СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Тема: Сохраним красавицу-ель.
Цель: Привлечь внимание к проблеме охраны лесной красавицы – ели в период празднования Нового Года. Внести свой вклад в сохранение сосновых и еловых насаждений.
Задачи:
Расширить знания детей о хвойных деревьях, о их роли в природе и жизни человека.
Развивать познавательный интерес учащихся.
Способствовать развитию общечеловеческих ценностей, прививать чувство бережного отношения к природе.
Форма проведения занятия: Традиционная
Виды форм организации деятельности: Беседа, рассказ
Оборудование: ноутбук, бумага формата А3, цветные карандаши.
Методический и дидактический материалы и наглядность: иллюстрации хвойных деревьев и растений, стихотворения о лесных красавицах, схемы изготовления елочек.
Ход мероприятия
– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии.
– Прежде чем начать наше занятие, я бы хотела вспомнить вместе с вами правила поведения на занятии.
Итак, 1…, 2…, 3… . Очень хорошо. На протяжении всего занятия мы будем придерживаться этих правил.
Ребята, мы сегодня с вами проведем очень интересное и важное мероприятие, отправимся в гости, но вот к кому и куда, вам придется догадаться самим.
Кто- то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо.
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил.
Может кот письмо,
Как мышку на окошко заманил?
– Ребята, к нам в центр пришло письмо, давайте посмотрим, что там внутри. В письме звери просят о помощи. - «Скоро Новый год, придут дровосеки и срубят нашу любимую елочку. Ребята приходите к нам в лес, чтобы спасти ее и расскажите всем, зачем нужны деревья в лесу».
– Поможем животным спасти лес, спасти их любимую ёлочку? (ответы детей).
– Молодцы, тогда отправляемся в путь.
– Сегодня на занятии мы ответим на вопросы:
– Зачем нам надо сохранять ёлку от вырубки, особенно в новогодние праздники?
– Можно ли обойтись в праздник без ёлочки?
– Чем можно заменить живую ёлочку?
– Что мы можем сделать для сохранения ёлок?
– Но, сначала, давайте чуть повнимательнее посмотрим на нашу героиню-ёлку (демонстрация иллюстраций).
Наша героиня - ёлочка, представительница хвойных деревьев. Мы с вами привыкли видеть небольшие ёлочки. Но эти деревья могут вырастать очень высокими, достигать 20-50 м в высоту. Высотой с дом.
– Посмотрите, какие бывают огромные ели. Есть ели с голубоватой, синевато-белой, золотисто-желтой хвоей и традиционно зелёной. А знаете, сколько лет растёт такая ель? (ответ детей). Оказывается рост деревьев в первые годы медленный. С 25 – 30 лет рост значительно усиливается и сохраняется равномерным, часто даже в 100-летнем возрасте.
– Послушайте, я расскажу вам, какое значение имеют хвойные растения.
Древесину взрослых хвойных деревьев используют при строительстве кораблей, домов, мебели.
Из древесины сосны изготавливают искусственный шелк, а из ели – бумагу.
Воздух в хвойных лесах очень целебный. Хвойные растения выделяют в воздух лечебные ароматические вещества, которые убивают болезнетворных микробов.
Лес – это богатство и краса, береги наши леса!
Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
Лес – это «легкие» планеты.
Лес – это зеленый наряд нашей Земли.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары.
Лес – это «зеленое золото».
Ведь очень хороша живая ель: у нее мягкие лапы и колкие иголки, неповторимый запах смолы и леса, природная строгость изумрудного наряда в сочетании с царской роскошью новогоднего убранства. Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрыты чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, зайцы прячутся под ветками ели. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток иное: вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие, в них семена. У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево. У сосны иголки длинные, более мягкие и светлые, чем у ели. Шишки короткие, округлые, твёрдые. Сосна выше ели, ветви наверху, ствол прямой и голый. У лиственницы иголки мягкие, как листочки, на зиму они опадают. Ветки шишковатые, на них висят маленькие шишки с семенами. На улице растет живая ель, у неё в земле корень, который в тёплое время года всасывает воду и питательныe вещества из почвы. По стволу и веткам движется сок, меняется хвоя - старая выпадает, новая отрастает. Каждую весну и лето ель растёт, становится выше, появляются новые ветки, старые становятся длиннее.
– Хвойные растения являются украшением города. В нашем городе растёт много ёлочек и сосен, назовите, где, возле административных зданий вы встречали хвойные растения (ответы детей). Правильно, молодцы. У нас в центре тоже есть и ель и сосна и другие хвойные растения.
Вывод 1. Итак, мы ответили, зачем нам важно сохранять ёлку от вырубки.
