СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по музыке во 2 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской Тема урока «Музыкальные краски Чувашии»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Знакомство с музыкальной культурой Чувашии.

Задачи:

- пробуждение познавательного интереса и уважения к культуре Чувашии.

- воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего; - создание условий для реальной самооценки учащихся;

- воспитание любви и ценностного отношения к духовной и материальной культуре.

Тип урока: знакомство с новой темой.

 На уроке мы узнаем индивидуальные черты музыки Чувашии;

-научимся определять тембры национальных музыкальных инструментов;

-сможем напевать национальные чувашские мелодии.

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по музыке во 2 классе по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской Тема урока «Музыкальные краски Чувашии»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха «Гимназия №11»

143980, Россия, Московская область, город Балашиха,

микрорайон Железнодорожный, улица Колхозная, дом 9







Сценарий урока по музыке во 2 классе

по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской

Тема урока «Музыкальные краски Чувашии»















Составила учитель высшей квалификационной категории

Устинова Елена Юрьевна















2 класс

Урок 14

«Необъятны просторы твои, Родина»

«Музыкальные краски Чувашии»

Цель урока:

Знакомство с музыкальной культурой Чувашии.

Задачи:

- пробуждение познавательного интереса и уважения к культуре Чувашии.

- воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего; - создание условий для реальной самооценки учащихся;

- воспитание любви и ценностного отношения к духовной и материальной культуре.

Тип урока: знакомство с новой темой.

На уроке мы узнаем индивидуальные черты музыки Чувашии;

-научимся определять тембры национальных музыкальных инструментов;

-сможем напевать национальные чувашские мелодии.

Ход урока:

Слайд

-Тема сегодняшнего урока «Необъятны просторы твои, Родина»

«Музыкальные краски Чувашии»

-Поговорим о том, какую роль играла музыка в жизни древних чувашей, какие чувашские народные песни и танцы исполнялись.

-В минувшие эпохи вся жизнь человека проходила в сопровождении музыки. Сразу после рождения ребенок встречался с ней, и после смерти чуваш не расставался с музыкой, так, например сильнейшим оскорблением для покойного считалось отсутствие на поминках танцев и песен.

-По чувашским народным представлениям музыка может околдовать человека. Существует предание о том как чуваш-музыкант, заворожив защитников осажденной Казани игрой на гуслях, сумел отмерить расстояние до ее стен. Устроив подкоп и взорвав стену, войско Ивана Грозного сумело захватить город.

Музыка в жизни древних чувашей

-Вы знаете, что в основе современной европейской музыки лежит звукоряд из 7 ступеней лада. Но в чувашской народной музыке используется древний пентатонический лад, который состоит из 5 ступеней лада.


-Послушайте, как звучат 7-ступенный и 5-ступенный лады. (Проигрывание нот на инструменте)

-С древних времен чуваши сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные свойства.

-А какие материалы использовались для изготовления музыкальных инструментов? (Древесина, кора, металл, кость, глина, шкуры, гусиные перья, растения)

А из чего делали струны? (конский волос, бараньи кишки, сухожилия)

-Все чувашские музыкальные инструменты делятся на 4 группы: струнные, духовые, ударные и самозвучащие. Распределите эти музыкальные инструменты по группам: скрипка, волынка, колокольчик, свистулька, домра, барабан, трещотка, гусли, флейта, дудочка, бубен, труба, колотушка.

Слайд 4

- А какой музыкальный инструмент пользовался особенной любовью у чувашей? (скрипка). Об этом нам расскажет…

(доклад ученика)

-Самый распространенный музыкальный инструмент это-скрипка (купӑс). Почти в каждой чувашской деревне были мастера по изготовлению скрипок, и ни один праздник не проходил без скрипачей. О скрипке с восхищением говорили: «Чунĕпур, юнĕçук» (Душа есть, крови нет). Чувашская купӑс отличается, прежде всего, размерами, поэтому исполняя музыку, музыкант держал ее иначе. В старину, если музыкант играл сидя, токупӑс держали, опирая на колени, а если музыкант стоял, то инструмент упирали о левую часть груди. Позднее проник плечевой способ игры.

-Инструментарий в чувашской народной музыке очень богат и необычен.

Барабан (параппан) - ни одна свадьба не обходится без этого инструмента. И считается, что этот инструмент оберегает от сглаза и нечистой силы.

Гусли(кĕсле) -укĕсле около 20 струн, корпус изготавливается из клена и ели, иногда применяют вяз, используют металлические струны. Ни одно массовое гуляние не обходилось без гуслей и играли на них все:и старики, и девушки, и дети.

Пузырный инструмент (шăпăр) – его использовали для изгнания нечистой силы. Считалось, что пузырник может колдовать и привораживать силою пузыря.

Колотушка (шакăртма), трещетки (çаттăркка), колокольчики (шăнкăрав) и т. п.- наиболее древние из всех музыкальных инструментов. Некоторые из них трудно назвать собственно музыкальными инструментами, многие из них выполняют лишь сигнальные, шумовые функции.

Слайд 5

Чувашские народные песни и танцы

Песня – самая богатая и развитая область устного народного творчества чувашей. Здесь отразились все стороны жизни народа: и беззаботная веселость молодежи, и глубокие размышления старших поколений о смысле человеческой жизни, тонкая наблюдательность, обычаи, детали быта.

В древности каждый чуваш умел петь, слагать песни и владел музыкальными инструментами. Чаще всего чувашские песни исполняли в несколько голосов, как бы составляя небольшие хоры. По чувашским традициям, в исполнении песен соблюдалось правило, по которому «младшие поют о старших», старейшие пели о божествах.

В чувашских народных песнях говорится

о любви к своей семье, отцу-матери, родне, родине

С древних времен у чувашей сохранилась песня, которую называют гимном чувашскому образу жизни. Она называется «Алран кайми».

Песня рассказывает об образе жизни чувашей.

Послушайте эту песню.

Слайд 6

Фольклорный сюжет чувашской народной песни «Кай, кай Ивана» основан на диалоге девушки с матерью, уговаривающей дочь выйти замуж за деревенского богача Ивана. Но девушка выбирает «комсомольца Хведера».

Послушайте эту песню и определите её характер, насколько она подвижна и ритмична. В песне отчётливо слышен фольклорный напев, привлекающий простотой. Присутствует и сольное пение, и хоровое. Мелодия представляет собой плавное движение вниз по звукоряду.

СЛУШАНИЕ

В историю хоровой культуры Чувашии песня «Кай, кай Ивана» вошла как одна из самых популярных и любимых слушателями молодёжных песен, нередко она используется и как танцевальная музыка.

Слайд 7

Так же, как и у славянских народов, у народов Чувашии есть популярные группы народных инструментов. Это и клавишные, и струнные, и духовые, и ударные. Звучание этих инструментов перекликается с русскими народными. Например, палнай звучит как флейта, а хут купас - как гармошка двухрядка.

Слушание

Слайд 8

-Чувашские танцы обязательно исполнялись под музыку или при хоровом пении. Свои отдельные танцевальные мелодии были для женщин, мужчин, пожилых людей, молодежи и девушек.

Основными особенностями чувашского танца, исполняемого девушками, являются …

нежность, плавность, мягкость движений, ноги не должны отрываться от пола, руки не должны подниматься выше линии глаз

-Давайте посмотрим на чувашский танец в исполнении девушек, так ли это?

Ежегодный фестиваль народной музыкальной культуры, который проводится в Чувашской Республике, называется «Родники России»

Слайд 9