СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-8 классов «Времена года в поэзии, музыке, живописи»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-8 классов «Времена года в поэзии, музыке, живописи»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 15 Советского района Волгограда»











Литературно-музыкальная композиция

«Времена года в поэзии, музыке, живописи»


Внеклассное мероприятие

для учащихся 5-8 классов

























Литературно-музыкальная композиция «Времена года

в поэзии, музыке, живописи»


Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Ф.И Тютчев.

(Эпиграф на cлайде № 1)


1 ведущий: Родная природа – неисчерпаемый, бесконечный источник творчества. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

(Звучит песня из к/ф «Служебный роман» «У природы нет плохой погоды...»).


2 ведущий:

Четыре времени в году

Природе дарят новизну,

Есть в каждом времени своя

Неповторимая краса.


1чтец:

Прощаясь с зеленью последней,

Печально лето смотрит вдаль.

И лета лик немного бледный

Сменяет облачная сталь.


Лишь иногда в просветах чистый,

Как будто летний небосвод.

Но время ласточкою быстрой

Мелькнет и Осень призовет.


И та придет в свои владенья,

В свои хоромы, в свой черед.

Резным листом кружится время,

А наземь все не упадет.


Вот ветер хладен. Он не шутит:

Проветрит мысли и тела,

Но однолетним травам сути

Нет, не понять. Их жизнь прошла.


Промчалась быстро, промелькнула,

Но ласточки раздвоен хвост:

Ведь Осень раздает посулы –

Но не ответит на вопрос.


2 чтец:

Кончается лето, кончается лето,

И всюду я осени вижу приметы:

Все раньше закаты, все позже рассветы,

И летние краски потеряны где-то.


Сменяется золотом зелени буйство,

Растрепаны мысли, разбросаны чувства –

И хочется лето еще удержать,

И хочется в осень быстрей убежать...


Но жизнь и на миг задержать не дано,

Кончается лето – уходит оно.

(Звучит музыкальная зарисовка „Ноябрь“ из цикла „Времена года“ П.И. Чайковского, слайд № 2 И. Левитан «В лесу осенью»).


3 ведущий: Осень – одно из прекраснейших времен года. Она радует и удивляет разнообразием красок. Золотую осень любят за щедрость, с какой отдает она богатства своих полей, садов; за ясные дни, умытые прохладой, лазурно-голубого неба; за красу лесов, писанных удивительным сочетанием красок: золотой, багряной, желтой, оранжевой, серой, бордовой, что вместе с остатками зелени создает обилие цветовых оттенков.


Листья багряные, желтые, красные –

Все разукрасили в утро ненастное.

Ветер-задира, играя листвой,

В вальсе осеннем кружит над заемлей.


4 ведущий: Осенью природа словно притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомленной. Деревья сбрасывают с себя листву, птицы улетают в теплые страны. Поздняя осень вызывает у человека чувства грусти, печали.

Небо холодное – в тучах;

Хмуры лужайки и чащи;

Слышен в березах плакучих

Ветер, уныло гудящий…

(Звучит концерт № 3 «Осень» А. Вивальди, слайд № 3 К. Моне «Осенняя река»).


4 ведущий: С поэтическими строками перекликаются осенние полотна художников. Одно из них «Долина реки. Осень» И.И. Левитана (слайд № 4 «Долина реки. Осень» И.И. Левитана). В хрустальной осенней ясности сверкает золото листьев, синеет река, пустеет роща…


1 ведущий: Русская зима у поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая, словно сон. Светит солнышко, и переливаются в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг, куда ни посмотришь, бело, красиво.

(Звучит музыкальная зарисовка «Декабрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, слайд № 4 М. Старов «Зимний пейзаж».


3 чтец:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка – зима!


2 ведущий: Зима – волшебница очаровывает природу. Ф. Тютчев пишет: «Чародейкою – зимою околдован лес стоит …» Или у С. Есенина: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» А бывает, что дует злой ветер, заметая пургой все вокруг.

(Звучит музыкальная зарисовка «Февраль» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского, слайд № 5 И. Грабарь «Белая зима»).


