СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внеклассного мероприятия "Русский рок в ритме эпохи" (детский творческий проект)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий заседания музыкального клуба "Меломан" (внеклассное мероприятие "Русский рок в ритме эпохи") создан в рамках реализации проектно-творческой деятельности школьников (при подготовке к олимпиаде по музыкальному искусству). Цель мероприятия - знакомство старшеклассников с историей возникновения и этапами развития русской рок-музыки как социально-культурного явления отечественной культуры ХХ века. Выбранная тематика мероприятия позволяет расширить и углубить содержание предмета "Музыка" в условиях внеурочной культурно-просветительской деятельности. Текст мероприятия дополнен презентацией, в сценарии указаны используемые аудиозаписи и видеофрагменты.

Просмотр содержимого документа
«Рус.рок в ритме эпохи»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛУБ «МЕЛОМАН»

(слайд 1) Внеклассное мероприятие «Русский рок в ритме эпохи»


Подготовила и провела: обучающийся 9Б класса Витушкин Родион Николаевич.

Координатор проекта: учитель музыки Рудзик Елена Евгеньевна.


Целевая аудитория: обучающиеся 8х-11х классов.

Форма проведения: заседание музыкального клуба в стиле «квартирника».


Цель: знакомство старшеклассников с историей возникновения и этапами развития русской рок-музыки как социально-культурного явления отечественной культуры ХХ века.

Задачи:

- расширение музыкального кругозора подростков посредством организации познавательной культурно-досуговой деятельности;

- обогащение школьников знаниями об отечественной современной массовой музыкальной культуре в интерактивных формах, вовлечение школьников в активную проектно-творческую деятельность;

- формирование критериально-оценочных суждений старшеклассников, развитие способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, воспитание художественного вкуса;

- усвоение школьниками социальных функций музыкального искусства, осознание личностных смыслов рок-композиций и понимание их роли в развитии современной отечественной музыки;

- формирование у подростков устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке, развитие умения их применять в музыкально-эстетической деятельности (урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);

- формирование личностных познавательных мотивов музыкально-творческой деятельности.


Образовательные технологии:

- развития процессов восприятия;

- информационно-коммуникационные;

- проектно-творческие;

- личностно ориентированного обучения.


Оборудование и дополнительные ресурсы: ноутбук, проектор, мобильный экран; мультимедийная презентация; аудиоматериалы (композиция «Rock Around The Clock» (в исп. Bill Haley и инструм. вариант); композиция «Мажорный рок-н-ролл» гр. «Секрет»; композиция «Мы ждем перемен» гр. «Кино»; композиция «Прогулки по воде» гр. «Наутилус Помпилиус»; композиция «Беспечный ездок» гр. «Секрет»; фонограмма-«минусовка» песни «Замыкая круг» гр. «Рок-ателье»); видеоматериалы (фрагмент мультфильма «Ну, погоди!» (песенка «У попа была собака»); видео с концерта «Песня года – 1972» (композиция «Косил Ясь конюшину» гр. «Песняры»); композиция «Не стреляй» гр. «ДДТ»; композиция «Скованные одной цепью» гр. «Наутилус Помпилиус»); фортепиано, гитара; нотные тексты аккомпанементов (песня «Пока горит свеча» гр. «Машина времени»; песня «Город золотой» гр. «Аквариум»); театральный кабинет; пуфики и кресла-мешки (расположение амфитеатром).


Ход мероприятия


Звучит «Rock Around The Clock» (в исп. Bill Haley)


(слайд 1) Нам надо выучить новую музыку!

Надо губами новых звучаний слова ловить на лету,

Записать эти тысячи песен,

Что на каждом звучат перекрестке…

Артур Лундквист, шведский поэт


Начиналось все и у всех похоже (у нас, правда, по сравнению с Западом, с опозда­нием лет на десять) – с пьянящего чувства внезапно нахлынувшей свободы (долой предков!), диких танцев и беспечного упоения собственной молодостью.


Мой корабль – творенье тонких рук,

Мой маршрут – сплошная неудача,

Но лишь только дунет ветер – все изменится вокруг,

И глупец, кто думает иначе.

На любой вопрос готов ответ.

Жизнь всегда была послушна силе.

Но никто не верит в то, что на свете ветра нет,

Даже если ветер запретили. (гр. «Машина времени»)


Символические образы «ветра свободы, ветра перемен» всегда присутствовали в мировоззренческих взглядах советских рок-музыкантов и отражались в их творчестве. (слайд 2) Своеобразным девизом рокеров могут служить слова лидера культовой отечественной рок-группы «Алиса» Константина Кинчева: «Ветер – это высшее проявление свободы, ветер никто не в силах запретить, поэтому будем как ветер!».

