ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА
«Монастырь»
Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25
Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»
Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.
Задачи:
•дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;
• развивать нравственные качества личности;
• сформировать навыки поведения в монастыре;
• развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Задачи:
Личностные
Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.
Метапредметные
Познавательные
Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;
Регулятивные
Работать по плану, сверять свои действия с целью;
Коммуникативные
Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Предметные
Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).
Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийный проектор.
Экран для просмотра слайдов.
Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
Диск с материалами урока. (Презентация).
Индивидуальный раздаточный материал
ХОД УРОКА
Самоопределение к деятельности. Организационный момент
- Сегодня мы с вами откроем дверь в новый мир, и пусть это будет доброе открытие.
- С каким настроением мы будем открывать новые знания вы должны отметить на своём оценочном листе. Если у вас отличное настроение, то закрасьте первый смайлик зелёным цветом, если хорошее, то второй - жёлтым цветом, плохое настроение воспользуйтесь красным карандашом.
Дети разукрашивают смайлики «Светофор», определяют настроение на начало урока.
Подготовка к изучению нового материала.
- Какое это будет открытие, вы узнаете, если выполните работу в группах для это вам нужно на них разделиться.
- У меня на экране появиться группы разбитые при помощи компьютера. Прошу занять места.
Учитель перечисляет группы, дети занимают места в группах (4 группы).
- Перед началом выполнения задания вспомните правила работы в группах.
Дети вспоминают правила работы в группе, слайд на экране.
- Задания для выполнения располагаются на рабочем столе в ноутбуке. Время выполнения 2 минуты.
На экране появляется таймер, дети выполняют задания.
1 группа: Разгадать ребус.
2 группа: Расшифровать слово.
3 группа: Собирает картинку монастыря.
4 группа: объединить слова в одну группу
Монах, монастырь, ряса, колокол, икона, зеркало, свечи, алтарь, изба, человек, дорога, плащ, комната.
- Время истекло. Первая группа, какое слово у вас получилось. Вторая группа. ..
- Третья группа, что у вас было задание собрать пазл. Что изображено на вашем пазле?
- Четвёртая группа получила задание объединить слова в одну группу. Какие слова вы взяли, перечислите (дети перечисляют).
- Как вы думаете, есть ли связь между этими словами и монастырём. (Да).
- Сформулируйте тему урока.
Д: Монастырь.
Учитель вывешивает слово монастырь на доску для составления кластера.
- Какие цели поставим на уроке?
На доске появляются таблички:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ: с понятием монастырь
УЗНАТЬ: что такое монастырь и о жителях
СОСТАВИТЬ: правила поведения в монастыре.
Дети совместно с учителем ставят цели урока.
- В течение урока мы должны решить две проблемы (на слайде).
1. Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?
2. Имеет ли человек право быть монахом?
- На ваших листах, есть мишень, на которой изображена школа. Отметьте на ней свои знания о монастыре.
3. Открытие новых знаний.
- Что такое монастырь?
Ответы детей.
- Где мы можем найти определение слова «монастырь».
Ответы детей.
- Совершенно верно. 1 и 3 группа работают со словарями, 2 и 4 со ссылками, которые располагаются у вас на слайде.
Дети работают в группах со значением слова «монастырь».
- Что такое монастырь?
Учитель по очереди спрашивает группы и приходят к общему выводу (слайд).
- Монастырь – греческое слово. Переводится как келья отшельника, уединенное жилище. Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Бога.
- Монастыри бывают мужскими и женскими. Узнать женский монастырь с первого взгляда очень легко, даже если все его обитательницы находятся в храме или в своих комнатках-кельях. В женских монастырях много цветов и клумб.
- Как же называют людей, которые считают монастырь своим домом?
Ответы детей.
- Кто это такие монахи?
Ответы детей.
- Откройте учебники на странице 80 и прочитайте 2 абзац, где найдём ответ на вопрос.
Дети открывают книги, читают определение, делают вывод.
- Как же называют людей, которые считают монастырь своим домом?
Ответы детей: монах и монахиня.
Учитель вывешивает таблички на кластер: монах и монахиня.
- Сейчас мы с вами посмотрим притчу под названием «Два весла» и ответим на вопрос: «Трудно ли быть монахом?»
ВИДЕО.
- Как вы думаете, трудно ли стать монахом?
- Более подробный ответ на этот вопрос дают авторы учебника на стр. 81-82, 2 абзац со слов монахом.