4 чтец:

Над землею вьюга, вьюга,

Мчат снежинки друг за другом,

Песни снежные поют,

В зимний терем нас зовут.

Здесь из снега кружева

Вяжет белая зима.

(Звучит русская народная песня «Однозвучно гремит колокольчик», слайд № 6 А. Саврасов «Зимняя дорога»).


2 ведущий: И если поэт описывает природу, то невольно наделяет ее тем чувством, что испытывает сам. Луна в стихах выглядит мрачной, вьюга злится, а утро – доброе и светлое.


5 чтец:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… Погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

(Звучит песня «Русская зима», слайд № 7 Н. Крылов «Зимний пейзаж. Русская зима»).


2 ведущий: Зима красит природу невиданными нарядами.


6 чтец:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распушились кисти

Белой бахромой.

(слайд № 8 И. Грабарь «Февральская лазурь»).


2 ведущий: Многие художники, поэты и композиторы обращались к образу русской березы. Береза, с ее неизъяснимой прелестью во все времена года явилась и для художника И.А. Грабаря своеобразным символом Родины. Его картина «Февральская лазурь» - одно из самых задушевных и самых радующих произведений. Рассказывая историю создания картины, художник вспоминает о том необычайном утре, когда, казалось, что природа «Праздновала какой-то небывалый праздник, праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу». Художнику в полной мере удалось передать перезвоны чистого цвета – цвета, освещенного ярким февральским солнцем неба, снега и серебристого ствола березы.


3 ведущий: Весна - это светлый праздник пробуждения природы. Утром года назвал поэт это время.


7 чтец:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега.

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синее блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.


8 чтец:

Выходят веселые дети

Из шумной школы,

Вплетают в апрельский ветер

свой смех веселый.

Какою свежестью дышит

Покой душистый!

Улица дремлет и слышит

смех серебристый.


Иду по садам вечерним,

В цветы одетым,

А грусть я свою, наверно,

Оставил где-то.

И кипарисы, покрыты

Пыльцою нежной,

Вперили пустые орбиты

В простор безбрежный,

Качая своей утомленной

Главой зеленой.

Апрель, ты несешь нам звезды,

Вешние воды,

Зажги золотые гнезда

В глазах природы!


3 ведущий: Так описывал приход весны испанский поэт Федерико

Гарсиа Лорка. Созвучно такому восприятию и стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Бушует полая вода…»

(Слайд № 9 И. Левитан «Весна. Большая вода»)


9 чтец:

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры

И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном

Так разливаются и блещут,

Что ярким солнечным пятном

По залу «зайчики» трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков

Невинно небо голубеет,

И солнце ласковое греет

В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.


3 ведущий: Насколько перекликаются настроения стихотворения и картины Левитана «Весна. Большая вода». Радостным гимном весне можно назвать и картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Его тонкое ощущение весенней природы – результат многолетних наблюдений. От полотна веет свежестью наступающей ранней весны (слайд № 10 А.К. Саврасов «Грачи прилетели»).


4 ведущий: Приход весны всегда вызывал в П.И. Чайковском необычайное воодушевление и подъем духа, о чем свидетельствуют его воспоминания: «… Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зеленую травку! Как радуешься прилету грачей и за ними жаворонков и других заморских летных гостей!» (слайд № 11 портрет П.И. Чайковского, его слова).


(Звучит музыкальная пьеса Чайковского «Подснежник»).


3 ведущий: Как прекрасна природа весной! Возвращаются из теплых стран птицы, ласково светит солнышко. На земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы. Нежные цветы подснежников тянутся к солнцу (слайд № 12 К. Коровин «Весна»).


10 чтец:

На пороге – весна,

Белый снег потемнел.

Лес очнулся от сна,

Зашумел, загудел.

Прилетел к нам опять

Говорливый скворец.

В гости снова Весна

К нам пришла наконец.

Распустился подснежник

У старой сосны.

Очень хрупкий и нежный

Посланник Весны.


