КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТТЬТИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Сценарий внеаудиторного мероприятия:
Литературная гостиная
«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд»,
130-летию со дня со дня рождения М. И. Цветаевой посвящается
Цыбульник Л.М.,
преподаватель русского языка и литературы
2022-2023 уч. Год
Цель заседания:
образовательная: расширить знания о жизни поэта, полной драматизма, и творчестве «как формулы – наперед – всей писательской… (и человеческой) судьбы». М. И. Цветаевой;
развивающая: развивать и совершенствовать навыки работы с литературными источниками, аналитико-синтетическую деятельность обучающихся при подборе материала для выступления, умение сравнивать, обобщать, классифицировать материал по теме, развивать навык выразительного чтения художественных текстов;
воспитательная: способствовать в процессе подготовки к заседанию литературной гостиной привитию интереса к культурным, историческим и эстетическим ценностям и традициям России, творчеству поэта, бережному отношению к русскому языку и литературе, к слову, повышению речевой культуры обучающихся, желанию совершенствовать свою речь.
Тип занятия: комбинированное.
Методы обучения:
проблемного, развивающего обучения;
Приемы обучения:
словесные: рассказ преподавателя, беседа-сообщение, историческая справка, работа с текстом, выразительное чтение наизусть, новая лексика;
иллюстративные: словесные иллюстрации к художественным произведениям, портретной галерее окружения поэта в разные периоды жизни и творчества, иллюстрациям к художественным произведениям, музыкальное сопровождение к произведениям;
демонстрационные: презентация к литературной гостиной; учебный кинофильм «Марина Цветаева», фильм «Безымянные дома. Москва серебряного века» (автор Вячеслав Недошивин, 2007 г.);
групповые: групповое чтение отрывков из произведений М. И. Цветаевой; эстетические: портретная галерея современников М. Цветаевой, цветовая гамма произведений поэта;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд», музыкальное сопровождение: «Монолог» на стихи М. Цветаевой; импровизированная выставка книг о творчестве Цветаевой и сборники произведений поэта, иллюстративный материал;
Слово преподавателя. Добрый день, уважаемые студенты. Сегодня мы открываем заседание Литературной гостиной, посвященное 130-летию со дня рождения М. И Цветаевой, поэту, прозаику, переводчику.
У А. С. Пушкина любимым временем года была осень
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Я что связывает поэта Марину Цветаеву, о которой мы будем сегодня говорить, с именем великого Пушкина?
(Ответы обучающихся с места)
Осенью Пушкин поступил учиться в Царскосельский Лицей, осенью закончилась Михайловская ссылка поэта. Осенью родилась Марина Ивановна, осенью ее не стало.
Слайд 1.
Слово преподавателя Это ему, великому поэту Пушкину, она посвятит книгу «Мой Пушкин» к 100-летию со дня памяти. И в ней есть наивные строки по детским впечатлениям. «В красной комнате был тайный шкаф. Но до тайного шкафа было другое, была картина в спальне матери – «Дуэль». Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням – а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый – Пушкин, отходящий – Дантес. Дантес вызвал Пушкина на дуэль, то есть заманил его на снег и там, между черных безлистных деревец, убил.
Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у поэта есть живот, и, – вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо встречалась, – об этом животе поэта, который так часто не сыт и в который Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе. С пушкинской дуэли во мне началась сестра. Больше скажу – в слове живот для меня что-то священное, – даже простое «болит живот» меня заливает волной содрогающегося сочувствия, исключающего всякий юмор. Нас этим выстрелом всех в живот ранили»
Эта картина висела в родительском доме. И, возможно, с тех детских впечатлений рождалась новая поэтическая натура.
Сегодня мы посмотрим фильм, перелистаем фотоальбом, вспомним и прочитаем стихи Марины Ивановны, послушаем стихи, положенные на музыку.
Сегодня собрались студенты первого курса, и гости, студенты старших курсов, которые пришли не только поддержать первокурсников, но и передать опыт бережного отношения к поэтическому слову. На нашем заседании Литературной гостиной вы можете познакомиться с импровизированной выставкой, на которой представлены книги и фотографии поэта. И так, мы начинаем.
Фильм «Безымянные дома. Москва серебряного века» (автор Вячеслав Недошивин, 2007 г.);25 мин.
Слово преподавателя (звучит стихотворение)
Красною кистью рябина зажглась
Слайд 2. Портрет Марины Цветаевой.
Стих-е «Кто создан из камня» - в исполнении обучающейся
Слово преподавателя .М. И Цветаева родилась 26 октября по старому стилю (8 октября по новому стилю) 1892 в Москве в семье искусствоведа, профессора Московского университета И. В. Цветаева.
