Этап создания проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. | Учитель вместе с детьми составляет план урока. Сегодня продолжаем изучать как устроен человек? Чтобы узнать тему урока послушайте стихотворение Есть пять помощников на службе у тебя Не замечая их, используешь шутя. Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать. Язык во рту, чтоб вкус понять. А нос – чтоб запах различать. И ни к чему твоя тревога, Они всегда тебе помогут. - О каких органах будем сегодня говорить? -Что это за органы? Сегодня мы познакомимся с их названиями и значением для человека. Как они помогают человеку воспринимать окружающий мир. А для того, чтобы убедиться, что они нам нужны будем сегодня экспериментаторами, будем проводить опыты, исследования и убедимся нужны нам эти органы или нет? | | Побуждающий проблемно- поисковый диалог |
1 станция: станция работы с учителем - работа с 1 группы -С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге? (глаза.) - С помощью какого органа вы узнаете о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник? (уши.) - Какой орган помогает почувствовать запах цветка, духов? (нос.) - С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, кислую от солёной? (язык.) - Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (кожа.) – Для чего же человеку нужны уши, глаза, нос, язык, кожа? (чтобы воспринимать окружающий мир, чтобы чувствовать его.) Чувства – это способность человека видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус и ощущать окружающий нас мир; это возможность узнать, что происходит в мире вокруг нас. Исследование органа обоняния - Начнём знакомство с самым любопытным органом, который вы любите совать куда надо и куда не надо. опыт 1. С закрытыми глазами определите по запаху предмет. (Учитель разрезает лимон, лук, кофе, чеснок) опыт 2: - Зажмите нос рукой. /Учитель брызгает освежителем воздуха/ - Какие появились ощущения? Помогают ли в данном случае глаза, уши? - А теперь освободите нос и принюхайтесь. Что вы чувствуете? /Запах освежителя/ - Без какого органа невозможно было выполнить это задание? Какой орган помог вам почувствовать запах? /Нос/ Прочитайте о нём и скажите, как происходит процесс восприятия запаха? И как научным словом называется способность воспринимать различные запахи? Работаем с учебником стр. 127-128 Выводы: Умение человека различать запахи получило название обоняние. Кто сможет дать научное определение? Нос – это орган чего? На доске появляется запись. Нос – орган обоняния. - От чего зависит острота обоняния? От температуры и влажности воздуха. Исследование органа вкуса. - Какой орган мы будем исследовать дальше, вы узнаете, отгадав загадку: Всегда во рту, а не проглотишь. / Язык / - Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу. Знаете, что язык помогает издавать нужные звуки, без его помощи невозможно не произнести ни одного слова. Язык – это самая подвижная мышца нашего тела. Недаром говорят: «Язык без костей». Начнём исследование нашего языка. На столе у каждой группы стоят стаканы с жидкостью. - Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? -Значит, нам необходимо ещё одно исследование – попробовать. - А можно ли пробовать неизвестные вам вещества на вкус? /Нет/ - Эти жидкости можно употреблять, я разрешаю вам попробовать Опыт: Пробуют солёную воду, кислую и пресную воду. - Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус? /Язык/ Разглядывали вы на свой язык с помощью зеркала? Наверняка. Но не все обращали на него внимание. Почему вы безошибочно смогли определить вкус? Что находится на языке? Хотите узнать об этом? Прочитайте информацию о языке на стр.128 Вывод: Язык - это орган вкуса. Поверхность нашего языка покрыта вкусовыми почками. Есть свои вкусовые почки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг. Язык – один из наших сторожей. Если мы возьмём ненароком в рот что-нибудь невкусное или несвежее, то язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и мы, не задумываясь, выплюнем то, что вредно организму. Исследование органа осязания - И ещё одна загадка: Зимой бывает вся в мурашках, А летом загаром бронзовым покрыта. (Кожа) - Как вы думаете, зачем человеку кожа? Какая от неё польза? Давайте мы это проверим с помощью следующего опыта. Опыт-игра «Чёрный ящик», приглашаются по одному представителю от группы. Предлагается на ощупь определить предмет в коробке. Сначала вы попробуете это сделать рукой, одетой в перчатку. А потом без перчатки - Что можно почувствовать с помощью кожи? Кожа может нам о многом рассказать. - Как же вы смогли определить предмет? При помощи кожи/. - Давайте прочитаем о коже в учебнике на с.128 и узнаем, как называется способность человека чувствовать прикосновения? Вывод: Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием Кожа – орган осязания. Она покрывает все тело., защищает от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекций. В коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. 2 станция: станция онлайн-обучения Учитель организует просмотр видеоурока по теме «Органы чувств» https://www.youtube.com/watch?v=BpFvKiHHN54&t=25s р: | -Учащиеся Участвуют в дискуссии, отвечают на вопросы, делают умозаключения Участвуют в опытах, делают При работе с учебником добывают новую информацию, знакомятся с научными терминами, анализируют полученный материал, делают выводы Учащиеся смотрят видео урок по теме на персональных компьютерах Учащиеся получают доступ к материалам базового и повышенного уровня Учащихся работают с разными источниками информации. Анализируют, делают выводы | Дискуссия, побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания Опыт Работа с учебником Опыты, работа с учебником Просмотр видеоурока | Личностные: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания». Коммуникативные: - формулирование собственного мнения (позиции), - использование речи для регуляции своего действия, - построение монологического высказывания. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, Установление причинно-следственных связей. |
