СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Этот мир очарованья, этот мир из серебра"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Этот мир очарованья, этот мир из серебра"»

Слайд1. Тема: «Этот мир очарований, этот мир из серебра»

(Серебряный век русской поэзии).

Есть золотой и есть серебряный век искусства.

И в тот, и в другой – люди друг друга стоят.

Вряд ли первые другой природы, чем вторые.


Н.Оцуп.

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

А.Ахматова.

С 1870 по 1917 год происходит ряд изменений в различных сторонах жизни человека: политике, искусстве, экономике страны, в науке, культуре. Происходили они под влиянием войн, революций. На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий 19 века пришёл период социальных, политических потрясений. Осмыслите хронику ключевых событий эпохи. (слайд 2)Начало 20 века – время правления Николая второго, вступившего на престол в 1894 году. Россия в это время была страной со средним уровнем развития капитализма. Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 60-70 годов не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами, возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы (в первую очередь Донбасс-Криворожский).

Железные дороги связали центр с окраинами и стимулировали развитие страны. Возникли крупные банки, связанные с промышленностью. Финансовая система после проведенной в 1897 году министром Витте реформы (введение золотого обеспечения рубля и свободный размен бумажных денег на золото) была одной из самых устойчивых в мире.

Россия вошла в пятёрку наиболее развитых промышленных стран. Но высокие количественны показатели сочетались с довольно низкими качественными. Низкой была производительность труда. Развитие экономике было неравномерным по отраслям и районам страны.

Чрезвычайно острую проблему приобрел аграрный вопрос страны. Историки называют сельское хозяйство ахиллесовой пятой страны (т.е. слабым местом). Дворянство (1% страны) оставалось привилегированным, политически господствующим сословием, но его экономическое положение заметно ухудшалось. Это нашло отражение в произведениях И.Бунина, А.Чехова.

Буржуазия не была единой. Росла новая петербургская буржуазия, тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями промышленности.

Крестьянство (более 80% населения) страдало от малоземелья.

Положение рабочего класса (менее 10% населения) было тяжелым. Длинный рабочий день, низкая зарплата, бесправие – таковы причины, вызывающие недовольство рабочих.

Особыми социальными группами являлись чиновничество, духовенство и интеллигенция.

Не затронула модернизация политическую сферу: Россия оставалась самодержавной, абсолютной монархией.

Человек этой тревожной кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, сознавал свое роковое одиночество. Реальностью стали свобода слова, печати, деятельность политически партий. Потрясением и предупреждением власти явились революции 1905 – 1907годов.

Начало века принесло России небывалый расцвет культуры - героический и трагический одновременно. Заметные изменения происходили в системе образования. Важную роль стало играть книгоиздательство и периодическая печать. Открытия учёных имели мировое значение. Какие открытия совершили?

  • Изобретение беспроволочной связи.

  • Открыли рентгеновские лучи.

  • Определили массу электрона.

  • Исследовали феномен радиации.

  • Создали квантовую теорию.

  • Специальную и общую теорию относительности.

Лауреатами Нобелевской премии стали Павлов и Мечников. Новые открытия поколебали старые представления о строении мира. Жизнь человека стала представляться зависящей от внешних обстоятельств, от цепочки причин. То, что прежде считалось стабильным, обернулось бесконечной неподвижностью. Любая система отчёта не абсолютна, утверждал Эйнштейн. Переоценивались принципы понимания истории. Человек – песчинка в мировом процессе, история религиозных движений важнее истории развития людей. Философ Ницше утверждает: «Бог умер». Этот кризис неодинаково осознавался разными мыслителями и философами (В.Соловьев, Л.Шестов, Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов). В культуре наблюдается разнообразие стилей, идей, методов.

Предпочитают в живописи реалистов Репина, Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают скандальные выставки «Мира искусства» (Бенуа, Коровин) и «Бубнового валета» (Фальк, Кончаловский).

В музыке работает Римский-Корсаков (оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»). Мусоргского и Чайковского сменили опусы Скрябина, Рахманинова.

Предлагаю посмотреть полотна живописцев, ставшие символами эпохи и прослушать музыку (слайды 3-26).

В 19 веке ИЗО служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографий. В 20 веке художники отошли от материального быта и окружали метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись прониклась религиозными, мифологическими и лирическими началами.

