СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий воспитательного мероприятия "Кологод – путешествие в мир славянских праздников и оберегов".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Древние славяне строили свою жизнь и соответственно календарь по солнцу. Основной и главной деятельностью для них было земледелие, охота - связь с природой. Жить в одном ритме с ней - вот в чем собственно заключался смысл календаря и праздников, и обрядов с ним связанных. Древние славяне строили свою жизнь и соответственно календарь по солнцу. Основной и главной деятельностью для них было земледелие, охота - связь с природой. Жить в одном ритме с ней - вот в чем собственно заключался смысл календаря и праздников, и обрядов с ним связанных.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий воспитательного мероприятия "Кологод – путешествие в мир славянских праздников и оберегов".»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»

(МБУ «ДО ДТТЮ «Дружба»)













Кологод – путешествие в мир славянских праздников и оберегов.








Подготовила: педагог ДО Шнуренко С.В.







Новый Уренгой

2019




Цель: формирование этнокультурной компетентности в процессе

поликультурного и этнокультурного образования у воспитанников объединения «Визаж – студия», пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры.

Задачи:

1. Ознакомление детей с историческим и культурным прошлым и настоящим славянских народов.

2. Способствование приобщению детей к основным этнокультурным ценностям, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.

3. Приобщение к эстетической культуре, воспитание чувства прекрасного

через разнообразные виды художественно-творческой деятельности

(декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-

речевой и театрализованной деятельности и т.д.)

4. Воспитание положительного этнотолерантного отношения и поведения

личности воспитанников в условиях поликультурной образовательной среды

МБДОУ.

Форма: занятие – путешествие с презентацией.

Ход воспитательного мероприятия:

Беседа педагога с элементами презентации.

Цикл славянских праздников. Коло Сварожье — годовое колесо славянских племен. Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное — приобщение к природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что земля — живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы. Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года.

Январь — Просинец

Февраль — Лютень

Март — Березень

Апрель — Цветень

Май — Травень

Июнь — Червень

Июль — Липень

Август — Серпень

Сентябрь — Вересень

Октябрь — Листопад

Ноябрь — Грудень

Декабрь — Студень

Древние славяне строили свою жизнь и соответственно календарь по солнцу. Основной и главной деятельностью для них было земледелие, охота - связь с природой. Жить в одном ритме с ней - вот в чем собственно заключался смысл календаря и праздников, и обрядов с ним связанных. Календарь и праздники славян вводят человека в определенный ритм жизни природы, земли и солнца – светила, от которого зависит жизнь на земле. Цель их настроить человека на ритм природы и жить в согласии с ней. Это позволяло в первую очередь обеспечить хороший урожай, приплод скота, настроить правильно биоритмы энергетики человека, а это так же и здоровье, и эмоциональный настрой людей. Основным ориентиром всего календарного цикла являлось солнце и его движение по небосклону. Поэтому все основные праздники тесно связаны, с так называемым Большим и Малым солнечными крестами.

Большой солнечный крест определялся четырьмя основными событиями в движении солнца. Это дни осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они определяются астрологическим расположением Солнца относительно земли. Эти точки и ознаменовались у славян четырьмя главными праздниками и четырьмя ипостасями Солнца проходящего Большой солнечный крест. Каждая ипостась имела свое название. И Солнцу в каждой ипостаси давалось имя. Как и было принято у людей Солнце в каждой точке проходило своеобразную инициацию и получало новый статус.

21-22 декабря – Дни зимнего солнцестояния – Ипостась Коляда

20 марта – День весеннего равноденствия – Ярило

20-21 июня – Дни летнего солнцестояния – Дажьбог

22-23 сентября – Осеннее равноденствие – Хорс.

Праздники Большого солнечного креста отмечались или в дату солнцеворотов или рядом с ней.

25 декабря – Коляда - Рождение солнца.

Коляда - один из крупных славянских праздников. Очень важная точка в годовом цикле. Праздник приурочен к дате зимнего солнцестояния - 22 декабря, но народное празднование Коляды все же смещено на 24-25 декабря. Эти дни - период рождения Нового солнца, нового солнечного года. Шли гадания и прочие ритуалы, призванные уберечь будущее семьи, рода, подкорректировать его и т.п. Колядовщики ходили по дворам, пели колядки.

