Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Толерантность»
Цель: раскрыть понятие толерантности, используя факты, высказывания выдающихся людей, воспитывать уважительное отношение к другим людям, способность видеть и понимать отличие другого человека от себя, воспитывать терпимость, улучшение психологического климата в классе.
Задачи: развивать навыки толерантного поведения.
Оборудование: мультимедийная доска, два конверта с буквами, два шаблона дерева, клей, ручки.
Перед началом, при входе в актовый зал, каждый получает лист дерева (зеленый, красный, желтый). С правой стороны 7а класс, с левой 6а класс. Пока все рассаживаются, в зале звучит песня «Твори добро» в исполнении Шуры. На экране эмблема толерантности, плакаты на стене. Эпиграф: Все мы разные – все мы равные.
Учитель: Не случайно мы с вами сегодня собрались в этом зале двумя классами – 6а и 7а. И разговор будет необычный, посвящен он – толерантности.
Обращение к детям: «Как вы думаете, что такое толерантность? Давайте с вами обратимся к истории.»
Ученик 1. На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Тайлеран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правителях оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроение окружающих, уважить их, решать проблему, ища различные, оптимальные, т.е. удобные для всех, выходы из сложившейся ситуации.
Учитель: Все мы разные – все мы равные. Давайте послушаем стихотворение Анны Родиной
Стихотворение «Так чудесно будет жить». (Читают 2 ученика. Презентация с лицами детей 6а и 7а классов, разного возраста. Слайд 2)
1. На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
2. Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
3. Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!
Учитель: Мы действительно с вами разные. Давайте посмотрим с вами слово толерантность, что на каком языке оно значит.
Ученик 4. (на экране по вертикали слово толерантность. Слайд 3)
В английском – готовность быть терпимым.
Во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам.
В китайском – быть по отношению к другим великолепным.
В арабском – милосердие, терпение, сострадание.
В русском – умение применять другого таким, какой он есть.
Учитель. Давайте на каждую букву составим черту характера, присущую толерантному поведению (ребята называют слова, на каждую букву, а на экране отображаются варианты)
– терпеливый
– осторожный, общительный, объективный
– лояльный, легкий в общении
– естественный
– рассудительный
– активный, аккуратный, авторитетный
– надежный, незаметный
– тактичный
– независимый
– отзывчивый
– сопереживающий, сострадающий
– трогательный
Учитель. Ребята, нравятся вам такие черты характера? Я хочу, что бы вы о них всегда помнили.
– сопереживающий, сострадающий
– трогательный
Говоря о толерантности хочется напомнить, что в школе проходит акция «в помощь бездомным животным». Давайте и мы с вами поможем нашим меньшим братьям.
Ну, а теперь давайте снова вернемся к истории: Рассказывает ученик…
В 1995 году 185 стран подписали Декларацию принципов (толерантности. Толерантность - от латинского – терпение, терпимость к другому образу жизни, поведению, обычаям, чувством, мнениям, идеям, верованиям). Это уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения способов проявления человеческой индивидуальности.
(продолжает ученик……)
Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствует знания, открытость, общения и свободы мысли , совести и убеждений.
Учитель: Б. Шоу (ирландский драматург сказал: « теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает, только одного: научится жить на земле, как люди.»
Давайте послушаем стихотворения Василь Симоненко в исполнении учеников…
Ты - человек. Это - истина.
Знаешь об этом иль нет?
Улыбка твоя – единственная.
Мука твоя – единственная,
Глаза – одни на весь свет.
Больше тебя не будет.
Завтра на этой земле
Другие будут жить люди,
Любить снова будут люди –
В радости, в свете, во мгле.
От мира тебе в награду –
Лес, море, ковыль в степи…
И жить торопиться надо,
Любить торопиться надо-
Смотри не проспи!
Ведь ты Человек. Это - истина.
И - хочешь того или нет –
Улыбка твоя – единственная.
Мука твоя – единственная,
Глаза – одни на весь свет.
Учитель: а теперь скажите, пожалуйста, о ком это стихотворение (отвечает учащийся.)
Учитель: люди рождаются в разных городах, странах, общаются на разных языках, думают и мечтают о разном. Но у многих из нас есть общие части.
Игра « чем мы похожи»
Участники встают в круг. Учитель выбирает одного среди учеников по схожей со своей чертой характером или внешности и приглашает в центр круга. Избранный обращается к любому из участников таким же образом, но по-другому признаку. Так продолжается до тех пор пока все участники не окажутся в кругу.
Затем проходит обсуждение:
Какие эмоции вы испытывали, когда обращались именно к вам?
Были ли волнения, когда каждый следующий раз вас не выбирали?
Трудно ли было стоящему в центре найти схожую черту в другом?
А теперь ученик… прочитает стихотворение:
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
Учитель: Нас здесь два класса, две маленькие семьи. И хотелось бы, чтобы в них царил покой и мир, уважение и взаимопонимание. И что же для этого нужно? Послушайте, пожалуйста, притчу и вы все поймете:
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель. А теперь игра «интересное слово».
От каждого класса выходит команда по 7 человек. Команды выбирают себе конверты с буквами. Буквы распределяются между членами команды и за короткое время должны выстроится так, чтобы образовалась слово (дружба, товарищ).
Ребята как вы думаете, что необходимо для сплочённости дружного класса, семьи? Каким одним словом мы можем это назвать? (ответ-толерантность).
Почему как никогда актуально толерантность в наше время? Отвечают дети, которые готовили сообщение по материалам СМИ – агрессия жертва насилия и т.д.
А теперь у каждого из вас есть листочек, напишите на нём слово, соответствующее значению толерантность и каждый приклеит свой листочек на дерево своего класса. (пока дети выполняют работу, на экране видео-твори добро). Каждый класс забирает своё дерево.
Классный руководитель 7а класса Трешина Татьяна Валерьевна