Ориентировочно-мотивационный | - Мы с вами каждый день ходим в школьную столовую. Что мы делаем перед тем, как сесть за стол? Для чего мы это делаем? Послушай те внимательно загадку и ответьте на вопрос: Без меня не сваришь сыра, И не сделаешь кефира. Простоквашу и творог Приготовить я помог. Хоть меня не видит глаз, Заразить могу я вас. И холерой, и ангиной, Насморком и скарлатиной. - Какая тема нашего урока? А какие цели и задачи мы с вами поставим на уроке? Дети сами догадываются о микробах. Учитель плавно корректирует тему «Царство Бактерии» | Включена презентация, открыт 1 слайд с картинками кисломолочных продуктов. 2 минуты Затем учитель подводит к теме урока и включает 2 слайд с темой урока 2 минуты | Возможна задержка времени, когда ученики будут догадываться о бактериях и микробах. | Альтернативное решение – сказать, что на уроке мы получим ответы на все эти вопросы, а если что-то останется непонятным, можно спросить в конце занятия. | Учитель переключает слайд, далее идет слайд с названием темы урока и картинками бактерий. Ребята записали тему в тетрадь. |
Учебно-познавательная деятельность: Постановка проблемы Открытие нового через ее решение Первичное закрепление Изучение нового знания | Первая часть урока посвящена знакомству с бактериальной клеткой, особенностями их морфологии и внутренним строением. Человек примерно 2,8 миллионов лет живет рядом с бактериями, но почему узнали об их существовании сравнительно недавно? Ученики предлагают ответы. Ученики делают вывод о малом размере бактерий. Делают вывод о том, что бактерии состоят из одной клетки. Делают вывод, что для того, чтобы увидеть бактерии необходим микроскоп. Учитель поясняет, что впервые бактерии были открыты с помощью микроскопа Антони Ван Левенгуком. - Давайте запишем это в тетрадь Какие организмы, из представленных на слайде, не относятся к бактериям? Как вы это определили? Учитель предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Ребята осуществляют сравнение организмов, выявляют признаки их сходства На слайде представлено два организма, используя данные из учебника, постарайтесь догадаться, кто из них является бактерией и обоснуйте ответ. Учебник § 11, с. 60. Работают с текстом учебника, изучают строение бактериальной клетки, отвечают на вопрос. Учитель хвалит учеников за работу. Ребята, вы большие молодцы, научились отличать бактерий от других организмов. Теперь давайте проверим, что вы узнали из учебника. Учитель раздает учащимся карточки, где изображена бактериальная клетка, с некоторыми подписанными структурами, неподписанные необходимо подписать самостоятельно. Проверьте работу у своего соседа, проставьте отметку. Выполняют задание. Осуществляют проверку и оценивание друг друга. Закрепляют полученные знания. Учитель включает слайд с формами бактериальных клеток. Ребятам предлагается зарисовать их в рабочую тетрадь. Запоминают информацию путем творческого развития Вторая часть урока повещена физиологии бактерий, процессам их жизнедеятельности и значению бактерий в природе и жизни человека. Ребята, какой процесс лежит в основе увеличения численности бактерий? Как, на ваш взгляд, могут размножаться бактерии? Учитель предлагает обучающимся вопросы и задания с целью выявления особенностей процессов жизнедеятельности бактерий. Осуществляет коррекцию вопросов, организует обсуждение. Ребята высказывают предположение о размножении бактерий. Обсуждают его в группе. Учитель включает видео на тему: «Деление бактериальной клетки» Ученые подсчитали, что в благоприятных условиях потомство всего одной бактерии может заполнить впадину Тихого океана за 5 дней. Почему этого не происходит? Напишите ваши предположения в тетрадь. Учитель переключает слайд, где написаны все факторы, сдерживающие размножение бактерий. Ребятам необходимо проверить свои предположения и при необходимости дописать варианты. Учитель задает классу вопрос Что происходит с бактериями в неблагоприятных условиях? Необходимо обсудить вопрос в группе, высказать предположение. Выслушивают мнение других групп, осуществляют оценку. Учитель переключает слайд и раскрывает понятие «спора» у бактерий. Ребята зарисовывают этапы спорообразования, записывают определение. Учитель переключает слайд, следующий слайд посвящен питанию бактерий. Проанализируйте информацию со слайда и сделайте предположение о питании бактерий. Высказывают предположение о питании бактерий. Делают вывод о разнообразных способах питания бактерий (сами создают, а также питаются готовые питательными веществами). Ребята, как вы думаете можно ли на Земле обойтись без бактерий? Разделимся на группы по рядам, изучим дополнительный материал и выскажем свои предположения. 