Сценарий линейки «27 января -День снятия блокады Ленинграда»
В1:Доброе утро! Поверьте, он сегодня действительно добрый. Потому что мы живем под мирным небом над головой, в свободном и независимом государстве. Сегодня мы с вами собрались по поводу знаменательной даты – 27 января -День снятия блокады Ленинграда.
В2:Даже сейчас, когда давно смолкли залпы войны, продолжается борьба – в наших сердцах и душах. Борьба между памятью и забвением, когда мы становимся свидетелями, как пытаются переписать нашу историю заново, пытаются уменьшить значение нашей страны в общей победе, и как стараются уничтожить память о войне, выраженную в памятниках и обелисках.
В1:Наша встреча посвящена всем ленинградцам ,но ,особенно, детям блокадного Ленинграда, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня.
музыка
В2:Мирную, полную надежд и радости жизнь обрывают слова Юрия Левитана - «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…»
В1: Поначалу в Ленинграде не чувствуется стремительно приближающейся войны. Работают театры и музеи. Город пестрит афишами.
В2:Но в городе в срочном порядке идет эвакуация стратегически важных объектов. Эвакуируются и школы, многие из них вглубь страны. Роль школы в эти дни очень важна. Старшеклассники и учителя разносят родителям повестки о собраниях, на которых оглашаются списки необходимых вещей, которые детям необходимо брать с собой в эвакуацию.
В1:Как же надо было доверять школе и верить учителям, чтобы в это неспокойное время отпустить своих детей. Многие дети были увезены в районы, до которых война не дошла, и у них 1 сентября начались школьные занятия.
В2:Занятия же в блокадном городе начнутся, конечно же, не сразу, во всех школах по-разному. Дети еще долгое время будут привыкать к гулу самолетов и свисту зажигательных бомб.
В1:Старшеклассники пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы, и, не обязательно, что всем им придется изготовлять снаряды. Кто-то будет делать ящики для патронов. А кто-то костыли для госпиталей – они сами будут строгать планки.
В2:В конце октября новое снижение норм хлеба, дети получают только 200 грамм хлеба в день.
В1:В школе ученики уже не ведут никаких записей – это тяжело, все уроки учатся в классе. У детей единственная большая радость – это суп. Им заканчивается учебный день.
Ученик:
Вместо супа –
Бурда из столярного клея,
Вместо чая –
Заварка сосновой хвои.
Это б все ничего,
Только руки немеют, только ноги
Становятся вдруг не твои.
Только сердце
Внезапно сожмется, как ежик.
И глухие удары
Пойдут невпопад…
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай!
Ведь на наших сердцах –
Ленинград!
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!
В2:Расскажи нам, старая чернильница,
Как в тебе чернила застывали.
Расскажи, как можешь, печка бывшая,
Как мы в дни блокады горевали.
Но молчит чернильница.
Печь к теплу дорогу не покажет,
Про огонь забывшая.
Только хлеб живой. Он все расскажет
Ученик:
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка.
В1:И в это время ленинградские дети, которые потушили за годы блокады не одну тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках, носили своим обессиленным родным воду из проруби на Неве, ловили шпионов, совершили свой большой подвиг – они учились.
В2:Дети и во время блокады оставались детьми, и как все дети им хотелось играть. Но игры их были особенными. Могли ли они играть в подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч, прыгать на скакалочке? Нет, конечно же, нет. Они были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов.
В1:Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
В2:В Ленинграде 15 тысяч мальчиков и девочек получили медаль "За оборону Ленинграда".
Видеофильм
В1:
Вы памятник «детям блокады» видели?
- Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ трагедии, символ печали,
Непрожитых жизней, надежд и тревог.
Тела истощались, глаза потухали,
И смех оборвался и голос умолк…
Он – память погибшим, он – гимн пережившим
Весь ужас тех страшных «девятисот».
Сердца замирали в надежде и страхе:
Недетские горести выпали им –
И тем, кто не выжил, и тем, кто остался;
И памятник мертвым, и память живым.
Уж стали седыми «блокадные дети»,
Прошло полстолетья, а сердце болит.
И памятник этот, на постаменте,
Живым об ушедших забыть не велит.
Дети с зажженными свечами входят в зал
Звучит Седьмая симфония Д.И. Шостаковича ,дети читают стихи.
В2:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
В1:Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(минута молчания под звук метронома)
В1:Мы не вспомним поросшие бурьяном поля, руины города, вкус ленинградского хлеба. Мы не можем это вспомнить, потому что это было не с нами. 800 тысяч человеческих жизней – мужчин, женщин, детей – унесла блокада. Им уже не помочь. Но мы должны о них помнить.
Вместе: И мы о них помним!
6