СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по ОРКСЭ 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс "Монастырь"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по ОРКСЭ 4 класс»

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА

«Монастырь»


Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25

Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского народа; особенностями монастырской жизни.

Задачи:

•дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

• развивать нравственные качества личности;

• сформировать навыки поведения в монастыре;

• развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Задачи:

Личностные

Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

Метапредметные

Познавательные

Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

Регулятивные

Работать по плану, сверять свои действия с целью;

Коммуникативные

Формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.

Предметные

Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).

Необходимое техническое оборудование:

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран для просмотра слайдов.

  • Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

  • Диск с материалами урока. (Презентация).

  • Индивидуальный раздаточный материал

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

- Сегодня мы с вами откроем дверь в новый мир, и пусть это будет доброе открытие.

- С каким настроением мы будем открывать новые знания вы должны отметить на своём оценочном листе. Если у вас отличное настроение, то закрасьте первый смайлик зелёным цветом, если хорошее, то второй - жёлтым цветом, плохое настроение воспользуйтесь красным карандашом.

Дети разукрашивают смайлики «Светофор», определяют настроение на начало урока.

  1. Подготовка к изучению нового материала.

- Какое это будет открытие, вы узнаете, если выполните работу в группах для это вам нужно на них разделиться.

- У меня на экране появиться группы разбитые при помощи компьютера. Прошу занять места.

Учитель перечисляет группы, дети занимают места в группах (4 группы).

- Перед началом выполнения задания вспомните правила работы в группах.

Дети вспоминают правила работы в группе, слайд на экране.

- Задания для выполнения располагаются на рабочем столе в ноутбуке. Время выполнения 2 минуты.

На экране появляется таймер, дети выполняют задания.

1 группа: Разгадать ребус.

2 группа: Расшифровать слово.

3 группа: Собирает картинку монастыря.

4 группа: объединить слова в одну группу

Монах, монастырь, ряса, колокол, икона, зеркало, свечи, алтарь, изба, человек, дорога, плащ, комната.

- Время истекло. Первая группа, какое слово у вас получилось. Вторая группа. ..

- Третья группа, что у вас было задание собрать пазл. Что изображено на вашем пазле?

- Четвёртая группа получила задание объединить слова в одну группу. Какие слова вы взяли, перечислите (дети перечисляют).

- Как вы думаете, есть ли связь между этими словами и монастырём. (Да).

- Сформулируйте тему урока.

Д: Монастырь.

Учитель вывешивает слово монастырь на доску для составления кластера.

- Какие цели поставим на уроке?

На доске появляются таблички:

ПОЗНАКОМИТЬСЯ: с понятием монастырь

УЗНАТЬ: что такое монастырь и о жителях

СОСТАВИТЬ: правила поведения в монастыре.

Дети совместно с учителем ставят цели урока.

- В течение урока мы должны решить две проблемы (на слайде).

1. Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?

2. Имеет ли человек право быть монахом?

- На ваших листах, есть мишень, на которой изображена школа. Отметьте на ней свои знания о монастыре.

3. Открытие новых знаний.

- Что такое монастырь?

Ответы детей.

- Где мы можем найти определение слова «монастырь».

Ответы детей.

- Совершенно верно. 1 и 3 группа работают со словарями, 2 и 4 со ссылками, которые располагаются у вас на слайде.

Дети работают в группах со значением слова «монастырь».

- Что такое монастырь?

Учитель по очереди спрашивает группы и приходят к общему выводу (слайд).

- Монастырь – греческое слово. Переводится как келья отшельника, уединенное жилище. Слово «монастырь» обозначает обитель (от глагола «обитать»), в которой живут люди, удалившиеся от общества и посвятившие себя служению Бога.

- Монастыри бывают мужскими и женскими. Узнать женский монастырь с первого взгляда очень легко, даже если все его обитательницы находятся в храме или в своих комнатках-кельях. В женских монастырях много цветов и клумб.

- Как же называют людей, которые считают монастырь своим домом?

Ответы детей.

- Кто это такие монахи?

Ответы детей.

- Откройте учебники на странице 80 и прочитайте 2 абзац, где найдём ответ на вопрос.

Дети открывают книги, читают определение, делают вывод.

- Как же называют людей, которые считают монастырь своим домом?

Ответы детей: монах и монахиня.

Учитель вывешивает таблички на кластер: монах и монахиня.

- Сейчас мы с вами посмотрим притчу под названием «Два весла» и ответим на вопрос: «Трудно ли быть монахом?»

ВИДЕО.

- Как вы думаете, трудно ли стать монахом?

- Более подробный ответ на этот вопрос дают авторы учебника на стр. 81-82, 2 абзац со слов монахом.