– Но, скоро праздник!
– Можно ли обойтись в праздник без ёлочки?
– Нет, конечно, это традиция. И нам надо беречь традиции своего народа. Как появилась на Руси эта традиция, какой царь этого захотел? (ответы детей).
Вывод 2. Итак, мы ответили, можно ли обойтись в праздник без ёлочки.
«Плач ёлки»
Ёлка мигнула ресницами, блеснула огнями стекла и речь свою грустную – грустную
С вопроса ко мне начала: «Зачем меня жизни лишили? Зачем этот блеск, мишура?
И песни и пляски - не в радость. Взгляни на меня, детвора! Я плачу, что нет здесь простора.
Нет ветра, нет снега такого, что в шубу меня нарядили и песню зимы сотворили!
Где ж танец зимней метели? Снежинок где хоровод? Не слышу я сказок леса
Оглохла совсем у вас – вот!..»
И ёлка ресницы сомкнула, тихонько – тихонько всплакнула, и – нечего делать - вздыхать:
Она начала умирать. Красавица стала бледнеть (Так страшно было смотреть!)
Посыпались иглы, игрушки… Не стало зелёной подружки…
И становится нестерпимо жаль: когда заканчивается новогодний праздник, на следующее утро улицы заполняют выброшенные обнаженные деревца, ставшие за один день ненужными и отвергнутыми. А сколько лет еще они могли бы расти и служить домиками для лесных обитателей, дарить тень и прохладу в жаркий летний полдень, уберегать от ветра и бури зимними морозными вечерами.
– Итак, следующие вопросы. Как же не использовать настоящую живую ёлку в праздник?! Чем её можно заменить?! Ваши варианты? (ответ детей).
Искусственная ёлочка из магазина. Ну, а как же запах ёлки? (ответ детей). Можно использовать пихтовое масло. Можно сделать ёлочку своими руками.
– Посмотрите, я вам приготовила варианты изготовления ёлки. Вы сможете дома с родителями попробовать сделать.
– Итак, можно сделать ёлку своими руками.
– О чем могут говорить две подружки, если встретятся: ель, стоящая под снегом в лесу и украшенная елка дома, которая была срублена.
1. В лесу я родилась
В лесу всегда расту,
Зимой и летом стройная
Зеленая стою.
Метель поет мне песенки
– Спи, елочка, бай-бай,
Снег засыпает веточки
– Смотри, не замерзай.
Трусишка-зайка серенький
Под елочкой сидит.
Порою волк, сердитый волк
За зайчиком следит.
И белочка пушистая
В дупле моем сидит,
И лакомиться шишками
С бельчатами здесь спит.
И весело с подружками
В лесу мне здесь стоять.
2. Я тоже росла на опушке,
Рядом с тобою, подружка.
И очень мечтала,
Ах, как я мечтала
К ребятам попасть в Новый год!
И вот однажды, проезжавший мимо на санях,
Приметил меня, и взял он с собой,
На праздник меня поставили в зале
Украсили бусами и мишурой.
Ах, как там было прелестно!
Ах, как там было чудесно!
Но кончилось все после шумного бала,
В овраге лежу, никому не нужна я.
Я вся пожелтела, опала
И вот погибаю, беда!
Зачем же губить понапрасну
Зеленую эту красу.
Я была так прекрасна
В зимнем белом лесу.
– Что случилось с елочкой, которую срубили? (ответы детей).
Вывод 3. Итак, мы ответили, чем можно заменить живую ёлочку.
– У нас остался последний вопрос. Так что же мы можем сделать для сохранения ёлок?
1 – Поставить дома искусственную ёлку.
2 – Сделать ёлку своими руками.
3 – Использовать листовки в защиту лесных красавиц!
«Живи, елочка!»
Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень –
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!
Вывод 4. Итак, мы ответили на последний вопрос, что же мы можем сделать для сохранения ёлок.
– Ребята, а сейчас творческая минутка. Создаем экологическую листовку «Сохрани ель» (дети рисуют).
– Молодцы ребята, нарисовали красивые листовки в защиту ели. И теперь нам пора возвращаться обратно.
– Дети скажите, вам понравилось наше необычное путешествие? - А что вам больше всего понравилось? (рассказы детей).
– Молодцы ребята, узнали, зачем нужны деревья в лесу, нужны человеку, а самое главное мы помогли зверям спасти елочку.
– Вы теперь всем расскажите, что нельзя рубить деревья! А на Новый год можно и обойтись искусственной елочкой или сделать самим!
Земля планета наша
Зеленеет с каждым днём
Давайте все пообещаем
Российский лес хранить!
А елочке красавице
Желаем долго-долго жить!