20-21 марта - Комоедицы или Масленица – Солнце переходит в фазу Ярилы. Весеннее равноденствие 20-21 марта, а не так как принято в христианской традиции перед постом. В это время день становится длиннее ночи, пробуждается природа и Ярило-солнце растапливает снега, все вокруг начинает набирать Жизнь и Силу. Деление года у древних славян определялось теми естественными, для всех наглядными знамениями, какие даются самою природою. Год распадался на две половины: летнюю и зимнюю, — и начинался с первого весеннего месяца — марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни и светлые боги приступают к созиданию своего благодатного царства. Праздник был не только радостным, но и с горчинкой печали. В этот день провожали Марену – Зиму, провожая в ее Навье царство, и расставались с ней до будущей зимы. Хоть и надоела зима и богиня Марена – богиня смерти и приходит она часто в печальные часы, забирая родных и любимых. Но у Славян не было жесткого деления на злых и добрых богов. Все боги для них были Родными – Дедами и Бабками. И Марена была такой же Родной ведь не всегда плохо то, что у тебя что-то забирают навсегда. В этот день к чучелу Марены привязывали кусочки одежды или какие-то вещи, олицетворяя их с бедами, болезнями, нищетой. Отдавали Марене, то от чего хотели избавиться и просили, чтоб она унесла это с собой навсегда и сжигали.

20-21 июня – Купало – солнце входило в свою полную зрелость.

Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета всех животворящих сил Матушки Природы. Один из самых значимых праздников у славян. Особенность данного обычая кроется во времени его наступления: рубеж двух периодов солнечного цикла в течение года. В день празднования Купалы солнце достигало высшей активности: самое продолжительное светлое время суток, и самая короткая ночь. Именно после Купалы, как считал народ, солнце начинало «угасать», день шел на убыль. Все дни летнего солнцестояния считались праздничными. Это были зеленые Святки – неделя отдыха после посадки урожая. В это время роль человека в предстоящем урожае была мала: все зависело теперь лишь от погоды. Поэтому люди стремились добиться ее благоприятствования, осуществляя соответствующие обряды. По народным приданиям данный праздник олицетворял соединение Неба (Отца) с Землей (Матерью), Огня и Воды, мужа с женой. Считалось, что в сердце каждого человека расцветает Огнецвет, и Природа наполняется любовью. Неотъемлемый атрибут купальской ночи, когда принято разводить очищающие костры. Зажигали их только от живого бессмертного источника огня – пламени, добытого путем трения дерева об дерево. Вокруг очищающих костров плясали, и прыгали через них, чтобы очиститься. Считалось, что в таком огне сгорают хворь и порча. Поэтому матери бросали в костер белье болевших ребятишек, а между кострами многие проводили скот. В некоторых местностях, помимо очищающих костров, поджигали бочки или колеса, и, надев на шесты, носили их – яркая символика солнца. Вода в этот день приобретала магические свойства, как считалось в народе. С этого дня много купаться в источниках. Целебной считалась и утренняя роса. На рассвете люди выходили босиком на траву, умывались росой, стремясь сохранить (или возвратить) здоровье, красоту. Незамужние девушки умывались росой трижды, произнося специальные заговоры, чтобы поскорей выйти замуж. Союз воды и огня, характерный для праздника Купалы, считался источником природной силы. Поэтому костры нередко разжигались на берегах рек. Множество обычаев и преданий на Ивана Купала связано с растительностью. Собранные в праздничную ночь травы считались особенно целебными, своеобразными оберегами. Центральное место среди растительности в эту ночь занимал Папоротник. Считалось, что Цветок Папоротника, расцветающий лишь на мгновение в полночь, точно укажет, где зарыт клад.

22-23 сентября - Родогощь или иначе – Таусень (Овсень) - самый крупный осенний праздник. Так же это была только переходная стадия – начало старости, это также окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая. Урожай уже собран и уложен в закрома, а Хорс – Осеннее Солнце, уже не прогревает землю, как в летнее время. Деревья в садах и в лесах перекрашивают свои листья и подготавливаются к зиме. Ветви деревьев сбрасывают свою яркую листву-одежду, и остаются совсем неприкрытыми. В древние времена он же был праздником Нового Года (новолетье), в результате чего, позже, при переносе празднования нового года произошла путаница с пониманием времени его проведения.

Окончанием периода старости является Карачун (19-22 декабря) в это время и происходит уход солнца – старца на покой, чтоб родиться в скорости вновь Колядой. Это время самых темных ночей и передача полной власти Зиме-Марене. Канун, конец Коло Года - самый короткий день в году и самая длинная ночь. Это, последний день накануне Зимнего Солнцеворота. Когда Чернобог (Кощей-Корочун, в образе Старца с Серпом Жнеца завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.

Так же существовали праздники Малого солнечного креста, знаменующие собой пик ипостасей солнца.

Малый крест выглядел так:

2 февраля – Громница (Громницы, Среченье, Зимнее Перунье) -солнце начинает набирать силу и уже начинает сиять ярче на небе. Это первые попытки заявить свои права Марене - Зиме – царствующей в это время в Явном мире. Первое проявление силы солнца младенца. По народным поверьям, в этот день единственный раз за зиму гремит гром, Громовержец Перун начинает битву с силами Зимы и хлада. Другое широко распространённое название Громницы — Среченье, то есть Встреча. По Славянским сказаниям, в эту пору Зима встречается с Весной (или с Летом).

