Урок математики
с элементами финансовой грамотности
в 5 классе
«Путешествие налегке»
ФИО учителя: Акинфиева Татьяна Петровна
Должность: учитель математики
ОУ: МОБУ Увальская СОШ
Предмет: математика
Класс: 5а
Тема урока: Действия с натуральными числами.
Базовый учебник: Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: издание
в pdf-формате : в 2 частях / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков [и др.]. - 4-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2024.
Место в общей структуре курса: глава 2 «Натуральные числа и нуль. Шкалы», §3 «Умножение и деление натуральных чисел», 6 урок по теме.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цели:
Привлечение внимания детей к изучению математики, содействие развитию математических способностей, обобщение и систематизация знаний по теме умножение и деление натуральных чисел
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении:
-формировать у учащихся готовность и способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формировать уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека;
- формировать культуру умственного труда;
- в метапредметном направлении:
- формировать умения организовывать учебную деятельность: постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своего труда;
- формировать умения формулировать гипотезы, приводить аргументы, доказывать свою точку зрения;
- развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
- в предметном направлении:
- изучить правило умножения десятичных дробей;
- рассмотреть примеры умножения десятичных дробей;
- применить знания, умения и навыки в конкретной ситуации.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная.
Техническое обеспечение: рабочие листы, карточки с заданиями, презентация MicrosoftOfficePowerPoint.
Задачи:
1. Уметь применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
2. Уметь сравнивать, сопоставлять, анализировать.
3. Развивать логическое мышление, воображение, внимательность.
4. Воспитывать чувство взаимопомощи в процессе коллективной работы учащихся, чувство уверенности и умение быстро сосредотачиваться на главном.
5. Воспитывать самооценку, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход урока:
I. Организационный момент. Объявление темы. Деление класса на команды. Выбор капитанов команды.
Учитель:
- Ребята сегодня мы с вами проведем необычное занятие по математике. Я хочу вам предложить не просто умножать, делить, складывать и вычитать числа, а попробовать применить эти знания при решении практической задачи. Предлагаю вам разделиться на четыре команды и выбрать капитана команды, для этого вы вытягиваете из коробки листочек, не подглядывайте. Те кто, вытянет красный прямоугольник занимает место с табличкой 1 группа, те, кто вытянет синий – 2 группа, желтый – 3 группа и зеленый – 4 группа.
В команде нужно выбрать одного человека, кто будет вносить полученные в ходе игры данные в рабочие листы, которые лежат у вас на столах. Его же будем считать капитаном команды. В ходе урока будут даны задания, вы все решаете их в тетрадях, сверяете ответы участников группы и вносите результат в рабочий лист. Затем мы сверяем ответы все вместе, группа выполнившая задание верно, получает жетон. Группа, выполнившая задание верно быстрее всех, получает дополнительный жетон.
Участники команды, заработавшей наибольшее количество жетонов, получит пятерки за урок.
Команды, не допустившие ошибок, останутся без домашнего задания.
Готовы? Тогда начинаем. (СЛАЙД 1)
1. Разминка
Мы с вами отправляемся в путешествие, а вот куда и на чем, вам предстоит разгадать. (СЛАЙД 2)
На слайде в левой части вопросы, в правой ответы рядом с буквами. Отвечая последовательно на вопросы и записывая букву правильного ответа, вы получите вид транспорта, на котором мы отправимся в путешествие. Ответ внесите в рабочий лист. Команда, ответившая верно на вопрос, получит жетон.
Вид транспорта: АВТОБУС (СЛАЙД 3)
И так, мы занимаем посадочные места в автобусе и отправляемся в город, который вы должны отгадать. Перед вами несколько фактов об этом городе: (СЛАЙД 4)
1. Приграничный город, основанный в середине 19 века.
2. Он расположился на одной стороне Амура.
3. Государственная граница здесь проходит прямо по реке: на правом берегу Амура кипит китайская жизнь, на левом неспешно идёт русское житьё-бытьё.
4. На территории города находятся музеи: МВЦ «Дом И.А. Котельникова», музей-мастерская народного художника России А. Тихомирова, «Выставочный зал», один из крупнейших парков Дальнего Востока.
Верно, это город Благовещенск.
2. Копилка (СЛАЙД 5)
Нам выделили автобус, но необходимо оплатить работу водителя и купить топливо, а также в связи с тем, что дорога не близкая, нам нужно будет останавливаться для того, чтобы поесть.
Родители сдали деньги на эти нужды. Кто-то принес рублями, а то-то долларами. Что вы знаете о такой валюте, как доллары?
Хорошо. Проверим как хорошо вы умеете считать устно. В рабочих листах необходимо заполнить первую таблицу. Количество купюр/монет каждого вида уже проставлены, вам нужно устно посчитать сумму денег каждого вида и заполнить столбец «Сумма». Вычисляем устно. А затем вычислить сколько всего рублей, копеек и долларов было сдано, для этого в тетрадях записать суммы в столбик, а в рабочем листе, заполнить графы «Итого». Капитан команды, сверившей ответы и заполнившей рабочий лист, поднимает руку.
