Игра- конкурс «Экскурсия в мир фразеологии»
Цели:
- закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, показать многообразие, разнородность фразеологизмов;
- развивать творческое мышление, активность учащихся;
- формировать умение работать в группах;
- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;
- способствовать воспитанию любви к родному языку, к устойчивым оборотам речи.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна. И сегодня занятие в вашем классе проведу я. Сегодня у нас непростое занятие. А игра- конкурс «Экскурсия в мир фразеологии»!
Как вы считаете, чем мы будем заниматься на занятии и что нового можем узнать?
Сегодня соревноваться в знании русской фразеологии будут ряды. Так как у нас три ряда, следовательно, будет и три команды.
Определите название команд и капитана команды.
Варианты названия : звуки, буквы, алфавит, знания, книжные черви, любители русского языка, знатоки фразеологии.
За правильные ответы, команда будет получать жетоны. Обращаю ваше внимание на то, что если вы будете выкрикивать, то жетон вы не получаете, даже если ответ будет верный.
Задание 1.
1 команда. Что изучает фразеология? (Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания слов, цельные по своему значению).
2 команда. Что называется фразеологизмом? (Устойчивые сочетания слов, равные по своему значению либо 1 слову, либо целому предложению).
3 команда. Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов? (Являются неделимыми оборотами речи, в предложении подчеркиваются как 1 член)
Задание 2.
Употребляются ли фразеологические обороты в этих цитатах? Докажите своё мнение. Посовещайтесь перед тем, как дать ответ. Если вы дадите неправильный ответ, то право ответа перейдет другой команде.
1)Не в бровь, а в глаз учителю химии попал пятиклассник Ваня Петров горошиной из специальной трубочки.
2)Я хотел было вести разговор с моим ямщиком, но… меня подбросило, и я прикусил язык.
( Не в бровь, а в глаз; прикусил язык - свободные сочетания слов, а не фразеологизмы.)
Задание 3.
«О каких фразеологизмах идет речь?»
Что не вырубишь топором?
Кто пишет лапой?
Что бьют бездельники?
На каких ножках избушка?
Кого тянут за хвост?
Когда цыплят считают?
Задание 4.
Найдите фразеологизмы среди этих выражений.
Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, промыть глаза, глаза открылись, лечить глаза, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, тёмные глаза, глаз подбит, глаз набит, глаз горит.
( Мозолить глаза, с глазу на глаз, глаза слипаются, не поверить своим глазам, глаза открылись, глаза на мокром месте, глаза разгорелись, глаз набит, глаз горит.)
Задание 5.
Я выдаю каждой команде листик с заданием, побеждает та команда, которая первая правильно соберет фразеологизмы.
«Кто быстрее?»
Два сапога (не подточит)
Проще пареной (горы)
Не в бровь (пара)
Обвести вокруг (репы)
Крокодиловы (пальца)
Сулить золотые (слезы)
Комар носа (а в глаз).
Задание 6.
1команда выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2– «обманывать», 3 – «быстро» (список фразеологизмов на доске)
Сломя голову
Сидеть сложа руки
Во все лопатки
Водить за нос
Втирать очки
Бить баклуши
Во весь дух
Вводить в заблуждение
Со всех ног
Высунув язык
Физкультминутка
Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь - руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.
Задание 7.
Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. Юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица». Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение.
Задание 8.
Замените в предложениях выделенные выражения фразеологизмами. (Команды получают одинаковые листы с заданием. Победитель определяется по количеству правильных ответов).
Мы совершенно искренне пожелали им счастливого пути. // от всего сердца
Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться. // ни с того ни с сего
Мы сделали всё возможное, чтобы выполнить задание. // в доску разбились
Здесь написано совершенно чётко, определённо. // чёрным по белому
На следующиё день Валера вёл себя так, будто ничего не случилось. //как ни в чём ни бывало
Надо, несмотря ни на что, непременно сделать это. // во что бы то ни стало
В разговоре он находчив, не растеряется, знает как ответить. // за словом в карман не лезет
Много прошло времени с той поры. // много воды утекло
Мы совсем было уже впали в уныние, отчаялись. // нос повесили
Мне надо поговорить с тобой наедине, без посторонних. // с глазу на глаз
Наша экскурсия подходит к концу. Пришло время подвести итоги.
Команде, которая набрала большая количество жетонов, получает грамоту, на которой написано: «Знатоки русской фразеологии».