Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146»
КОНСПЕКТ
сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»
в старшей группе для детей с ТНР
Разработан воспитателем
Щелкуновой М.Ю.
Рязань,2022
Цель: формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о труде работников кафе, кругозор дошкольников
Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять игровые роли, выполнять игровые действия, в соответствии с правилами и общим игровым замыслом
Продолжать учить детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры
Учить соблюдать правила поведения в общественных местах
Развивающие:
Развивать умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого, умение выбирать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях
Развивать речь детей, обогащая её новыми словами и оборотами, умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми
Развивать творческое воображение, стимулировать речевую и творческую активность
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, ответственность, вежливость, культуру общения.
Предварительная работа
Беседы: «Что такое «Кафе»?», «Кто работает в кафе?», «Что такое «Меню»?», «Как вести себя в кафе?». Рассматривание картин, иллюстраций и альбомов на тему «Профессии»
Дидактические игры с использованием планшетов «Логико-малыш», с применением ЭОР, игр с триггерами «Кому, что нужно для работы», «Подбери пару», «Вежливые слова», «Угощения для куклы Кати», «Накрой на стол»
Продуктивные виды деятельности: составление меню, складывание салфеток, кошельков способом оригами изготовление пирожных из солёного теста
Наблюдение за работой официантов в кафе
Чтение художественной литературы. С.Михалков «Кем быть», А. Милн «Вини-пух и все, все, все…», Ю. Кушак «Подарок», П. Воронько «Пирог» и др.
Составление рассказов из личного опыта на темы «Посещение кафе», «Мой день рождения»
Обогащение и активизация словаря: посетитель, администратор, аниматор, повар-кондитер, официант, ди-джей, меню, этикет, заказ, деньги, чеки.
Предметно-игровая среда. Материалы и игровое оборудование:
планшеты «Логико-малыш», карточки для игры «Кому что нужно для работы», таблички с надписями: «Детское кафе «Кораблик, «Администратор кафе». Униформа для поваров и официантов (фартуки и головные уборы), скатерти для столов, папки-меню, подносы. Игровой модуль «Кухня», муляжи торта, пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей. Игрушечная столовая и кухонная посуда, салфетки, маленькие вазочки с цветами для декора столов, игрушечные телефоны, бусы, ленты, кошельки, сумки, деньги и чеки. Ручки и блокноты для записи заказов, планшет, микрофон, мольберт, цветные мелки, карандаши, бумага формата А-3.
Вступительная беседа:
Воспитатель: Дети, вы были, когда-нибудь в кафе? Скажите, а что такое кафе? Что там делают? С кем можно пойти в кафе? Как нужно вести себя в кафе? Какие правила этикета вы знаете? Кто работает в кафе? Что делают посетители? Что делает администратор? Шеф-повар? Повар? Повар-кондитер? Аниматоры? Ди-джей? Что такое меню?
Правильно, кафе это место, где отдыхают люди, взрослые и дети, кушают, развлекаются, разговаривают друг с другом. Вы, верно, сказали, что в кафе работает много сотрудников разных профессий.
Дети, предлагаю поиграть в игру «Кому, что нужно для работы», возьмите планшеты «Логико-малыш». Люди, каких профессий изображены на карточке? Дети называют профессии.
Задание: Найдите предметы, нужные людям этих профессий.
Давайте проверим, как вы выполнили задание, переверните карточку на другую сторону, посмотрите, что у вас получилось? Поднимите руку, у кого совпали цвета, кто выполнил задание правильно?
Воспитатель просит ребёнка, правильно выполнившего задание, рассказать о своих результатах.
Ход сюжетно-ролевой игры:
Организационный:
Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может быть у тебя какой-то праздник?
Вика:
Да, у меня сегодня День рождения!
Я в хорошем настроении,
Принимаю поздравления.
Мне исполняется 6 лет!