(Работу первой команды, проверяет учитель)
Сверим результат, если есть ошибки, исправьте их. (СЛАЙДЫ 6,7)
3. Обмен валюты (СЛАЙД 8)
Давайте вместе ответим на вопросы, представленные на слайде:
Как читать таблицу курсов валют? Что означает покупка, а что продажа? (Покупка: обозначает за сколько рублей мы можем купить доллары, евро и т.д. Продажа – это цена, по которой мы будем продавать валюту за рубли)
Сравните значения по строкам, какой можно сделать вывод? (самая дорогая валюта: евро, самая дешевая из представленных – юань)
Сравните значения по столбцам, какой можно сделать вывод? (покупать валюту дороже, чем ее продавать)
Молодцы. А теперь давайте поменяем доллары на рубли. В рабочих листах заполните раздел «Обмен валюты».
Капитан команды, сверившей ответы и заполнившей рабочий лист, поднимает руку.
(Работу первой команды, проверяет учитель)
Сверим результат, если есть ошибки, исправьте их. (СЛАЙД 9)
4. Расходы на топливо (СЛАЙД 10)
Автобус расходует 10 л бензина АИ-92 на 100 км. Расстояние от с. Новокиевский Увал до г. Благовещенск 300 км. Объем бака автобуса 70 л. В начале поездки в баке было 12 литров бензина.
Цены на топливо различного вида представлены в таблице на слайде. Ответьте на вопрос: Сколько рублей будет потрачено на дорогу туда и обратно, если за работу водителю автобуса необходимо оплатить 7000 рублей?
В рабочих листах заполните раздел «Расходы на дорогу».
Капитан команды, сверившей ответы и заполнившей рабочий лист, поднимает руку.
(Работу первой команды, проверяет учитель)
Сверим результат, если есть ошибки, исправьте их. (СЛАЙД 11)
Можно ли сразу заправить автобус, чтобы хватило бензина на весь путь?
5. Физкультминутка (СЛАЙД 12)
Мы преодолели полпути, пора размяться.
Едет, едет наш автобус
Крутит, крутит колесом (сидя, руки вытянуть вперед, круговые движения кулаками)
Едет, едет наш автобус
Дворниками вжик-вжик (Сидя, параллельно двумя руками – влево/вправо)
Остановка. Остановка.
Дружно поднимаемся, на улицу спускаемся (встали, шаги на месте)
Двери открываются (руки разводим в стороны)
Двери закрываются (руки сводим вместе перед собой)
Разминаем руки, плечи, (круговые движения плечами)
Чтоб сидеть нам было легче,
Голова устала тоже (повороты головой)
Так давайте ей поможем (наклоны головой)
Ну вот, немного размялись, пора подкрепиться, и двигаться дальше…
6. Расходы на еду (СЛАЙД 13)
Идем в придорожное кафе. 20 детей и 2 сопровождающих.
Перед нами (на слайде меню)
7 человек купили борщ, картофельное пюре, котлету куриную и компот;
12 человек купили борщ, макароны, котлету рыбную и компот.
Остальные участники группы купили гречку, котлету куриную и компот
Сколько денег потрачено на обед в придорожном кафе?
В рабочих листах заполните раздел «Расходы на обед».
Капитан команды, сверившей ответы и заполнившей рабочий лист, поднимает руку.
(Работу первой команды, проверяет учитель)
Сверим результат, если есть ошибки, исправьте их. (СЛАЙД 14)
7. Расходы на входные билеты (СЛАЙД 15)
Сколько денег потратит группа на билеты в аквапарк, если автобус из с. Новокиевский Увал выехал в 6.30, ехал со средней скоростью 60 км/ч, при этом было две остановки по 30 минут? (выезд домой запланирован не позднее 17 часов). Виды билетов представлены на слайде.
В рабочих листах заполните раздел «Расходы на входные билеты».
Капитан команды, сверившей ответы и заполнившей рабочий лист, поднимает руку.
(Работу первой команды, проверяет учитель)
Сверим результат, если есть ошибки, исправьте их. (СЛАЙД 16)
8. Подведение итогов. Дополнительные расходы (СЛАЙД 17, 18)
В аквапарке ребята покупали лимонад и сладости на 11815 рублей.
Заполните в рабочих листах раздел «Подведение итогов»
Капитан команды, сверившей ответы и заполнившей рабочий лист, поднимает руку.
(Работу первой команды, проверяет учитель)
Сверим результат, если есть ошибки, исправьте их. (СЛАЙД 18)
Давайте подумаем, достаточно ли этих средств для того, чтобы поужинать? На каких расходам следовало сэкономить?
9. Рефлексия.
Как вы считаете, нужны ли вам знания, приобретенные на сегодняшнем уроке?
Как видите, математика очень важна в реальной жизни, для того, чтобы планировать свой бюджет людям необходимо обладать логическим мышлением и иметь хорошие вычислительные навыки.
10. Считаем жетоны. Учитель объявляет команду-победителя. Рефлексия.
Поднимите красную карточку, если было сложно, розовую, если было интересно, хотя немного сложно, и зеленую, если было интересно и легко.
Все хорошо потрудились, спасибо за урок.