Если попытаться найти конкретную точку во времени, от которой следует отсчитывать историю отечественной рок-музыки, то можно определить временную координату этого события с точностью до месяца. (звучит инструментальный вариант «Rock Around The Clock», на фоне музыки звучит текст): (слайд 3) На VI фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в июле-августе 1957 года редкое еще тогда телевидение показало выступление гостей фестиваля, которые включили в свою программу несколько популярных во всем мире танцевальных мелодий, в т.ч. «Rock Around The Clock» в исполнении «настоящего электрического ансамбля». До сих пор пионеры нашей рок-музыки отмечают этот факт, как пример первого знакомства с рок-культурой.

Русский рок – собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала в СССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами. На группы русского рока оказали большое влияние западная рок-музыка, а также русская авторская песня, исполняемая обычно под акустическую гитару. Однако нашему року не исполнилось и пяти лет, как он стал выказывать признаки различия.

Рок-музыка возникла в англоязычной культуре, поэтому проблемы ее становления в России были связаны с перенесением чужого явления в иную этническую и социокультурную среду.

(слайд 4) Для того, чтобы рок-музыка как самостоятельное направление появилась в нашей стране, было необходимо наличие и совпадение трех факторов:

- музыкальный фактор – желающие играть и сочинять рок-музыку должны усвоить западные источники интонации (ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, гимн и балладу);

- языковой фактор – язык, на котором поется песня, фонетически должен быть близок к английскому (а отличительным свойством русского языка является большое количество гласных звуков, поэтому певучесть русской речи мешала овладению источниками интонаций, т.к. английский язык активнее, жестче и энергичнее);

- социально-психологический фактор – в молодежной среде должна появиться многочисленная группа, не желающая принимать господствующую систему ценностей и их носителей – взрослых (зачинатели рока в СССР, молодежь из студенческой среды и семей интеллигенции, выбрали для себя образцом неагрессивную модель поведения (по примеру группы «Битлз»), в вокале исключалась жесткая атака звука, и из-за этого источники интонаций усваивались медленно, что тоже затрудняло появление отечественной рок-музыки).

Если эстетический стержень западного рока, его основной инструмент – это ритм, то у нас таковым стало слово. Потому что в Союзе было важнее – да и опаснее – выговориться... А рок всегда предрасположен к опасности.

Первые советские рок-группы появились еще в середине 1960-х на волне «битломании».


Звучит «Мажорный рок-н-ролл» (в исп. гр. «Секрет»)


(слайд 5) Я посмотрел на часы: было 8.01,

Мы танцевали, вместе с нами танцевала Луна.

Рок-н-ролл танцуют все кругом.

Мы прыгали, кружились и вертелись так,

Что пол ходил ходуном. (М. Науменко, гр. «Секрет»).


Однако до середины 1970-х русский рок представлял собой, в основном, подражание музыке зарубежных исполнителей, оформлением который были многочисленные вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

(слайд 6) Одной из первых рок-групп, которая стала петь на русском языке, стала группа «Оловянные Солдатики» (их можно услышать, например, в мультфильме «Ну, погоди!» в образе группы «Дворняги», исполняющих песню «У попа была собака»). Кроме того, группа записала первый в СССР полноценный магнитоальбом «Размышления» (1972 г.).


Видеофрагмент мультфильма «Ну, погоди!» (песня «У попа была собака»)


(слайд 6) По другой версии, которой придерживались составители энциклопедии «100 магнитоальбомов советского рока», отсчет советской магнитофонной рок-культуры начат с альбомов Юрия Морозова (1973 г.).

Но в целом реальность была такова: в нашей стране почти 20 лет (с середины 60-х гг. и вплоть до 1984 года) проходило становление 3х основных факторов появления рока.

(слайд 7) Процесс становления отечественного рока делится на три периода. В каждом из них проявлялись характерные тенденции, специфичные именно для СССР в силу идеологического контекста; при этом не было последовательной смены одного этапа другим – они могли «накладываться» друг на друга.


Первый период (с середины 60-х гг. до начала 70-х гг. ХХ века)

(слайд 8) Центрами возникновения рок-музыки были Ленинград, Москва, менее проявлено – Свердловск. Молодежь осваивала западный опыт посредством «списывания», подбора на слух партий инструментов и их заучивание. Песни пелись на английском языке. Гитары были некачественные, иногда самодельные. Выступали на вечерах в вузах или в маленьких ДК.

