СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока мужества "Александр Невский — великая личность России"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, так как их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. И один из них – древнерусский князь Александр Невский.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока мужества "Александр Невский — великая личность России"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Никольская средняя общеобразовательная школа Урок мужества "Александр Невский — великая личность России" для учащихся 5 – 9 классов подготовила учитель Козина В.В. 2022 г.

Цель:

формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому своего Отечества на примере исторической личности Александра Невского.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

Учитель: У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив — чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, со­ставляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях, картинах и кинофильмах. Наш урок мужества мы начнём с замечательных слов Н. Рыленкова из стихотворения “Наследство”.

(2 слайд)

1 ученик: По полям – лугам Приднепровья
Расстилается синь – туман.
Сквозь туман мне видны становья
Дальних предков моих – славян.

(3 слайд)
2 ученик: Это ими была обжита
Вся долинная полоса.
Здесь, встречая весну, под жито

Корчевали они леса.

(4 слайд)

3 ученик: Здесь, под рокот старинной были,
Принимали они гостей,
Мед варили, подруг любили
И дружить учили детей.

(5 слайд)

4 ученик: Над тобой – синева сквозная,
Небо звездное в письменах,
За тебя, покоя не зная,
Бился с половцами Мономах.

(6 слайд)

5 ученик: За тебя, встретив ветер резкий,
Налетевший на отчий дом,
С новгородской дружиной Невский
Бил тевтонцев на льду Чудском!

6 ученик: И дивились в землях соседних
Русским людям в пути крутом!
Наш потомок и наш наследник,
Знаешь, помнишь ли ты о том?

Учитель – С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, так как их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Невский. (7 слайд)

– В 2008 г. телеканалом Россия был организован телепроект “Имя России”. Этот новый телепроект есть совместное общественное дело, интеллектуальное и духовное усилие в попытке нащупать ответы на три вопроса: “Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?”. Для России такая постановка проблемы жизненно необходима и важна. Ибо сегодня все мы, так или иначе, трудимся над возведением нового здания для достойной жизни всех народов России. Прочнейший фундамент для этого общего дома на протяжении столетий созидали наши великие предки. И поэтому именно их имена, а не чьи-либо другие мы вспоминаем ныне.

– Личностью – символом России стал древнерусский князь А. Невский, за которого отдали голоса 520 000 россиян. Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века А. Майкова:

(8 слайд)

Ученик – “…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…”

(9 слайд)

Учитель : 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском родился Александр Ярославович рода Рюриковичей. В этом городе прошло детство и юность Александра.

Ученик: «Детство и отрочество Александра Ярославича» (3 мин.)

(10 слайд)

Детство у мальчиков – княжичей в те далёкие времена было короткое. Раннее детство Александра прошло на княжеском подворье. Были игры со сверстниками, было любопытство к воинам, одетым в железные рубахи – кольчуги, и их коням, были голоса непонятных молитв в высокой и гулкой церкви.

Несколько лет жил мальчик по давнему обычаю в женской половине дома. Но вот подходило время, и княжича отбирали у мамок и нянек и совершали обряд, называемый постригом.

Этот средневековый обряд был очень важным событием в жизни княжичей. Он означал, что детство окончено, и знаменовал переход из детства в отрочество. С этого момента для Александра наступали суровые годы учёбы, подготовки к принятию княжеской власти.

В Преображенском храме, что был выстроен ещё при Юрии Долгоруком, епископ Симон подрезал Александру, сидящему на высокой подушке, кудри. Затем, после молебна, княжича вывели во двор и при всём народе перепоясали мечом и посадили на коня. Тут же Александр получил от епископа и первое благословение на воинскую службу. В женскую половину к нянькам он больше не вернулся. Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Но главным было изучение ратного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием не хуже профессиональных воинов. Учили княжича и тому, как строить полки, как вести осаду городов, сооружать осадные машины – пороки, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеский засад и ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым, про таких говорили: “С конца копья вскормлен”.

(11 слайд)

Учитель: В 16 лет Александр стал новгородским князем. В 1236 г обряд посажения на престол был совершен в Новгороде у св. Софии, как раз накануне нашествия монгольского хана Батыя. Отец наставлял Александраю: “ Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”.

Русь того времени можно сравнить с пахарем. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен.

(12 слайд)

Два всадника с востока и запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и натянутым луком, другой – в железных латах и с пикой в руках. Первый – это монголо-татары, второй – немецкие рыцари – крестоносцы.

Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя.

(13 слайд). К тому времени над Русью установилось монголо-татарское иго. Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско. Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда европейских стран.

Разоряя города,
Шла монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

(14 слайд)

Только северные города Псков и Новгород оставались пока не разорёнными.

Ученик: Одновременно Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси. Кроме немецких рыцарей Новгороду угрожали датчане и шведы. В их планах был крестовый поход против восточного православия, целью которого было принудить Новгород перейти в католическую веру. Первыми выступили шведы, они намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве.

(15 слайд) Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Шведскому королю он обещал 2/3 завоёванных земель, а с дерзкого мальчишки Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”.