этап первичного закрепления | Станция проектной работы 1 группы. Учитель проводит опрос Учитель организует решение познавательных задач 1. В нашем организме есть улитка. В каком органе чувства она находится? Почему ее называют самой быстрой улиткой в мире? 2. Почему так говорят: «Сколько раз мы моргаем, столько раз мы и плачем»? 3. Почему так говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а мозг? – С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир? – Куда поступают сигналы от всех органов чувств? (в мозг.) Даны слова, объедините их (закрась одним цветом слова общей группы) Какой принцип вы положили в основу объединения? Тёмный | Яркий | Солнечный | Горький | Язык | Слуховой проход | Резкий | Тихий | Зрачок | Перепонка | Острый | Сладкий | Молоточек | Сосочек | Хрусталик | | Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы. . | Фронтальный опрос | Личностные: - формирование мотивов достижения целей, Формирование границ «знания» и «незнания». Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, - ориентировка на позицию партнёра, - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, - умение договариваться, приходить к общему решению, - контроль действий партнёра, - построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, - использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - учёт правила в планировании и контроле способа решения, - различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - установление причинно- |
| Станция проектной работы 2 группы Задание 1."Устами младенца" - О каком органе чувств идет речь? 1. В этом органе есть элемент музыкального инструмента? В этом органе есть моллюск. В этом орган есть предметы труда - кузнеца, плотника, конюха. ОТВЕТ. УХО. 2. Он помогает измельчить пищу. У лягушки он выполнят роль удочки, а у змей. ящериц служит орудием угрозы. Этот орган участвует в формировании речи. В народе о нем говорят: " :::..до КИЕВА доведет", "::::не лопата, что попало не метет". ОТВЕТ. ЯЗЫК. 3. Изучив строение его люди сконструировали - бинокль, телескоп. Этот орган обеспечивает восприятие окружающего мира на 90% Задание 2 Найти соответствие. Отобрать черты характерные только для одного чувства Зрение Слух Осязание Вкус Обоняние Равновесие | Масса | Размеры | Температура | Форма | Окраска | Запах | Объем | Расположение тела пространстве | Расстояние до предмета | Прочность, хрупкость | Характеристика звука | Горечь | Особенности поверхности | Станция проектной работы (работа 3 группы) Базовый уровень: составить памятку об охране зрения, пользуясь текстом учебника (с. 126). ( Памятка об охране зрения Читай и пиши только при ______________ освещении. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии __________ сантиметров от глаз. Не читай _________________. Если долго читаешь, пишешь, давай глазам отдых через каждые _______ минут. Вредно для глаз подолгу смотреть _______________, работать на ___________________. Нельзя тереть глаза ________________. Повышенный уровень. Помоги Неболейке восстановить памятки по охране и гигиене органов чувств, используя конверт № 1. Сравните ваши результаты с приложением в конверте № 2 | Отвечают на вопросы, ищут соответствия, аргументируют свой ответ, объясняют свой выбор. Учащиеся составляют памятки | Блиц- опрос, Мозговой штурм Индивидуальная работа фронтальная работа, взаимопроверка «Поиск соответствий» «Восстанови текст» групповая работа «Собери правила» | Личностные: - развитие самооценки личности, - формирование адекватной позитивной самооценки, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - различение способа и результата действия, - оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, - выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме. Познавательные: - структурирование знаний, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - доказательство. |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке | -Достигли цели урока? - Что узнали? Чему научились? Значение органов чувств для человека Соедини линиями: Орган зрения (….) | 1.Различает и узнаёт предметы, их цвет, форму, величину | Орган слуха (…) | 2.Определяет вкус | Орган вкуса (…) | 3.Чувствует и различает | Орган обоняния (…) | 4.Ощущает теплоту, холод, боль | Орган осязания (…) | 5.Слышит целый мир | Как полученные знания могут пригодиться в жизни? | Отвечают на вопросы, делают выводы, оценивают свою работу | "Опрос – итог" | Личностные: - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, - формирование границ собственного «знания» и «незнания». Регулятивные: - восприятие оценки учителя, - адекватная самооценка. Познавательные: - построение речевого высказывания в устной и письменной форме, - анализ, - синтез, - установление причинно-следственных связей |