- Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга, поприветствуем наших гостей. Сегодня у нас необычный урок, в связи с присутствием гостей. Но я призываю работать не бояться, отвечать, как вы обычно это делаете: активно работать.
Слайд 2 - И начнем мы наш урок с повторения пройденного материала.
- Какой век мы свами изучаем?
- Как называется в истории России период начала 17 века, когда бояре боролись за власть, страна была повергнута в хаос, разруху, голод и болезни. (Смутное время)
-На прошлом уроке мы с вами сказали, что Смутное время заканчивается. Его окончание связано с событием, которое произошло в истории нашей страны в 1613 году? (началось правление новой царской династии Романовых)
Слайд 3 - Кто стал первым царем из династии Романовых? (Михаил Федорович)
-Кто стал следующим царем после Михаила Федоровича? (Алексей Михайлович)
-В каком году это произошло? (в 1645 году)
Слайд 4 Найти соответствие. Ученики по очереди читают и определяют к чему относится утверждение.
Актуализация знаний, объявление темы урока.
- Мы переходим к новой теме. Начнем мы с вами изучать ее с картины Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова».
- Что изображено на картине? (толпа людей)
- Кого мы видим в центре картины? (женщина)
Это одна из самых знатных женщин Москвы XVII в. боярыня Морозова.
-А теперь давайте посмотрим вокруг боярыни, кого мы видим?
-Что чувствуют эти люди по отношению к боярыне Морозовой?
-Какие эмоции выражают лица этих людей?
(Печаль, грусть, страх, ужас, сочувствие, переживание, жалость)
(Безжалостный смех, ликование)
Объявление темы урока.
- Связана картина с драматическим эпизодом истории нашей страны - Расколом общества в 17 веке как бы на две части. Связан этот раскол с православной церковью. Итак, тема урока: «Раскол в Русской православной церкви.»
- Работать сегодня будем в опорном конспекте.
Открывают учебник на стр. 95, записывают.
- Посмотрите, наш конспект также, как и общество в середине 17 века разделилось на две части и у нас две половины.
- Мы с вами уже сказали, что в 1645 году царем становится Алексей Михайлович Романов. При царе (в 1652 году) Алексее Михайлович патриархом (главой) Русской православной церкви становится Никон.
1. Вы видите его портрет на экране и также у вас есть на парте такая же картинка-наклейка, давайте наклеим его портрет, а там, где строка пустая подпишите, патриарх Никон.
С именем этого человека во многом и связан этот раскол в православном обществе. Что же это был за человек?
Читают в учебнике (2-ой абзац сверху).
Пересказывают
- Практически сразу патриарх Никон приступает к церковной реформе.
2. На строчке ниже записываем: Считал необходимым провести церковную реформу.
Он объяснил это так:
Со времен принятия христианства на Руси прошло очень много лет.
- В каком году было принято христианство? (988 год) Какой век? (10 век)
- Реформу начал Никон проводить в 1653 году. Какой век? (17 век)
Сколько лет прошло? (665 лет)
- За это время в церковные обряды вкралось очень много ошибок, которые необходимо исправить. Но многие люди не хотели ничего менять. На защиту старины встал протопоп (старший священник в храме) Аввакум.
1а. Вы видите его портрет на экране и также у вас есть на парте такая же картинка-наклейка, давайте наклеим его портрет, а там, где строка пустая подпишите, протопоп Аввакум.
2а. На строке ниже записываем: Был против проведения церковной реформы.
-А сейчас давайте разбирать, что именно было в этих реформах нового, что не устраивало Аввакума и его сподвижников.
Перемещаемся в левую часть конспекта. Итак, Никон говорил, что церковные книги переписывались на протяжении 600 лет от руки, поэтому там было немало искажений текста. Никон хотел все исправить.
3. Следующим пунктом у вас так и написано: Исправить церковные книги, этого хотел и Никон и Аввакум был не против. Противоречия возникли в вопросе по каким образцам исправлять? Никон предлагал по греческим образцам (записываем на строке), а Аввакум предлагал исправить по старорусским образцам.
-Вы помните, что христианство на Руси пришло из Византии. На Руси Византию обычно называли «Греческим царством».
- Многим людям эти исправления не понравились, священники в новых книгах не узнавали текста.
4. Физминутка!!!
1. Крепко зажмуриваем глаза, открываем.
2. Глазами переводить вверх-вниз, влево-вправо.
3. Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их.
4. -Многие люди привыкли креститься двумя пальцами. Найдите у себя на парте такая же как на слайде картинку-наклейку.
-Куда приклеиваем слева или справа? (справа).
-А там, где строка пустая, подпишите: крещение двумя пальцами.
-Теперь же людей заставляли креститься тремя пальцами. Найдите у себя на парте такая же как на слайде картинку-наклейку.
-Куда приклеиваем слева или справа? (слева).
-А там, где строка пустая, подпишите: крещение тремя пальцами.
- Раньше в храме во время службы несколько человек читали и пели одновременно разные молитвы. Такая служба называлась многоголосием. Во время такой службы в храме стоял гул и трудно было что-либо разобрать.
5. Было многоголосие, часть слова уже написано, куда допишем много, слева или справа? (справа)
- Никон решил ввести вместо многоголосия единоголосие, то есть чтение одной молитвы во время службы.
Это лишь некоторые изменения, были и другие, например, написание слова Иисус, раньше с одной буквой и, а стали писать с двумя. Поклоны земные заменили на поясные.
6. Не только Аввакум, но и очень многие люди встали на защиту старых церковных обрядов. Его сторонников стали называть старообрядцами или раскольниками. Запишите это в свои конспекты. Повторите!!!!
Сторонников Никона называли никонианами. Запишите это в свои конспекты. Повторите!!!!
-А сейчас давайте вернемся к картине «Боярыня Морозова». Скажите к какому течению она относится к старообрядцам или к никонианам?
-А как вы думаете, почему она в цепях? С чем она не согласна? Она не хочет признавать новые реформы. И даже готова пожертвовать жизнью. Судьба этой женщины будет страшной - посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
Многие раскольники, как и боярыня Морозова, отказывались принимать церковную реформу. В знак протеста они устраивали голодовки, поднимали восстание и даже прибегали к самосожжению. Многие старообрядцы бежали в сибирскую тайгу, глухие места Поволжья, на Север, на вольный Дон. Там они обживали и осваивали новые земли, строили свои храмы, где продолжали соблюдать старые церковные традиции и обряды.
-Какова же судьба Никона и Аввакума?
Сам Никон захотел, чтобы церковная власть в России почиталась выше царской власти. За это он был осужден Церковным собором. Осудили его и за раскол в Церкви. Никон был лишен патриаршества и сослан на север в монастырь.
Аввакум за раскольничью деятельность по царскому указу был сожжен вместе со своими сподвижниками. Но его смерть не сломила старообрядческое движение, оно сохранилось и до наших дней.
Закрепление
Рефлексия:
«Листы самооценки».