Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор городского округа _____________ Приказ №____ от «__» августа 2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР ______ «__» сентября 2019 г. | «Рассмотрено» на ШМО Протокол №__ «__»________2019 г. Руководитель ШМО __________________. |
Рабочая программа по обществознанию
(предметная область – обществоведческие дисциплины)
(базовый уровень в соответствии с ФГОС ООО)
9 класс
2019 год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов, рабочей программы «Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова 5-9 классы», базисного учебного плана. Она полностью отражает базовый уровень подготовки школьников.
Программа ориентирована на использование учебника под ред. Л.Н. Боголюбова и др. «Обществознание. 9 класс» (М.: Просвещение, 2016).
Цели и задачи преподавания обществознания в 9 классе
Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности;
формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения на основе правовых норм, гуманистических и демократических ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, становление социального поведения, основанного на уважении закона;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации (об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина);
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитие понимания основных принципов жизни общества, правовых взаимоотношений;
освоение теоретических знаний и приобретение опыта их применения для определения активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных и гражданско-правовых отношений (адекватных возрасту обучающихся), межличностных отношений (включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп);
формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным и общественно-правовым явлениям и процессам;
развитие социального и правового кругозора, формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
развитие навыков использования компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов работы, познавательной и практической деятельности.
Требования к результатам обучения
Изучение курса «Обществознание» в 9 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД).
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
познавательные УУД:
проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
давать определения понятий;
коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять их с позиций явлений социальной действительности;
характеризовать явления общественно-политической жизни;
иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
в ценностно-мотивационной сфере:
осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
в ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;
в сфере трудовой деятельности:
осознавать значения трудовой деятельности для личности и для общества;
оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.
в коммуникативной сфере:
понимать значение коммуникации в межличностном общении;
знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;
понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию;
уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение обществознания в 9 классе отведено 1 ч в неделю (всего 34 ч). Особое внимание уделяется урокам-практикумам, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенные знания.
Содержание курса «Обществознание. 9 класс»
Глава I. Политика (11 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава II. Право (22 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие «нормы права». Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие «правоотношения». Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие «правонарушения». Признаки и виды правонарушений. Виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция – основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Права, свободы и обязанности. Всеобщая декларация прав человека. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие «преступления». Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Заключение (1 ч)
Итоговое повторение. Обобщение и систематизация знаний по курсу «Обществознание. 9 класс».
Темы проектов:
Знай свои права.
Политика (иллюстрированный словарь».
Право (иллюстрированный словарь).
Правовая грамотность подростка.
Путешествие в страну «Политика».
Моя молодежная партия.
Молодежное движение.
Используемый учебно-методический комплект
Обществознание. 9 класс. Учебник / Под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2016.
Обществознание. 9 класс. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2016.
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников для 5-9 классов под ред. Л.Н. Боголюбова. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2016.
Календарно-тематическое планирование по обществознанию, 9 кл.
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
9 «А» | 9 «Б» |
Раздел I. Политика (11 ч) |
1 | Политика и власть | 1 | | | |
2-3 | Государство | 2 | | | |
4 | Политические режимы | 1 | | | |
5 | Правовое государство | 1 | | | |
6 | Гражданское общество и государство | 1 | | | |
7 | Участие граждан в политической жизни | 1 | | | |
8-9 | Политические партии и движения | 2 | | | |
10-11 | Обобщение и систематизация по теме «Политика». Практикум | 2 | | | |
Глава II. Право (22 ч) |
12 | Роль права в жизни человека, общества и государства | 1 | | | |
13 | Правоотношения и субъекты права | 1 | | | |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | | | |
15 | Правоохранительные органы | 1 | | | |
16 | Конституция РФ | 1 | | | |
17 | Основы конституционного строя Российской Федерации | 1 | | | |
18-19 | Права и свободы человека и гражданина | 2 | | | |
20-21 | Гражданские правоотношения | 2 | | | |
22-23 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 2 | | | |
24-25 | Семейные правоотношения | 2 | | | |
26 | Административные правоотношения | 1 | | | |
27-28 | Уголовно-правовые отношения | 2 | | | |
29 | Социальные права | 1 | | | |
30 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | | | |
31 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | | | |
32-33 | Обобщение и систематизация по теме «Право». Практикум | 2 | | | |
34 | Обобщение и систематизация по курсу «Обществознание. 9 класс» | 1 | | | |