Сценарий утренника «Война грибов с ягодами»
Составила – Довгаль Ирина Владимировна, учитель начальных классов
Учитель – Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
- Человек многим обязан природе, лесу.
Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
1ученик – Лес – это наше богатство!
2 ученик – Лес – это зелёный наряд нашей Земли.
Там, где лес, всегда чистый воздух.
3 ученик – Лес – это дом для зверей и птиц.
4 ученик – Лес – это наш друг; задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
5 ученик – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Учитель - Сегодня мы совершим путешествие на лесную поляну. И не просто на лесную полянку, а на сказочную лесную полянку. Много интересного можно там увидеть.
– А какое же путешествие в сказку без сказочных героев?
Жили – были сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
/Звучит музыка. Выходят /
Песня
Алёнушка – Смотри, братец Иванушка, какой денёк хороший: солнечно, тепло. Давай в лес пойдём за грибами да за ягодами.
Иванушка – Пойдём, Алёнушка!
Алёнушка – Здравствуй, лес!
В твоей тени
Тихо и прохладно.
Ты нам ветку протяни
Словно руку, ладно?
Иванушка – Покажи ты нам свои
Заросли густые.
Проведи ты нас в свои
Закрома грибные.
Алёнушка и Иванушка вместе – Мы пришли издалека!
Ты нас, лес, не бойся!
Наша вот тебе рука,
Ты нам, лес, откройся!
Звучит музыка. Выходит
6 ученик – Здравствуй, лес!
Здравствуй, лес, зелёный лес,
Полон сказок и чудес,
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель – А вас можно в лес пускать?
Вы умеете вести себя в лесу?
А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Лес – Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовётся, друзья –
Тут все деревья от «А» и до «Я».
Учитель – А лес решил нам загадать загадки. Помогите ему, Алёнушка и Иванушка. А ребята должны отгадать «Что это за дерево»?
Алёнушка – Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Берёза)
Иванушка – Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не берёзы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ель)
Лес – Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель)
Алёнушка – Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива)
Иванушка – Дерево чудесное,
Листья интересные –
Верочки, веерки,
Белой свечкою цветки. (Каштан)
Лес – Летом знойным зацветёт –
Сразу пчёл к себе зовёт.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар…
Кто-то дерево узнал? (Липа)
Алёнушка – Не берёза, не сосна –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
Иванушка – Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну, а ягоды вкусней. (Рябина)
Лес – Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (Жёлудь. Дуб)
Песня «Добрый лес»
7 ученик – Хорошо в лесу зелёном!
Травы стелются ковром,
А резные листья клёнов
Укрывают нас шатром.
Мы идём лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам.
Пахнет травами и хвоей,
Бродят тени по стволам.
8 ученик – Мы заметим муравейник
И большой замшелый пень;
Мы зайдём в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень тень.
Возле пня растёт кислица,
В травах ландыши цветут,
Перепархивают птицы,
Заливаются, поют!
9 ученик – Огонёчки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку,
Поглядим на танец пчёл.
Танец пчелок
Алёнушка – Я иду по зелёному лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Иванушка – Они шепчут: не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни,
Мы для сердца – живая отрада,
Украшенье родимой Земли!
Песня «Прогулка»
10 ученик – Сквозь иглы тёмной хвои
Весенний лился свет,
Я шла лесной тропою
И вдруг нашла букет –
Букет лесных фиалок
Лежал на старом пне.
И стало мне их жалко,
И грустно стало мне.
11 ученик - Цветы уже увяли,
Поникли лепестки.
Зачем же их сорвали,
Сломали стебельки?
Казалось мне, я слышу
Фиалок слабый стон,
Он делался всё тише,
Но сердце ранил он.
Дети все вместе – Мы не будем рвать цветы –
Это капли красоты!
Пусть они растут, цветут,
Радость нам они несут!
Учитель – Дорогие ребята! Мы прошли с вами лесной тропинкой и оказались на поляне. Как здесь чудесно!
Звучит музыка. Голоса птиц.
Учитель – Щебечут птицы, над цветами порхают бабочки и стрекозы, жужжат шмели, под листьями прячется сладкая душистая ягода – земляника.
Алёнушка – Приходи, летечко,
Принеси грибов берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.
Приходи, летечко,
Приходи, тёплое!
Звучит музыка. Выходит Лето.
12 ученик – Идёт, шагает. Песни распевает.
В руках лукошко, В лукошке грибочки.
Черника, малинка
И красная калинка.
Игра с Летом
Ведущий – Красным летом всего в лесу много – и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают.
Песня «Калина – малина»
Ведущий - А гриб – боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается.
Гриб – Боровик - Вишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почёте, а нынче никто на нас и не посмотрит! Постой же.
