Сценарий выступления.
Мастер-класс «Необычное в обычном и привычном!»
Смирнова М.Ю. –
учитель русского языка и литературы МОУ Шишково-Дубровская СОШ
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри!
Сегодня я предлагаю вам вспомнить школьные годы и вместе со мной ответить на вопрос «Учиться в школе легко или трудно?». Мы знаем, что этот вопрос интересовал всех и всегда, над данной проблемой работали все поколения.
Лично мне очень понравились слова Саади «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев». Мы должны сделать все для того, чтобы ученикам было интересно, чтобы они занимались поиском необходимой информации, развивали воображение, т.к. в русском языке и литературе мы часто используем символические образы, подбираем ассоциативные ряды.
Тема моего мастер-класса «Необычное в обычном и привычном». Я думаю, что все из вас согласятся и поддержат слова старинной мудрости: «Всматривайтесь в привычное – вы увидите необычное, всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое, всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное, всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.» Поэтому успех в нашей жизни приходит к тому, кто к нему стремится.
Давайте вместе с вами вспомним, как вопросы успехов и проблемы учеников/учителей отражались в кинематографе, в пословицах и поговорках, в литературе и живописи.
Всем известны пословицы и поговорки об учебе. Продолжите?
А теперь вспомните, пожалуйста, художественные фильмы, сказки, мультфильмы о школе, учениках, учителях.
Кто из писателей рассматривал вопросы и проблемы учебы в школе?
Все это обычно, известно, привычно. Я хочу показать вам сегодня на примерах репродукций картин, как можно в привычных и знакомых уже моментах увидеть необычное. Вот перед вами репродукции картин Ф.Решетникова. Что-то необычное видите? Какие элементы их объединяют? А ведь это трилогия. Они являются продолжением друг друга.
На уроках русского языка и литературы я часто привлекаю произведения живописи. Например: «Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной» - живописцы И.Шишкин и В.Поленов и их картины об осени. Изучая стихотворение М.Лермонтова «На севере диком» мы рассматриваем и картину И.Шишкина. Вывод: «Двойное ощущение не только одиночества, но и могучести, мощности жизни, в которой каждый может найти свое место под луной.» И.Шишкин пейзажист, поэтому его картины мы привлекаем ко многим произведениям, когда говорим о любви к природе, о мотивах дороги и одинокого путника.
А теперь рассмотрим картину И.Шишкина «Рожь». Она всем очень хорошо известна. Мы видим дорогу, рожь, голубое небо. Очень привычный нам пейзаж. Правда? Но такой картины в жизни вы не увидите. В чем же несоответствие действительности?
Золотой и голубой цвета характерны для православных икон, что уравнивает русскую природу с природой божественной.
Символическое значение сосен – выносливость, сила жизни и прочность. Деревья – былинные богатыри, охраняющие ржаное поле. Диссонанс – погибшее дерево (личная трагедия, когда художник потерял отца, жену и двух сыновей).
Проселок разрезает на 2 части – присутствие человека в пейзаже. 2 крошечных фигурки людей и грандиозность русской природы.
Тяжелые облака несут обновление и свежесть.
Мы «слышим» летнюю симфонию русского поля: жужжание шмелей, стрекот ласточек, шелест ветра.
Ржаное поле в наше время – редкость.
По дороге очень редко ездят.
(на поле ржи сосны не растут, они растут на песчаных, супесчаных и суглинистых почвах).
Что необычного вы видите в картине Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне. Весна»? Какое время года изображено?
Праздничная одежда женщины
Работа дается ей и лошадям легко, без напряжения
Ранняя весна, а женщина босиком, ребенок сидит на голой земле
Женщина больше лошадей
Тройной образ
(Вывод: Сказочный образ ВЕСНЫ, воплощенный в красивой женщине: прекрасной, легкой, нарядной, молодой, легко ступающей по земле, обновляющей мир, успокаивающей детей, ведущей за собой природу. )
Ну и еще один шедевр - Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». В чем необычность данного произведения искусства?
Алтарный прием композиции
Занавес с фигурами дан треугольником
Фигура Мадонны –матери ак бы идет, а не стоит на месте
Папа Сикст II («шестой» - лат.) изображен ниже мученицы Варвары
Шесть пальцев у Сикста; он похож на сморщенного старичка
У Мадонны нет нимба; одежда проста, ноги босы – похожа на сельскую женщину с тяжелым ребенком
Символ восхождения Бога
Мадонна парит по облакам
Душевные переживания Марии за судьбу сына
Облака – это головки ангелов
Херувимы опираются на крышку гроба
6 фигур
Показывая необычное в привычном, мы развиваем любознательность, заинтересованность к предметам, а это рано или поздно приведет к успеху. Поэтому не зря на вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать, кто сзади». И как итог нашему сегодняшнему мастер-классу я предлагаю вам создать синквейн «Уcпешный ученик» (схема перед вами). А я вот таким вижу успешного ученика.
Ученик
находчивый, любознательный
трудится, исследует, творит
Через тернии – к звёздам!
Труженик!
Родители дарят тепло, ласку, любовь, заботу.
Учитель дает знания, внимание, уважение.
Ученик воспитывает в себе творчество, любознательность, трудолюбие.
Таким образом, успех одного – это труд нескольких!!! (слайд: «Мечтай о великом, занимайся своим по-настоящему любимым делом, и ты научишься летать»)
В школе мы помогаем детям развиваться. Я согласна со словами Аристотеля, который на вопрос, как ученикам преуспеть, ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади».
Поэтому и каждому из вас желаю почаще находить необычное в привычности обыденной жизни, невероятное в очевидном. Ваша жизнь станет намного интереснее!