(слайд 9) Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Первые группы Ленинграда: «Лесные братья», «Санкт-Петербург», «Славяне», «Генерал-бас», «Q – 69», «Земляне» и др.

(слайд 10) В 1981 в Ленинграде был образован Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум», «Зоопарк», «Мифы». Культовый статус среди поклонников получили группы «Кино», «Алиса» и «ДДТ». Среди прочих значительных коллективов были группы «Телевизор», «Ноль», а также рок-бард Александр Башлачёв.

Ленинградский рок представлял собой хорошо организованное сообщество, центром которого был рок-клуб. Особую роль в клубе играли Андрей Тропилло, создавший фактически первую в СССР частную студию звукозаписи, и Борис Гребенщиков, являвшийся центральной фигурой питерской рок-тусовки. Музыка большинства групп, как правило, представляла собой аранжировки песен в акустическом исполнении, что позволяло без особых проблем исполнять их на «квартирниках» и приближало питерские группы к «традиционному» року 1960-х.

(слайд 11) Москва – еще один из центров сосредоточения отечественных рок-музыкантов. Там была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова («Горбушка»). Известнейшие московские группы: «Машина времени», «Воскресение», «Звуки Му», «Бригада С», «Крематорий», «Браво». В Москве лидерами рок-движения стали «Скоморохи» с Александром Градским и «Воскресение» с Константином Никольским.

Для столичной рок-музыки «Горбушка» являлась скорее центром неформальной рок-культуры, нежели некой стержневой организацией для музыкантов. Большинство московских рок-групп существовало сами по себе и формировало свой собственный, ни на что ни похожий стиль, как правило, отличавшейся подчеркнутой несерьезностью и снисходительным отношением к реальности. (слайд 12) Эти качества достигли расцвета в 1990-е годы и способствовали популярности таких групп, как «Тайм Аут», «Несчастный случай», «Дюна», «Ногу Свело» и др. 

(слайд 13) Проявились и отличия между ленинградским и московским роком в отношении к тексту:

- в Москве музыканты предпочитали писать музыку на тексты «высокой» поэзии – как классической, так и современной;

- в Ленинграде музыканты сами стремились сочинять тексты; в первых собственных песнях проступил типичный для русского рока источник интонации – романс; первые русские рокеры отталкивались от традиций отечественной городской бытовой музыки, а не от джаза.


(слайд 14) По субботам я хожу в рок-клуб,

В рок-клубе много хороших групп.

Я гордо вхожу с билетом в руке,

И мне поют песни на родном языке. (Майк Науменко, гр. «Зоопарк»)


(слайд 14) Уральским центром развития рок-движения стал Свердловск (ныне Екатеринбург). В 1980-х был основан Свердловский рок-клуб. Известные группы региона: «Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус Помпилиус», «Настя», «Агата Кристи».

Свердловская рок-тусовка была относительно узкой и особую роль в ней играли поэты-песенники Илья и Евгений Кормильцевы. Уральский рок испытал сильное влияние западных групп 1970-х годов (в т.ч. психоделического рока), большую роль играли клавишные, музыка не была предназначена для акустического исполнения, отличалась сложностью аранжировок. Единственной свердловской рок-группой, в 1980-е добившейся всесоюзной популярности, стал «Наутилус Помпилиус», тексты которого были ориентированы на массового слушателя. 

(слайд 15) Еще одно периферийное и не имевшее единого центра рок-сообщество расположилось в Сибири и было представлено такими группами и исполнителями, как «Гражданская оборона» (Егор Летов), «Калинов мост» (Дмитрий Ревякин), Янка Дягилева. В 1980-е годы «сибирский» рок имел исключительно панк-роковую направленность, и его отличал менее подражательный характер, чем творчество питерских и московских музыкантов. Он представлял собой отдельное культурное явление, продолжавшее существование в андеграунде и в 1990-е годы и оказавшее большое влияние на молодежную субкультуру этого десятилетия. Выступали музыканты, в основном, с социальными и психоделическими текстами, ставили на первое место в своем творчестве слушателя, а не коммерцию.


