Внеурочное занятие по русскому языку на тему:
«Согласные звуки»
Цели:
- Повторить характеристику согласных звуков, специфику употребления звуков в речи.
- Развивать речь учащихся, память, внимание, творческое воображение и наблюдательность; развитие интереса к изучению русского зыка и углубление знаний по русскому языку
- Укреплять и сплачивать детский коллектив.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна. И сегодня внеурочное занятие по русскому языку в вашем классе проведу я.
Какие классификации согласных вам известны?
-мягкие и твердые;
-глухие и звонкие.
Как различить глухие звуки от звонких?
Предлагаю провести опыты.
1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;
2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.
Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?
Объясните суть этих приемов.
Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.
Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос. Вот почему и гудит в голове.
А сейчас мы проведем небольшое соревнование. Для этого мы разделимся на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.
I голос – коза – злой – жаль – жить – сиять – | II кора – кол – твоих – шалость – пить – пас – |
Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.
Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело.
И напоследок проведем игру. Она называется «Эхо»
Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп.
(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.)
Наше занятие подходит к концу. Что вы запомнили на нашем занятии?
Спасибо за работу, до свидания!