СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия кружка " Развитие речи"тема "Узнай сказку. Сказки авторские и народные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий занятия кружка "Развитие речи"тема "Узнай сказку. Сказки авторские и народные"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия кружка " Развитие речи"тема "Узнай сказку. Сказки авторские и народные"»

Внеурочная деятельность

Кружок «Развитие речи»

Даа проведения 18.04.19г.

Учитель : Токмакова А.М.

Класс: 1а

Тема: Узнай сказку. Сказки авторские и народные.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить различать народные и авторские сказки, развивать устную речь.

Тип урока: изучение новых знаний.

Предметные: умение выразительно читать целыми словами и по ролям, различать народные и авторские сказки.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки), умение участвовать в работе пары, группы.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая; объяснительно – иллюстративный

для воспитания высокой учебной мотивации, интереса к чтению.

Оборудование урока: м./м. оборудование, портреты писателей – сказочников, презентация «Узнай сказку. Сказки авторские и народные», таблички с названиями «Литературия», «Сказки, небылицы, загадки», «народные сказки» и «авторские сказки», карточки для работы в группах с макетами обложек книг - сказок «Теремок», «Вежливый кролик», «Сказка о золотом петушке», «Колосок», «Федорино горе», «Кот в сапогах», статьи из словарей В. И. Даля, Ожегова, Ушакова, карточки для рефлексии, раскраски «Сказки»


Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

-Ребята, к нам сегодня на урок литературного чтения пришли гости. Давайте повернемся и поприветствуем их. Спасибо, садитесь.

- Чего бы вы хотели бы пожелать одноклассникам на этом уроке?

- У кого сейчас хорошее настроение?

- Оно поможет вам активно работать на уроке, узнать много нового и интересного.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (10 мин)

Цели:- выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки.

  1. Речевая разминка. (Слайд 3)

а) Гимнастика для языка: «Зубная щётка», «Тесто», «Свеча».(Слайд 4)

б) – Читаем весело, громким шепотом, вопросительно:

На-на-на- к нам пришла весна,

Не-не-не- очень рады мы весне,

Ну-ну-ну- я люблю весну.

Чи-чи-чи-ручеек журчи,

Ча-ча-ча-вижу я грача,

Чу-чу-чу- по траве скачу.

Гу-гу-гу- мы гуляем на лугу,

Ты-ты-ты-на лугу растут цветы,

Ла-ла-ла- над цветком гудит пчела.

- По какой стране мы путешествуем на уроках литературного чтения? (Литературия ) (Слайд 7)

- Кто в ней живет? (литературные герои).

- Сегодня нас ждет новое путешествие.

- Что нужно, чтобы путешествовать по ней?

-Да, нам нужны знания, которые вы получили на прошлых уроках.

- Прочитайте, какие слова здесь зашифрованы? (Слайд 8 и 9).

2.Работа с учебником стр.29.

- Откройте учебники на с.29.

- Какой раздел мы с вами начинаем изучать? (Сказки, загадки, небылицы).

- Прочитайте, с чем мы познакомимся.

- Чему научимся?

- Чему будем учиться?


- Что такое сказки?

- Проведем словарную работу в группах:

1 группа – сведения из словаря Даля;

2 группа- сведения из словаря Ожегова;

3 группа – сведения из словаря Ушакова.

- Выберите и прочитайте кратко определение понятия «сказка»

- Как вы думаете, в нашем путешествии, да и в жизни эти знания нам пригодятся?

3. Повторение о звуках.

- Начнем строить «лесенку урока». Возьмите карточки. Как называется 1 ступенька? (Мы знаем!)

- Чем мы занимаемся на этой ступеньке? (Повторяем.)

- Для чего повторяют то, что уже знают? ( Повторение по теме «Звуки и буквы»)

- Поиграем в игру «Большое ухо». (Слайд 8)

- Для чего мы в нее играем? (Учимся точно слышать и характеризовать звуки речи)

- Как назвать всех, кого вы видите на этом слайде? (слайд 9) (Герои сказок)

- В именах каких героев встречается твердый согласный звук [к]?

- Дайте характеристику звуку, с которого начинается имя мультипликационного кота.

- В именах каких героев встречается звонкий непарный твердый согласный звук [р]?

- Что обозначает буква, с которой начинается имя бабушки с костяной ногой. (Я)

- Оцените свою работу на этой ступеньке урока.

4.Работа по учебнику стр.30.

- Как называется 2 ступенька? (Мы умеем!)

- На этой ступеньке нас ждет «Читалочка - обучалочка». Откройте учебники на стр. 30.

- Прочитайте статью, работая в паре, по очереди читая реплики диалога, текст и подготовьте ответы на вопросы.

- Что вы ответили на первый вопрос?

- Дополните ответ, данный в статье.

- Почему часто говорят «Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

- Что ещё будем делать в этом разделе?

- Оцените свою работу на этой ступеньке урока.

  1. Построение проблемной ситуации. (5 мин)

- Пора подниматься на новую ступеньку. Как она называется? ( Я хочу узнать!)

