Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«День птиц»
Сценарий праздника
Учитель биологии: Садовская В.А.
Тамбов 2019 год
Праздник «День птиц»
Цель: способствовать развитию и укреплению интереса к природе родного края, формированию экологической культуры школьников.
Задачи:
- познакомить детей с обычаями и праздниками русского народа, посвященными встрече весны и прилету птиц
- развивать познавательный интерес к птицам и родной природе
- развивать коммуникативные навыки, учебное сотрудничество
- учить ценить и беречь окружающий мир
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.
Оформление : рисунки и поделки детей, костюмы птиц,весны, костюмы персонажей сценки, скворечники, кормушки, декорации для сценки
Ход мероприятия:
Входит девочка, одетая в костюм весны, кружится под легкую весеннюю мелодию. Дети, одетые в костюмы птиц танцуют.
Ведущий 1 Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День- деньской от зари до зари!
Ведущий 2: Здравствуйте ребята! Сегодня праздник в честь наших пернатых друзей -День птиц! Птицы издавна привлекали внимание человека своим мелодичным пением, ярким оперением, стремительными полетами. Птицы – надежные защитники полей от вредных насекомых и грызунов.
Ведущий 1: Начиная с 1923г, школьники нашей страны ежегодно в марте проводят традиционный день птиц. Почему выбран этот месяц подскажет – Русский земледельческий календарь. В нем мы найдем приметы и обычаи наших предков. Как гласит календарь, 9марта в день Обретения главы Иоанна Предтечи- птица гнездо обретает;14 марта день Авдотьи- весновки –зимующие птицы с громким криком и шумом возвращаются к своим гнездам и начинают их ремонт.17 марта- Герасим-грачевник,22 марта-Сороки- главный птичий праздник- с этого дня начинается массовый прилет перелетных птиц, 6мая-Егорьев день -отмечали прилет ласточек и стрижей,15 мая -день Бориса и Глеба- соловьиный праздник
Кто из вас знает загадки о птицах- конкурс загадок
Чик-чирик к зёрнышку – прыг, клюй, не робей кто это? (Воробей)
Далеко мой стук слышится вокруг, червякам я враг, а деревьям – друг. (Дятел)
Окраской- сероватая, повадкой- вороватая, крикунья хрипловатая,
известная персона- это…(ворона)
Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)
Едва возвратится этот певец, в свой на шесте деревянный дворец, как все понимают- весна наступает, а долгой зиме скоро будет конец. (скворец)
Что за весенняя птица, любит за плугом ходить и кормиться -….(грач)
Как стрела летает, мошек поедает…(ласточка)
На вид неказист, зато голосист….(соловей)
В лесу темно, все спят давно. Одна птица не спит, на суку сидит, мышей сторожит…(сова)
Ведущий 2: Весенние праздники отмечали весело и торжественно. Во многих деревнях дети и девушки начинали «кликать весну», собираясь на пригорках и выкрикивая веснянки - дети поют веснянки, водят хоровод
Ведущий 1: Мы весняночку поем
Весну красную зовем. (входит «Весна»)
Я Весна- красна
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход
Присылаю к вам гонца-
Говорливого скворца,
Всюду: в поле и в лесу,-
Людям радость я несу. « Весна» зовет птиц –дети исполняют танец скворцов
Ведущий 2: С птицами связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов .Великие писатели и поэты создавали рассказы, очерки, сказки и стихотворения.
Стихотворение «Жаворонок» В.Жуковского
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий,
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны»
Ведущий 1: 22 марта отмечали православный праздник- День сорока Севастийских мучеников, который в народе называют Сороки- главный птичий праздник. Давно заметили, что вслед за жаворонками и скворцами начинался прилет перелетных птиц. О народных песнях, обычаях и обрядах расскажет фольклерная группа.
Ведущий 2: конкурс со зрителями «Птичьи предсказания»
В старину по приметам определяли погоду.
Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
Ворона кричит зимой – к метели.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
Попробуйте отгадать какая будет погода – тепло, холодно, дождь,ясно:
1 ласточки летают низко к земле, а воробьи в пыли купаются …к дождю
2 соловей поет всю ночь, утром птицы радостно щебечут……будет ясно
3 птицы садятся на землю, а голуби воркуют…. К теплу
4 певчие птицы громко поют…… будет ясно
Конкурс пословиц и поговорок
Скворец – весны…..гонец
Грач на горе - весна на….дворе
Ласточки день начинают, а соловей день…..кончает
Всякая птица свое гнездо…….любит
Слово не воробей, вылетит – не……поймаешь
Лучше синица в руках, чем журавль в…….небе
Конкурс со зрителями «Соловьиная песня»
Наступает весна ,слышится звонкие песни птиц .Ребята попробуем разучить птичьи песенки, вы знаете ,как поет воробей, ворона, петух ,кукушка. Самая нежная и мелодичная песенка у пеночки- веснички:
«твит- твит- твит- твит, тью- тью- тью, тю, виу- ви-ви, ви-ви-ли-фью- фью-тью…»
Песня соловья: «фитчуррр, фи-тчуррр , вадь- вадь- вадь- вадь- вадь-цик! Тю-лить, тю-лить, тю-лить. Клю-клю-клю-клю. Юу-лить, юу-лить,ци-фи, ци-фи , ци-фи. Пью-пью-пью. Ци-фи, ци-фи, чо-чо-чо-ч-чо-чочочочочочовить!, Цицитю-вить, тю-вит, , тю-вит.Пи-пи-пи, клью- клью- клью. Чричичу,чри-чи-чу.ци-вит,клью,клюи»
Ведущий 1: Люди давно обратили внимание на ту помощь, которую оказывают человеку птицы, защищая растения от опасных насекомых. Днем птицы заняты поисками пищи для себя и птенцов, которых они выкармливают в основном насекомыми и их личинками –(выступление уч-ся 8кл) Вот что говорят исследователи:
(показ слайдовой презентации)
.Одна семья скворцов в день съедает до 800 личинок насекомых, а за весь период гнездования – 8000 майских жуков и их личинок (один десяток майских жуков в состоянии уничтожить все растения на площади в один квадратный метр)
Грач за одно лето съедает около 8000 проволочников – злейших вредителей полей.
Кукушка в час съедает до 100 мохнатых гусениц. За лето - это 270 000 штук.
Синица за день съедает насекомых столько, сколько весит сама.. Ласточка за лето вылавливает до 1000 000 мелких мошек и тлей. Мухоловка ежедневно ловит около 350 насекомых, за два месяца это составит 50 000 штук.
Совы и сычи за лето съедают до 1000 мышей (а мышь за лето может съесть до 1 кг зерна). Если посчитать, то получится, что одна сова, за лето сохраняет до одной тонны зерна.Серая куропатка поедает не только семена сорных растений, но и колорадского жука. А воробьи клюют не только крошки, зерно и плоды. Одна пара воробьев за неделю истребляет несколько тысяч гусениц.
Ведущий 2: учащиеся нашей школы проводили наблюдения за птицами и расскажут о своем исследовании.
Ведущий 1: люди обратили внимание, что птицы охотно селятся вблизи человеческого жилья и с давних времен существовал обычай вывешивать дуплянки и скворечники, домики для птиц на высоких шестах. И следуя древнему обычаю- мы установим на территории школы- скворечник. А поселившиеся в нем птицы будут охранять деревья от вредителей и радовать своими песнями.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране
Встречать любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
Быть может, им в чужбине снился
Мой дом среди ветвей густых.
Пусть русское гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Звучит песня «Аист на крыше»
Ведущий 2: А теперь ,ребята ,посмотрите сценку по
рассказу А.Вольского «Птицы помогите!»
Действующие лица: Ведущий; Егорка - добрый примерный мальчик; Михась - злой, хулиган, но под влиянием событий перевоспитывается; Кот; Скворец-отец; Скворчиха; Скворцы для массовых сцен; две Козявки, Хрущи, Гусеницы, Мушки для массовых сцен.
Ведущий. Дети, вот и весна идёт! Потеплело, снег растаял. Скоро птицы с юга прилетят. Нужно подготовиться к их встрече, развесить для них домики, чтобы они могли в них вывести птенцов. Давайте заглянем к кому- нибудь в сад, посмотрим, как там готовятся к встрече птиц. Например, в этот (показывает рукой на декорации садовых деревьев за забором).