23 апреля - Ярило Вешний - с этого времени начиналась Красная горка. В народе говорили: «Ярило с Весной Лелей свадьбу играет». Вот именно в это время проявляется в полную силу его ярая сила. Происходит отмыкание земли – оплодотворение. Землю готовят к посевам.

По поверьям в этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — на Ярилину росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!».

После Ярилы последующие две недели назывались Красной горкой, которая праздновалась на Руси ещё до принятия христианства. Это событие происходило весной, когда начинался весенний разлив вод. Природа просыпается от зимнего сна, наступает начало нового жизненного цикла – ещё надо несколько дней подождать пока спадёт вода и земля прогреется, и пора приниматься за полевые работы. А пока, можно порадоваться тёплым лучам весеннего солнца, нагуляться и надышаться вдоволь ароматом тёплой земли и запахом распускающихся почек, повеселиться и поиграть на свежей зелёной травке, которая успела показаться на вершинах холмов, освободившихся от снега. Отсюда пошло название «Красная горка». Издревле красный цвет почитался более всего и всё самое лучшее, привлекательное и радостное называлось «красным». Красная горка – была также и торжеством любви, зарождения чувств и надежд – не была фиксированным праздником одного дня. Красные горки устраивались в течение нескольких дней, поэтому этот праздник можно определить скорее, как увеселительное действо, с определёнными обрядовыми песнями, хороводами, играми и обычаями, которые были настоящим событием в жизни молодых людей. На Красную горку парни и девушки знакомились, выбирали себе суженных и в игровой, шутливой форме (во избежание обид в случаях несовпадения выбора) оглашали и выказывали свою привязанность и симпатию. Все наряжались в самые красивые и лучшие одежды. Девушки и женщины вплетали в волосы цветные ленты и повязывали расписные платки, чтобы привлечь внимание и понравиться любимому. Играть свадьбу на «Красную горку» популярно и по сей день. Нужно заранее учесть, что цены на свадебные услуги в этот период довольно резко поднимаются из-за большого количества желающих соблюсти традиции и верящих в то, что свадьба, состоявшаяся на «Красную горку», принесёт счастье семье

20 июля – Перунов день (по некоторым версиям 2 августа)

Перунов день (20 июля/2 августа) — день всех воинов-защитников Родной Земли, а так же всех честных радарей-пахарей. По народным поверьям, дождём в этот день смываются злые чары — «лихие призоры» (сглазы и порчи) и многие болезни. В христианской традиции в этот день отмечали Ильин день (Илью-пророка), в образе которого явно появились черты Перуна - бога громовержца, ездившего по небу на громыхающей колеснице и который по сути дела просто сменил имя, оставшись тем же почитаемым божеством. Так же в этот день (2августа) отмечают День ВДВ. Перун – воин. Самый близкий из славянских богов к Явному миру. Таков, по воззрениям народа, Илья-пророк в которого превратился со временем Перун, олицетворяющий собой праведный гнев Божий. В христианскую эпоху на Руси этот день именуется «грозным», и повсюду день, посвященный его памяти (20 июля или 2 августа) считается одним из самых опасных. Во многих местах, крестьяне даже постятся всю ильинскую неделю, чтобы предотвратить гнев пророка и спасти от его стрел свои поля, свои села и скотину. После этого дня вода в реках начинала остывать, прекращались купания в открытой воде.

У славян ночь с 31 октября на 1 ноября называется Велесова ночь и после этого уже в явный мир начинает входить Марена-Зима чтоб принять власть и властвовать всю зиму вплоть до Масленицы – Комоедицы. Следующий день (1 ноября) иногда называют Мариным днём. С этого дня в Явный мир входит Марена-Зима. Славянские традиции: Велесова ночь – это ночь великой силы, когда истончаются границы между мирами, когда духи наших предков и тех, что будут жить после нас, предстают неотъемлемым целым, вместе с умирающим и обновляющимся миром, со стихиями и их мощью. Прежде всего, это семейный праздник. Считалось, что в Велесову ночь духи предков возвращаются к своим потомкам, чтобы преподнести им уроки и благословить весь род. Перед наступлением темноты разводили Огонь, прыжки через который, а также хождение босыми ногами по раскаленным углям было обрядом очищения и освобождения от злых сил. В этот день поминали усопших. История Мира приходит к нам вместе с душами умерших предков. В этот праздник люди старались насладиться каждым вкусом, каждым запахом и ощущением. Почувствуйте, что они – живы.

Подведение итогов.

Вопросы педагога:

1.Назовите названия славянских месяцев.

2. Какие названия были у праздников Большого солнечного креста?

3. Что делали славяне на праздник Коляды? Масленницу? Купало?

4. Назовите праздники Малого солнечного креста.

5. Что делали славяне в эти праздники?