(открывается выставка книг с авторскими и народными сказками).

- У нас открылась выставка книг. Пройдите к выставке.

- Рассмотрите внимательно все эти книги, прочитайте информацию на обложках.

-Назовите их одним словом. (Сказки)

- На какие 2 группы можно разделить книги на выставке?

- Возьмите себе по одной книге. Прочитайте название, другие сведения. Определите, какая у вас сказка авторская или народная, положите её к нужной карточке.

(дети расставляют книги в 2 группы)

  1. Построение проекта выхода из затруднения. (10 мин)

- Что вам захотелось узнать? (Правильно ли определили сказки)? (Слайд 10 )

- А чему хочется научиться? (Правильно делить сказки на группы)

- Это цели нашего урока.

- Народные сказки пришли к нам из далекой старины. Из них мы узнаем, как жили наши предки, чем занимались, что любили, над чем посмеивались. В этих сказках – мудрость народа и советы нам с вами, как жить. Поэтому народные сказки живы до сих пор. Эти сказки есть у всех народов Земли.

- Сказки каких народов на нашей выставке? (Русского, украинского, мордовского , татарского)

- Где живут эти народы? (В России)

- На каком уроке вы об этом узнали? (Окружающий мир)

- Почему на этих книгах нет фамилий авторов?

- Какие книги во 2 группе? (Авторские сказки)

- Почему их так называют? (Рассматриваются книги, выясняются имена их авторов)

- Какой из двух целей нашего урока мы достигли? (Узнали, на какие группы делятся сказки)

- Оцените свою работу на этой ступеньке.

- Чему теперь будем учиться? (Делить сказки на группы)

- Порассуждайте, что нужно сделать, чтобы определить, к какой группе относится сказка?

(3-4 ученика выходят к доске и с книгой в руках рассуждают)

Физкультминутка

Три медведя шли домой:

(дети идут как медведь)

Папа был большой-большой.

(поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом,

(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка,

(садятся на корточки)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил.

(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

  1. Ввод в систему знаний (15 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

- Продолжим учиться делить сказки на группы по учебнику. Откройте стр. 31.

- Как называется сказка?

- Кто написал эту сказку? Как вы это узнали?

- Перед вами 2 сказки, какую из них мы отнесем к группе «народные»? (Слайд 11)

- Почему? (нет автора) Какая она?

- А вторая сказка? (Есть автор С.Я. Маршак. Значит, сказка авторская).

Краткие сведения о С.Я.Маршаке. (Слайды 12,13,14)

Один из самых читаемых детских поэтов России, Самуил Маршак родился под Воронежем в 1887 году.
Самуил Маршак был не просто детским писателем – он посвящал детям нечто большее, чем поэзия:  писатель трудился в Театре юного зрителя, возглавлял кружок детских писателей в Институте дошкольного образования, был руководителем детского издания «Воробей», активно помогал детдомам. В период  Великой Отечественной войны писатель размещал в передовых газетах короткие стихи о войне и мужестве, фельетоны против фашизма. Послевоенный вклад Маршака в развитие детской поэзии был отмечен множеством государственных наград, при его жизни началась активная экранизация его стихотворений – мультфильмы «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке» и других. Писатель умер в 1964 году, его могила находится на Новодевичьем кладбище. Единственный сын Самуила Маршака Иммануил Маршак продолжил дело отца.
- Какое задание дано к сказке? Можно ли писать в учебнике?

- Где будем работать? (На листочках)

2. Работа в рабочих тетрадях стр.30.

- Прочитайте сказку. Проверим, как вы восстановили последовательность сказки.

- О чём можно было бы рассказать дальше?

3. Работа в группе

-У вас на партах конверты с макетами обложек книг со сказками. Разделите их на группы.

- Проверьте свою работу по слайду. (Слайд 15)

- Кто хочет дать оценку работе своей группы?

- Какой цели мы достигли? (Научились делить сказки на группы)

- Оцените свою работу на этом этапе.

VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Цели:-соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, оценка участия в уроке.

- Закончилась лесенка нашего урока. Продолжите предложения последней ступеньки. (Теперь я знаю… Теперь я умею…)

- Из списка действий выберите те, которые мы выполняли, чтобы достичь наших целей. (Слайд 16)

( таблица: слушали, читали, писали, считали, решали, рассказывали, рассуждали, думали, сравнивали, искали информацию в тексте, искали информацию в интернете)

- Посмотрите на свою лесенку и оцените свою работу на уроке.

- Урок закончен. Спасибо за активную работу на уроке, я дарю вам раскраски со сказками. (Слайд 17)















Я знаю!

Я знаю!

Я умею!

Я умею!

Я хочу узнать…

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

Я хочу научиться…

Теперь я знаю…

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

Теперь я умею…

Я знаю!

Я знаю!

Я умею!

Я умею!

Я хочу узнать…

Я хочу узнать…

Я хочу научиться…

Я хочу научиться…

Теперь я знаю…

Теперь я знаю…


10