Появляется Кот. Он осторожно ступает и заглядывает в старый скворечник (сделан из картона). Отходит от него.
Кот (разочарованно).Зря пришёл сюда чуть свет,
Даже воробьев здесь нет!Мя-а-а!
Кот ложится спать под забором. Появляется Е г о р к а. В его руке молоток, на плече он несёт скворечник и весело напевает.
Егорка.
Я старался что есть сил,
Птицам домик смастерил,
Прилетайте хоть сейчас,
Хватит места в нём для вас,
В нём для вас ...
К Егорке подбегает Михась. Пальто на нём нараспашку, шапка набекрень, из-под нее торчат лохматые волосы.
Михась. Эй, Егор, куда идёшь такой радостный? Это что у тебя на плече?
Е г о р к а. Да вот иду нашим друзьям жильё прилаживать, скоро они с юга прилетят, а домик их уже ждёт. Идём, поможешь мне повесить скворечник.
Михась. Ничего не понимаю. Какие такие друзья прилетают?
Егорка. Разве ты не замечаешь, что весна пришла? Птицы с юга возвращаются.
Михась. Ха-ха-ха!.. Друзей нашёл! А ну проваливай... А не то скворечню твою поломаю. Ещё не хватало работать на них... Дураков нет... Есть занятия поинтереснее. Пойду-ка я Кота за хвост потаскаю..
Ведущий. Кот, услышав такое, удрал.
Михась ищет Кота.
Михась (сердито). Куда этот лентяй подевался? Даром только ест.
Михась сунул руку в карман, и лицо его стало довольным. Из кармана он вынух рогатку.
М и х а с ь. Вот теперь и я пойду готовиться к встрече «друзей». Нужно найти подходящие камушки для моей рогатки. В моём саду есть какой-то старый скворечник. Пусть прилетают «друзья». Я их встречу.
Михась уходит. В это время прилетает стайка скворцов. Они порхают и щебечут (фонограмма).
Скворец-отец (Скворчихе).
Поселимся в старой скворечне С тобой
Счастливой, весёлой и дружной Семьёй.
И вырастим вместе ребят - Наших чудесных скворчат!
Птицы весело щебечут (фонограмма). Появляются Михась и Кот.
М и х а с ь. Ну и орут эти «друзья», оглохнуть можно... Нет покоя... Кот, а ну-ка иди, покажи им свои коготки, чтобы не шумели и меня не бЬспокоили... Кот. Будет сделано, мой повелитель!
М и х а с ь. Так их, крикливых, пусть не галдят...
Кот.
Мяу-мяу-мяу!Как я удал:Всех скворцов Поразгонял!
Кот пытается засунуть лапу в скворечник, но в это время приходит Егорка и отгоняет Кота.
Егорка. Ах, злодей, что ты надумал? А ну прочь от птиц!М и х а с ь. Ты чего это к моему Коту придираешься?Е г о р к а. А чего он птиц обижает?М и х а с ь. А твоё какое дело? Не твой сад! Не твои и птицы! А ну иди отсюда!
Егорка. Хоть сад и твой, а птиц обижать не позволю. А ты, Кот, получишь, если будешь птиц беспокоить.
Кот убегает. Егорка за ним.
Михась (злобно). Это мы ещё посмотрим, как он не позволит. Сейчас я устрою этим птицам весёлую жизнь. Пусть знают, как мне мешать.
Михась берёт рогатку и целится в лоток. Камушек ударяет о стенку скворечника. Птицы с криком вылетают из него. Кружатся в воздухе.
Птицы садятся на дерево возле скворечника и разговаривают между собой. Скворец-отец.
Михась не рад нам - это факт,Раз у него рогатка.Покинуть нужно этот сад:Не будет здесь порядка.
Ведущий. Покинули птицы сад. А время идёт и вскоре
Сад зацвёл,Гордясь убором и красою.В майский деньНад крыльцом и над заборомВсюду вспыхнула сирень.
В один из таких дней в сад прилетели две козявки.
я Козявка. Какой чудесный уголок!Нет ни единой птицы.И огород есть, и садок -Тут жить да веселиться! ,
2я Козявка. Летим скорей!Скорей летим!И всем собратьям Сообщим!
я Козявка. Хрущи, вылазьте из засад!
2я Козявка. Ползите гусеницы в сад! Ведущий. Идут, гудят за рядом ряд!