Воспитатель: Дети, это действительно праздник, где мы можем отметить день рождения Вики? (Ответы детей). А давайте отметим день рождения в детском кафе! Дети, вы согласны отпраздновать День рождения Вики в кафе?
Кто, какие роли хочет выполнять? (Дети выбирают игровые роли по желанию, в случае возникновения конфликтных ситуаций воспитатель предлагает выбрать по считалке, по стрелочке и т.д.). Как вариант, главные роли распределяются между детьми наиболее полно и точно, ответившими на вопросы в беседе о профессиях, остальные дети берут на себя второстепенные роли.
Воспитатель: роли выбраны, работники кафе занимайте свои рабочие места, готовьте всё, что вам нужно для работы, посетители собирайтесь в кафе.
Начало игры:
Воспитатель даёт советы по мере необходимости, подходит к посетителям, работникам кафе, активизирует диалогическую речь детей, помогает развернуть игровой сюжет.
Прием посетителей
Диалог администратора и посетителей.
Дети-посетители с мамой: Здравствуйте!
Администратор: Добрый день, проходите, пожалуйста, добро пожаловать в кафе «Кораблик». Присаживайтесь за столик, к вам сейчас подойдет наш официант. Он предложит вам наши лучшие и полезные блюда, вкусные кондитерские изделия.
Посетители: Спасибо (мальчики сажают девочек за стол).
(Посетители рассаживаются, обращаем внимание на то, чтобы мальчик пропускал девочку вперед, пододвигал стул и т. д.).
Диалог официанта и посетителей:
Официант: Добрый день, посмотрите, пожалуйста, меню.
Посетители: Добрый день! Спасибо!
Официант: Что будете заказывать? У нас есть очень вкусный овощной салат, фруктовый коктейль, чудесные пирожные.
Мама: спрашивает детей, что они хотят покушать, делает заказ. (Спрашивает можно ли заказать торт, у её дочки сегодня день рождения)
Официант: Хорошо, отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.
(Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, записывает, передает повару и т.д.).
(Повар готовит еду, повар-кондитер выпекает и украшает торт, официант ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает посетителям, красиво расставляет на столе).
Официант: Приятного аппетита!
Посетители: Большое спасибо. (Посетители едят, пьют чай, между собой общаются, официант в это время подсчитывает сумму заказа, аниматор и ди-джей готовят атрибуты для развлекательной программы, включают музыку, приглашают гостей участвовать в конкурсах, администратор отвечает на звонки клиентов)
Развлекательная программа.
Диалог аниматора с посетителями.
Аниматор: Добрый день, дорогие гости, давайте познакомимся, я – весёлая клоунесса Клёпа, а как вас зовут? Замечательно, приглашаю Вас веселиться, петь, танцевать, поздравлять именинницу. Давайте поиграем в игру «Ты катись весёлый бубен», поводим «Каравай», может кто-нибудь споёт, нарисуем картину в подарок Вике.
Включение в игру детей, выполняющих, другие роли. (Пригласить поздравлять именинницу повара, официанта и др. работников кафе).
Воспитатель замечает и поощеряет творческие находки, фантазию, речевую активность детей.
Окончание игры
Администратор сообщает, что подходит время закрытия кафе, празднование дня рождения удачно завершено, клиенты довольны обслуживанием, меню, развлекательной программой, официант просит пройти на кассу и оплатить счет, мама подходит к администратору, расплачивается, вместе с детьми благодарит работников кафе, просит вызвать такси, администратор приглашает ещё посетить кафе.
Анализ игры
Воспитатель: интервьюирование посетителей кафе: почему вы пришли в кафе? Что понравилось? Почему?
Вопросы по организации игры: что планировали? Что получилось? Что можно было сделать по-другому?
Дети, вы очень интересно поиграли, замечательно справились с ролями работников кафе и посетителей. Было интересно и увлекательно! Давайте сегодня закроем наше кафе, уберем все атрибуты на свои места, а завтра, если захотим, будем продолжать игру.