Второй период (с начала и до середины 70-х гг. ХХ века)

(слайд 16) Характерные для второго этапа русского рока тенденции проявились:

- во введении в рок-музыку национальных фольклорных интонаций: появились фольклорного типа рок-группы («Песняры» и «Сябры» - в Белоруссии, «Червона рута» - на Украине, «Апельсин» - в Латвии, «Ялла» - в Казахстане, «Добры молодцы» и «Калинка» - в России и т.п.); все группы уже пели песни на собственные тексты;

- (слайд 16) в стремлении рок-музыкантов проникнуть на профессиональную сцену: причина этого – необходимость литовать тексты (процесс согласования с цензурой), без чего никто не мог исполнять вокальную музыку, поэтому рок-музыканты начали оседать в ресторанных оркестрах; сильные в музыкальном отношении группы ушли на профессиональную сцену; при том идеологические инстанции заменили слово «рок» на «бит» (последовал Указ министра культуры СССР о переименовании биг-битовых ансамблей в вокально-инструментальные с жестким составом, куда, кроме обязательных для рока гитар и ударных, должны были входить три духовых инструмента; и тем самым, не подозревая, чиновники утвердили на сцене джаз-роковый состав);

- (слайд 16) в интересе к рок-музыке композиторов-профессионалов: но композиторы с академическим консерваторским образованием не владели импровизационным подходом, их музыку нужно было учить по нотам, что противоестественно для рока.


Видео концертного выступления гр. «Песняры» («Косил Ясь конюшину»)


Несмотря на бурную музыкально-культурную жизнь второго периода отечественного рока, данная разновидность музыки на территории СССР реально отсутствовала.


Третий период (с середины 70-х гг. до начала 80-х гг. ХХ века)

(слайд 17) В этот период определились свои отличительные особенности:

- на первый план выдвинулся музыкальный профессионализм – владение инструментами, голосом, ансамблевым пением, формой и аранжировкой;

- (слайд 17) проявилась своя отечественная тенденция – разработка смысловой стороны текста в его связи с мировоззрением молодежи и ее проблемами (музыка получалась сильнее по воздействию, если слова песен писали сами рокеры); родилась характерная для русского рока в его зрелом состоянии черта – связь с традицией городской бытовой музыки, с творчеством бардов (например, у московской группы «Машина времени»);


(слайд 18) Коллективное исполнение песни «Пока горит свеча» гр. «Машина времени»

(под аккомпанемент фортепиано, с опорой на тексты)


(слайд 19) Еще одна особенность проявилась в том, что в тот период:

- рок-музыка превращается в политическую тенденцию для молодежной среды (за рок всерьез взялось КГБ, рок ушел в подполье, превратившись в андеграунд); тогда же произошло изменение модели поведения – большую актуальность приобрела откровенная агрессивность по отношению к миру; это повлекло за собой сдвиг в языковой и речевой деятельности (утрачивается певучесть русского языка, появляется «хрипящая», «завывающая» манера произнесения текстов).


(слайд 19) Мы много дорог прошагали на свете,

Мы стали взрослее, мы стали не дети

Стучимся мы в двери, а двери надежно закрыты. (Андрей Макаревич, гр. «Машина времени»)


Итак, в начале 80-х отечественный рок, наконец-то, освоил слияние частной жизни, родного языка, музыкальных средств и вошел в мировое рок-сообщество как представитель рок-музыки. (слайд 19) Это произошло в 1984 году, что явилось датой международного признания русской рок-музыки.

(слайд 20) На Западе это событие ознаменовалось выпуском в Америке пластинки «Красная волна» (1986) с лучшими песнями «настоящих» российских рок-групп: «Аквариума», «Алисы», «Кино» и «Странных игр».

В процессе эволюции русского рока сформировалось несколько его направлений. (слайд 21) Виды отечественного рока условно можно поделить на:

- протестный рок («ДДТ», «Кино», «Алиса и др.);

- поэтический рок («Аквариум», «Воскресение», «Наутилус Помпилиус» и др.);

- «попсовый» рок («Агата Кристи», «Браво», «Секрет» и др.).


Звучат аудиозаписи: гр. «Кино» («Мы ждем перемен»); гр. «Наутилус Помпилиус» («Прогулки по воде»); гр. «Секрет» («Беспечный ездок»)


(слайд 22) Коллективное исполнение песни «Город золотой» гр. «Аквариум»

(под аккомпанемент гитары, с опорой на тексты)


(слайд 23) В российском андеграунде с конца 70-х годов появилось несколько групп, которые возглавили талантливые и сильные личности-лидеры. К середине 80-х годов эти группы и составили ядро русского рока, задавая характерную ориентацию на политическую тематику. По мере роста профессионализма обнаружилось, что группы своим творчеством образовали нечто, напоминающее коллективное композиторское сознание.

Каждая из групп могла в исполняемых песнях запечатлеть только часть мира и жизни человека. Каждый лидер мог творить только какой-то одной стороной своей личности. Эта часть его «Я» и составляет культурную роль данной группы, очевиднее всего проявляющаяся в музыке, текстах или же в имидже и сценическом действии. Отечественный рок творчеством всех ведущих групп вместе создал весьма впечатляющую точностью и правдивостью картину нашей действительности.