Первое фото в альбоме — отец семейства.
Иван Владимирович Цветаев, в парадном мундире. Родился он в семье священника. Под руководством отца (мать рано умерла) Иван и трое его братьев должны были пойти по проторенной дороге «поповичей»: духовное училище, духовная семинария. Но по окончании последней Иван решил изменить траекторию жизни и поступил в Медико-хирургическую академию. Из-за состояния здоровья он перешел в Императорский университет в Петербурге на историко-филологический факультет. Дальнейшее его профессиональное развитие шло исключительно по линии классических языков — в 1874 году он даже отправился в Италию для изучения древних местных языков и письменности. Так сын сельского священника стал ученым — в 1877 году его пригласили преподавать латынь в Московский университет. И. В. Цветаев Был дважды женат.
Благодаря первой жене, Варваре Иловайской, круг научных интересов расширился: Иван Цветаев стал изучать не только языки древности, но и собственно материальную культуру первых цивилизаций. Иван Владимирович вошел в историю как основатель Музея изящных искусств (впоследствии — Музей изобразительных искусств А.С. Пушкина).
Слайд 3. Портрет И. В. Цветаева
Второе фото в альбоме семьи Цветаевых . Мама
Слайд 4. Портрет М. А. Мейн.
Мама поэтессы — Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн), получила блестящее домашнее образование, была необыкновенно творчески одарена. Блестяще играла на фортепиано, училась у любимой ученицы Рубинштейна Надежды Муромцевой. А еще она была увлечена живописью, посещала уроки Клодта.
Страстной, эмоциональность материнской натуры передалась и Марине. Марина Цветаева часто вспоминала в дневниках, что мать создала в доме уникальную творческую атмосферу. Это благодаря ее усилиям удалось воспитать дочерей эмоционально восприимчивыми, чуткими. Мария Александровна души не чаяла в детях и активно участвовала в жизни мужа: Марина отмечала, что мама была посвящена во все дела музея, вела переписку, верила и активно поддерживала Ивана Владимировича во всех его начинаниях.
Слайд 5. Марина в детстве
Все в ее жизни происходило стремительно: читать начала в четыре года, первые стихи написала в семь. От матери передалось и музыкальное дарование, но Марине было это дело не по душе. Ее детство прошло в Трехпрудном переулке Москвы и провинциальной Тарусе.
Ты, чьи сны еще непробудны,
Чьи движенья еще тихи,
В переулок сходи Трехпрудный,
Если любишь мои стихи…
Москве, в которой родилась, прошло ее детство, много стихов посвятила Марина Цветаева.
Стих-е «Москва, какой огромный» – в исполнении обучающегося
Стих-е «В огромном городе моем» – в исполнении обучающейся
Слайд 6. Сестры Цветаевы
В 1902 году одаренная девочка отправилась учиться в Европу, в то время и закончилось ее детство. До 1905 года она училась в пансионах Италии, Швейцарии и Германии. Новая атмосфера, европейская школа сильно повлияла на мировоззрение поэтессы: за время учебы в ней выкристаллизовалось самоощущение одиночки. Впоследствии оно разовьется в почти упрямую независимость, бескомпромиссность и полную неспособность примыкать к каким-либо партиям и движениям.
Стих-е «В 15 лет» – в исполнении обучающейся
Стих-е «Моим стихам» – в исполнении обучающейся
Следующая фотография в семейном альбоме – Сергей Эфрон. Муж.
Слайд 7. Марина Цветаева и Сергей Эфрон
Эту фотографию, сделанную в 1911 году, Максимилиан Волошин и получил от Марины Цветаевой. На ее обороте было написано: «Дорогой Макс, вот Сережа и Марина, люби их вместе или по отдельности, только непременно люби и непременно обоих ». А 1912 году Цветаева выйдет замуж за Сергея Эфрона — офицера, интеллигента, джентльмена.
Стих-е «Ты пройдешь на запад» – в исполнении обучающейся
Стих-е «Идешь, на меня похожий» – в исполнении обучающейся
Стих-е «Я вас люблю всю жизнь» – в исполнении обучающейся
Стих-е «Я тебя отвоюю у всех» – в исполнении обучающейся
Стих-е»Вчера еще в глаза глядел» – в исполнении обучающейся
При всей сложности характера Марины Цветаевой он станет ее единственным мужем и лучшим другом. С ним будут связаны у Цветаевой самые лучшие и светлые моменты жизни. В их союзе появится на свет трое детей: Ариадна, Ирина и Георгий.
