Открытый урок литературного чтения
Маслакова Ольга Леонидовна
учитель начальных классов
1а класс
Тема: Произведения устного народного творчества,
созданные для веселья и потехи.
Небылицы.
Цель урока: знакомство с небылицами, первый опыт составления небылиц.
Задачи урока:
предметные
получение представления о небылицах, как устном народном творчестве;
развитие умения читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию, находить смысловые взаимосвязи.
метапредметные
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений;
формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. – Просвещение, 2017);
раздаточный материал (тексты, листы со словами из небылицы стр.46 учебника, клей, фломастеры).
Ход урока
Организационный момент
- У нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь.
-А сейчас Варя и Вероника покажут, как в народе было принято приветствовать гостей 100 лет назад?
Ученица 1 - Пожалуйте, гости дорогие!
Ученица 2 - Давно мы вас ждем-поджидаем!
Ученица 1- Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно
Ученица 2 - Всем ли слышно?
Введение в тему
-Давайте ребята повеселим наших гостей, потешим. ( НА ДОСКЕ СЛОВА _ ВЕСЕЛИТЬ – так мы говорим сейчас,
а как это говорили в прошлом? (ПОТЕШАТЬ)
Что вы для гостей приготовили? ( ПОТЕШКИ)
А кто создавал потешки? (русский народ, это устное нар творч)
Задание готовили по группам и заранее распределили роли.
Награда за выступление – аплодисменты гостей и ребят!
1группа: дети 1 ряда
Кисонька – мурысенька: Семёнова Софья
Дети: Попов Тимофей, Абужарова Лиза, Быргина Полина, Чипурин Семён, Купцов Максим, Соколовская Ангелина.
2 группа:
Кухарь Иван и Уразумбетов Илья
3 группа
Кисонька – мурысенька: Потанина София
Дети: Воронова Полина, Банькова Диана, Соловьёв Саша, Валиуллина Эвелина, Кустов Даниил, Каримов Тимур.
4 группа
Спиридонов Кирилл и Тарасов Данил
Аплодисменты гостей и ребят.
- Все выступили – Молодцы!
- Я тоже всех потешу, слушайте внимательно, вот что со мной БЫЛО ( на доску – БЫЛО)
Вышла я из дома, вижу… между небом и землёй поросёнок рылся
И нечаянно хвостом к небу прицепился.
На ракету села я, в небо поскакала, поросёнка отвязала,
Да в школу прибежала.
_
МОЖЕТ такое быть?
-Нет, не бывает
- Добавим к слову БЫЛО НЕ - прочитайте, что получилось? ( НЕ БЫЛО)
-Изменю конец слова, добавлю ИЦА.
Прочитайте хором тему нашего урока – НЕБЫЛИЦА
Небылицы - это устное народное творчество
III. изучение нового материала. Знакомство с небылицами.
СЛАЙД - ПРИЁМ ИНСЕРТ
Первичное чтение
Откройте стр. 46, возьмите карандаш, читайте с остановками, чтобы понять каждое слово и поставить условный знак –
« » - уже знал
«+» - новое
«?» - есть вопросы
СЛАЙД ( работа по таблице ИНСЕРТ)
- Я увидела, что вам многое знакомо, но не всё
Знак «+» и «?» поставили рядом со словами:
1. НЕБЫЛИЦА
– Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)
Небылицы — это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены. В небылицах есть какая-нибудь невозможная ситуация, за которой, однако, сообразительный человек угадает правильное положение вещей.
2.Дубасить - бить палкой
3. Овёс -зерно, которым кормят лошадей
4.Сани – средство передвижения, в которое запрягали лошадь и возили грузы.
Чтение небылицы учителем.
- Я читаю, а вы слушайте, с какой интонацией читают небылицы и почему?
Выразительное чтение детьми
- Подготовьтесь выразительно прочитать небылицу.
-
Матюшов Костя
Попов Тимофей
Каримов Тимур
Рамазанова София
Воронова Полина
Кто сможет правильно, выразительно и весело прочитать небылицы? Если вам понравиться чтение – аплодируйте.
Выборочное чтение
- Рассмотрите иллюстрацию к этим небылицам, найдите и зачитайте подходящие слова из текста
– О каких чудесах вы прочли?
ПРИЁМ: ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
- выдвигаю Предположение- ЕСЛИ ВСЁ СКАЗАТЬ ПРАВИЛЬНО, БЕЗ ВЫДУМКИ, ТО ЧТО - ТО ПРОИЗОЙДЁТ
1.Что надо изменить на картинке, чтобы всё стало правильно? (дома будут стоять, телега ехать, мужик будет есть сало..)
2. Попробуем то же самое сделать с текстом.
- Прочитайте задание №2 (Валиева Вероника)
-– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было ПРАВИЛЬНО ПО СМЫСЛУ.
- Проверим с гостями, кто самый сообразительный..
Работа в парах:
На парте файл, в нём: белые листочки со словами, клей – карандаш, и лист на который каждая пара наклеивает слова так, чтобы получилось одно предложение. Затем по цепочке прочитаем, что получится
- Прочитайте, что получилось у каждой пары?
- Сверим с текстом на слайде
Ехал мужик мимо деревни
Вдруг из – под ворот лают собаки
Выскочила бабка с палкою в руке,
И давай дубасить мужика на коне.
Лошадь ела овёс, а мужик сало
Мужик сел в сани, а лошадь повезла.
- Молодцы,
Предположение - ЕСЛИ ВСЁ СКАЗАТЬ ПРАВИЛЬНО, БЕЗ ВЫДУМКИ, ТО ЧТО - ТО ПРОИЗОЙДЁТ:
Появился смысл в словах и действиях героев
Исчезло веселье, стало простым стишком…изменилось настроение
-Прочитайте 1 вопрос в учебнике и выберите ответ (Соколовская Ангелина – читает)
-ответы детей (Для потехи – веселья)
СЛАЙД № 10
Вывод: Небылицы русский народ создавал для веселья, для смеха и проверки сообразительности.
IV Закрепление
Давайте повеселим наших гостей, потешим - сами придумаем небылицу!
У каждого ряда на парте есть звезда, на ней слова.
Составьте свою небылицу, можете добавлять слова.
СЛАЙД № 11
НАПРИМЕР ВОТ ТАК
Итог урока: - Как вы считаете, можно ли Ваши небылицы причислить к народному творчеству и почему? (Каждый был автором,значит это авторские небылицы)
Рефлексия: Давайте создадим «СОЗВЕЗДИЕ авторов 1 а класса»
У кого не получилось на уроке, может взять звезду домой и попробовать сделать это с родителями, а завтра нас повеселите!
-Что особенно вам понравилось на уроке?
Кто сможет потешить своих близких? Что для этого сделаете?