Группа, место появления

Лидер группы

Культурная роль

1

«Аквариум» (Ленинград)

Борис Гребенщиков

«философ-резонер»

2

«Алиса» (Ленинград)

Константин Кинчев

«политический лидер-диктатор»

3

«ДДТ» (Уфа - Ленинград)

Юрий Шевчук

«политический лидер-демократ»

4

«Кино» (Ленинград)

Виктор Цой


«священник-полководец»

5

«Наутилус Помпилиус» (Свердловск-Ленинград)

Вячеслав Бутусов

«трагический герой»

6

«АВИА» (Ленинград)

Николай Гусев

«умный шут»

7

«Бригада С» (Москва)

Гарик Сукачев

«мировой хам»

8

«Чай Ф» (Свердловск)

Владимир Шахрин

«национальный герой «глубинки»

9

«Аукцыон» (Ленинград)

Олег Гаркуша

«безумец»

10

«Звуки Му» (Москва)

Петр Мамонов

«неизлечимо больной»


Видео концертных выступлений: гр. «ДДТ» («Не стреляй!»); гр. «Наутилус Помпилиус» («Скованные одной цепью»); гр. «Чай Ф» («Бутылка кефира, полбатона»)


(слайд 24) Музыкальный критик Артемий Троицкий в своей книге «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…») написал: «Рок – это средство общения, рок – это образ жизни, рок – это путь поколения…».

Героический период нашего рока пришел к концу. Да, теперь – легенда... Сами герои медленно расходятся по одному – то ли уступая место новым действующим лицам, то ли попросту оставляя некогда переполненную сцену пустой...

Рок в Союзе был своеобразной религией, а всякая религия – это концепция спасения. Для них, обитателей подпольного ковчега времен застоя, рок был не только музыкой, кайфом, праздником – он был куском свободы и оружием сопротивления глупости, лжи, духовному и интеллектуальному насилию. (слайд 24) Рок преследовали власти – он был опасен. Рок не продавался – он был бескорыстен. Рок существовал в духовном вакууме – и он был духовно заряжен.

Теперь разрушены советские идеологические догмы, экономические нормы, психологические блоки и эстетические запреты. Многие рокеры стали совершенно респектабельными людьми. (слайд 25) Но время от времени они вновь и вновь идут на публику, претворяя в жизнь старый каламбур – «Рок-н-ролл не просто возраст, рок-н-ролл – моя судьба».

(слайд 26) В 1980 году американский космический аппарат «Вояджер-1», пролетая мимо планеты Сатурн, «выстрелил» в пространство диск из сверхпрочного материала – своеобразное «послание в бутылке» межзвездным цивилизациям. На одной из сторон дика была записана музыка. Помимо произведений композиторов-классиков, там находились и рок-композиции. Как бы то ни было, а рок на сегодня стал полноправным участников культурной жизни мирового сообщества.

Наша страна в XXI веке изменилась неузнаваемо, но в жизни всегда есть место рок-н-роллу. Эта музыка, по определению, должна быть совсем другой: музыкой изначально свободных людей, а не людей, отчаянно пытающихся утвердить свою свободу.

А в СССР… «у нас была великая эпоха». «И я люблю «классический», самодельный советский рок, с его корявостью, колючестью и «патологической искренностью», - говорил музыкант-авангардист Сергей Курёхин.


(слайд 27) Снова в ритме добра будут биться сердца.

Земляничных полян не открыть до конца.

Будет море цветов, счастья яркий венок,

Море светлых надежд… Да поможет вам рок! (Георгий Ордановский, гр. «Россияне»)


(слайд 28) Коллективное исполнение песни «Замыкая круг» гр. «Рок-ателье»

(под фонограмму (-), с опорой на тексты)


(слайд 29) Спасибо за внимание!


Литература:

  1. Березовчук Л.Н. Массовая музыкальная культура: рок-музыка: методическая аннотация для учителей музыки общеобразовательных школ. – СПб.: Бланка, Бояныч, 1996.

  2. Березовчук Л.Н. Музыка и мы. – СПб.: Бояныч, 1995.

  3. Березовчук Л.Н. Социально-психологические проблемы массовой музыкальной культуры. – Л., 1990.

  4. Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи. – СПб.: СПбГУП, 1994.

  5. Ненашев С., Пилатов С. Дети андерграунда. – Л.: Лениздат, 1990.

  6. Троицкий А.К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… М.: Искусство, 1991.