Стих-е «Есть в стане моем» – в исполнении обучающейся
После революции Сергей Эфрон сделал свой нелегкий выбор: присоединился к армии и идеологии Деникина, и после победы большевиков Эфрону ничего не оставалось, как спешно покинуть «красную» Россию, сбежав в Европу. Сама Цветаева приняла произошедший переворот со всей прозаической ясностью. В новой стране у жены белогвардейца, да к тому же такой «несговорчивой», будущего не было.
Стих-е «Безумье и благоразумье» – в исполнении обучающегося
Накануне отъезда из России 28 апреля 1922 года на Кузнецком мосту Мария Цветаева встретила В. Маяковского и спросила: « Ну- с, Маяковский, что передать от вас Европе?». Маяковский ответил: «Что правда – здесь!» Позднее, 7 ноября 1928 года поздно вечером , выйдя из кафе «Voltairi», на вопрос «Что вы скажете о России после чтения Маяковского? – не задумываясь , ответила : «Что сила – там!»
Стих-е «Маяковскому» – в исполнении обучающегося
Слайд 8. Первый сборник. 19-летняя Марина в кабинете Максимилиана Волошина в Коктебеле.
Эту любительскую фотографию сделал сам Волошин. Перед нами Марина совсем юная влюбленная девушка, переполненная творческим вдохновением и ожиданием невероятного будущего.
К этому времени уже издан ее первый сборник «Вечерний альбом» со 111 стихотворениями. Известно, что издание вышло за счет личных средств. Первые отзывы отечественных критиков в большинстве своем были благосклонными, хотя, конечно, эти стихи ценители зрелого творчества Цветаевой уверенно назовут сырыми и наивными. Сам же Максимилиан Волошин во вступлении к сборнику написал следующее: «Это очень юная и неопытная книга, ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Автор ее владеет не только стихами, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения. Не взрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому».
Стих-е «Над Феодосией угас» – в исполнении обучающейся
Примечательно, что отозвался положительно о сборнике и Николай Гумилев. Положительная поддержка именитых поэтов начинающей свой путь в литературу Марины Цветаевой дала возможность ей определить там свое место, и впоследствии она отмечала, что «первый сборник помог очертить ориентиры творчества, найти взаимосвязь конфликтов земли и неба, быта и бытия».
Появившийся второй сборник — «Волшебный фонарь» — был принят без учета на возраст. Тот же Гумилев был беспощадно прям в своей оценке — он назвал это детище ни много ни мало подделкой на стихи: все там написанное просто копирует темы и идеи первого сборника. Сама же Цветаева и не отрицала преемственность, но просила относиться к двум сборникам как к дилогии, по сути, единому целому, в котором последовательно развиваются одни волнующие ее на тот момент темы и мотивы.
В следующие два года «фирменный» цветаевский стиль небывало крепнет, находит свой голос, звучание — появляются ее знаковые произведения «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной».
Марина Цветаева в 1916 году часто встречается с поэтами города Петра Мандельштамом и Чурилиным. И эта реальные встречи давали возможность думать о несостоявшихся встречах. Воображение переносит Цветаеву в Петербург. Она посвящает Блоку цикл стихотворений.
Из Блока. Как слабый луч – в исполнении обучающегося
Стих-е « К Блоку» – в исполнении обучающейся
Слайд 9. Дочери Аля и Ирина Эфрон.
В 1917 году в семье Сергея и Марины появилась вторая дочь — Ирина. 1920-м в голодной Москве детей стало буквально нечем кормить. Марине Ивановне приходилось делить крохи скудной еды между собой и девочками. Над ней навис ужасающий выбор — кого-то из дочерей нужно было отдавать в приют, что в то время почти неминуемо означало смерть… Ирина умерла, когда ей было всего три года.
Но обеими — зажатыми —
Яростными — как могла! —
Старшую у тьмы выхватывая —
Младшей не уберегла.
Цветаева была на грани отчаянья. Она, мечтая воссоединиться с мужем, писала во возможные инстанции, просила, напоминала о себе.
В 1922 году ей наконец разрешение уехать пришло.
Сначала это был Берлин. Там Марина с десятилетней Ариадной пробыли недолго. Позднее они переехали в Прагу: там в местном университете учился Эфрон. В Чехии они пробудут до 1925 года. Там же появится в их семье Сын Георгий.
После рождения третьего ребенка семья отправилась в Париж.
Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска…
Слайд 10. Европа С дочерью Ариадной. Париж, 1925 г.
