СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока окружающего мира "Органы чувств", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока окружающего мира "Органы чувств", 3 класс»

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир
Класс: 3
Тип урока: урок открытия нового знания


Тема

 Органы чувств

Цель

 показать роль и специфику разных органов чувств, связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают

Задачи

  • Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

  • Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные: содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету. 

Планируемые результаты, УУД

Предметные:

  • Знать названия органов обоняния и вкуса, зрения, слуха, осязания

  • Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные:

Универсальные учебные действия:

Личностные:

  • Формировать умения определять и высказывать самые простые, общие для всех

людей правила

  • проявлять положительное отношение и интерес к изучению человека

  • проявлять познавательную активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;

  • формировать чувства ответственности и заботы о собственном здоровье желание вести здоровый образ жизни.

Регулятивные:

  • определять, формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

  • осознавать границы собственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний;

  • планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач;

  • осуществлять самоконтроль за усвоением предметных и метапредметных знаний и умений;

  • совместно с учителем и учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Познавательные: осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • добывают новые знания: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, видеоурок);

  • понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой;

  • осознанно читать, критически оценивать получаемую информацию, соотносить её с ранее полученными знаниями, собственным опытом; использовать словари и другую справочную литературу;

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивают предметы, делают выводы в результате совместной работы всего класса на основе обобщения знаний;

  • выполнять логические операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подведения под понятие, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений, фиксации выводов в различной форме;

  • представлять результаты учебной работы в разных формах.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения, следуют им;

  • вступать в диалог;

  • работать в группе;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи;

  • высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать, приводя аргументы.

  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности;

Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  Технология проблемно - диалогического обучения

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология оценки учебных успехов

  • Здоровьесберегающие технологии


Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 видео урок, учебник

Словарь, карточки с заданиями, энциклопедия, анатомический атлас для детей, интернет- ресурсы

Формы урока

фронтальная, групповая, индивидуальная







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы

Результаты:

формируемые УУД


Организационный момент


Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.


(выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности)


Рифмованное начало урока

Личностные:
-сформированность потребности в самовыражении, а самореализации,
-сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Этап актуализация знаний учащихся


-Какой раздел начали изучать?


- С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?


-Какие науки нам помогают изучить наш организм?


-Для чего нам нужно изучать свой организм?



Фронтальный опрос


Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".


Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.


Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Этап создания проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.


Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Сегодня продолжаем изучать как устроен человек?

Чтобы узнать тему урока послушайте стихотворение


Есть пять помощников на службе у тебя

Не замечая их, используешь шутя.

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать.

Язык во рту, чтоб вкус понять.

А нос – чтоб запах различать.

И ни к чему твоя тревога,

Они всегда тебе помогут.

- О каких органах будем сегодня говорить?

-Что это за органы?

Сегодня мы познакомимся с их названиями и значением для человека. Как они помогают человеку воспринимать окружающий мир. А для того, чтобы убедиться, что они нам нужны будем сегодня экспериментаторами, будем проводить опыты, исследования и убедимся нужны нам эти органы или нет?






































Побуждающий проблемно- поисковый диалог



Этап реализации построенного проекта,

поиск решения проблемы (открытие нового знания)



Станции: 1. станция работы с учителем, 2. станция онлайн-обучения, 3. станция проектной работы




1 станция: станция работы с учителем - работа с 1 группы

-С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? (глаза.)

- С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (уши.)

- Какой орган помогает почувствовать запах цветка, духов? (нос.)

- С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (язык.)

- Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (кожа.)

– Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? (чтобы воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его.)

Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир; это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас.

Исследование органа обоняния



- Начнём знакомство с самым любопытным органом, который вы любите совать куда надо и куда не надо.

опыт 1. С закрытыми глазами определите по запаху предмет. (Учитель разрезает лимон, лук, кофе, чеснок)

  • Чему принадлежит этот запах? 

опыт 2:

- Зажмите нос рукой. /Учитель брызгает освежителем воздуха/

- Какие появились ощущения? Помогают ли в данном случае глаза, уши?

- А теперь освободите нос и принюхайтесь. Что вы чувствуете? /Запах освежителя/

- Без какого органа невозможно было выполнить это задание? Какой орган помог вам почувствовать запах? /Нос/

  • Прочитайте о нём и скажите, как происходит процесс восприятия запаха? И как научным словом называется способность воспринимать различные запахи?

  • Работаем с учебником стр. 127-128



Выводы: Умение человека различать запахи получило название обоняние.

  • Кто сможет дать научное определение? Нос – это орган чего? На доске появляется запись. Нос – орган обоняния.

- От чего зависит острота обоняния? От температуры и влажности воздуха.

  • Как сохранить обоняние?


Исследование органа вкуса.

- Какой орган мы будем исследовать дальше, вы узнаете, отгадав загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь. / Язык /

- Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу. Знаете, что язык помогает издавать нужные звуки, без его помощи невозможно не произнести ни одного слова. Язык – это самая подвижная мышца нашего тела. Недаром говорят: «Язык без костей». Начнём исследование нашего языка.

На столе у каждой группы стоят стаканы с жидкостью.

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?  

-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – попробовать.

- А можно ли пробовать неизвестные вам вещества на вкус? /Нет/

- Эти жидкости можно употреблять, я разрешаю вам попробовать

Опыт: Пробуют солёную воду, кислую и пресную воду.

- Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус? /Язык/

Разглядывали вы на свой язык с помощью зеркала? Наверняка. Но не все обращали на него внимание. Почему вы безошибочно смогли определить вкус? Что находится на языке? Хотите узнать об этом? Прочитайте информацию о языке на стр.128

Вывод: Язык - это орган вкуса.   Поверхность нашего языка покрыта вкусовыми почками. Есть свои вкусовые почки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг.  Язык – один из наших сторожей. Если мы возьмём ненароком в рот что-нибудь невкусное или несвежее, то язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и мы, не задумываясь, выплюнем то, что вредно организму.


Исследование органа осязания

- И ещё одна загадка:

Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (Кожа)

- Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза? Давайте мы это проверим с помощью следующего опыта.

 Опыт-игра «Чёрный ящик», приглашаются по одному представителю от группы. Предлагается на ощупь определить предмет в коробке. Сначала вы попробуете это сделать рукой, одетой в перчатку. А потом без перчатки

- Что можно почувствовать с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать.

- Как же вы смогли определить предмет?

При помощи кожи/.

- Давайте прочитаем о коже в учебнике на с.128 и узнаем, как называется способность человека чувствовать прикосновения?


Вывод: Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием Кожа – орган осязания. Она покрывает все тело., защищает от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекций. В коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов.


2 станция: станция онлайн-обучения

Учитель организует просмотр видеоурока по теме «Органы чувств»

https://www.youtube.com/watch?v=BpFvKiHHN54&t=25s




р: 



-Учащиеся Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы, делают умозаключения


















Участвуют в опытах, делают

При работе с учебником добывают новую информацию, знакомятся с научными терминами, анализируют полученный материал, делают выводы






































































Учащиеся смотрят видео урок по теме на персональных компьютерах



Учащиеся получают доступ к материалам базового и повышенного уровня

Учащихся работают с разными источниками информации. Анализируют, делают выводы


Дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания


















Опыт



















Работа с учебником






Опыты, работа с учебником

























































Просмотр видеоурока



















Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

этап первичного закрепления

Станция проектной работы 1 группы.

Учитель проводит опрос

Учитель организует решение познавательных задач


1. В нашем организме есть улитка. В каком органе чувства она находится? Почему ее называют самой быстрой улиткой в мире?

2. Почему так говорят: «Сколько раз мы моргаем, столько раз мы и плачем»?

3. Почему так говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг?


– С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?

– Куда поступают сигналы от всех органов чувств? (в мозг.)

Даны слова, объедините их (закрась одним цветом слова общей группы) Какой принцип вы положили в основу объединения?

Тёмный

Яркий

Солнечный

Горький

Язык

Слуховой проход

Резкий

Тихий

Зрачок

Перепонка

Острый

Сладкий

Молоточек

Сосочек

Хрусталик



Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы.


































.


















Фронтальный опрос





















































Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-


Станция проектной работы 2 группы

Задание 1."Устами младенца"

- О каком органе чувств идет речь?

1. В этом органе есть элемент музыкального инструмента?

В этом органе есть моллюск.

В этом орган есть предметы труда - кузнеца, плотника, конюха.

ОТВЕТ. УХО.

2. Он помогает измельчить пищу.

У лягушки он выполнят роль удочки, а у змей. ящериц служит орудием угрозы.

Этот орган участвует в формировании речи.

В народе о нем говорят: " :::..до КИЕВА доведет", "::::не лопата, что попало не метет".

ОТВЕТ. ЯЗЫК.

3. Изучив строение его люди сконструировали - бинокль, телескоп.

Этот орган обеспечивает восприятие окружающего мира на 90%

Задание 2 Найти соответствие. Отобрать черты характерные только для одного чувства

Зрение

Слух

Осязание

Вкус

Обоняние

Равновесие

Масса

Размеры

Температура

Форма

Окраска

Запах

Объем

Расположение тела пространстве

Расстояние до предмета

Прочность, хрупкость

Характеристика звука

Горечь

Особенности поверхности



Станция проектной работы (работа 3 группы)

Базовый уровень: составить памятку об охране зрения, пользуясь текстом учебника (с. 126). (

Памятка об охране зрения

Читай и пиши только при ______________ освещении.

Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии __________ сантиметров от глаз.

Не читай _________________.

Если долго читаешь, пишешь, давай глазам отдых через каждые _______ минут.

Вредно для глаз подолгу смотреть _______________, работать на ___________________.

Нельзя тереть глаза ________________.

Повышенный уровень. Помоги Неболейке восстановить памятки по охране и гигиене органов чувств, используя конверт № 1. Сравните ваши результаты с приложением в конверте № 2

Отвечают на вопросы, ищут соответствия, аргументируют свой ответ, объясняют свой выбор.















































Учащиеся составляют памятки



Блиц- опрос,

Мозговой штурм


Индивидуальная работа
























фронтальная работа, взаимопроверка «Поиск соответствий»
























«Восстанови текст»



групповая работа

«Собери правила»





Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.


этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Достигли цели урока?

- Что узнали? Чему научились?


Значение органов чувств для человека

Соедини линиями:



Орган зрения (….)


1.Различает и узнаёт предметы, их цвет, форму, величину

Орган слуха (…)

2.Определяет вкус


Орган вкуса (…)

3.Чувствует и различает

Орган обоняния (…)

4.Ощущает теплоту, холод, боль

Орган осязания (…)

5.Слышит целый мир

Как полученные знания могут пригодиться в жизни?



Отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают свою работу

"Опрос – итог"

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей

Домашнее задание

Орган осязания

Орган вкуса

Орган зрения

Орган обоняния

Орган слуха



Соедини линиями

Глаза

Уши

Нос

Кожа

Язык


Учебник: с.126-127