Работа с учебником.

- А подведём итог после разминки под названием «Хлопай- топай»

Если слово относится к монастырю, то вы хлопаете, если нет, то топаете.

ФИЗКУЛЬТИНУТКА «Хлопай-топай»

Монах – человек, трапезная – столовая, храм - изба, обет – обещание, милостыня – помощь, келья – комната, паломник – странник.

- Подведём итог. Для того чтобы стать монахом, монахиней нужно пройти ряд обрядов.

Учитель вывешивает табличку на кластер слово «ОБРЯД».

- Давайте их перечислим.

Ответы детей: послушание, монашеские обеты: жить в безбрачии и личных вещей (НЕСТЯЖАНИЕ), подстриг.

-Быть монахом – это очень нелёгкий путь. Но самый прямой путь к святости, так как главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись».Так что это можно назвать «Призвание».

Учитель вывешивает на кластер слово «ПРИЗВАНИЕ».

- Что такое «призвание»?

Ответы детей.

- Призвание – это ваша неповторимость в этом мире, ваш смысл жизни. Каждый должен раскрыть свои возможности и оставить свою хорошую память.

- Монахи люди особенные.

- Как вы думаете, отличается ли одежда монахов от нашей?

Ответы детей. У них отличается одежда от обычной.

- Рассмотрим их облачение и узнаем названия предметов одежды. Внимание на экран.

Видеофрагмент «Одежда монахов».

Учитель вывешивает кластер «ОДЕЖДА»

- У вас на столах есть таблички со словами, выберите те, которые имеют отношение к одежде монаха и прикрепите к нашему кластеру.

- Мы сегодня многое узнали о монастырях и монахах. Монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

- Для этого в группах вы должны разработать правила поведения и записать на табличках. Но нам нужно поменяться составом команды. У нас на экране появился новый состав команд.

Дети меняются местами, учитель озвучивает состав.

- Время для подготовки 3 минуты.

Самостоятельная работа детей.

- Время вышло. Приступим к обсуждению.

Если с правилом соглашаемся, то на доске появляются таблички с рекомендациями.

Примерные рекомендации:

- громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;

- говорить по мобильному телефону на территории монастыря;

- носить шорты на территории монастыря;

- лицам женского пола находиться без головного убора;

- использование косметики, особенно губной бумаги.

Посещая монастырь соблюдайте следующие правила:

  1. не нарушайте тишину, громко не разговаривайте, не кричите;

  2. соблюдайте чистоту, не мусорите, берегите чужой труд;

  3. одевайтесь благопристойно:
    — женщины должны быть в юбках и платках, в одежде с рукавами,
    — мужчины в брюках и рубашках с длинным рукавом, а в храм Божий прилично приходить в костюмах,
    — в шортах и майках приходить в монастырь недопустимо!!!

     В монастыре запрещается:

  1. слушать мирскую музыку;

  2. женщинам приходить в храм и прикладываться к святыне с накрашенными губами;

- Скажите пожалуйста, мы достигли поставленные цели? На слайд

Дети отвечают.

- В течение урока мы должны были решить две проблемы (на слайде).

1. Может ли жизнь в монастыре сделать человека счастливым?

2. Имеет ли человек право быть монахом?

Дети отвечают.

- У каждого человека своё призвание.

Человек может быть счастливым и в монастыре. Это право выбора любого из нас и мы должны уважать выбор других.

Итог. Рефлексия

- Выберите любое начало предложения и продолжите его.

1.Сегодня я узнал(а)… 2.  Было интересно… 3.  Было трудно… 4.  Я понял(а), что… 5.  Теперь я могу… 6.  Я приобрел(а)… 7.  Я смог (смогла)… 8.  Меня удивило… 9.  Урок дал мне для жизни…

- Теперь давайте определим уровень ваших знаний о монастыре с помощью мишени.

Учитель проходит и просматривает мишени учеников.

- Я вижу, что ваш уровень знаний повысился.

- А какое настроение у вас в конце занятия. Отметьте его на ваших смайликах.

Напоминаю: Если у вас отличное настроение, то закрасьте первый смайлик зелёным цветом, если хорошее, то второй - жёлтым цветом, плохое настроение воспользуйтесь красным карандашом.

Дети разукрашивают смайлики «Светофор», определяют настроение на начало урока.

Домашнее задание

- Домашним задание: оформить слайд в общей сетевой презентации по теме «Монастыри Тюменской области»


Приложение 1




Тестовые задания:

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.


2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.


3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.


4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.







Кластер «Монастырь».

Правила для юного паломника:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



10