«Европейская ссылка» Цветаевой длилась 17 лет, до 1939 года.
Как потом окажется, тот год станет страшным, поворотным. Они вернутся в уже другую страну — окрепшую, признанную мировым сообществом, и, конечно, уже далекую от первых утопических большевистских мечтаний.
Цветаева приехала с потяжелевшим поэтическим багажом — в нем появились «Поэма Конца», и «Поэма Горы», и «С моря», и «Крысолов». Большая часть этого не была опубликована в Европе — темперамент и неуживчивый характер Цветаевой не позволил ей найти настоящих друзей и спонсоров в эмигрантской среде. Поэтесса не любила новую власть, но и заниматься непосредственно политикой, жить в атмосфере тайного заговора и интриг ей было не по душе.
Стих-е «Что мне делать» - в исполнении обучающегося
Стих-е «Если душа родилась крылатой» – в исполнении обучающейся
Стих-е «Зверю – берлога» – в исполнении обучающегося
Слайд 11. В Париже с сыном Георгием
Жизнь эмигрантов Европе была непростой. Эфроны жили небогато: могли позволить себе снимать дешевую комнату где-нибудь в пригороде Парижа. Да и Марина была необщительного характера, с соседями и хозяевами сходилась плохо не могла найти общего языка, а предпринимать усилия над собой ей было противно. Поэтому они часто кочевали по квартирам. Поддерживали их материально некоторые почитатели таланта Цветаевой — в ином случае возвращение на Родину состоялось бы по вынужденным причинам гораздо раньше.
За границей Марина работала не только над стихами, но и прозой. В 1926 году вышла ее статья «Поэт о критике». Цветаеву стали активно приглашать на публичные выступления, творческие вечера, что стремительно увеличило два «лагеря» — поклонников таланта и недоброжелателей-завистников. В знаменитой «программной» статье Цветаева резко прошлась по «давним знакомым» — критикам.
Невзирая на заслуги и регалии отдельных известных людей, она резко высказалась о Бунине (это ему за Есенина), о Зинаиде Гиппиус (ей припомнили Пастернака). Симметричным ответом Бунина на критику Цветаевой стала его громкая оценка эфроновского журнала «Весть»: его назвали «скучным и дурным».
Прозаическое произведение « О благодарности» – в исполнении обучающейся
Слайд 12. Марина Цветаева, 1928 г.
Постепенно поубавилась «шумиха» вокруг имени Цветаевой. Однако к ней почему-то приклеился ярлык «большевичка», хотя прямых оснований на то не было. Косвенной причиной могла стать позиция супруга — он все чаще стал высказываться в пользу советской власти. Позже станет известно, что он начал сотрудничать с НКВД еще в 1931 году.
Слайд 13. Москва Марина Цветаева. Москва, 1939 г.
Возвращение семьи Цветаевой на Родину начинается в 1937 году. Весной в СССР уезжает дочь Ариадна, осенью муж Марины Сергей,Эфрон вслед за ними в 1939 году едет и Марина с сыном. Родина встретила поэта настороженно. По возвращении Марину Цветаеву поселили на даче НКВД в Болшеве. В конце августа 1939-го арестовали Ариадну, в октябре — Сергея Эфрона. Ариадна была осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. При допросах вынуждена была дать показания против отца. В 1949 году была арестована повторно и приговорена к пожизненной ссылке в Туруханский район Красноярского края. В 1955 году ее реабилитировали за отсутствием состава преступления. Вернулась в Москву, где и скончалась в июле 1975 года.
Стих-е «Народ» - в исполнении обучающегося
А Сергея Эфрона расстреляют в октябре 1941-го — об этом Цветаева уже не узнает…
Слайд 14. Марина Цветаева, 1940 г.
Одиночество снова сдавило Марину Ивановну змеиным кольцом — и его удушье было гораздо больнее, чем в «чужой» Европе, ведь в стране советов не было семьи и нельзя было публиковаться. Марина взялась было за привычный труд поэтов — переводы, — но заработанного едва хватало. Надеяться на выход сборника не было смысла — критик Зеленский одной лишь строчкой в своей рецензии перечеркнул литературное будущее: она указывает на «искажение души продуктами капитализма».
