Сценарий викторины по лексической теме «Транспорт» в подготовительной логопедической группе ДОУ
Программное содержание:
Уточнить знания детей о транспорте, его видах, предназначении и использовании людьми.
Закрепить названия транспорта, умение знать и называть общие и отличительные особенности.
Закрепить правила дорожного движения, названия и предназначение дорожных знаков.
Добиваться чёткого произношения звуков, полного ответа,
учить выслушивать ответы товарищей, дополнять.
Учить детей делиться на команды и работать сообща.
Предварительная работа:
Беседа о транспорте, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Чтение произведений, просмотр фильмов, альбомов о транспорте.
Д/игры «Парочки», «Кто и на чём работает?», «Что у чего?», «Что лишнее?»
Загадывание, придумывание загадок, составление рассказов и загадок по схеме.
Изготовление контуров разных видов транспорта, атрибутов, схем для составления рассказов и загадок.
Слушание фонограммы «Звуки транспорта»
Оборудование:
Электронная презентация «Транспорт и правила дорожного движения», «Звуки транспорта»
Картинки с изображением различных видов транспорта
Разрезные картинки с изображением автомобиля, поезда
Приложения с заданиями
Сладкие сувениры участникам
Ход викторины
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем викторину. За каждый правильный и точный ответ команда получает значок. Побеждает та команда, которая наберёт набольшее количество значков.
Напомним правила игры:
1. Выполнять задания быстро, по времени, отведенному ведущим.
2. Отвечать на вопросы только после того, как выслушали все задание до конца.
3. При выполнении заданий нельзя выкрикивать ответы и мешать отвечать соперникам.
Команды готовы показать свои знания и умения, проявить смекалку, находчивость?
Тему сегодняшней викторины и состав команд вы узнаете, выполнив первое задание.
1 задание
«Собери картинку»
На столе разложены разрезные картинки, из которых вам нужно будет составить две картины. (Дети выполняют задание за столами).
Воспитатель: Внимательно рассмотрите картины и скажите, что общего у предметов, изображённых на них (Общее то, что предметы, изображённые на картинах – транспорт).
Воспитатель: Правильно, и тема нашей сегодняшней викторины – «Транспорт».
У нас образовалось две команды: команда детей, которая сложила картину с изображением автомобиля и команда детей, которая сложила картину с изображением поезда. Поприветствуем команды аплодисментами! Занимайте свои места.
Воспитатель: Вам надо придумать название своей команде, так чтобы оно было связано с собранной картинкой и выбрать капитана. ( «Весёлый паровозик» и «Жёлтый грузовичок»)
2 задание
«Название команды»
(Дети называют свои команды, объяснив при этом, почему так назвали).
3 задание
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Теперь проверим, сможете ли вы по звуку определить, какой транспорт ездит по улицам нашего города.
Логопед по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь в звуках города!
Воспитатель: Различный транспорт перевозит
Людей и грузы каждый час,
И по горам, и в деревнях,
И под землёй и на морях,
В пустыне, даже в небесах.
Какие виды транспорта вы знаете?.
(Поочередные ответы детей: воздушный, наземный, водный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный.)
Воспитатель: Правильно и следующее задание связано с классификацией транспорта.
4 задание.
« Найди лишнее»
Воспитатель: Найдите лишние картинки и объясните, почему вы так считаете.
Каждой команде выдаются конверты, в которых находятся листы, с изображением различного вида транспорта одной группы, один вид – лишний. (Команды выполняют задание).
Воспитатель: Замечательно, вы быстро справились с заданием. Объявляем физкультминутку!
Физкультминутка. Любой транспорт передвигается: по воде – водный, по суше – наземный, по воздуху – воздушный. Есть ещё и подземный транспорт – метро. Я называю вид транспорта, а вы показываете определённые движения. При названии водного транспорта – вы плывёте, при названии воздушного – вы летите, при названии наземного – «крутите» руль машины. (Логопед называет: ракета, корабль, автобус, троллейбус, пароход, вертолёт, самосвал, яхта, самолёт, бензовоз, грузовик, дети показывают соответствующие движения) .
5 задание.
«Кто управляет транспортом?»
(Команды вспоминают название профессий, связанных с управлением транспортом и по очереди называют их).
Логопед: Молодцы, вспомнили все профессии, связанные с транспортом! А теперь отгадайте загадки о транспорте. За каждый правильный ответ команда получит по значку.
ПЕЗЕНТАЦИЯ
Перелетая океан,
Он достигает дальних стран. САМОЛЁТ
Стрекоза гудит большая
Кресла мягкие для вас
И пилоты – высший класс! ВЕРТОЛЁТ
Тучек нет на горизонте
Но раскрылся в небе зонтик!
Через несколько минут
Опустился … ПАРАЩЮТ
Садясь в него, мы едем все
На нашу дачу по шоссе. МАШИНА
Еду в нем на верхней полке
К морю, к солнышку, на юг.
А колеса без умолку:
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! ПОЕЗД
Руль держи, крути педали
И езжай в любые дали! ВЕЛОСИПЕД
Весь день домой и на работу
Возить людей его забота. Автобус
Кто так сильно тарахтит
И быстрее ветра мчит?
Скорость – просто чудеса,
А всего два колеса! МОТОЦИКЛ
Под капитанскою рукой
Проходит морем и рекой Корабль
6 задание
Воспитатель: Упражнение «Закончи предложение». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его по очереди.
- На дороге играть… в мяч, кататься на велосипеде (запрещается).
- По тротуару пешеходам…ходить (разрешается).
- Переходить дорогу…по пешеходному переходу (разрешается).
- На красный сигнал светофора… движение (запрещается).
- На жѐлтый сигнал светофора… движение запрещается и предупреждает нужно (ждать).
-На зелѐный сигнал светофора… движение (разрешается).
-Переходить улицу…перед близко идущей машиной( запрещается).
- Идти по правой стороне тротуара (разрешается).
9 задание
Конкурс для капитанов команд «Жёлтый автобус».
Капитанам выдаются конверты, в которых находятся семь желтых автобусов разного размера. Нужно рассортировать автобусы по размеру от самого маленького до самого большого. Игра на скорость выполнения задания.
Логопед: Капитаны достойно отвечали и принесли своим командам дополнительные баллы.
Логопед: Замечательно! Вы отлично знаете все виды транспорта.
Игра «Вопрос-ответ»
А теперь я вас проверю,
И игру для вас затею.
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
– Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». А если нет – молчите.
Вопросы регулировщика:
Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход? …
Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора? …
Знает кто, что свет зелёный, означает – путь открыт,
А что жёлтый свет всегда нам о внимании говорит? ….
Знает кто, что красный свет говорит – дороги нет?
Кто, из вас идя, домой, держит путь по мостовой? …
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? ….
Логопед: Подошла наша викторина к концу. Мы повторили все, что узнали о транспорте и о правилах дорожного движения. И всегда должны помнить о том, что мы должны беречь себя и быть очень внимательными на дороге и на улице!!!!
Слово жюри.
Всем участникам викторины присуждается звание «Знатоки транспорта». Вручается угощение.