1я К о з я в к а. Мы будем принимать парад! 2я Козявка. Смелее, наше славное войско! 1я Козявка. Слава нашим воздушным силам! Ура! Гусеницы и Хрущи (хором). Ура-а-а-а! Хрущи. Мы Хрущи,Мы жу-жуки,Мы захватимЭтот сад.Не отступим мы Назад! 1я Козявка. Вперёд, нападай! С другой стороны ползут гусеницы.
Гусеницы (хором).Мы гусеницы славные,Вредим садам исправно мы.Зубастые,Лохматые,Как тигры,Полосатые!Всё на пути своём Источим,Изгрызём!
2я Козявка. Слава нашим гусеничным частям! Хрущи и Гусеницы. Ура-а-а-а...
Михась. Что за шум? Что за скрежет? Откуда вы взялись? Вон отсюда. А ну уходите!
Гусеницы и Хрущи (хором).Всё на пути своём Источим,Изгрызём.
Михась. Ах, вы так! Сейчас я задам вам жару. Кот, за мной! Ведущий. Начинается бой. Беспощадный, не на жизнь, а на смерть! (Кот бросается на насекомых, Михась пытается попасть в них из рогатки.) В е д у щ и й. Но насекомые не обращают на него никакого внимания. Михась (обиженно, плаксиво).Со всех сторон Ползут, летят,Шуршат, жужжат,Грызут, едят.Егорк-а-а, помоги-и-и... Кот.Со всех сторон Ползут, летят.Так нас самих Они съедят!Мя-а-а! Михась устало садится. У него нет сил даже говорить. Он тяжело дышит ивыкрикивает Михась.Сейчас...Немного...Отдохну...Потом...Сначала...Всё...Начну... Появляется Егорка.
Михась (Егорке).Их тысяч...Может...Двести...Не сладить...Нам... И вместе...Я ничему уже не рад...Погибнет сад, погибнет сад? (Плачет.)
Егорка. Как это могло случиться? У тебя же скворцы в саду живут.
М и х а с ь (опускает голову). Нет, не живут. Я в них из рогатки стрелял, и они навсегда улетели.Е г о р к а. Эх ты! Разве можно было так делать? Да не время с тобой говорить! Сейчас я своих друзей позову.Мои добрые друзья!Прилетайте все сюда!Нужно сад скорей спасать!Прилетайте помогать!
Прилетели Скворцы. й Скворец. Фью-фью, так-так!Тревога! ДрузьяВсе - на подмогуСкворец-отец.Погибнуть можно в том саду.Весной здесь из рогатки Стрелял мальчишка гадкий.
М и х а с ь (бросает рогатку и с опущенной головой подходит к Скворцам).Мне очень стыдно перед вами,Я извиненья приношу.Моими станьте вы друзьями,Спасите сад, я вас прошу.Теперь я понял наконец,Что сада лучший друг - скворец.Не бойтесь, птицы, не бойтесь, пожалуйста, я больше никогда не причиню вам зла. Рогатку выбросил я навсегда.Скворец-отец.Ну, если нет рогатки,Тогда вперёд, скворчатки! 2й Скворец. Рогатки нет у Михася.Сюда скорее, стайка вся!Ведущий.Свистят, как ветер, крылья,Скворцы на штурм летят.Живые эскадрильи Пикируют на сад!Скворцы:Не выпустим!Не выпустим Ни одного Живым. Егорка. А гусениц,Тоска берёт предсмертная,Не избежать им кары!Им гибель предначертана От птичьего удара! Ведущий.Без устали клюют скворцы И гусениц, и мушек,Чтоб вдоволь елис вами мы И яблоки, и груши. Скворец-отец.Фью-фью, так-так!Отбой!ОтбойЗакончен бой!Закончен бой!Ведущий. Как хорошо, когда все живут в мире и согласии. ЕгоркаиМихась.Чтобы от вредных насекомых Сады цветущие не гибли зря,Всегда, в любое время года Берегите птиц, друзья!
Ведущий 1. Давайте и мы с вами повторим все вместе: БЕРЕГИТЕ ПТИЦ, ДРУЗЬЯ! Наш праздник завершаем и благодарим всех ребят за участие и подготовку мероприятия.