«Это поистине был вихрь, водоворот мыслей, чувств, фантазий, ассоциаций. Она могла быть одновременно и во вчера, и в завтра, где-то на погосте в тарусской деревеньке и возле Нотр-Дам, и на наших тихих, булыжных Конюшках, и в Карфагене! Следить за ходом, вернее, за полетом ее мысли было увлекательно и в то же время неимоверно трудно», — писала о Цветаевой автор книги воспоминаний «Скрещение судеб» Мария Белкина, которая виделась с поэтессой после ее возвращения из эмиграции. «В той России, советской России, где мы жили, она была абсолютно не своевременна, ее могли воспринимать только отдельные личности. Это теперь она очень современна, стала всем известна, и ее популярность грандиозна. Так бывает в жизни: творчество воспринимается потом, позже.
Цветаева абсолютно опережала свое время — и формой, и содержанием».
Слайд 15. Война. Заявление в совет Литфонда
В начале войны Цветаева решилась на эвакуацию — сначала она с сыном оказывается в Елабуге, затем в Чистополе. Она просит местные власти оставить ее здесь и разрешить работать посудомойкой. 26 августа 1941 года Марина пишет заявление в Совет Литфонда: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда». Собрание писателей ответило согласием, но до грязной посуды дело не дошло. Цветаева возвращается в Елабугу, к сыну. Там подрабатывает стиркой белья в доме милиционера.
Стих-е «Не нужен твой стих»– в исполнении обучающегося
Слайд 16. Последнее фото
Последнее фото Последняя фотография Марины Цветаевой. 18 июня 1941 года, Кусково. На фото: Марина Цветаева, Лидия Либединская, Мур (Георгий Эфрон), Алексей Кручёных.
Все обрушившиеся ненастья лишили ее жизненных сил — она оказалась загнанной в угол, она устала. Виктория Швейцер, биограф Цветаевой, после разговора с Бродельщиковыми — поэтесса была их квартиранткой — вспоминала: «Она показалась им старой и некрасивой… Одета была неважно… Дома все время носила большой фартук с карманом — “так в нем и померла”, — говорит Анастасия Ивановна (Бродельщикова).
В 1970 году поэт Е. Евтушенко побывал в Елабуге, когда еще не было того надгробного камня, а только колышек с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Цветаева. И у поэта появилось стихотворение «Елабужский гвоздь».
Стих-е «Помнишь, гераневая Елабуга»– в исполнении обучающегося
Слайд 17. Память . Символическая могила
Символическая могила Марины Цветаевой. Елабуга Цветаева покончила жизнь самоубийством 31 августа 1941 года. Похоронили ее 2 сентября на Елабужском кладбище — по словам Бродельщиковых, на похоронах никого не было. Точное место захоронения — неизвестно.
В храме Вознесения Господня у Никитских ворот в Москве. Именно здесь в 1991 году в день пятидесятой годовщины кончины поэтессы была совершена по ней панихида.
Стих-е «Молитва» - в исполнении обучающейся
Слайд 18 . Памятник
Стих-е «Книги в красном переплете» в исполнении обучающегося
Романс на стихи Цветаевой «Монолог»
Подведение итогов
Викторина
1. Сколько лет исполнилось со дня рождения М Цветаевой?
2. В каком году родилась М. Цветаева»
3. Кем был ее отец? Как его звали?
4. Кем была ее мать? Как звали мать?
5.Как звали сестру М.Цветаевой?
6. Кто был мужем М. Цветаевой?
7. Сколько детей было у М. Цветаевой и С. Эфрона?
8. В каком году М. Цветаева покинула родину?
9. В каком году вернулась в СССР?
10. В каком городе оказалась она с сыном?
Литература:
1. Дядичев В. Н. М. И. Цветаева в жизни и творчестве: учебное пособие / В. Н. Дядичев.- 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник « 2019. – 184 с.
2. Цветаева М. И Любви старинные туманы: Стихотворения 191101921 гг. /Ред.-сост. И. А. Курамжина. – М.: Центр-100, 1994. – 160 с. портр. (Из поэтического наследия)
3. . Цветаева М. И. Проза / Сост. и авт. Предисл. и коммент. А. А. Саакянц. – М.: Современник, 1989. – 590 с
4. Цветаева М. И . Стихотворения; Поэмы; Драматические произведения /Сост., подгот. текста, предисл. Е. Евтушенко.; Худож. Т. Толстая. – М.: Худож. лит., 1990. – 398 с.
5. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы / Вступ. ст., сост. и комм. А. А. Саакянц. – М.: Правда, 1991. – 668 с.
6 . Цветаева М. Стихотворения / Вступ. ст. И. И. Бабенко. Т.: ТомСувенир, 2010. – 224 с.
7. Цветаева М. И. Стихотворения / Сост. и авт. Вступ. Ст. Ал. Михайлов; Оформ. В. Белан. – Дополн. переизд. – М.: Дет. Лит. 1990. -191 с.