Переживает расцвет театр. Славу получает система Станиславского, который создал с Немировичем – Данченко МХАТ. На сцене работают реформаторы В. Мейерхольд, Вахтангов. Блистает певец Шаляпин, артиста балета Павлова, в первых немых картинах снимаются Вера Холодная, Иван Мозжухин.

В русской культуре – серебряный век. Слайд 27. Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

(Составление ассоциативной цепочки. Серебряный век – это блеск, яркость, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, свет, отражения, прозрачность, тайна, шепот, голоса, глаза, дымка, недолговечность, металл, сияние, волшебство и т.д. Что-то возвышенное и прекрасное. )

РЛ 19 века традиционно принято называть «золотым веком» русской поэзии, а дооктябрьский период 20 века получил название «серебряного века русской поэзии». Это нельзя понимать буквально: талантливы все одинаково. В литературе не может быть соперничества, каждый поэт, писатель занимает своё место, у каждого свои заслуги, свой вклад.

Слайд28. Итак, познакомимся с определением термина «серебряный век».

Впервые предложено было философом Бердяевым. Чётко закрепилось после появления статьи Николая Оцупа» серебряный век» русской поэзии» в 1933 году. А после книги Сергея Маковского «На Парнасе «серебряного века» в 1962 году вошло в обиход окончательно. Вопрос о хронологических границах этого явления не решен. Есть несколько точек зрения.

1.Наум Коржавин считает, что Серебряный век начался в 1910 годах 20 века и закончился с первой мировой войной.

2.Ефим Эткинд считает, что начался в 90 –е годы 19 века, 1915 – подъём и конец.

3. Татьяна Бек полагает, что исходная граница в какой-то мере совпадает с рубежом столетий. А финалом вместе с Вадимом Крейдом считают 1917 год, начало гражданской войны. В 20 годы 20 века многие философы, поэты, художники были живы, делали попытки возобновить, но безрезультатно. Крейд: «Всё кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было. В 20 годы продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться и разбиться. Ещё живы были большинство поэтов, художников, композиторов, критиков, философов, индивидуальным творчеством и трудом которых и был создан серебряный век, но сама эпоха кончилась».

Серебряный век иммигрировал в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Гельсингфорс, Рим, Харбин, Париж. Но в русской диаспоре, несмотря на полную свободу, разнообразие талантов, не мог возродиться.

Как я уже говорила, человек этой тревожной кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, сознавал свое роковое одиночество. Люди чувствовали приближающуюся гибель старой Руси, были возбуждение, напряженность, но не было радости. Именно поэзия улавливала эти изменения, настроения. В поэзии получило распространение декаденство, основные мотивы которого нашли свое воплощение в различных направлениях модернизма (слайд 29).

По отношению к поэзии модернизм воплотился в ряде относительно самостоятельных литературных направлениях, характеризующимися ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью, одиночества, иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний. Т.е модернистическими назывались течения, противоречащие реализму.

Итак, два направления в литературе (слайд 30).Реализм оставался масштабным явлением. Творили Толстой, Чехов. В 1980 году объединились в кружок «Среда», постоянные авторы издательства «Знание». (слайд31) С 1836 года господствующим жанром был роман, повесть. Эпоха прозы продолжалась около 60 лет. Гоголь, Тургенев, Чехов, Толстой, Достоевский, лес ков, Салтыков-Щедрин, Герцен, Короленко, Куприн, Бунин. Были и другие объединения (слайд32).

На сену эпохе прозы пришла эпоха поэзии. Т.е, поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, потрясение. Сколько бедствий и катастроф вобрал в себе период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери. А что ждало человека впереди? Этого никто не знал. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален.

Первое крупное модернистическое течение – символизм (слайд 33).

Для поэтики символизма характерны:

  • Поэтика намёка и иносказания. Важную роль играет символ.

  • Эстетизация смерти как бытийного начала

  • Знаковое наполнение обыденных слов

  • Апология мига, мимолетности, в которых отражается вечность

  • Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты

  • Отношение к слову как многосмысловому посланию, как к семантике трудно передаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи

  • Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности

  • Изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога

  • Передача тончайших движений души.

  • Максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии.

Философско-эстетические принципы восходят к сочинениям Шопенгауэра. Гартмана, Ницше, Бергсона. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сущность мира, его нетленную Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений и вместе с тем – доверие к вековым духовно-культурным ценностям как единящему людей и природу началу.

