СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока-игры на тему "Служебные части речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать сценарий для внеклассного мероприятия по предмету или в качестве урока в игровой форме. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока-игры на тему "Служебные части речи"»

4


Обобщающий урок в 7-м классе в форме игры "Умники и умницы" по теме "Служебные части речи"


Цель урока:

  • активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

  • обучающие: повторить изученный материал по теме «Служебные части речи»; закрепить умение правильно писать производные предлоги, отличать союзы от омонимичных частей речи.

  • развивающие: развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной
    деятельности; формировать умения четко, кратко, исчерпывающе излагать свои
    мысли.

  • воспитательные: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий; воспитание интереса к предмету, к учению.

Оборудование:

  • 3 стула с красочными табличками «Умники и умницы»;

  • 3 дорожки: красная (2 «этапа»), желтая (3 «этапа»), зеленая (4 «этапа») - квадраты («этапы») расчерчены цветными мелками на доске;

  • жетоны;

  • ордена.

Условия игры

Игра проводится в 2 тура: победители первого тура проходят в финальный тур, где определяется победитель игры. Перед началом игры проводится отборочный тур. Учащиеся в отборочном туре, получают за каждый правильный ответ жетон. Учащиеся, набравшие большее количество жетонов, выходят во второй тур. Участники последующих туров также определяются по количеству полученных жетонов.

Красная дорожка самая короткая – 2 этапа, но чтобы пройти по ней, надо дать два правильных ответа. Желтая дорожка длиннее – 3 этапа. Здесь игрок имеет право на одну ошибку. Зеленая дорожка самая длинная, состоит из 4 этапов, на ней допустимы две ошибки. Но, если участники, идущие по другим дорожкам, достигнут финальной черты, участник покидает площадку. Выбрать дорожку имеет право участник, имеющий наибольшее количество баллов.

Вопросы, на которые не ответили участники игры, предлагаются теоретикам (учащимся). За правильный ответ выдается жетон.

Ход игры

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Служебные части речи». Он будет проходить в форме игры «Умники и умницы». Все вы, учащиеся, будете теоретиками. Оценивать ваши ответы будут члены уважаемого ареопага. (В роли членов жюри могут выступать родители, учителя, учащиеся старших классов). Они определят, кто является лучшим знатоком русского языка.

Отборочный тур

  • Перечислите известные вам служебные части речи (предлог, союз, частица).

  • Союзы, которые связывает части сложноподчинённого предложения, называются…

  • Определите разряд союза если.

  • На какие две группы делятся предлоги по своему происхождению?

  • Назовите часть речи, из которой образовались предлоги вдоль, около, вокруг, поперек.

  • Перечислите три соединительных союза.

  • Предлоги, образованные путем перехода из других частей речи, называются…

  • Определите разряд союза как…, так и …

  • Какое отношение между словами выражает предлог в словосочетании “задержался из-за метели”?

  • Объясните постановку запятой в предложении: «Мал золотник, да дорог»

  • Из какой части речи образовались предлоги несмотря на, благодаря?

  • Как называются союзы и предлоги, состоящие из нескольких слов?

  • Переделайте предложение так, чтобы оно стало антонимичным предлагаемому: “Незнакомец быстро вошел в подъезд”

  • Формой какого падежа управляют предлоги благодаря, согласно, вопреки?

  • Назовите разряд союзов как, точно, словно.

Второй тур

Первый этап

Зелёная дорожка

Какую функцию выполняют союзы в сложносочинённом предложении?

Жёлтая дорожка

Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

Красная дорожка

Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от омонимичных существительных с предлогами?

Второй этап

Зелёная дорожка

Объяснить правописание предлогов.
Выполнять (в)течени… года
Увидеть (в)продожени… фильма
Договориться (на)счет встречи

Жёлтая дорожка

Определить, как пишутся слова то(же), так(же), что(бы) в следующих примерах.

А) Тучи ползли так(же) медленно, как и раньше.
Б) Корчагин заворачивает коня, что(бы) узнать причину остановки.
В) Он то(же) привык все делать аккуратно.





Красная дорожка

Объяснить правописание предлогов.
Сделать (в)продолжени… месяца
Задержаться (в)следстви… дождя
Отменит (в)виду плохой погоды.

Третий этап

Зелёная дорожка

Объясните постановку знаков препинания в предложении:

«Мы славно поработали, и от этой работы здоровье души переливается через край». 

Жёлтая дорожка

Расскажите о правописании союза чтобы.

Четвёртый этап

Исправьте ошибки в следующих предложениях:

  • В нашем лесу благодаря обильных дождей появилось много грибов.

  • Согласно указания директора на участке посажены деревья.

  • Вопреки предсказания синоптиков погода была хорошая.

Жюри подводит итоги, определяет победителей игры «Умники и умницы», вручает ордена «Умник», «Умница». Победителям вручаются призы.