СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий внешкольного мероприятия для 5-7 классов, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с наследием славянской культуры, с историей, с историей русской азбуки, пробудить интерес к изучению русского  языка, расширить кругозор.

Оформление: таблицы кириллицы, глаголицы, современного алфавита, портреты Кирилла, Мефодия, Ивана Федорова.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий внешкольного мероприятия для 5-7 классов, посвященного Дню славянской письменности и культуры.»

Сценарий внешкольного мероприятия для 5-7 классов, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Составитель: Захарова Юлия Евгеньевна

Цель: познакомить учащихся с наследием славянской культуры, с историей, с историей русской азбуки, пробудить интерес к изучению русского языка, расширить кругозор.

Оформление: таблицы кириллицы, глаголицы, современного алфавита, портреты Кирилла, Мефодия, Ивана Федорова.

Ведущий:

- Здравствуйте, дорогие гости, учителя и ребята! Мы сегодня собрались для того, чтобы отметить День славянской письменности.
Когда-то очень давно, более тысячи лет назад, двумя братьями Кириллом и Мефодием была создана славянская азбука, которая до сих пор служит славянским народам.
До IX века у славян не было письменности. Но даже не сам факт отсутствия букв представлял главную проблему. У славян не было отвлеченных понятий и богатства терминологии, которое обычно складывается в “книжной культуре”.
Кириллу и Мефодию удалось выделить общие звуки, характерные для славянской речи, придумать буквы, дать им названия и создать письменность.
Благодаря этому появилась возможность научиться читать и писать не только русским, белорусам, украинцам, сербам, болгарам и др.
1 ученик:
Помним мы с детства знакомые звуки:
Вот это Аз, а это вот Буки.
Кириллу с Мефодием слава и честь
За то, что славянская письменность есть.
2 ученик:
И ценит весь мир нашу культуру,
Читает взахлеб нашу литературу!
Пусть годы проходят, проходят века,
Культура славянская будет всегда!

Ведущий:
- Первый алфавит (глаголицу) составили на основе греческой тайнописи. Буквы соответствовали греческому алфавиту, но были похожи на буквы восточных языков.
Позже была создана вторая славянская азбука ( Кириллица), которая насчитывала 43 буквы, 23 из которых были заимствованы из византийского уставного письма, а 19 изобретены заново.
Каждая буква в древней славянской азбуке имела свое имя, которая напоминала такие слова, которые надо помнить всегда: добро, земля, люди, мыслите, покой, слово и т.д.
Давайте с некоторыми буквами познакомимся поближе…

(Выходит старшеклассник, одетый в костюм древне - русского писаря):
- Здравiiа вьсъмъ!
Скажите-ка, отроки, разумеете ли вы грамоту? Что значат буквы сие?

(Показывает карточки с древнерусскими буквами, слушает ответы учащихся, а потом добавляет: Например, карточка с буквой А (Аз). Буква эта переводится, как “Я”, берет начало от греческой “альфы”. Начертание возводится к рисунку бычьей головы. Древняя магия гласит, что это самая сильная и яркая буква кириллицы. Люди, чье имя имеет эту букву, особенно если она первая, всегда стремятся е лидерству.
Можно взять 6-8 букв и рассказать о них ( Б (буки), В (веди), Г (глаголь), Д (добро), З (земля), Ж (живите) и т.д.)
Далее “писарь” показывает карточки ( на одной стороне древнерусское слово, а на другой - перевод на современный русский язык) и просит перевести. Учащиеся пытаются дать верное толкование слов, потом карточки переворачиваются, чтобы можно было проверить правильно ли перевили слово.
Можно взять слова, которые встречаются в художественной литературе: брань (война), глагол (слово), горний (высокий), дщерь (дочь), елефант (слон) и т.д., можно взять даты, записанных буквами.
За каждый правильный ответ можно давать написанную на цветной бумаге или картонке славянскую руку-мир ( \|/ ).
(Перевод и значение данной руны: получение ответа, понимание ситуации, получение помощи). Можно взять руну Алатырь ( /|), которая символизирует букву А. Она означает начало.
(Это можно использовать и в викторине, а в конце мероприятия наградить участников небольшими призами, например 1 руна=1 конфета).