Ведущий – Думает боровик, всем грибам голова.
Гриб-Боровик – Нас, грибов, сила великая – пригнём, задушим её, сладкую ягоду!
Ведущий – Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал на помочь скликать.
Гриб-Боровик – Идите вы, волнушки, выступайте на войну.
Ведущий – Отказалися волнушки.
Волнушки - Мы все старые старушки, не повинны на войну!
Гриб-Боровик – Идите вы, опёнки!
Ведущий - Отказалися опёнки.
Опёнки – У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
Гриб-Боровик – Эй, вы, сморчки! Снаряжайтесь на войну!
Ведущий – Отказалися сморчки, говорят.
Сморчки – Мы старички, куда уж нам на войну!
Ведущий – Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом.
Гриб-Боровик – Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Ведущий – Откликнулись грузди с подгруздками.
Грузди – Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Ведущий – Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами вздымается, грозная рать подымается.
Песня «Грибы»
Нас в лесу одна семья,
Все родные, все друзья,
Гей, гей! Ох-хо-хо!
Все родные, все друзья,
Тут и белые грибки,
И свинушки, и сморчки.
Гей, гей! Ох-хо-хо!
И свинушки, и сморчки.
И лисички хороши,
И маслята – крепыши.
Гей, гей! Ох-хо-хо!
И маслята – крепыши.
Грузди тоже тут как тут.
Рядом рыжики растут.
Гей, гей! Ох-хо-хо!
Рядом рыжики растут.
Вот один на целый бор
В красной шапке мухомор.
Гей, гей! Ох-хо-хо!
В красной шапке мухомор.
Вот опята у пеньков,
Ну, а всех не счесть грибков.
Гей, гей! Ох-хо-хо!
Ну, а всех не счесть грибков.
«Грибы» начинают продвигаться ближе к центру зала, но тут внезапно выбегает на середину «Ягодка – земляничка».
Травка – Ну, быть беде.
Ведущий – Думает травка.
Мухомор – Ишь. Ты, вылезла!.. Красуется… Подумаешь! Я ещё краснее, чем она. И шапочка у меня в белую крапинку раскрашена. А какой я высокий да стройный! Не то, что она – коротконожка!
Земляничка - /обиженно/ - А я и не одна, нас много разных ягод! И голубика, и черника, и калина, и малина, да всех и не перечесть! Ау! Ау! /Кличет подружек, приложив руки ко рту/ Ягоды красные, синие, чёрные! Идите скорей сюда! Покажем грибам, кто из нас лучше да вкуснее, они или мы!
Песня « Калина – малина»
Ведущий – А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара – широкие карманы.
Звучит музыка. . собирает грибы, ягоды.
Увидев великую Груздеву силу, ахнула, присела, и ну грибы брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки – в кадушки, опёнки – в бочонки, сморчки – в бурачки, груздки – в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку: его пронизали, высушили, да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
Учитель – Какие же грибы собрала Варвара?
Лето – Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки)
Алёнушка – Очень дружные ребята
У пенька живут … (Опята)
Иванушка – Где хвоинок многовато,
Поджидают нас … (Маслята)
Игра
Учитель - А какие ягоды собрали?
Лето – На кусточке в саду
Я её всегда найду.
«М» прибавь, Алинка,
Та ягодка… (Малинка)
Алёнушка – Хоть она красна на вид,
Но слегка она горчит.
На болоте среди кочек
Ты найдёшь её, дружочек. (Клюква)
Иванушка – Красная и белая,
Вкусная, спелая.
И черна она бывает.
Кто её здесь угадает? (Смородина)
13 ученик – Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок.
Положили бережно в кузовок.
14 ученик - Ну, а спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, - станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится – спать пора.
15 ученик – Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю.
По живому букварю.
16 ученик – Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой.
17 ученик – Обучает жить в труде
И по справедливости,
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
18 ученик – Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно!
Учитель – Вот и закончилось наше путешествие на сказочную поляну. Много интересного мы здесь узнали и запомнили. А теперь нам надо попрощаться с лесом.
Алёнушка – До свиданья, крымский лес!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем!
Иванушка – До свиданья, милый лес!
Полный сказок и чудес!
Добрый лес!
Учитель – Вот и окончен 2 класс. Наступает лето. Лето – пора самых продолжительных школьных каникул, время чудесных встреч и поездок. Время загородных лагерей, дач, тёплого моря. Лето – время тёплых дождей и жарких полдней. Время купания, шумных игр. Время удивительных по красоте встреч с природой, лесом, лугом, рекой, морем. Желаем всем хорошо отдохнуть, набраться новых сил.
Песня
Музыка. Уход детей в класс.
9