Сценарий урока по Музыкальному искусству.
Учитель: Дарьялова А.А.
Тема: Музыкальном искусстве
Цели:познакомить с музыкой
Образовательные: научить детей различать характерные особенности различных музыкальных направлений XX века, узнавать их на слух.
Развивающие: развивать музыкальный слух, внимание, память, умение слушать, развивать общую музыкальную культуру детей.
Воспитательные: формировать толерантность к различным музыкальным стилям, воспитывать любовь и понимание музыки.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мультимедийная презентация, аудиозаписи,
Ход урока:
-Музыкальное приветствие.
-Введение нового материала.
Новое музыкальное мышление начала ХХ века «выстраивалось» в русле модернизма и развивалось параллельно с изобразительным искусством, литературой, театром и кино. ХХ век – это время смелых новаций и экспериментов в области музыкальной культуры
Музыка – это такой язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражают свои мысли и чувства – музыкальный язык. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный (литературный). И этот музыкальный язык в отличие от разговорного языка понятен всем другим народам без перевода. Вот послушайте песню Определите их характер и догадайтесь, о чем они? Я не стану говорить вам ни названия, ни страны, где создана эта музыка. Приготовились и сели как слушатели.
(Прослушивание колыбельной из оперы «Порги и Бес» Дж. Гершвина.)
Давайте мы с вами поставим цель нашего урока: познакомится с музыкой Джорджа Гершвини.
Джордж Гершвин - гений XX века. Видеофрагмент про жизнь и творчество композитора.
Может кто-нибудь знает кто это?
Дж.Гершвин (1898 - 1937) - создатель американской национальной классики XX века. Он сделал для американской музыки то же, что в XIX веке осуществили М.И.Глинка в России, Э.Григ в Норвегии, Ф.Шопен в Польше. Поэтому он является основоположником американской музыки.
Дж.Гершвин первым в основу своей музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.
Ребята вспомним что такое джаз, его характерные черты и каковы истоки истоки джазовой музыки!
Пожалуй, нигде в мире нет такой пестроты национального фольклора, как в Соединенных Штатах Америки. Народная музыка почти всех областей Европы была в свое время перенесена на американскую почву выходцами из Старого Света. В результате ввоза невольников-негров в Америке получила широчайшее распространение музыка народов Западной Африки. В некоторых местностях сохранилось и множество видов туземного индейского фольклора.
Кто знает стиль спиричуэл, блюз, рейгтайм?
Так, жанр хоровой песни – спиричуэл сложился в результате скрещивания африканского пения, английской и шотландской народной песни и американского духовного гимна.
Блюзы, другой жанр негритянского фольклора, в свою очередь, возникли на основе сложного взаимодействия спиричуэла, креольской песни и английской баллады.
Регтайм, одна из разновидностей джаза, впитал в себя влияние африканских и испанских танцевальных ритмов. Этот афро-американский фольклор лег в основу новаторских и национальных черт музыки Гершвина.
Что он такого сделал?
"Многие композиторы ходили вокруг джаза, как коты вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного остынет, писал один из исследователей творчества Гершвина, - Джоржу Гершвину удалось решить проблему. Подобно Принцу из известной сказки, он взял за руку Золушку и провозгласил ее принцессой, невзирая на бешенную злобу ее завистливых сестер..."
Характерные черты джаза:
1. Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией.
2. Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют.
Почему они стали сольными? Последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров. (Причины войны – противоречия между Севером и Югом, одно из них – капитализм на Севере и рабство на Юге). Инструменты джазовой группы (джаз-бэнд):
Джорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной в то время широкой публике музыки "Черного" населения Америки - негритянской музыки.
Опера "Порги и Бесс" - первая американская национальная опера
Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США - негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. По замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты.
Физкультминутка: насосы
Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. Это Порги - бедный калека и Спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины - Бесс, в которую влюблены.
Ария Порги
В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках "шикарной" жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
Опера "Порги и Бесс" стала национальным достоянием Америки и вошла в сокровишницу мировой музыкальной культуры.особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
Ария Порги и Бесса
Вам понравилась опера?
Чему она вас научила?
Вокально хоровая работа
Песня «Звездная река»
Подведение итогов урока,
рефлексия,
объяснение домашнего задания
Можете принести сообщение о жизни о творчестве Дж. Гершвина или выучит слова песни.