9


Просмотр содержимого презентации
«Рус.рок в ритме эпохи»

Русский рок  в ритме эпохи  выполнил: витушкин родион, 9Б класс Нам надо выучить новую музыку! Надо губами новых звучаний слова ловить на лету, Записать эти тысячи песен, Что на каждом звучат перекрестке… Артур Лундквист, шведский поэт

Русский рок в ритме эпохи выполнил: витушкин родион, 9Б класс

Нам надо выучить новую музыку!

Надо губами новых звучаний слова ловить на лету,

Записать эти тысячи песен,

Что на каждом звучат перекрестке…

Артур Лундквист, шведский поэт

«Ветер – это высшее проявление свободы, ветер никто не в силах запретить, поэтому будем как ветер!» (Константин Кинчев, гр. «Алиса»)

«Ветер – это высшее проявление свободы, ветер никто не в силах запретить, поэтому будем как ветер!» (Константин Кинчев, гр. «Алиса»)

ФАКТОРЫ ПОЯВЛЕНИЯ РОК-МУЗЫКИ: музыкальный социально-психологический языковой РУССКИЙ РОК

ФАКТОРЫ ПОЯВЛЕНИЯ РОК-МУЗЫКИ:

музыкальный

социально-психологический

языковой

РУССКИЙ РОК

Я посмотрел на часы: было 8.01, Мы танцевали, вместе с нами танцевала Луна. Рок-н-ролл танцуют все кругом. Мы прыгали, кружились и вертелись так, Что пол ходил ходуном. (М. Науменко, гр. «Секрет»)

Я посмотрел на часы: было 8.01,

Мы танцевали, вместе с нами танцевала Луна.

Рок-н-ролл танцуют все кругом.

Мы прыгали, кружились и вертелись так,

Что пол ходил ходуном. (М. Науменко, гр. «Секрет»)

ПЕРИОДЫ  СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РОКА: Первый период (с середины 60-х гг. до начала 70-х гг. ХХ в.) Второй период (с начала и до середины 70-х гг. ХХ в.) Третий период (с середины 70-х гг. до начала 80-х гг. ХХ в.)

ПЕРИОДЫ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РОКА:

Первый период (с середины 60-х гг. до начала 70-х гг. ХХ в.)

Второй период (с начала и до середины 70-х гг. ХХ в.)

Третий период (с середины 70-х гг. до начала 80-х гг. ХХ в.)

Центры возникновения отечественной рок-музыки: Ленинград (Санкт-Петербург ) РУССКИЙ РОК Москва Сибирь (без единого центра) Свердловск (Екатеринбург, Уральский центр)

Центры возникновения отечественной рок-музыки:

Ленинград (Санкт-Петербург )

РУССКИЙ РОК

Москва

Сибирь (без единого центра)

Свердловск (Екатеринбург, Уральский центр)

Ленинград (ныне Санкт-Петербург) – центр возникновения отечественной рок-музыки

Ленинград (ныне Санкт-Петербург) – центр возникновения отечественной рок-музыки

Москва –  центр сосредоточения отечественных рок-музыкантов

Москва – центр сосредоточения отечественных рок-музыкантов

ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЕНИНГРАДСКИМ И МОСКОВСКИМ РОКОМ: - в Москве – музыка на тексты «высокой» поэзии (классической и современной); - в Ленинграде – тексты сочиняли сами (проступил типичный для русского рока источник интонации – романс).

ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЕНИНГРАДСКИМ И МОСКОВСКИМ РОКОМ:

- в Москве – музыка на тексты «высокой» поэзии (классической и современной);

- в Ленинграде – тексты сочиняли сами (проступил типичный для русского рока источник интонации – романс).

По субботам я хожу в рок-клуб, В рок-клубе много хороших групп. Я гордо вхожу с билетом в руке, И мне поют песни на родном языке. (Майк Науменко, гр. «Зоопарк») Свердловск (ныне Екатеринбург) – Уральский центр рок-движения

По субботам я хожу в рок-клуб,

В рок-клубе много хороших групп.

Я гордо вхожу с билетом в руке,

И мне поют песни на родном языке. (Майк Науменко, гр. «Зоопарк»)

Свердловск (ныне Екатеринбург) – Уральский центр рок-движения

Сибирское рок-сообщество

Сибирское рок-сообщество

Тенденции второго этапа развития русского рока:

Тенденции второго этапа развития русского рока:

  • введение в рок-музыку национальных фольклорных интонаций;
  • стремление рок-музыкантов проникнуть на профессиональную сцену;
  • интерес к рок-музыке композиторов-профессионалов.
Отличительные особенности третьего этапа развития русского рока:

Отличительные особенности третьего этапа развития русского рока:

