Сценарий вечера «Добрым людям на загляденье»
Цель: познакомить с многообразием декоративно- прикладного искусства на территории России; с географией народных промыслов.
Задачи: развивать творческий потенциал личности; формировать уважительное отношение к своей родине, людям; расширить знания об обычаях русского народа.
Оборудование: на столе выставка изделий народного промысла России.
На сцене два ученика в русских костюмах, в руках держат каравай.
*Звучит фонограмма колоколов.
1ученик:
Откуда начинается Россия?
С лозинки, что сбежала с речки синей?
А может начинается с крыльца?
Иль с поля, где пшеница раскачалась?
Откуда бы она не начиналась ,
Любви к России нет у нас конца!
2 ученик:
Россия, где она кончается?
Найди конец, чтоб клином свет.
Россия в сердце начинается,
А в нем конца и края нет.
*Слайд с изображением красоты разных уголков России.
1 ведущий:
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа.
Удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей.
Послушаешь знаменитые ростовские звоны.
Прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского человека .
И когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы.
2 ведущий:
Сегодня мы с вами узнаем о великой нашей России, о творениях наших умельцев.
Знакомство с народными промыслами России мы начинаем с Золотой Хохломы.
*Под музыку выходят ученики в руках у них изделия из Хохломы.
1 ведущий:
Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в Керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки. Дело дошло и до посуды.
2 ведущий:
Из дерева вырезал себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди птиц прилетела к нему жар-птица. Он ее тоже накормил пшеном, когда она улетела, в благодарность за доброту взмахнула жар-птица крылом, коснулась его посуды и стала она золотой.
*Дети читают стихи.
1 ученик:
Простые по форме,
А радуют взор.
Богат и наряден
Чудесный узор.
2 ученик:
По золоту фона
Затейливой змейкой,
Орнамент здесь вьется,
Попробуй, сумей-ка!
3 ученик:
А где-то кудрины
По черному полю
Мерцают, как звезды
В небесном раздолье.
4 ученик:
Еще характерен для
Всей Хохломы,
Чудесный рисунок
Волшебной травы.
1 ведущий:
Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь:
посуду, прялки, шкатулки, братину ( Братина – это посуда, которую подавали на стол с щами, да кашей, по особым случаям)
2 ведущий:
В больших количествах изготовляли ложки. Ложка использовалась в качестве подарка. Они использовались и используются, как музыкальные инструменты.
Выступают « Ложкари»
1 ведущий:
Когда-то на правом берегу Клязьмы, по сухопутной дороге к Нижнему Новгороду, лежала монастырская слобода Вохна. Так она называлась по имени речки. Известным это место стало с 1382 года по другому названию – Павловское.
Старинное село Павлово славилось умелыми ткачами. Здесь ткали из шелка, из шерсти. Изделия получались красивые добротные.
2 ведущий:
Именно здесь и создавали русские умельцы удивительные платки с набивными яркими цветами на черном, вишневом и кремовом поле. У платков есть простое название «павловские» (Ведущая снимает с плеч павловский платок). Искусство цветочного орнамента павловского платка уходит в далекое прошлое. Резчики набойных досок создавали неповторимые художественно-растительные узоры. Эти узоры и отпечатывали на ткани, с досок мастера – набойщики переносили рисунок на платок. Павловский платок становился не просто предметом одежды, а произведением искусства.
Сколько было смелого уменья,
Как приветлив был и точен взор,
Чтоб одной игрой воображенья
Дать неповторяемый узор.
Танец с павловскими платками.
На сцену выходят ученики, в руках у них Дымковские игрушки.
Чем знаменито Дымково? Она глядит не прянично,
Игрушкою своей Ликующе и прянично,
В ней нет света дымного, В ней молодость изюминка
А есть любовь людей. В не удаль и размах.
В ней что-то есть от радуги, Сияйте охра с суриком.
От капелек росы По всей земле в домах
В ней что-то есть от радости От дымковской игрушки
Гремящей как басы. Идет тепло и свет.
Он не иссякнет десятки, сотни лет!
1 ведущий:
Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Хлыново – так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названьем «свистунья»
2 ведущий:
А почему свистунья? Послушайте, что об этом говорит легенда. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный соловей – разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины и в страхе бежали.
1 ведущий:
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – Свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Выступают дети со свистульками.
2 ведущий:
Как две радуги – брови,
Губы – маки,
Пунцовый наряд.
И румянцем: свежее моркови,
Глянцевые щеки горят.
1 ведущий:
Ну что, узнали? Это наша матрешка. Ей более 100 лет. А начиналось все вот так. В конце прошлого 19 века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку – игрушечного лысого старика. Кукла раскрылась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную игрушку – куклу.
2 ведущий:
Так появилась всеми любимая матрешка. Считалось, что матрешка приносит удачу, мир в семье и счастье. По-разному расписывают их художники, но радость они доставляют всем огромную.
Дети исполняют частушки.
Мы веселые матрешки, Я – матрешка смелая,
Любим петь и танцевать, Самая умелая.
У нас розовые щечки, Круглолица и румяна,
Губки алые горят. В сарафан одетая.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
2 ведущий:
Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо это видеть и знать.
Просмотр слайдов – изделия Гжели, Жостова, Палеха, ростовской финифти и т.д.