СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий воспитательного занятия по теме «Милосердие… Нужно ли оно в наше время»?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия: расширить представление детей о таком качестве человека как "милосердие".

Просмотр содержимого документа
«Сценарий воспитательного занятия по теме «Милосердие… Нужно ли оно в наше время»?»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Бахчисарайская специальная школа-интернат»










СЦЕНАРИЙ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

3 КЛАССА

СТАРОСТЮК АННЫ ИВАНОВНЫ

ПО ТЕМЕ: «Милосердие… Нужно ли оно в наше время»?
























г. Бахчисарай,

2023 г.

Сценарий воспитательного занятия по теме

«Милосердие… Нужно ли оно в наше время?»


Цель: расширить знания детей о таком качестве человека как «милосердие».

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать развитию таких ценностных качеств, как: доброта, искренность, великодушие, милосердие, бескорыстие.

Развивающие:

  • развивать представления детей о добре и зле;

  • вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик и желание помогать окружающим;

  • способствовать развитию связной речи детей, мышления, внимания, познавательной активности, памяти;

  • обогащать словарный запас детей.

Коррекционные:

  • коррекция связной устной речи, зрительного и слухового восприятий;

  • коррекция личностных качеств (развитие терпения, эстетического вкуса, культуры поведения, дружелюбия).

Воспитательные:

  • формировать желание помогать в трудной ситуации, воспитывать нравственные основы, культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа: беседы о доброте и милосердии, необходимости помогать больным людям; чтение сказок и рассказов о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение пословиц.

Оборудование: бумажный цветок, бумажные сердца, методическое пособие «щенок», набор картинок, корзинка с сердечками, ноутбук, презентация.


Ход занятия.

I.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята. В начале нашего занятия я приглашаю вас встать в круг. Это будет круг радости.


Круг радости
Сердце добрым быть должно
Так оно сотворено
Чтоб дарить любовь и свет,
Всем вокруг десятки лет!

Учитель. Добрые люди дарят любовь и доброту тем, кто их окружает. Давайте и мы улыбнемся и передадим друг другу тепло наших сердец и рук прикосновением ладошки.

Учитель. А теперь, ребята, садимся за парты.

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут
Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его
Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром


Учитель. Дети, а что значит быть добрым?



II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие. И поможет нам в этом один мальчик, герой истории, которую мы сейчас послушаем.

Вы внимательно слушайте, а потом ответите на вопрос:


- Каким словом назвал продавец мальчика?


Однажды я решила пойти в Зоомагазин. Там было много разных животных. Но я обратила внимание на мальчика, который долго смотрел на маленьких щенков.

Поприветствовав продавца, он робко спросил сколько стоят щенки. Продавец назвал цену. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь.

– У меня столько денег, – грустно сказал он.

– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул щенков из большого короба. Оказавшись на воле, щенки бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку.

– Скажите, а что с этим щенком? – спросил мальчик.

Продавец ответил, что у этого щенка больные лапки.

– Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался.

– Вот его - то я и хотел бы приобрести.

– Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось.

– Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок.

– Этот щенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он.

Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие щенки. Мальчик обнял щенка, поблагодарил продавца и стал, прихрамывая, выходить из зоомагазина. Продавец понял, что у мальчика тоже проблемы с ногами. Ребенок обернулся на продавца и сказал:

– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. А этому щенку нужен тот, кто бы понимал, как ему тяжело.

Немного помолчав, продавец сказал:

– Я хотел бы, чтобы у всех щенят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- Так каким словом назвал продавец мальчика?

Давайте посмотрим на экран и найдём это слово

  • Равнодушным (Слайд 2)

  • Жадным

  • Милосердным

- Как вы думаете, подходит это слово мальчику? Почему?

- А что значит «милосердный»?


III. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Чтобы узнать, что такое милосердие? Определить, какими качествами должен обладать милосердный человек и нужно ли быть милосердным в наше время, я приглашаю вас в путешествие по «Доброму миру», в страну под названием «Милосердие».