  • на первый план выдвинулся музыкальный профессионализм;
  • проявилась своя отечественная тенденция – разработка смысловой стороны текста, связь с традицией городской бытовой музыки и творчеством бардов;
ПОКА ГОРИТ СВЕЧА (муз. и сл. А. Макаревича) 1.  Бывают дни, когда опустишь руки,  И нет ни слов, ни музыки, ни сил.  В такие дни я был с собой в разлуке  И никого помочь мне не просил.  И я хотел уйти, куда попало,  Закрыть свой дом и не найти ключа,  Но верил я – не всё ещё пропало,  Пока не меркнет свет, пока горит свеча.      2.  И спеть меня никто не мог заставить.     Молчание – начало всех начал,     Но если плечи песней мне расправить,     Как трудно будет сделать так, чтоб я молчал.     И пусть сегодня дней осталось мало,     И выпал снег, а кровь не горяча,     Я в сотый раз опять начну сначала, -     Пока не меркнет свет, пока горит свеча…

ПОКА ГОРИТ СВЕЧА (муз. и сл. А. Макаревича)

1. Бывают дни, когда опустишь руки,

И нет ни слов, ни музыки, ни сил.

В такие дни я был с собой в разлуке

И никого помочь мне не просил.

И я хотел уйти, куда попало,

Закрыть свой дом и не найти ключа,

Но верил я – не всё ещё пропало,

Пока не меркнет свет, пока горит свеча.

2. И спеть меня никто не мог заставить.

Молчание – начало всех начал,

Но если плечи песней мне расправить,

Как трудно будет сделать так, чтоб я молчал.

И пусть сегодня дней осталось мало,

И выпал снег, а кровь не горяча,

Я в сотый раз опять начну сначала, -

Пока не меркнет свет, пока горит свеча…

Отличительные особенности третьего этапа развития русского рока: рок-музыка превращается в политическую тенденцию для молодежной среды.  Мы много дорог прошагали на свете, Мы стали взрослее, мы стали не дети Стучимся мы в двери, а двери надежно закрыты. (Андрей Макаревич, гр. «Машина времени») 1984 ГОД – ДАТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ РУССКОЙ РОК-МУЗЫКИ

Отличительные особенности третьего этапа развития русского рока:

  • рок-музыка превращается в политическую тенденцию для молодежной среды.

Мы много дорог прошагали на свете,

Мы стали взрослее, мы стали не дети

Стучимся мы в двери, а двери надежно закрыты.

(Андрей Макаревич, гр. «Машина времени»)

1984 ГОД – ДАТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРИЗНАНИЯ РУССКОЙ РОК-МУЗЫКИ

ВИДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РОКА: ПРОТЕСТНЫЙ РОК («ДДТ», «Кино», «Алиса» и др.); ПОЭТИЧЕСКИЙ РОК («Аквариум», «Воскресение», «Наутилус Помпилиус» и др.);   «ПОПСОВЫЙ» РОК («Агата Кристи», «Браво», «Секрет» и др.).

ВИДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО РОКА:

  • ПРОТЕСТНЫЙ РОК

(«ДДТ», «Кино», «Алиса» и др.);

  • ПОЭТИЧЕСКИЙ РОК

(«Аквариум», «Воскресение», «Наутилус Помпилиус» и др.);

  • «ПОПСОВЫЙ» РОК

(«Агата Кристи», «Браво», «Секрет» и др.).

ГОРОД ЗОЛОТОЙ (муз. Франческо да Милано, сл. Б. Гребенщикова) 1. Под небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и яркою звездой. А в городе том сад – всё травы да цветы, Гуляют там животные невиданной красы.   Припев:   Тебя там встретит огнегривый лев   И синий вол, исполненный очей,   С ними золотой орёл небесный,   Чей так светел взор незабываемый.     2. А в небе голубом горит одна звезда.    Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда.    Кто любим – тот любим, кто светел – тот и свят,    Пускай ведёт звезда тебя дорогой в дивный сад.     Припев: тот же

ГОРОД ЗОЛОТОЙ (муз. Франческо да Милано, сл. Б. Гребенщикова)

1. Под небом голубым есть город золотой

С прозрачными воротами и яркою звездой.

А в городе том сад – всё травы да цветы,

Гуляют там животные невиданной красы.

Припев:

Тебя там встретит огнегривый лев

И синий вол, исполненный очей,

С ними золотой орёл небесный,

Чей так светел взор незабываемый.

2. А в небе голубом горит одна звезда.

Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда.

Кто любим – тот любим, кто светел – тот и свят,

Пускай ведёт звезда тебя дорогой в дивный сад.