Ведущий:
- В 869 г. Кирилл умер. Ему было всего 42 года. Его дело продолжил его брат Мефодий, который пережил его на 16 лет. Преемником Мефодия стал Горазд, и уже при нем дело святых братьев в Моравии практически заглохло: богослужебные переводы были запрещены, последователи убиты или проданы в рабство, многие сами бежали в соседние страны. Но это был не конец. Это было только начало славянской культуры, а значит, и русской культуры тоже. Центр славянской письменности переместился в Болгарию, потом - в Россию. В книгах стала использоваться кириллица, названная так в честь создания первого алфавита. Письменность выросла и окрепла. И сегодня предложение упразднить славянские буквы и перейти на латинские, которые в 1920-е годы активно продвигал Луначарский, звучит, слава Богу, нереально.
А теперь предлагаем вам поучаствовать в викторине.

(Выходят двое учеников, которые изображают буквы “B” и “М”.)
Буква “В”:
- Приветствую вас! Меня зовут “Веди”, это означает, что я все знаю, все обо всем ведаю.
Буква “М”:
- А меня зовут “Мыслите”. Это означает, что я очень мудрая. Мы приготовили для вас загадки и вопросы.

B”:
- Черные птички на каждой страничке. Молчат, ожидают, кто их отгадает.

М”:
- Буквы-значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
А называется строй?...

B”:
Буква рыбкой стать мечтает,
На ветвях зимой сверкает,
Вьется стайкой над костром
И лежит на дне речном.

М”:
- Узнаешь сразу ты её,
С двумя глазами буква…

В”:
- Буква вид наш отражает,
Рыцарю смотреть мешает,
Хоть не есть, но всё жует,
Воробей её клюёт.

М”:
- “П” в другую букву можно
Очень быстро превратить.
Перекладинку немножко
Нужно только отпустить!

В”:
- С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!

М”:
- Буква в кипятке краснеет,
Возвращаться не умеет,
Всё хватает, всё берет,
Громче голоса орет.

В”:
- Она на антенну похожа
И на зонт как будто тоже.

М”:
- Очень часто под окошко
Воробьишки прилетают,
Очень шумно и дотошно
Эту букву обсуждают.

В”:
- Что мне делать, как мне быть?
Как исправить мой язык?
Я её произносить
Вместо паузы привык!

М”:
- Кто был старшим братом:
Кирилл или Мефодий (Мефодий)

В”:
- Кто из братьев был библиотекарем, а кто - воином? (Кирилл-библиотекарь, а Мефодий-воин)

М”:
- Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

В”:
- Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания? ( Киев)

М”:
- Назовите произведения Древней Руси написанные на древнерусском языке. ( Повесть “временных лет”, “Русская правда”, “Слово о полку Игореве”, “Поучение Владимира Мономаха”и др)

В”:
- В чье царствование славянская азбука была заменена “гражданской” ( по Указу Петра I)

М”:
- Сколько было букв в кириллицы до Петра I (43)

В”:
- Сколько в современной азбуке? (33)

М”:
- Кто был первопечатником на Руси? ( Иван Федоров)

В”:
- Какая азбука старше кириллица или глаголица? ( глаголица)

М”:
- Какие буквы придумали в 18 в. Для звуков, не существовавшим в старославянском языке? (й, ё)

В”:
- Есть римские цифры, есть арабские, а как записывали числа древние славяне?

М”:
- Назовите пословицы об азбуке.

Ведущий:
- Сколько бы не прошло веков, мы никогда не забудем то, что сделали для нас Кирилл и Мефодий.
Ещё император Михаил писал князю Ростиславу: “ Бог сотворил и ныне в наше годы - объявив буквы для языка вашего-то, чего не было дано никому после первых времен, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своем языке.
Пришли же дар, ценнейший и больший всякого серебра, и золота, и драгоценных камней, и всего преходящего богатства.”
Любой человек, изучающий русский язык, должен помнить имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия.

1 ученик:
- Буква к букве - будет слово,
Слова к слову - речь готовы,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.

2 ученик:
- Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!