Тема занятия: «Милосердие…Нужно ли оно в наше время»?» (Слайд 3)



IV.Работа по теме.

1. Беседа.

-Ребята, давайте определим, что обозначает слово «милосердие»?

Это слово состоит из двух слов (это значит у человека милое сердце).

(Слайд 4)

Это сердце, которое милует, любит, жалеет. (Слайд 4)

А ещё это сердце (доброе, заботливое, внимательное) (Слайд 5)

«Милосердие» - это доброта, жалость, помощь, прощение (Слайд 6)

(На доске вывешиваются карточки с этими словами).

Какое это красивое слово – милосердие!


2. Работа с цветком милосердия.

Доброта и милосердие – способны творить чудеса. Давайте это проверим.

Когда я шла на работу, около школы на земле лежал цветок.

- Посмотрите, у него на лепестках висят слезинки, он плачет.

Это не просто так. Он, наверное, просит у нас помощи.

Тут ещё на слезинках картинки.

Давайте снимем с него слезинки и посмотрим, почему он плачет? (дети подходят, рассматривают на слезинках карточки с изображениями плохих поступков детей, обсуждают).

- Таких людей можно назвать милосердными? (нет). А почему?

-Посмотрите, какой он яркий и красивый стал наш цветок? - Как вы думаете, почему он стал таким? (мы не оставили его в беде, освободили его от тяжелых слез и плохих поступков)

- Не чудо ли это?

- Милосердие - это помощь тем, кому трудно, одиноко, тем кто попал в беду. Это сострадательное, доброжелательное, заботливое, отношение к другому человеку, животным, природе. (Слайд 7)

- Считается очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание. Такого человека называют бессердечным.


3. Милосердие в героях книг и мультфильмов. Путешествие «В страну сказочных героев».

Милосердию учат и герои сказок.

Посмотрите на экран. Кто этот сказочный персонаж? Самый известный и добрый доктор в мире.

а) Доктор Айболит К. Чуковского (Слайд 8)

- Как звери к нему относятся? Почему?

б) «Мешок яблок». Сказка В. Сутеева (Слайд 9)

- Как поступил заяц? (Заяц раздал яблоки всем зверям, а себе ни одного не оставил). - Как звери его отблагодарили? (Заяц был щедрым, не жадным, бескорыстным)

в) «Цветик-семицветик». (Слайд 10)

- Кого мы видим на экране? Сколько было желаний у Жени?

- Какое желание Жени оказалось самым радостным, счастливым? (Девочка Женя потратила последний волшебный лепесток, чтобы вылечить больного мальчика Витю).


4.Физминутка Игра «Что такое доброта?»

Все встают в круг. Учитель произносит слова, а дети выполняют движения.

- Что такое доброта? Это сердца красота! Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева: красота?  - Красота!

- Что такое доброта? Это сердца красота! Подмигни соседу справа, подмигни соседу слева: красота? - Красота!

- Что такое доброта? Это сердца красота! Обними соседа справа, обними соседа слева: красота? - Красота!


5. Истории о милосердии.

Послушайте несколько историй из жизни детей и скажете потом:

- О ком из детей можно сказать: «Он проявил милосердие»?


1. Мальчик и девочка спешили домой. Шёл сильный дождь. Вдруг они
услышали писк. «Кто это в кустах?». Они наклонились и увидели маленького
котёнка. Котёнок от холода не мог мяукать, а пищал. Саша взял его прижал к
себе и понёс домой.

2. Мальчики во дворе затеяли игру в прятки. Игорь побежал за ящик,
споткнулся, упал. К Игорю подбежал Миша и Юра. Миша посмотрел на
ссадину и засмеялся: «Подумаешь, ерунда какая. Стоит из-за неё реветь». А Юра вот что сказал: - «Ты сильно ударился, но потерпи, успокойся. Дай я подую, и тебе станет легче. А потом я помогу дойти домой и мы перевяжем тебе коленку».