Работа с учебником.
- А подведём итог после разминки под названием «Хлопай- топай»
Если слово относится к монастырю, то вы хлопаете, если нет, то топаете.
ФИЗКУЛЬТИНУТКА «Хлопай-топай»
Монах – человек, трапезная – столовая, храм - изба, обет – обещание, милостыня – помощь, келья – комната, паломник – странник.
- Подведём итог. Для того чтобы стать монахом, монахиней нужно пройти ряд обрядов.
Учитель вывешивает табличку на кластер слово «ОБРЯД».
- Давайте их перечислим.
Ответы детей: послушание, монашеские обеты: жить в безбрачии и личных вещей (НЕСТЯЖАНИЕ), подстриг.
-Быть монахом – это очень нелёгкий путь. Но самый прямой путь к святости, так как главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись».Так что это можно назвать «Призвание».
Учитель вывешивает на кластер слово «ПРИЗВАНИЕ».
- Что такое «призвание»?
Ответы детей.
- Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, ваш смысл жизни. Каждый должен раскрыть свои возможности и оставить свою хорошую память.
- Монахи люди особенные.
- Как вы думаете, отличается ли одежда монахов от нашей?
Ответы детей. У них отличается одежда от обычной.
- Рассмотрим их облачение и узнаем названия предметов одежды. Внимание на экран.
Видеофрагмент «Одежда монахов».
Учитель вывешивает кластер «ОДЕЖДА»
- У вас на столах есть таблички со словами, выберите те, которые имеют отношение к одежде монаха и прикрепите к нашему кластеру.
- Мы сегодня многое узнали о монастырях и монахах. Монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.
- Для этого в группах вы должны разработать правила поведения и записать на табличках. Но нам нужно поменяться составом команды. У нас на экране появился новый состав команд.
Дети меняются местами, учитель озвучивает состав.
- Время для подготовки 3 минуты.
Самостоятельная работа детей.
- Время вышло. Приступим к обсуждению.
Если с правилом соглашаемся, то на доске появляются таблички с рекомендациями.
Примерные рекомендации:
- громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
- говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
- носить шорты на территории монастыря;
- лицам женского пола находиться без головного убора;
- использование косметики, особенно губной бумаги.
Посещая монастырь соблюдайте следующие правила:
не нарушайте тишину, громко не разговаривайте, не кричите;
соблюдайте чистоту, не мусорите, берегите чужой труд;
одевайтесь благопристойно:
— женщины должны быть в юбках и платках, в одежде с рукавами,
— мужчины в брюках и рубашках с длинным рукавом, а в храм Божий прилично приходить в костюмах,
— в шортах и майках приходить в монастырь недопустимо!!!
В монастыре запрещается:
слушать мирскую музыку;
женщинам приходить в храм и прикладываться к святыне с накрашенными губами;
- Скажите пожалуйста, мы достигли поставленные цели? На слайд
Дети отвечают.
- В течение урока мы должны были решить две проблемы (на слайде).
1. Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?
2. Имеет ли человек право быть монахом?
Дети отвечают.
- У каждого человека своё призвание.
Человек может быть счастливым и в монастыре. Это право выбора любого из нас и мы должны уважать выбор других.
Итог. Рефлексия
- Выберите любое начало предложения и продолжите его.
1.Сегодня я узнал(а)… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я понял(а), что… 5. Теперь я могу… 6. Я приобрел(а)… 7. Я смог (смогла)… 8. Меня удивило… 9. Урок дал мне для жизни…
- Теперь давайте определим уровень ваших знаний о монастыре с помощью мишени.
Учитель проходит и просматривает мишени учеников.
- Я вижу, что ваш уровень знаний повысился.
- А какое настроение у вас в конце занятия. Отметьте его на ваших смайликах.
Напоминаю: Если у вас отличное настроение, то закрасьте первый смайлик зелёным цветом, если хорошее, то второй - жёлтым цветом, плохое настроение воспользуйтесь красным карандашом.
Дети разукрашивают смайлики «Светофор», определяют настроение на начало урока.
Домашнее задание
- Домашним задание: оформить слайд в общей сетевой презентации по теме «Монастыри Тюменской области»
Приложение 1
Тестовые задания:
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) ..у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4.Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
Кластер «Монастырь».
Правила для юного паломника:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10