1 группа – положительное значение бактерий в жизни бактерий; 2 группа – отрицательное значение бактерий в жизни человека; 3 группа – способы сохранения продуктов питания и методы профилактики бактериальных инфекций; 4 группа – значение бактерий в природе Для ответа на вопросы нужно пользоваться листком с дополнительной информацией и картинками со слайда. Учитель организует работу групп для ответа на проблемный вопрос. Во время выступления групп демонстрирует слайды, иллюстрирующие примеры. | 3 слайд с картинками о зарождении жизни и бактериями в воде. 4 минуты 5 слайд с историей открытия бактерий 2 минуты 6 слайд с картинками бактерия и нет. Ученики пытаются определить: где бактерии и почему. 5 минут. Учебник. Презентация. Учебник. Раздаточные материалы. 3 минуты Презентация со слайдом форм бактерий. Рабочая тетрадь. Карандаши. 3 минуты 7 слайд. Видео на тему «Деление бактериальной клетки» 3 минуты 8 слайд 2 минуты 9 слайд. Учебник 3 минуты 10 слайд 2 минуты 11 слайд. Учебник 4 минуты 12-20 слайды 2 минуты | Ученики могут начать делиться своими знаниями и задержать время урока. Ученики могут долго записывать информацию со слайда. Ученики могут не вспомнить о строении клетки. Ученики могут начать рисовать бактерию в тетрадь. Ученики могут долго рисовать форму бактерий, тщательно ее прорисовывая и разукрашивая. - Дискуссия в группе может затянуться так как ребята могут отвлечься на другие темы. Ученики могут задавать вопросы не по теме, не вспомнить понятия «автотрофы и гетеротрофы». Работа в группах может затянуться по времени. Ученики устают в конце урока и могут быть проблемы с самоконтролем. | Можно было заранее дать доклад одному из учеников о зарождении жизни на планете Земля Предложить ученикам найти информацию в учебнике о том, кто открыл бактерии. Учитель обращает внимание на разницу в строении бактерий и эукариот. Можно было добавить картинки с подписями органелл. Лучше сразу обратить внимание на карточки и после попросить вклеить позже их в тетрадь. Учитель может нарисовать на доске формы бактерий, предложив ученикам угадать где-какая форма у бактерии, чтобы не было готовой подачи информации. - Возможно сделать физкультминутку, чтоб отдохнуть от сидячей работы. Учитель может говорить факторы благоприятные для бактерий или нет. Ученики в ответ на благоприятные факторы хлопают в ладоши, на неблагоприятные садятся на корточки «превращаются в спору». Возможно предложить группам карточки со значением бактерий, чтобы они определили в какую группу отнести то или иное предложение. | Ведется фронтальный опрос с места по очереди о малом размере бактерий. Ученик отвечает, подняв руку. Учитель корректирует ответы и подводит верные выводы. Ученики ищут информацию в учебнике и говорят учителю разницу между бактериями и другими организмами. Ученики заполняют пробелы в подписях к рисунку про бактерии. Затем идет проверка по шаблону у соседа по парте. Работа в парах. Ученики зарисовывают форму бактерий в тетрадь. Ученики просматривают видео со слайда, удивляются быстроте размножения бактерий. Записывают в тетрадь факторы, сдерживающие размножение бактерий. Ученики обсуждают вопрос в группе, затем высказывают предположение и зарисовывают этапы спорообразования, записывают определение. Дискуссия с учениками о типах питания бактерий. Ученики работают с одноклассниками и учебником, записывают в тетрадь информацию по своему заданию. Ученики осуществляют поиск информации, необходимой для решения вопроса, обсуждают её в группе. Выслушивают мнение других групп, дополняют ответы. Совместно с учителем вывод об огромной роли бактерий. |