4 ведущий: «Весна-царевна!» «Гостья дорогая!» Сколько радости приносит она людям! Сколько надежд, устремлений оживает в людях весной!

Встречает нас весна цветами,

Дыханьем трав и трелью птиц,

И открывает в нас поэтов

И следопытов и певиц!

(Звучит песня «Журчат ручьи» из к/ф «Весна», слайд № 13 Ф.Э. Рушиц «Весна»).


3 ведущий: Волшебный красочный мир весны изображают композиторы в своих произведениях: журчание ручейка, тихий шелест молодой листвы, щебет птиц.

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

(Звучит отрывок из концерта «Весна» Антонио Вивальди).

11 чтец: Сонет синьора Антонио Вивальди на концерт «Весна».


Приход весны от велика до мала

Приветствуют пичуги громогласно,

Зефирам вторят ручейков хоралы,

Звучащие и нежно, и согласно.


Но вот кристалл сокрыло покрывало

Агатовое: и гремят опасно

Послы весны – грома. И снова ясно,

И снова все вокруг защебетало.


Где плат цветов упал на луговину,

Спит козопас под милый лепет леса,

Пес голову кладет ему на спину.


Свирель журчаньем пролилась в долину,

Где пляской нимфой и пастух-повеса

Кадят весны торжественной зачину.


1 ведущий: Никто не знает, когда наступает лето. Конец весны и лето как сестры-близнецы. Подменились – никто и не заметил.

(Звучит «Ноктюрн» Ф. Шопена).


12 чтец:

Месяц гладит камыши

Сквозь сирени шалаши...

Всё – душа, и ни души.


Всё – мечта, всё - божество,

Вечной тайны волшебство,

Вечной жизни торжество.


Лес – как сказочный камыш,

А камыш – как лес-малыш.

Тишь – как жизнь, и жизнь – как тишь.


Колыхается туман –

Как мечты моей обман,

Как минувшего роман...


Как душиста, хороша

Белых яблонь пороша...

Ни души, и всё – душа!


1 ведущий: Летом всюду привольно. Дышится легко – воздух прогрет и настоян на запахе трав, листвы.


13 чтец:

Березовое кружево,

Ромашковая Русь.

Смотрю в глаза озерные,

Гляжу не нагляжусь.

Мне сладок воздух Родины,

Настой медовых трав,

Цветут ромашки белые,

Под кружевом дубрав.

(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского).


2 ведущий: Как прекрасна природа! Каждое дерево выглядит по-своему красиво. Высокие сосны с ровными стволами, пушистой верхушкой и длинными иголками – такие сильные и стройные! Клены с большими узорчатыми листьями – раскидистые и ветвистые. Как красиво вырезан и разукрашен каждый лист! Березка скромно стоит в своем белом сарафане. Ее гибкие ветки свисают вниз, а листья, как кружева, украшают их.


14 чтец:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивым застежками,

С зелеными сережками (Звучит песня «Во поле березка стояла» в исполнении детей, слайд № 14 ).


1 ведущий: Обращаясь к полотнам русских художников, можно отметить картину И.И. Шишкина «Рожь». Всё в картине проникнуто чувством покоя – летнее небо с медленно плывущими облаками, недвижно стоящие среди поля огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки и голубеющие в золоте ржи васильки, наконец, сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший. Шишкин избирает здесь время дня, подчеркивающее спокойствие в природе,- полдень. Полуденный пейзаж – это образ России. (Слайд № 15 И. Шишкин «Рожь»).


15 чтец:

Яркая зелень июньских лесов

Сменяет собой дни весенних красот,

Манит своей молодою листвою,

Звонкою песней зовет за собою.

(Звучит русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я» в исполнении детей, слайд № 16 Н. Крымов «Деревня летом»).


2 ведущий: Русская природа исцеляет людей своей мягкостью, добротой, красотой. Волшебница-природа делает людей поэтами, философами, мечтателями, заставляет людей распрямляться, высоко поднимать голову, она делает человека лучше, добрее, мудрее.


1 ведущий: Природа наполняет нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой…


Звучит песня «От чего так в России березы шумят» группы «Любэ».