфа английского писателя, драматурга Джона Уэбстера
«Люди вместе могут совершить то, чего
не могут в одиночку: единение умов и
рук, сосредоточение сил может стать
почти всемогущим»
Джон Уэбсте
Переход из начального звена в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе- одним из труднейших периодов школьного обучения. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. В этот адаптационный период детям необходима помощь педагогов, родителей и психологов. Для реализации этой задачи мною запланировано родительское собрание по теме: «Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»
Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.
У большинства подростков возникает еще одна сложность– потеря интереса к учебе.
Переход из начальной школы в среднюю – это второй кризисный этап в школьной жизни.
В чем особенность адаптации этого момента?
Наиболее сложным для 5-классника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребенка - ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребенку.
Какие "плюсы" несет в себе переход из начальной школы в среднюю? Что дает в психологическом плане это развитию личности ребенка? Прежде всего - дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.
В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребенок не хочет учиться, что он "скатился" на "тройки" и его ничего не волнует. Волнует, да еще и как! Но – действительно, не учеба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "Я" в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей - помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребенка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребенок? Почему?
Конечно, обязательно надо контролировать ребенка, особенно в первые 1-2 месяца обучения в средней школе. Но все же ни в коем случае не смешивать понятия "хороший ученик" и "хороший человек", не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учебе. Если у ребенка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с "двойками" в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.
Еще одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребенок делает сам и не нуждается в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на "глупости" и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или секции, факультативы) хотел бы посещать ребенок, кто из друзей мог бы составить ему компанию. В нашем классе посещают кружки и секции:
Посещение обучающимися учреждений дополнительного образования
Детско-юношеская спортивная школа (секция) | Школа искусств | Дом культуры (название кружка) | Школьные кружки | Внеуроч-ная деятель-ность | Не посеща-ют кружки |
футбол | хоккей | Волейб. | баскетб | Фигурное катание | борьба | Художественный | Музыкальныйе | Танцевальный | пение | Театральный | Бокс | ЮИД-юные инспекторы движен. | Совет школьников (ученический) | Театральный | | | |
2 | 3 | 6 | 0 | 1 | 0 | 3 | 2 | 4 | 0 | 0 | 2 | 4 | 1 | 0 | | 28 | 8 |
Какими должны быть пятиклассники?
Пятиклассники должны:
уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
ребёнок легко справляется с программой;
степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.
Признаки дезадаптации:
Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелания выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребёнка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение ещё одного ребёнка и т.д.), сообщите об этом классному руководителю.
Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общайтесь со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребёнка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
Приучайте его к самостоятельности постепенно.
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями.
Нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища.
Подводя итог выше сказанного, я провела с ребятами Анкетирование Удовлетворенность учащихся школьной жизнью.
Анкета
удовлетворённости учащихся школьной жизнью
Фамилия, имя
Класс
Дорогой друг, в нашей школе проводится исследование удовлетворённости жизнедеятельностью учебного заведения. Твои ответы станут основой для улучшения жизни школы. Прочитай утверждения и оцени степень согласия с их содержанием. Поставь знак «+» в соответствующую ячейку таблицы.
№ п/п | Утверждения | Варианты ответов |
Совершенно согласен | Согласен | Трудно сказать | Не согласен | Совершенно не согласен |
4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
| Я иду утром в школу с радостью | | | | | |
| В школе у меня обычно хорошее настроение | | | | | |
| В нашем классе хороший классный руководитель | | | | | |
| К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации | | | | | |
| У меня есть любимый учитель | | | | | |
| В классе я всегда могу высказать своё мнение | | | | | |
| Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей | | | | | |
| У меня есть любимые школьные предметы | | | | | |
| Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни | | | | | |
| На летних каникулах я скучаю по школе | | | | | |
| Сумма баллов | |
Спасибо за ответы.
Утверждения или по другому вопросы, на которые отвечали учащиеся, вот они перед вами
А вот те же вопросы, но уже с результатами. И сейчас я вам их озвучу.
По этой же анкете я составила показатели удовлетворенности каждого учащегося школьной жизнью
Степень удовлетворенности высокая ______ учеников
Степень удовлетворённости средняя – _____ учеников
Степень удовлетворенности низкая – ______ ученика
По данной диаграмме мы видим, что уже к концу 1 четверти 5 класс школьной жизнью можно сказать удовлетворён
Я думаю, что к концу 4 четверти показатели высокой удовлетворённости школьной жизнью увеличатся, а низкая степень будет сведена к нулю.
Обобщая всё вышеперечисленное можно сказать:
Изменить «природу» мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий, можем.
И сейчас мы вам это продемонстрируем.
Наши школьные успехи, наша школьная жизнь
за 1 четверть!!! (Презентация).