Начало теории символизма было положено Д.С.Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В лекции он оценил состоянии современной литературы, выразил надежду на возрождение через новые течения в литературе. Уже в марте 1894 года вышел сборник стихов с названием «Русские символисты», потом появились ещё два сборника с таким же названием. Позднее выяснилось, что почти все стихи написал один человек – начинающий поэт В.Я.Брюсов. Так он создал впечатление о существовании целого поэтического течения. Сборники привлекли новых поэтов. С самого начала символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных групп. (слайд 34) Первые – «старшие символисты»- Брюсов, Бальмонт, Мережковский, Гиппиус, Сологуб, Кузмин и другие. В 1900 появились «младосимволисты» - Блок, Белый, Иванов. Близки символистам были Волошин, И.Анненский. И, конечно, следует сказать о Соловьеве, который был духовным наставником Блока, Белого, Волошина, Брюсова. Старших и младших разделял не возраст, а взгляды, разница мироощущения, направления творчества. Символисты сотрудничали, конфликтовали друг с другом. Например, группировка, сложившаяся вокруг Брюсова, главным принципом провозгласила «искусство ради искусства». «Старшие» не ставили целью создание системы символов, они больше эпатажные декаденты, импрессионисты, которые стремились передать тончайшие оттенки настроений, движения души. Постепенно слово утратило для них цену. Оно приобрело ценность только как звук, музыкальная нота, как звено в построении стиха.

«Младшие» опирались на учения В.Соловьева, который углубил идею о «двоемирии». Соловьев пророчил конец мира, когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом – «Мировой Душой», или «Вечной Женственностью». Это приведет к созданию Царства Божьего на Земле. Мережковский, Гиппиус отстаивали приоритет религиозно-философского начала. Много место в творчестве отводили любви.

Творчество, по мнению символистов, выше познания. Утверждали, что требуется сверхрациональная чуткость, владение искусством намека, иносказания. Ценность стиха – в утаенности смысла. Главным средством становится символ, он многозначен в отличии от тропа. «Символ – окно в бесконечность», - утверждал Сологуб. Произведения строятся как поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

У Бальмонта:

Лебедь уплыл в полумглу,

Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,

Ластятся к влаге лилея.

Пример стихотворения поэта-символиста.

Брюсов.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами-

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий-

Только отклик искажений

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете-

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете? 1892 год.

(слайд 35) Акмеизм (с греческого «высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина, острие») – модернистическое течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого и конкретного образа; отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

Принципы:

  • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному; возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;

  • Стремление предать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» («кларизма»);

  • Обращение к человеку, к подлинности его чувств;

  • Поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

  • Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности.

  • Предметность и чёткость образов, отточенность деталей.

  • Перекличка с минувшими литературными эпохами, тоска по мировой культуре.

Акмеисты не имели детально разработанной программы. Но если у символистов определяющим фактором являлась сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая слоем мистики, то в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость заменялись точными словесными образами. Слово должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархи ценностей была культура, тождественная человеческой памяти. Отсюда частые обращения к мифологическим сюжетам. Если символисты ориентировались на музыку, то акмеисты – на архитектуру, скульптуру, живопись. Увлекались предметностью: красочная, экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. Т.е менялась стилистика. Отличительной чертой является «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением, сколько группой талантливых, разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова воссоединить всех оказались тщетными. Своему союзу дали название «Цех поэтов». Начало акмеизму положил скандал. Осенью 1911 года в поэтическом салоне В.Иванова «Башня» вспыхнул бунт. Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», так как были возмущены уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма. «Блудный сын» Гумилева был прочитан, Иванов подверг его разгрому. Выступление было настолько грубое, резкое, что друзья Гумилева ушли, а затем организовали «Цех поэтов» в противовес ей.

Главные идеи акмеизма изложены в статьях Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии». В1913 году Мандельштам «Утро акмеизма». В 1910 году Кузмин «О прекрасной ясности».

Просуществовал около двух лет. В 1914 произошел раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Успели издать 10 номеров своего журнала «Гиперборей», а также несколько альманахов.

Пример стихотворения поэта – акмеиста.

Ахматова.

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли.

Жаль королеву. Такой молодой!..

За ночь одну она стала седой!»

Трубку свою на камине нашёл

И на работу ночную ушел.

Дочку мою я сейчас разбужу,

В серые глазки ее погляжу.

А за окном шелестят тополя:

«Не на земле твоего короля…»

(слайд 36) Футуризм (с латинского «будущее») – авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.