Учитель. Человек должен быть добрым и милосердным не только по отношению друг к другу, но и ко всему окружающему миру: животным, растениям, как мы увидели из первой истории.


6. Милосердие в военное время.

Рассказ учителя.

Доброта и милосердие особенно важны в военное время. Сегодня я хочу обратить ваше внимание не на бой, не на бойцов, а на девушку, у которой на руке мы видим красный крест. Это медсестра.


Показ фрагмента боя (Слайд 11)

- Какой подвиг совершила медсестра? (перевязала раны и оттащила раненого в госпиталь, рискуя своей жизнью)

- А знаете, как называли этих медсестёр раньше? (Сестра – милосердия).

- Почему так называли этих девушек сестрами — милосердия? (они спасали и в наше время спасают жизни людей)


7. Беседа. «Нужно ли милосердие в наше время?»

Мы живём в очень тревожное и опасное время. Наши солдаты участвуют в специальной военной операции. Граждане нашей страны оказывают им посильную помощь: собирают средства на вооружение, одежду. Учащиеся нашей школы тоже, как могли, поддерживали наших воинов: писали письма, делали открытки с пожеланиями скорой победы.


8. Поляна добрых дел.

Посмотрите на картинки и скажите, как мы ещё можем проявить милосердие в наше время? (Слайд 12, 13)

(Приютить бездомное животное, донести тяжёлые сумки, помочь пожилому человеку перейти через дорогу, сделать кормушки и подкармливать птиц зимой, подарить свои игрушки тому, кто в них нуждается, посетить больного одноклассника, поиграть с маленьким братиком или сестрёнкой) и ещё много- много разных полезных дел.


9. Игра «Доскажи словечко»
Поиграем в игру, которая поможет нам запомнить правила проявления милосердия.

«Если вижу я беду, то я мимо…(не пройду)
Доброту не забывай, людям смело…(помогай)
В мире есть еще слова, нам их тоже знать пора,

Добрым словом не скупись, сердцем слушать… ( научись)


10. Игра «Волшебное сердечко». А ещё, что такое доброта, нам помогут разобраться пословицы и поговорки.
Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Существует множество пословиц и поговорок о добре.

Я называю первую часть пословицы, продолжает тот ученик, у которого в руках окажется сердечко.


1. Дружбу помни, …..а зло забывай.

2. Про доброе дело …и говори смело.

3. Жизнь дана ………на добрые дела.

4. Добрые дела ……..дороже денег.

5. За добро ………….злом не платят.


11. Сбор картинки с изображением щенка.

А сейчас, ребята, мне хочется, чтобы мы вспомнили мальчика из рассказа, который я вам читала в начале занятия. Мне очень хочется, чтобы он был не одинок. Давайте мы ему сделаем подарок. А, какой, вы догадаетесь сами, когда соберёте рассыпавшиеся числа.

- Кто у нас получился? (щенок)


V.Рефлексия.
- Какое красивое слово мы сегодня узнали? (милосердие)

- Давайте вспомним, какими нравственными качествами должен обладать милосердный человек.

 В этой маленькой корзинке

   Много качеств разных есть.

   Всех их нам не перечесть.

   Выбирая, не спеши.

   Бери, что важно для души.

(В корзине сердечки, на которых написаны слова: доброта, жалость, отзывчивость, щедрость, злость, жадность, сострадание, помощь).

Дети выбирают, те качества, которыми должен обладать милосердный человек и располагают сердечки на доске вокруг большого сердца.


Наше занятие подошло к концу.

- Скажите мне, пожалуйста, где же находится царство милосердия?

Правильно, в сердце человека.

Посмотрите, какое доброе сердце мы с вами собрали.

И мне, конечно, хотелось бы, чтобы в вашем сердце тоже царили только доброта, любовь, забота о своих ближних и других людях.