СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока литературного чтения "Произведения устного народного творчества, созданные для веселья и потехи. Небылицы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока литературного чтения  "Произведения устного народного творчества, созданные для веселья и потехи.  Небылицы."

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока литературного чтения "Произведения устного народного творчества, созданные для веселья и потехи. Небылицы."»

Открытый урок литературного чтения

Маслакова Ольга Леонидовна

учитель начальных классов

1а класс


Тема: Произведения устного народного творчества,

созданные для веселья и потехи.

Небылицы.



Цель урока: знакомство с небылицами, первый опыт составления небылиц.


Задачи урока:

предметные

  • получение представления о небылицах, как устном народном творчестве;

  • развитие умения читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию, находить смысловые взаимосвязи.

метапредметные

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений;

  • формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование:

учебник «Литературное чтение. 1 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. – Просвещение, 2017);

раздаточный материал (тексты, листы со словами из небылицы стр.46 учебника, клей, фломастеры).
















Ход урока


  1. Организационный момент

- У нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь.

-А сейчас Варя и Вероника покажут, как в народе было принято приветствовать гостей 100 лет назад?

Ученица 1 - Пожалуйте, гости дорогие!

Ученица 2 - Давно мы вас ждем-поджидаем!

Ученица 1- Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно

Ученица 2 - Всем ли слышно?

  1. Введение в тему

-Давайте ребята повеселим наших гостей, потешим. ( НА ДОСКЕ СЛОВА _ ВЕСЕЛИТЬ – так мы говорим сейчас,

а как это говорили в прошлом? (ПОТЕШАТЬ)

Что вы для гостей приготовили? ( ПОТЕШКИ)

А кто создавал потешки? (русский народ, это устное нар творч)

Задание готовили по группам и заранее распределили роли.

Награда за выступление – аплодисменты гостей и ребят!

1группа: дети 1 ряда

Кисонька – мурысенька: Семёнова Софья

Дети: Попов Тимофей, Абужарова Лиза, Быргина Полина, Чипурин Семён, Купцов Максим, Соколовская Ангелина.

2 группа:

Кухарь Иван и Уразумбетов Илья

3 группа

Кисонька – мурысенька: Потанина София

Дети: Воронова Полина, Банькова Диана, Соловьёв Саша, Валиуллина Эвелина, Кустов Даниил, Каримов Тимур.

4 группа

Спиридонов Кирилл и Тарасов Данил

Аплодисменты гостей и ребят.

- Все выступили – Молодцы!

- Я тоже всех потешу, слушайте внимательно, вот что со мной БЫЛО ( на доску – БЫЛО)

Вышла я из дома, вижу… между небом и землёй поросёнок рылся

И нечаянно хвостом к небу прицепился.

На ракету села я, в небо поскакала, поросёнка отвязала,

Да в школу прибежала.


_





МОЖЕТ такое быть?

-Нет, не бывает

- Добавим к слову БЫЛО НЕ - прочитайте, что получилось? ( НЕ БЫЛО)

-Изменю конец слова, добавлю ИЦА.

Прочитайте хором тему нашего урока – НЕБЫЛИЦА

Небылицы - это устное народное творчество

III. изучение нового материала. Знакомство с небылицами.

СЛАЙД - ПРИЁМ ИНСЕРТ

Первичное чтение

Откройте стр. 46, возьмите карандаш, читайте с остановками, чтобы понять каждое слово и поставить условный знак –

« » - уже знал

«+» - новое

«?» - есть вопросы

СЛАЙД ( работа по таблице ИНСЕРТ)

- Я увидела, что вам многое знакомо, но не всё

Знак «+» и «?» поставили рядом со словами:

1. НЕБЫЛИЦА

– Что обозначает слово «небылица»? (Это вымысел, выдумка.)

Небылицы — это короткие песенки или стихи, в которых реальные связи явлений и предметов специально нарушены. В небылицах есть какая-нибудь невозможная ситуация, за которой, однако, сообразительный человек угадает правильное положение вещей.

2.Дубасить - бить палкой

3. Овёс -зерно, которым кормят лошадей

4.Сани – средство передвижения, в которое запрягали лошадь и возили грузы.

Чтение небылицы учителем.

- Я читаю, а вы слушайте, с какой интонацией читают небылицы и почему?

Выразительное чтение детьми

- Подготовьтесь выразительно прочитать небылицу.

-

Матюшов Костя

Попов Тимофей

Каримов Тимур

Рамазанова София

Воронова Полина

Кто сможет правильно, выразительно и весело прочитать небылицы? Если вам понравиться чтение – аплодируйте.






Выборочное чтение

- Рассмотрите иллюстрацию к этим небылицам, найдите и зачитайте подходящие слова из текста

– О каких чудесах вы прочли?

ПРИЁМ: ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

- выдвигаю Предположение- ЕСЛИ ВСЁ СКАЗАТЬ ПРАВИЛЬНО, БЕЗ ВЫДУМКИ, ТО ЧТО - ТО ПРОИЗОЙДЁТ

1.Что надо изменить на картинке, чтобы всё стало правильно? (дома будут стоять, телега ехать, мужик будет есть сало..)

2. Попробуем то же самое сделать с текстом.

- Прочитайте задание №2 (Валиева Вероника)

-– Переставьте в этих небылицах все слова так, чтобы было ПРАВИЛЬНО ПО СМЫСЛУ.


- Проверим с гостями, кто самый сообразительный..

Работа в парах:

На парте файл, в нём: белые листочки со словами, клей – карандаш, и лист на который каждая пара наклеивает слова так, чтобы получилось одно предложение. Затем по цепочке прочитаем, что получится

- Прочитайте, что получилось у каждой пары?

- Сверим с текстом на слайде

Ехал мужик мимо деревни

Вдруг из – под ворот лают собаки

Выскочила бабка с палкою в руке,

И давай дубасить мужика на коне.


Лошадь ела овёс, а мужик сало

Мужик сел в сани, а лошадь повезла.

- Молодцы,

Предположение - ЕСЛИ ВСЁ СКАЗАТЬ ПРАВИЛЬНО, БЕЗ ВЫДУМКИ, ТО ЧТО - ТО ПРОИЗОЙДЁТ:

  1. Появился смысл в словах и действиях героев

  2. Исчезло веселье, стало простым стишком…изменилось настроение

-Прочитайте 1 вопрос в учебнике и выберите ответ (Соколовская Ангелина – читает)

-ответы детей (Для потехи – веселья)

СЛАЙД № 10

Вывод: Небылицы русский народ создавал для веселья, для смеха и проверки сообразительности.

IV Закрепление

Давайте повеселим наших гостей, потешим - сами придумаем небылицу!

У каждого ряда на парте есть звезда, на ней слова.

Составьте свою небылицу, можете добавлять слова.

СЛАЙД № 11

НАПРИМЕР ВОТ ТАК

Итог урока: - Как вы считаете, можно ли Ваши небылицы причислить к народному творчеству и почему? (Каждый был автором,значит это авторские небылицы)

Рефлексия: Давайте создадим «СОЗВЕЗДИЕ авторов 1 а класса»

У кого не получилось на уроке, может взять звезду домой и попробовать сделать это с родителями, а завтра нас повеселите!

-Что особенно вам понравилось на уроке?

Кто сможет потешить своих близких? Что для этого сделаете?