(16 слайд) Узнав о вторжении шведов, новгородцы немедленно собрали войско, которое возглавил князь Александр Ярославович.

(17, 18 слайды)

Учитель – Как вы думаете, в чём заключается победный исход этой битвы для русских воинов?

Ответы учащихся. (Неожиданность нападения, стремительность и натиск князя во время битвы. Сочетание полководческого дара с личным мужеством. Мужество, храбрость, самопожертвование русских воинов)

Учитель: Поживиться на русских землях хотели не только золотоордынцы да шведы. Чесались руки и у немецких рыцарей. Был у них такой союз под названием Тевтонский орден. Вот и двинулись на Русь отряды тевтонцев, и после семидневной осады взяли неприступный Псков благодаря измене посадника Твердилы Иванковича и других бояр – сторонников немцев.

Теперь очередь была за другим русским городом. Самым богатым, самым крупным в этом краю был Великий Новгород. Над ним – то и нависла угроза.

Весной 1242 года крестоносцы двинулись на Русь.5 апреля 1242 года произошла знаменитая битва на льду Чудского озера. На тот момент князю новгородскому ещё не исполнилось 22 лет, но он уже был известен как талантливый полководец.

(19 слайд) Немецкие войска вышли на лед, построившись клином или “свиной головой”, как называли этот боевой строй на Руси. Этот клин врезался в центр передового новгородского полка и смял его, однако, когда рыцари Ордена были связаны битвой, новгородцы атаковали их с тыла и флангов, зажав в клещи.

Чтобы ярче представить картину этой битвы, посмотрите отрывок из кинофильма Сергея Эйзенштейна “Александр Невский. (20 слайд)

(21 слайд)

Учитель: Четыреста рыцарей было убито, 50 взято в плен. Некоторые из пленных крестоносцев были раздеты и босы, потому что во время боя сбрасывали с себя тяжёлые одежды и обувь, пытаясь спастись бегством. Теперь же, позабыв о своих высоких титулах и знатности, понуро брели они по дороге, месили ногами талый снег. Такого поражения не знал до того времени Тевтонский орден. Вскоре из ордена явился посол с отказом от притязаний на Русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток. Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились.

– Какие слова, сказанные князем стали “крылатыми”?

Ответы учащихся (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля)( 22 слайд)

– Почему русские смогли победить рыцарей?

Ответы учащихся (Любовь к Родине, смелость, отвага русских воинов; полководческий талант Александра Невского: внезапность и нападение, учитывал особенность местность, сильные и слабые стороны противника, громил противника по частям)

Учитель: Новгородская и Псковская земли стали свободными и сохранили независимость, когда Русь стонала под гнётом монголо-татар. Но выступить против Золотой Орды тогда Александр Невский не мог, так как Русь не имела сил противостоять монголам. В тех условиях политика сотрудничества Александра Ярославовича с ордынской властью была весьма дальновидной, так как это помогало избежать ненужного кровопролития и новых погромов.

1263 год. Александру Ярославовичу – 43 года. Но военные походы, борьба с князьями за власть, изнурительные поездки в Орду и переговоры с ханами подорвали его здоровье. По дороге домой из очередной поездки в столицу Золотой орды, город Сарай, князь Александр понял, что до стольного города ему не добраться.

(23 слайд )

В маленьком Городце он принял монашество и через день – 14 ноября умер.

Ученик:

Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых
венца вкруг него…
По небу словно идет торжество.
В келье ж игуменской – зрелище скорби и слёз…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Тихо бояре стоят по углам.
Тих и недвижим лежит головой к образам
Князь Александр, чёрной схимой покрыт…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Князь неподвижен лежит.
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: “Наше солнце зашло!”

(А.Майков “Кончина Александра Невского”)

Учитель: На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:

“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…”

( 24, 25, слайд)

Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положением.

По приказу Петра 1 в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи.

( 26 слайд)

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Орден Александра Невского, 1725г. Три русских монарха из династии Романовых были названы Александрами.

В годы Великой Отечественной войны 29 июня 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм.

За боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны с фашистами тысячи воинов были награждены орденом А. Невского. В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон “О днях воинской славы России”: “Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков. Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений”.

(27 слайд)

Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит, Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон “О днях воинской славы России”. – М., 1995.

  2. Карамзин Н.М. Об история государства Российского. – М., 1990.

  3. Майков А. «Кончина Александра Невского»

  4. Невская битва. Рассказ //Кн.: Полководцы России – М., 2001. - стр.10

  5. Рыленков Н. “Наследство”. – М., 1988 г.

  6. Соколов А. Святой витязь земли русской. Святость жизни благоверного великого князя Александра Ярославича Невского. – Н.Новгород, 2009.

  7. Соловьев С.М. История России с древнейших времен// Электронная библиотека. - М., 2005.

  8. Александр Невский./Отрывки их художественного фильма режиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский»//Энциклопедия истории России. 862-1917. – М., 2001. – CD-R

  9. http://www.pravoslavie.ru