Принципы:

  • Культ техники, индустриальных городов;

  • Отрицание гармони как принципа искусства;

  • Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;

  • Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;

  • Пафос эпатажа.

  • Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение настроения толпы.

  • Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее.

  • Бунт против привычных норм стихотворной речи.

Футуризм возник на Западе. Родиной нового течения стала Италия, идеологом – литератор Филиппо Томмазо Маринетти. В принципе любое модернистическое течение утверждало себя в искусстве путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Течение претендовало на построение нового искусства, искусства будущего. Оно выступало под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего опыта. Маринетти провозгласил задачу «ежедневно плевать на алтарь искусства». Футуристы проповедовали разрушение форм искусства ради слияния с ускоренным жизненным процессом, для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией. Возвеличивание себя и презрение к слабому, утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В своей основе русский футуризм был поэтическим течением. Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый сборник «Садок Судей». Его авторами были Давид Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский. Вмнесте с Маяковским и Крученых эти поэты составили наиболее влиятельную группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей» (Гилея- древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). В их манифестах речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. Помимо «Гилей» футуризм представлен тремя другими направлениями: эгофутуристы, мезонин поэзии, центрифуга.

Кубофутуризм – направление в искусстве 1910 годов, стремившееся соединить принципы кубизма и футуризма. Они запомнились своим вызывающим поведением, шокирующим внешним видом (знаменитая жёлтая кофта Маяковского, розовые сюртуки, пучки редиски и деревянные ложки в петлицах, раскрашенные неведомыми знаками лица, эпатажные выходки во время выступлений). И скандальными манифестами и резкими полемическими выпадами против оппонентов. Кубофутуризм (бутедляне) тесно связаны с авангардными художественными группировками 1910 годов, такими кА: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодёжи». Считали, что культурная традиция прошлых веков исчерпала себя. Поэтому они призывали в своих манифестах отказаться от искусства прошлого, от Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих. Показывали и пути дальнейшего развития, сближения поэзии живописи. Многие (Маяковский, Гуро, Бурлюки) совмещали поэзию и живопись. Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки – физику, математику, филологию – отличало футуризм от других течений. Так художник Татлин конструировал крылья для человека, Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите. Главное: они побуждали к действию.

Эгофутуризм просуществовал с 1911 по 1914 год. Это индивидуальное изобретение Северянина. Вместе с Олимповым в 1911 году они основывают в Петербурге кружок «Эго» (с латыни «я- будущее»). Конкретной творческой программы не имели. К чему стремился? Принципы:

  • Душа- единственная истина.

  • Самоутверждение личности.

  • Поиски нового без отвергания старого.

  • Осмысленные неологизмы.

  • Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.

  • Борьба со стереотипами.

  • Разнообразие метров.

Из принципов мы видим, что никаких теоретических новшеств программа не содержит, а Северянин провозглашает себя единственной и неповторимой поэтической личностью. Он противопоставляет себя литературным единомышленникам. Вокруг Северянина объединились не имевшие литературной славы и опыта Иванов, Олимпов, Грааль-Арельский.

Пример стихотворения.

Северянин.

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом

По аллее олуненной Вы проходите морево…

Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,

А дорожка песочная от листвы разузорена-

Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.

Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная…

Упоенье любовное вам судьбой предназначено….

В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом-

Вы такая эстетная, Вы такая изящная…

Но кого же в любовники? И найдется ли пара вам?

Ножки пледом закутайте, дорогим, ягуаровым,

И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,

Жизнь доверте вы мальчику в макинтоше резиновом,

И закройте глаза ему вашим платьем жасминовым-

Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым.

Объединение «Мезонин поэзии» создано в 1913 году московскими эгофутуристами. В него вошли Шершеневич, Ивнев, Зак, Третьяков, Большаков, Лавренев и другие. Идейным вдохновителем был Вадим Шершеневич. Он был хорошим организатором, дельным издателем, умелым редактором, острым критиком, способным поэтом. Но вот никак не мог найти своего собственного поэтического «я». Эта группа пыталась повторить успех «Гилеи» и противопоставляла себя ей в литературе. Движение было построено не наобщей идеологической платформе, а на деловых, издательских интересах. Распались в 1913 году, успев выпустить три альманаха: «Вернисаж», «Крематорий здравомыслия», «Пир во время чумы».