Припев: тот же

Культурные роли лидеров отечественных рок-групп № Группа, место появления 1 Лидер группы «Аквариум» 2 Культурная роль (Ленинград) Борис Гребенщиков «Алиса» 3 «ДДТ» «философ-резонер» Константин Кинчев (Ленинград) 4 «Кино» 5 (Уфа - Ленинград) «политический лидер-диктатор» Юрий Шевчук «политический лидер-демократ» (Ленинград) Виктор Цой «Наутилус Помпилиус» 6 7  «священник-полководец» (Свердловск – Ленинград) Вячеслав Бутусов «АВИА» (Ленинград) 8 «Бригада С» (Москва) Николай Гусев «трагический герой» «умный шут» «Чай Ф» 9 Гарик Сукачев «мировой хам» (Свердловск) Владимир Шахрин «Аукцыон» (Ленинград) 10 «национальный герой «глубинки» Олег Гаркуша «Звуки Му» «безумец» (Москва) Петр Мамонов «неизлечимо больной»

Культурные роли лидеров отечественных рок-групп

Группа, место появления

1

Лидер группы

«Аквариум»

2

Культурная роль

(Ленинград)

Борис Гребенщиков

«Алиса»

3

«ДДТ»

«философ-резонер»

Константин Кинчев

(Ленинград)

4

«Кино»

5

(Уфа - Ленинград)

«политический лидер-диктатор»

Юрий Шевчук

«политический лидер-демократ»

(Ленинград)

Виктор Цой

«Наутилус Помпилиус»

6

7

«священник-полководец»

(Свердловск – Ленинград)

Вячеслав Бутусов

«АВИА» (Ленинград)

8

«Бригада С» (Москва)

Николай Гусев

«трагический герой»

«умный шут»

«Чай Ф»

9

Гарик Сукачев

«мировой хам»

(Свердловск)

Владимир Шахрин

«Аукцыон» (Ленинград)

10

«национальный герой «глубинки»

Олег Гаркуша

«Звуки Му»

«безумец»

(Москва)

Петр Мамонов

«неизлечимо больной»

«Рок – это средство общения, рок – это образ жизни, рок – это путь поколения…» (Артемий Троицкий ) Рок преследовали власти – он был опасен Рок не продавался – он был бескорыстен Рок существовал в духовном вакууме – и он был духовно заряжен

«Рок – это средство общения, рок – это образ жизни, рок – это путь поколения…» (Артемий Троицкий )

Рок преследовали власти – он был опасен

Рок не продавался – он был бескорыстен

Рок существовал в духовном вакууме – и он был духовно заряжен

«Рок-н-ролл не просто возраст, рок-н-ролл – моя судьба»

«Рок-н-ролл не просто возраст, рок-н-ролл – моя судьба»

Снова в ритме добра будут биться сердца.  Земляничных полян не открыть до конца.  Будет море цветов, счастья яркий венок,  Море светлых надежд… Да поможет вам рок! (Георгий Ордановский, гр. «Россияне»)

Снова в ритме добра будут биться сердца. Земляничных полян не открыть до конца. Будет море цветов, счастья яркий венок, Море светлых надежд… Да поможет вам рок! (Георгий Ордановский, гр. «Россияне»)

ЗАМЫКАЯ КРУГ (муз. К. Кельми, сл. М. Пушкиной)

1. Вот одна из тех историй, о которых люди спорят

И ни день, ни два, а много лет.

Началась она так просто: не с ответов, а с вопросов.

До сих пор на них ответа нет.

Почему стремятся к свету все растения на свете?

Отчего к морям спешит река?

Как мы в этот мир приходим, в чём секрет простых мелодий,

Нам хотелось знать наверняка.

Припев:

Замыкая круг, ты назад посмотришь вдруг,

Там увидишь в окнах свет, сияющий нам вслед.

Пусть идут дожди – прошлых бед от них не жди.

Камни пройденных дорог сумел пробить росток.

2. Открывались в утро двери, и тянулись ввысь деревья,

Обещал прогноз то снег, то зной.

Но в садах рождённых песен ветер лёгок был и весел,

И в дорогу звал нас за собой.

Припев: тот же

3. Если солнце на ладони, если сердце в звуках тонет, -

Ты потерян для обычных дней.

Для тебя сияет полночь, и звезда спешит на помощь,

Возвращая в дом к тебе друзей.

Припев: тот же

4. Свой мотив у каждой птицы, свой мотив у каждой песни,

Свой мотив у неба и земли.

Пусть стирает время лица, нас простая мысль утешит –

Мы услышать музыку смогли.

Припев: тот же (2 раза)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!