В январе 1914 года образовалось течение «Центрифуга». Представители: Н.Асеев, Б.Пастернак, Бобров. Особенность: при построении лирического произведения центр внимания переносился со слова на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. Они опирались на опыт предшествующих поколений.

Начало первой мировой войны стало закатом футуризма в России. Последняя вспышка активности приходится на весну 1915 года. Уже в 1915 году М.Горький пишет: «Русского футуризма нет. Есть просто Северянин, Маяковский, Бурлюк, Каменский. Среди них есть, несомненно, талантливые люди, которые в будущем вырастут в определенную величину». Вслед за Горьким об этом заговорил Маяковский: «Не видя футуризма перед собой и не умея заглянуть в себя, вы закричали о смерти. Да, футуризм умер как особенная группа, но во всех нас он разлит наводнением». Война изменила ритм жизни, восприятие реальности. Всех объединяет теперь чувство патриотизма. И произведения различных непримиримых до этого оппонентов печатаются в одном сборнике.

Слайд 37. Работа с таблицей.

Критерии для оценивания.


Символисты.

Акмеисты.

Футуристы.

Цель творчества.

Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество.

Возвращение поэзии ясности, вещности.

Вызов традиции.

Отношение к миру.

Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты.

Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных законов.

Одержимость идеей разрушения старого мира.

Отношение к слову.

Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи.

Стремление придать слову определённое, точное значение.

Интерес к самовитому слову, словесным деформациям, создание неологизмов.

Особенности формы.

Господство намеков и иносказаний, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога.

Конкретная образность, прекрасная ясность.

Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.


Вопрос: что же объединяло всех таких разных поэтов? Их творческие принципы различны, но все объединяются под общим понятием «творцы Серебряного века».

  • Все – современники, их объединяет время, эпоха, они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России.

  • Всем свойственно ощущение внутреннего хаоса, смятения, душевной дисгармонии.

  • Все по-особенному трепетно относятся к слову, образу, ритму; все новаторы в области звуковой организации и ритмико-интонационной структуры стиха.

  • Склонны к манифестам. Программам, декларациям.

  • Сближает беззаветное поклонение искусству.

Слайд 38. Домашнее задание.






























МОУ Киевская СОШ

Татарского района

Новосибирской области.








Открытый урок по литературе в 11 классе.

Серебряный век русской поэзии.










Составила: Козина О.В.,

учитель русского языка

и литературы.

































2010 год.































Символизм. (знак, символ) – модернистическое течение в искусстве 1870 – 1910 годов, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.

Сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

В.Соловьев.

  • Поэтика намёка и иносказания. Важную роль играет символ.

  • Эстетизация смерти как бытийного начала

  • Знаковое наполнение обыденных слов

  • Апология мига, мимолетности, в которых отражается вечность

  • Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты

  • Отношение к слову как многосмысловому посланию, как к семантике трудно передаваемой вести, как к шифру некоей духовной тайнописи

  • Глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности

Изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога

Акмеизм ( с греческого «высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина, острие») – модернистическое течение, сформировавшееся на принципах отказа от мистической туманности; создание зримого и конкретного образа; отточенность деталей, перекличка с минувшими литературными эпохами.

Принципы:

  • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному; возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;

  • Стремление предать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности, требование «прекрасной ясности» («кларизма»);

  • Обращение к человеку, к подлинности его чувств;

  • Поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно- биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

Сначала объединились в «Поэтическую академию», затем в «Цех поэтов».

Представители:

Н.С.Гумилёв. С.М.Городецкий. А.А.Ахматова. О.Э.Мандельштам.

В.И.Нарбут. М.Л.Лозинский. Г.В.Адамович. М.А.Зенкевич.

Футуризм (с латинского «будущее») – авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремленного в будущее.

Группировки.

«Ассоциация эго-футуристов» «Мезонин поэзии»

(И.Северянин, К.Олимпов ) (В.Лавренев, Р.Ивнев, С.Есенин,

А.Мариенгоф, В.Шершеневич,

И.Грузинов, Р.Ивнев)

«Центрифуга»

(Н.Асеев, Б.Пастернак,

Бобров) «Гилея»Кубофутуристы»)

(Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников,

А.Крученых, В.Каменский, Б.Лившиц)

Принципы:

  • Культ техники, индустриальных городов;

  • Отрицание гармони как принципа искусства;

  • Словесные деформации, напряженный интерес к «самовитому слову», к неологизму, к игровому началу;

  • Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника;

  • Пафос эпатажа.


16